Психологический этюдик 3
По поводу своего опыта Томас выражает не слишком оригинальную идею: «Верую, ибо мошенничество.» Он также заявляет, что не имеет желания ни разоблачать, ни чересчур углубляться в тему. « Я слишком люблю то, что называю «нравственной поверхностью», человеческую поэзию, ясную и гуманную мысль...» Писатель предпочитает остаться с иллюзией, отвечающей каким-то его внутренним настройкам. Он не только допускает предположение о шулерстве, но даже на уровне разума считает его наиболее вероятным. И все-таки верит… Верит настолько, что включает в роман сцену, при чтении которой сколько-нибудь скептически настроенные читатели и критики лишь пожимают плечами, удивляясь с какого рожна в ткань вполне реалистичного рассказа попала подобная муть.
Часть эссе занимает рассуждение о том, насколько реальность оккультного – то есть возможность перевести душу в ощущения ставит под сомнение достоинство человека. Под «достоинством» понимается умение мыслить метафизически без опоры на чувственные данные. Томаса беспокоит, что если оккультизм окажется правдой, метафизика станет доступной любой кухарке, а не только утончённым интеллектуалам… Но, похоже, может все-таки смириться с принципиальной возможностью доступности потустороннего для масс…
Если верить «Википедии», один из медиумов барона был карманником и дезертиром, а вторая, «Ева С. », показывала в полутьме призрачные образы, которые при внимательном рассмотрении оказались вырезками из газет (барон фотографировал на сеансах). Манн дожил до появления в 1954 году разоблачительных статей. Если бы публикации попались ему на глаза, перестал бы он верить в самодвижущиеся платки? Вряд ли. Думаю, ему слишком хотелось верить существование души отдельно от тела…
Вывод отсюда, вероятно, двоякий. Во-первых, насколько осторожным следовало бы нам всем быть относительно своих убеждений. Во-вторых, насколько бесполезна осторожность в убеждениях, когда речь идет о влиянии на других.
Свидетельство о публикации №223050800276
С интересом прочитал. Спасибо.
Для мозга человека нет принципиальной разницы между реальными и воображаемыми объектами. В увлечении части публики спиритизмом и оккультизмом ничего необычного тоже нет. Просто людям подошел такой способ для получения сильных эмоций. Поэтому «писатель предпочитает остаться с иллюзией», хотя и допускает мысль о шулерстве. Одни ходят за сильными эмоциями играть в казино, а другие - к спиритам.
«Томаса беспокоит, что если оккультизм окажется правдой, метафизика станет доступной любой кухарке, а не только утончённым интеллектуалам…»
Томас очень удивился бы, узнав об альтернативном оккультизму сервисе lkz получения эмоций. В Южной Корее появилась услуга общения с цифровыми копиями усопших родственников. Пока стоит дорого, но сервис уже достаточно популярен. И это только жалкое начало.
Но и утонченные интеллектуалы тоже не пропадут. Всегда в закрытых сообществах для избранных будут свои эксклюзивные сервисы).
С уважением, Александр.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 10.05.2023 13:02 Заявить о нарушении
У Манна это был единичный опыт - примерно как попробовал разок наркотик, но наркоманом не стал. Говорят, Сартр однажды принял ЛСД - потом его некоторое время кошмары мучили... Возможно, Манн боялся, что подсядет. И ничего хорошего из этого не выйдет. У него было, по-моему, такое умение держаться на грани респектабельности и темных вещей, которые разрушительны.
Ritase 10.05.2023 15:43 Заявить о нарушении
Александр Галяткин Юлия Фадеева 10.05.2023 16:35 Заявить о нарушении