Новая Гиперборея. Глава 5

Антоний Отшельник.
Предсказатель, давай уточним кое-что. Та древняя и средневековая сверхсловесная Гиперборея, которую мы здесь неустанно обсуждаем, к настоящему времени уже затонула в волнах времени. Лишь вершины гор в виде отдельных необитаемых островков ещё кое-где торчат. И на одном из этих островков ты хочешь основать Заповедьгород для "выживших". Но ты уверен, что ты именно ту Гиперборею хочешь возродить?

Предсказатель прошлого.
У тебя возникли подозрения, что Гиперборея не настоящая?

Антоний Отшельник.
Вопрос не в том, настоящая или нет. В свете того, что здесь выше обсуждалось, возникает вопрос совершенно другой. Вот та "историческая Гиперборея" с почитанием Аполлона, Одина и им подобных, с приверженностью к "блаженной жизни" в виде телесных удовольствий, это действительно то, что ты, Прорицатель, хочешь возродить? Причём ведь гипербореи в описании древних писателей были склонны не к каким-то простым, "эпикурейским" удовольствиям (простой пище и здоровому образу жизни), а чрезмерным, из-за которых у них возникало пресыщение жизнью. Как это соотносится с нашим согласованным мнением, что пустынножителем сможет стать лишь тот, кто внутренне стремится к самоограничению и избегает излишеств?

Предсказатель прошлого.
Так ведь представление о гипербореях, как о ловцах удовольствий, как мы выше уже разобрали, возникло в головах у античных сочинителей, которые в образе гипербореев воплощали свои представления о блаженной жизни. Разве исторические народы североевропейской Гипербореи отличались неумеренной тягой к удовольствиям?

Антоний Отшельник.
Неумеренной, конечно, не отличались, но обычная тяга к телесным удовольствиям была. Если взять их жизненные целеполагания, воплощённые в представлениях о посмертном бытии, то картина выходит довольно живописная и, увы, в реалистичном стиле. Если возьмём описание скандинавского языческого рая, то он в общих чертах будет напоминать мусульманский - и здесь и там вкусно поесть и другие телесные удовольствия. Никакого намёка на то, что для праведной жизни следует отстраняться от потребностей своего тела, а, тем более, что в пакибытии оные потребности и вовсе упразднятся. Пусть представления о Вальхалле и заимствованы от аланов, но ничто не указывает на то, что представления о необходимости воздержания от телесных удовольствий были у древних германцев до того, как и на то, что они были у древних кельтов или праславян или предков балтийских и финских племён.

Вот поэтому я и спрашиваю, если это всё - Гиперборея, то следует ли нам её возрождать?

Предсказатель прошлого.
Вот умеешь ты, Отшельник, непростые вопросы задавать. Но из этого следует только то, что нам не следует возрождать старую Гиперборею с её тягой к удовольствиям. Нам нужно создавать новую Гиперборею со стремлением к самоограничению.

Антоний Отшельник.
Но тогда и ни Аполлона с его маниями, ни Диониса с вином/мёдом/сомой. В общем, никаких "расширений сознания".

Предсказатель прошлого.
Здесь спору нет, ничего такого, что могло бы закончиться "крышей на колёсиках", быть не должно.

Нэкохито Ронин.
По-моему, склонность к отстранению от телесных потребностей связана с развитым отвлечённым мышлением, то есть склонностью отвлекаться от действительности. Возьмём как пример хикикомори - они пренебрегают своими телесными потребностями, питаются одним рамёном и это потому, что все их мысли направлены к кавайному.

Антоний Отшельник.
Ронин, имей совесть, не приплетай сюда хикки. Не объяснишь ли мне почему, если зайдёшь в любую группу, где в названии стоит "хикикомори" или "хикки", там обязательно будет хентай?

Нэкохито Ронин.
Да потому что кругом одни нравственные уроды! Разве им понять сложные духовные искания японской интеллектуальной элиты?

Антоний Отшельник.
Духовные искания? Какие могут быть у хикки духовные искания?

Нэкохито Ронин.
Отче, что ты понимаешь в философии отаку? Хикикомори, они как древние отшельники-ямабуси, только уходят не в горы, а уединяются в своих комнатах. И там, проводя дни и ночи в медитации, они пытаются достичь просветления отаку-каваи-дзен! Но разве это могут понять охочие до хентая обыватели?

Антоний Отшельник.
Кавайные духовные практики?! Что-то новое в деле медитации. А не перед монитором ли они медитируют?

Нэкохито Ронин.
Это тоже род аскезы.

Антоний Отшельник.
Нэкохито Ронин.
По-моему, склонность к отстранению от телесных потребностей связана с развитым отвлечённым мышлением, то есть склонностью отвлекаться от действительности.

Ладно, Котосамурай, если не будем трогать хикки, то с твоей мыслью я согласен. Даже разовью. Не от склонности ли к отвлечённому мышлению идёт идея о невозможности изображения Бога? Не от осознания ли того, что идея Бога полностью отстранена как от идеи человека, так и от идеи любого другого живого существа или силы природы?

Предсказатель прошлого.
Возможно, только идея Бога была не полностью отстранена как от идеи человека (в книге Бытия указано что Бог хотел создать человека по образу и подобию своему), так и от идеи животного (израильтяне дважды изображали Яхве в виде тельца: один раз во время Исхода в образе золотого тельца, другой раз - после отпадения Израильского царства в виде двух тельцов в Вефиле и Дане). Скорее всего, эта мысль вызревала постепенно.

Но ты ведь это клонишь к тому, что истинные сверхсловесники не могли почитать Аполлона в том виде, в котором его изображали греки и римляне? Но язычники своих божеств могли почитать и в отвлечённом виде - в виде камня, например, как Элагабала.

Антоний Отшельник.
А все эти бычьи головы в большом количестве у Винчи - не суть ли примеры поклонения божеству в бычьем образе?

Предсказатель прошлого.
Необязательно, может это какие-то "херувимы" (некоторые ведь считают, что херувимы изначально - крылатые быки). А может быть бык напротив - жертвенное животное, как у почитателей Митры. Нельзя с точностью сказать, что это именно изображение божества.

А верования скандинавов - это достаточно позднее явление, они испытали сильное южное влияние (через герулов), и то, что они изображали своих божеств в человеческом облике - закономерно. И я, кстати, не припомню, чтобы гипербореи водружали Аполлону статуи, даже храмов, кажется, не строили.

Робинзон Грустный.
Если брат Антоний высказал свои сомнения по поводу североевропейской Гипербореи, то, пожалуй, и я последую его примеру.

Во всём рассуждении о "Гиперборее" куча нестыковок в разных местах. Предсказатель Прошлого уже когда-то писал об отличии Исландии от Фарерских островов - городов и там и там в допромышленные времена не было, но, ни фарерские Эдды, ни фарерских саги не известны, впрочем, как и более поздняя фарерская книжность. Ну ладно, Предсказатель скажет, что на Фареры переселялись одни люди, а в Исландию - другие, к тому же Фарерские острова были заселены ещё со времён среднекаменного века, а Исландия стояла пустая до Ингольфа Арнарсона. Тогда  давайте разберём кельтов. У скандинавов получается, сверхсловесными были те, кто уехали (в Исландию), а у бриттов - те, кто остались (в Уэльсе и Ирландии), ведь собственной книжности в Средневековье не имели не только бретонцы, но и шотландские гэлы (несмотря на наличие огамического письма). А ведь в Британии кроме Уэльса был ещё и Корнуолл (Думнония) - совсем рядом, за Бристольским заливом, но там тоже нет книжного наследия.

Что касается нашего Русского Севера, то там книжность восходит только к XVI-XVII векам, то есть временам, непосредственно предшествующим Расколу, а заселена Двинская земля русскими людьми была уже в XIII веке, но столь ранней книжности там не найдено.

Выходит, "Гиперборея", изначально представляла из себя отдельные и отдалённые друг от друга в пространстве и во времени "острова", а не единый "материк".

Предсказатель прошлого.
По Фарерам всё сказано, добавлю только о наличии рунического письма в догосударственную пору у всех германцев - письменность была, а исторические сказания у них отмечены ещё Тацитом, то есть, что-то вроде саг и эддических песен уже было, вот только в государственную пору всё исчезло, а как исчезает эпос у государственных народов, это вам лучше Книжник объяснит. Исландия - это своего рода заповедник, где сохранилось то, что было раньше свойственно для всех германцев (ну или, по крайней мере, для северных). Руны же в Скандинавии сохранялись достаточно долго: в шведской провинции Даларна даже до XIX века. Поскольку эта письменность негосударственная и нецерковная, то тамошние жители сохраняли её сами, следовательно, о сверхсловесности собственно скандинавских скандинавов можно говорить вплоть до промышленной поры.

Думнония была слишком рано завоёвана англосаксами - просто ничего не успели сохранить: здесь можно сравнить с  бриттским же "Древним Севером", там-то бардовская поэзия точно была, ведь Талиесин и Анейрин родом оттуда, но там даже и язык не сохранился. В Корнуолле, из-за того, что это "дальний угол" Британии, долго сохранялся язык среди сельских жителей, но ввиду своей бедности книг они иметь не могли.

На Русском Севере книги имели у себя не только старообрядцы. До нас дошли книги начиная с XVI века, потому что с этого времени они начали писаться на бумаге и значительно подешевели, а до этого пергаментные книги были очень дороги и простые крестьяне не могли себе их позволить. Но в те же времена (XIII-XV века) бытовали книги, написанные на бересте. Подобные книги дошли только очень поздние - из Сибири, но в исторических источниках они упоминаются, да и в Новгороде находили страницы, вырванные из таких книг. Так что, утверждать, что книжность на Русский Север принесли только старообрядцы, нет оснований.

Робинзон Грустный.
Извини, Предсказатель, но довод "могло быть, но пока не найдено", это из разряда басен о древнеафриканских высокоразвитых цивилизациях, без следа уничтоженных колонизаторами. Если была книжность на берестяных книгах, то почему потом эти произведения не были перенесены на бумагу? Русский Север - это заповедник культуры XVII века, но не более ранней. Кроме того, что туда бежали старообрядцы, утверждают также, что туда же ссылали и скоморохов - не с этим ли на самом деле связано изобилие эпического творчества?

Касательно рун, так ведь у германцев они имели волшебное предназначение - с их помощью гадали и колдовали. А писать умели далеко не все, встречается даже выражение: "пусть руны не режет тот, кто их не знает". А в Исландию поехали жить, очевидно, те, кто знал руны.

Предсказатель прошлого.
Скоморохов было немного и как они могли заставить значительную часть населения выучить былины?

Германцы гадали и колдовали с помощью рун, но они же ими и писали: просто тот, кто умел писать, был одновременно и колдуном. Да и колдовали с помощью старших рун, а писали младшими.

Те острова, о которых ты пишешь, Робинзон, - это "вершины гор" затонувшей Гипербореи, глухие места, в которых сохранилось то, что было свойственно некогда всей безгородской Европе.

Ярослав Волхов.
Вопрос по сути дела в том, что понимать под сверхсловесностью, которая присутствует у отдельных народов, либо их частей. Одно дело если это просто случаи, когда те или иные народности или их части имеют письменность, хотя, согласно теориям не должны бы (но это может означать просто то, что теории неверны). А если понимать в более узком смысле, как не просто грамотность, но и развитая изящная словесность в отсутствие городов и государств (или при отдалённости от государственных средоточий и сохранении догосударственных порядков), то тогда даже и туареги не подходят, и следует ограничиться Северной Европой.

Нэкохито Ронин.
Может быть, сверхсловесные народы, это те, у которых письменность существует в отсутствие школ или каких-либо общественных учреждений, готовящих писцов?

Предсказатель прошлого.
Возможно, но тогда случаи с тягой именно к литературе (Исландия и вообще Скандинавия, в меньшей мере бритты и скотты и с натяжками Русский Север) следует рассматривать как отдельное явление.

Вероятно, существуют разные гены сверхсловесности: одни предполагают лишь передачу навыков письма в семье (то есть примерно то же, что подразумевают под гиперлексией), другие же ответственны вдобавок и за склонность к собственно словесности, то есть чтению и написанию книг (или за наличие обширной устной словесности).

Нэкохито Ронин.
А в Исландии просто эти два явления совпали? Исландия, судя по количеству литературы, - это вообще особый случай.

Книжник Скорописец.
Вполне правдоподобное предположение. Исландцы славились своим умением слагать стихи и часто становились скальдами при дворах скандинавских королей. А один раз исландцы всем народом сочинили хульную песню о Харальде Синезубом - каждый должен был сочинить одну вису.

В Исландии огромное книжное наследие, учитывая историческую крошечную численность населения острова (не более 20-30 тысяч человек). Об исландцах вполне можно говорить как о "народе писателей".

Вообще у этого народа немало необычных особенностей - какая-то странная любовь к именам: в их фольклоре почти нет безымянных персонажей и названия местностей, где происходит действие, всегда указываются. Также отмечается нелюбовь к иностранным словам, они предпочитают создавать свои собственные, в то время как все другие европейские народы без тени стеснения похищают слова из чужих языков. Все исландцы помнят своих предков вплоть до времён заселения острова и не пользуются фамилиями. "Классического" родового общества у них никогда не было: племён не было, были большие семьи, но не роды в таком виде, как они существовали у шотландцев, черногорцев или албанцев.

Антоний Отшельник.
Что, нет заимствований из других языков? И даже из латыни? У них же должно было вестись богослужение на латыни до Реформации.

Книжник Скорописец.
Относительно церковного обихода не знаю, но вот научные слова они придумывают на основе собственных. Иногда получается очень забавно, так "динозавр" будет "тролль-ящерица". И ещё я позабыл упомянуть одну важную особенность их языка: исландская грамматика и фонетика не особенно изменились за столетия - похоже на то, что они вообще не очень склонны к переменам.

Робинзон Грустный.
Получается у них довольно закрытое общество?

Книжник Скорописец.
Ну, они всячески противятся тому, чтобы принимать беженцев по разнарядке (а своим ходом туда добраться, понятное дело, затруднительно), хотя, с другой стороны, всячески поощряют туризм. То есть, получается, приезжайте, гости дорогие, но не насовсем.

Робинзон Грустный.
Выходит, что их общество по-прежнему достаточно закрытое.

Нэкохито Ронин.
То есть, с одной стороны, это хорошо, когда общество в меру закрыто. Но, с другой стороны, есть люди, для которых такое общество привлекательно, а их не хотят принимать.

Робинзон Грустный.
Так пусть себе собственную общину создают. Мы для чего Заповедьгород постоянно обсуждаем?

Алексей Темнов.
Вам следовало бы написать книгу "Закрытое общество и его друзья".

Предсказатель прошлого.
Я всё-таки считаю, что в сверхсловесность была изначально свойственна всем народам Северной Европы. У исландцев, вероятно, действительно был какой-то "эффект основателя" (если сравнить с Фарерскими островами), но ведь много скальдов было и среди жителей материковой Скандинавии, да и появились они задолго до открытия острова. И если неизвестно скальдов до Браги Боддасона, то это не значит, что их не было, их могли просто забыть за давностью лет, так как считается, что до XII века поэтические произведения не записывались. И руны-то были распространены по всей Скандинавии (и не только).

Ярослав Волхов.
А вы, господа, уверены, что древние скандинавы действительно по своим обычаям и склонностям тождественны античным гипербореям? Любовь к музыке, танцам, пирушкам - это всё можно истолковать в разную сторону, но, во-первых, разве гипербореи были воинственны? Напротив, их изображали мирным "блаженным" народом. Налицо явное отличие как от германцев, так и от кельтов. И, во-вторых, разве гипербореи стремились к богатству? Аполлон - бог искусств, но не "искусства" накопления богатств, в отличие от Одина и того неизвестного кельтского бога, которого Цезарь отождествил с Меркурием.

Древнегреческий историк Феопомп с Хиоса в своей книге "История Филиппа II Македонского" передаёт миф об огромном материке Меропии. Согласно этому мифу, жители Махима, одного из городов этого материка, собрали громадное войско в десять миллионов человек для завоевания Гипербореи, но, в итоге, вынуждены были вернуться с позором, ибо не нашли в Гиперборейской стране ничего достойного разграбления.

Нэкохито Ронин.
Название "Меропия" происходит от Меропы, одной из Плеяд. Плеяды - дочери титана Атланта и его жены океаниды Плейоны. Плеяд часто называли по отчеству - Атлантиды, по чему можно судить, откуда у этого мифа растут корни. К тому же Меропа - самая тусклая из Плеяд, да ещё и единственная, кто была выдана замуж за смертного, да не за какого-нибудь достойного и великодушного, а за плута Сизифа. Явный намёк на то, что Меропия - худшая из Атлантид. Весь этот миф о Меропии - всего лишь пародия на платоновскую Атлантиду.

Ярослав Волхов.
Да суть не в том, что Меропия - это пародия на Атлантиду, суть в том, что гипербореи, согласно Феопомпу, не имели ничего, достойного грабежа, то есть довольствовались лишь самым необходимым, причём такими предметами обихода, которые вызывали лишь презрение у других народов, а не желание ими завладеть. Не это ли и есть та, столь много обсуждаемая склонность пустынножителей Заповедьгорода к самоограничению?

Но существовал ли в действительности в Северной или Средней Европе народ, столь презрительно относящийся к роскоши? Если исследовать археологические культуры железного века, то явное отсутствие предметов роскоши и стремление к упрощённому быту наблюдается у тех культур, которые соотносят с праславянами. И располагались они как раз у северной границы земледелия - то есть именно их с полным основанием и можно считать "блаженными" гипербореями. Именно праславяне были истинными гипербореями, если понимать под этим отсутствие стремления к роскоши и накопительству, о чём можно судить по скудости их вещественной культуры: грубая посуда (изготовленная даже без гончарного круга), простейшие орудия, отсутствие драгоценностей (следовательно, неразвитая торговля).

Гипербореи жили, как мы установили, там же, где указывает изначальную родину славян Нестор. Согласно перволетописцу, славяне ушли оттуда, поскольку были вытеснены волохами. В Средние века славянские народы называли волохами/влахами романцев, из чего обычно делают вывод, что славян прогнали римляне где-то на рубеже эр. Но, согласно археологическим данным, предки славян жили к северу от Карпатских гор гораздо раньше. Но если учитывать, что германцы называли "вельсками" кельтов, то эти "волохи" появились на среднем Дунае в третьем веке до христианской эры и они-то вполне могли прогнать праславян-гипербореев на север за Карпатские Альпы.

Алексей Темнов.
Но Тацит пишет, что венеды рыскают по всем землям между певкинами и феннами в поисках грабежа – следовательно, к накопительству они стремились.

Ярослав Волхов.
Как-то по археологическим данным это не прослеживается. К тому же Тацит ещё пишет о смешении венедов с сарматами - соответственно и влияние сарматских обычаев налицо. Речь у Тацита видимо идёт о той части венедов, которая жила пососедству с Дакией (и пососедству с сарматами, соответственно). Те же венеды, которые жили рядом с охотнико-собирателями феннами, то есть на северной границе земледелия, очевидно воинственными не были (ибо, что можно было отнять у охотников?).

Алексей Темнов.
Ярослав, по-Вашему, известная бедность материальной культуры праславян, происходит не из-за их отсталости, а вследствие природной склонности избегать роскоши? А как же грабительские походы славян на Балканский полуостров?

Ярослав Волхов.
Как я уже отметил, грабежом занималась та часть славян, которая смешалась с другими народами и испытала их сильное влияние. Постепенно склонность к самоограничению и мирной жизни под влиянием торговли и других народов у большинства славян к историческому времени исчезла. В то же время во времена славянских набегов на Византию некоторая часть славян всё ещё сохраняла гиперборейские нравы.

Так византийские летописцы упоминают, что в 583 году воины императора Маврикия поймали во Фракии трёх славян, у которых не было ни доспехов, ни какого-либо оружия, а одни только кифары. Славяне были приведены к императору и сказали ему, что живут они у края Западного Океана и идти до них пешком пятнадцать или даже восемнадцать месяцев. Аварский каган направил послов к их старейшинам, чтобы те дали ему воинов, для войны против Византии, но старейшины в ответ отправили этих трёх гусляров сказать кагану, что их страна находится далеко, поэтому воинов послать трудно. К тому же в их земле нет железа, и они не используют доспехи и железное оружие, поэтому жизнь их проходит мирно и без мятежей. И поскольку они не привыкли к войнам, они играют на лирах, ибо мирным людям свойственно предаваться музыкальным занятиям.

Конечно, утверждения о 15-18 месяцах пути - явное преувеличение, но определить, откуда они прибыли, не так уж и сложно. Край Западного Океана для жителей Средиземноморья - это Варяжское море, южные берега которого был плотно заселены славянами. Но земли южнобалтийских поморян не так уж и отдалены от аварских владений, поэтому три славянских гусляра не могли прийти оттуда. Остаётся восточный берег: там, недалеко от южного побережья Финского залива у Чудского и Псковского озёр уже жили славяне культуры псковских длинных курганов, бежавшие в конце V века на север от гуннского нашествия. А если также учтём, что в северо-восточной части Русской земли собственное производство железа отсутствовало на всём протяжении удельных времён, то нетрудно догадаться, откуда пришли те "гиперборейские" славяне, которые бежали к императору Маврикию, от удерживавшего их в качестве заложников кагана.

Робинзон Грустный.
Хм, что-то мне не верится в бессеребренничество древних славян. В "Слове о полку Игореве" слова "богатство", "золото", "серебро", "жир" (тоже богатство) на каждом шагу.

Книжник Скорописец.
А разве так в былинах? Там богатыри предпочитают "чару зелена вина" всем богатым дарам и пожалованиям. Видимо стремление к богатству, отмеченное в "Слове о полку Игореве", было свойственно жителям южных плодородных окраин Русской земли. Людям же, населяющим области, прилегающие к северной границе земледелия, где и сохранилось былинное творчество, тяга к стяжательству, по-видимому, была несвойственна.

Антоний Отшельник.
Неудивительно, что там завелись нестяжатели.

Предсказатель прошлого.
Согласен, для русской литературы вообще культ богатства несвойственен, даже если повествование ведётся о купцах.

Алексей Темнов.
А культ винопития свойственен?

Книжник Скорописец.
Не надо понимать "чару зелена вина", просимую богатырями у князя Владимира, как приверженность пороку винопития. Что есть "зелено вино"? Большинство исследователей полагают под ним водку - она-де продавалась в зелёной стеклянной посуде и поэтому-то была "зеленым" вином. Однако, во-первых, былинный богатырь, выпив чару "в полтора ведра" (явное преувеличение), совсем не хмелеет, а во-вторых, и это главное, зачем выпрашивать на княжеском пиру то, что можно купить в любом кабаке?

Ответ может помочь найти сравнение с валлийской поэзией - там очень большое значение придаётся тому, что король угощает своих воинов вином и мёдом, это выражение связи между ними, подобно раздаче золота в древнегерманской поэзии.

Вино в холодных странах не производится - завозится из более тёплых краёв. Однако же здесь просматривается большое различие между красным вином, которое употребляется всеми во время причащения и белым, которое доступно только тем, кто в состоянии его купить. Поэтому, разумно предположить, что "зелено вино", которое пилось на былинных княжеских пирах - это белое вино, употреблявшееся только в княжеско-дружинной среде. Поэтому, выпить чару зелена вина означает показать свою принадлежность к воинскому чину, и совершить подвиг ради чары зелена вина означает совершить его только лишь ради воинской доблести. А порок винопития тут вовсе не при чём!

Ярослав Волхов.
Однако же, истинным гипербореям не свойственны не только алчность и стяжательство, но и воинственность. В леса уходят жить те, кто, с одной стороны не склонен бороться с другими людьми, а с другой стороны не склонен чего-то требовать от других людей. С какой стати такие люди, живущие в крайней умеренности и избегающие вражды, станут нападать на другие племена, ближние и дальние?

Алексей Темнов.
Ярослав, Вы что же, всерьёз утверждаете, что великорусам не свойственна воинственность?

Ярослав Волхов.
В том смысле, чтоб совершать постоянные набеги на соседей, как германцы, - нет, не свойственна. Под отсутствием воинственности у гипербореев я понимаю лишь нежелание совершать грабительские набеги на другие народы, как в случае с аварами. Свои земли, естественно они должны были оборонять от вражеских вторжений.

Предсказатель прошлого.
Я, кажется, чувствую, куда дует ветер, так что обсуждать воинственность тех или иных славян мы здесь не будем.

Алексей Темнов.
Почему?

Предсказатель прошлого.
Потому что политика здесь не обсуждается. Договориться всё равно ни о чём не удастся, лучше избегать лишней вражды.

Робинзон Грустный.
Даже Нэко здесь политику не обсуждает.

Нэкохито Ронин.
Я, грешный, вообще давно уже питаю к политике отвращение. Теперь я пишу почти только о культуре народов Сибири и Дальнего Востока.

Робинзон Грустный.
Ага, а именно о том, что в клипах поп-групп стран Сибири и Дальнего Востока скрыты тайные пророчества о конце света и втором пришествии. Лучше бы уж ты о политике писал.

Нэкохито Ронин.
Устал я, Боб, от этих политиков: что бы они ни говорили - сплошные ложь и надувательство.

Робинзон Грустный.
Ну конечно, если какая-нибудь "ЧВК Няш-Няш" выходит на сцену с сантиметровым слоем штукатурки на лицах, поёт исключительно под фанеру и даже, возможно, двойниц использует, то это не ложь и надувательство?

Нэкохито Ронин.
Естественно, там тоже полно обмана, но ведь это же всё не со зла - просто ради развлечения.

Робинзон Грустный.
То есть, когда политики тебя обманывают, ты возмущаешься, а когда кавайные няшки - доволен? Всё с тобой ясно.

Нэкохито Ронин.
Увы, человек - это существо, которое обычно руководствуется в своих поступках не рассуждением, а чувствами. А что такое искусство, если не обман наших чувств?

Предсказатель прошлого.
Искусство стран Сибири и Дальнего Востока - это прекрасно, но давайте всё-таки вернёмся к сверхсловесности.

В общем-то, я согласен с тем, что сверхсловесные народы жмутся к северной границе земледелия. И из всех средневековых славян самое большое литературное наследие именно на Русской земле. А на самой Русской земле самое большое средневековое литературное наследие в её северо-восточной, прилегающей к северной границе земледелия, части. А литературное наследие Русского Севера мы уже обсуждали. Просто я не стал бы отдельно славян выделять. Для меня Гиперборейская Европа - это вся безгородская земледельческая часть материка.

Ярослав Волхов.
Ну, в таком случае, славяне - последние из гипербореев, ибо дольше остальных удерживали подобный образ жизни?

Предсказатель прошлого.
С тем, что славяне - последние из гипербореев,  пожалуй, можно согласиться.

Алексей Темнов.
Хорошо, если славяне - "гипербореи", то почему у них не было письменности до Кирилла и Мефодия?

Ярослав Волхов.
А действительно ли не было? А может быть была, но не у всех? У тех славян, с которыми сталкивались Константин-Кирилл, Мефодий и их ученики, действительно письменности не было, хотя в Болгарии пытались что-то сообразить с помощью греческих букв, из чего потом и вышла та азбука, которую мы называем "кириллицей" (а собственно Кирилл изобрёл глаголицу). Поскольку первые просветители славян не встречали среди них владеющих письмом, отсюда делался вывод, что все славяне безграмотны.

Дохристианская письменность у славян - это тема, отмеченная большим количеством подделок, но если примем во внимание только те памятники, подлинность которых сомнения не вызывает (например Алекановская надпись), откуда они происходят? Из земель северо-восточных славян, то есть из тех земель, о которых славянские просветители вряд ли что-то толком знали.

Алексей Темнов.
Если у одних славян уже было письмо, то почему же оно не распространилось по другим славянским землям?

Ярослав Волхов.
Не было у других славян такой потребности. И это даже не голословное предположение, есть более поздний исторический пример, подтверждающий это утверждение.

Адам Бременский и Гельмольд утверждают, что Юмна (Волин) была крупнейшим городом Северной Европы, в котором имелись все товары, какие тогда можно было только купить. Город исчез только в XII веке, археологически он хорошо изучен и следов письменности, несмотря на богатство и обширные торговые связи там не обнаружено. Если богатый купеческий Волин ухитрялся обходиться без письменности, то, выходит, что она для торговых нужд не особенно то и нужна, в противном случае, обязательно заимствовали бы либо кириллицу из Русской земли, либо глаголицу из Чехии.

Алексей Темнов.
Неудачный пример. В хорошо изученном археологами Новгороде никаких следов дохристианской письменности также не обнаружено. А там, как известно, письменные памятники сохраняются очень хорошо. Грамотность появляется только после того как князь Владимир Святославич создал училища для детей - то есть, воспроизводилась она обычным путём, а не "сверхсловесным".

Ярослав Волхов.
Вероятно, дохристианская письменность была священной и имела распространение лишь в жреческой среде. Новгород - это средоточие власти киевских князей, а письменность, возможно, была связана со жреческими кругами, выступавшими против Киева. Недаром, в XI-XIII веках на северо-западе Русской земли существовало движение волхвов, также выступавших против княжеской власти.

Антоний Отшельник.
Но ведь славяне, как и другие индоевропейцы, поклонялись громовержцу Перуну, а не какому то "аполлоническому" богу.

Ярослав Волхов.
Есть свидетельства о том, что Велес, соответствующий скандинавскому Одину в новгородских и ростово-суздальских землях почитался больше, чем Перун. Так, в Ростове стоял кумир Велеса, никакие другие идолы там не известны.

Антоний Отшельник.
То есть загадочный культ "аполлонического " Велеса. Но волхвы - это волшебники, а не жрецы.

Ярослав Волхов.
Один у скандинавов считался великим колдуном, поэтому противоречия здесь нет.

Антоний Отшельник.
Если это и так, то ведь Велес - бог богатства. Выходит, в этом отношении северная часть восточных славян не отличается от германцев и кельтов.

Предсказатель прошлого.
Данные о славянском язычестве настолько скудные, что никаких выводов на основе их сделать не удастся. Мы просто не знаем чем почитание Велеса в Ростове отличалось от почитания его в Киеве, и действительно ли он был связан с поэтическим вдохновением ("Велесов внук" Боян в "Слове о полку Игореве").

Я думаю, не стоит тратить усилия на поиски дохристианской письменности, чтобы доказать сверхсловесность восточных славян. Наличие сверхсловесной генетики не означает, что письменность обязательно будет самозарождаться. Однако же, возникнув, она быстро распространяется, охватывая значительную часть общества: пишут друг другу письма на бересте, нацарапывают надписи, где только можно - на стенах, на пряслицах (точно также как и у дунайских культур медного века). Но города постоянно впитывают в себя сверхсловесников до тех пор, пока и в самих городах не начнёт процветать безграмотность.

Робинзон Грустный.
Ярослав, Вы утверждаете, что германцы - не гипербореи, а как же исландцы?

Ярослав Волхов.
Ну, так получается, что именно избегающим поведением исландцы и гренландцы отличались от других скандинавов: вместо того, чтобы завоёвывать населённые другими народами страны, они отправились в такие земли, в которых никто до них не жил. Кстати, подобное же поведение они показали и в Винланде: когда скрелинги напали на их поселение, они, вместо того, чтобы мстить им, просто снялись и возвратились в Гренландию.

Робинзон Грустный.
Тогда, можно сказать, что когда начались викинговские набеги, скандинавы перестали быть гипербореями?

Ярослав Волхов.
"Истинными гипербореями", да, перестали. Но ведь по-настоящему сверхсловесны среди скандинавов лишь отшельники-исландцы.

Робинзон Грустный.
То есть, по-вашему, гипербореи - это те, кто жмутся к северной границе земледелия, потому что не хотят враждовать с другими народами за более плодородные земли?

Книжник Скорописец.
Но ведь так и выходит: воинственные народы, стремящиеся к завоеваниям, устремлялись на плодородные и богатые торговлей южные земли. А народы, стремящиеся избегать раздоров с соседями, устремлялись на земли северные, скудные во всех смыслах. Всё изменилось лишь, когда расцвела торговля "мягкой рухлядью" - тогда на северные земли устремились алчные люди.

Нэкохито Ронин.
Ну, в общем, ничего удивительного: к северной границе земледелия стремятся "друзья книги и природы" (это как-то связано).

Предсказатель прошлого.
Ну вот, похоже, и разобрались: Гиперборея - это не "материк" и не "острова", это - "берег". Просто особый род людей накапливается там, где никто больше жить не хочет. Так и Дунайская долина поначалу была "берегом", но когда граница земледелия сдвинулась далеко на север и восток, письменность там угасла.

Лада Родонега.
А современные "гипербореи" это те, кто хочет жить в экопоселениях?

Предсказатель прошлого.
И не только - вообще все, кто хочет уйти в глушь.

Робинзон Грустный.
Сверхсловесность - особенность только земледельцев? А кочевники не в счёт? А как же туареги?

Предсказатель прошлого.
Ну, уже обсуждали же, что "белые" туареги сами верблюдов не пасли и понятно почему: "вдруг завтра война, а я уставший". Пастушество - труд без выходных, праздников и свободного времени. А для чтения, а, тем более, сочинительства нужен досуг. Которого, как раз таки, много у холодолюбивых земледельцев - вся зима.

С белыми туарегами всё просто - они потомки гарамантской знати, а те не только умели читать и писать (у всех берберов в античные времена была письменность), но, скорее всего, владели и латинским языком в придачу. А поскольку они не смешивались с "чёрным народом", то и сохранили склонность к грамотности своих предков. По всей видимости, они потомки не только воинов, но и государственных чиновников, а чиновничье сословие - это одна из ниш для "сверхсловесников".

Книжник Скорописец.
К тому же у них нет склонности к писательству: о туарегской литературе доподлинно ничего не известно.

Антоний Отшельник.
Не забывайте, гараманты, предки туарегов, были оазисными земледельцами и только из-за постоянно продолжающегося усыхания Сахары перешли к кочевому скотоводству.

Робинзон Грустный.
Есть и другие примеры письменности у кочевников - тюркские руны, например.

Предсказатель прошлого.
Ключевой вопрос: "А время для книг у кочевников есть?", ведь кочевой быт к чтению не располагает. Другое дело, если выделяется военная верхушка, самостоятельно пастьбой не занимающаяся, да и к тому же попадающая под культурное влияние письменных соседей.

У кочевников сверхсловесные мутации в обычных условиях накапливаться не должны. Но они могут появляться в достаточном количестве при смешанных браках с соседними народами, у которых такой признак имеется в наличии. Для древних кочевников Тюркского каганата такими соседями были китайцы. Более того, это были не случайные браки, а целенаправленная политика по умиротворению варваров через браки - "договоры мира и родства". Китайских княжон и царевен, выдавали замуж за всевозможных шаньюев и каганов (а ещё они за мужьями "присматривать" должны были и сообщать куда следует, а на такую работу глупую и необразованную девицу никто не направит). Степные аристократы чином пониже тоже часто женились на благородных китаянках. А у китайцев, как мы знаем, придворные, чтобы получить себе должность, должны была сдавать экзамены, поэтому сверхсловесный признак среди китайской аристократии были особенно распространён. Таким способом сверхсловесность перетекала от китайской знати к кочевнической. И неудивительно, что вслед за распространением письменности в головах каганов и беков зарождались мысли о приучении подданных к земледелию (что и удалось осуществить в Уйгурском и Хазарском каганатах, пусть и не на долгое время).

Связь между знатью тюркских каганатов и тюркскими рунами прослеживается достаточно хорошо. Первый Тюркский каганат возник в середине VI века, но свидетельства о том, что у тюрок есть письмо, относятся уже к первой половине VII века. Письмо распространилось по степным просторам где-то между отпадением от Западного Тюркского каганата болгар-гуннугундуров хана Кубрата, которые не знали рунического письма и отпадением от него же хазар, которые уже тюркско-руническим письмом пользовались, то есть примерно вторая четверть VII века. Письменность возникла, по всей вероятности в Средней Азии, где была ставка Западного каганата, там древнетюркская знать вступала в родство также и с согдийскими владетелями. Когда в Западном Тюркском каганате бушевала гражданская война, один из западнотюркских царевичей убежал к хазарам. От него и его беков произошла хазарская знать. Впоследствии, в начале IX века гражданская война разразилась уже в Хазарском каганате - проигравшая часть хазарских беков со своими сторонниками под именем кабаров нашла прибежище у венгров - так возникло венгерское руническое письмо.

От западных тюрок письмо пришло и к их восточным соплеменникам и особенного расцвета достигло во времена Второго Тюркского каганата. Сохранялось тюркское письмо и при наследовавшим Второму Тюркскому Уйгурском и Кыргызском каганатах, поскольку часть тюркской знати согласилась служить уйгурам, а потом часть уйгурской знати осталась служить кыргызам.

У тех же тюркских племён, у которых не было государств с каганами, шаньюями или кем-то подобным, и поэтому, с китайской точки зрения, послов-невест отправлять было некому, письменность хождения не имела, хотя их язык существенно не отличался от древнетюркского, древнеуйгурского и древнекыргызского.

Нэкохито Ронин.
Получается, сверхсловесными могут быть не только жрецы, но и благородные воины - как у туарегов и древних тюрок с их каганатами. Сюда же можно отнести и европейское рыцарство - пока это были полуварварские дружины Меровингов и Каролингов, они считали, что читать и писать им не к чему. Но после того как появилось рыцарство (а оно возникло по подобию венгерских всадников, то есть это слепок со знати степных каганатов), появилась и рыцарская литература.

Предсказатель прошлого.
Но здесь надо принимать во внимание то, что в описанных случаях существовали государства и благородные воины были одновременно и чиновниками - среди безграмотных варварских и полуварварских дружинников отбирались наиболее способные к государственной деятельности и они уже составляли новую аристократию.

Антоний Отшельник.
Нэко, не забывай, что благородные воины часто бывают и жрецами - у древних тюрок именно так и было. У древних греков басилеи также одновременно и жрецы, а когда в Афинах исчезла царская власть, они учредили должность архонта-басилея со жреческими обязанностями. Ввиду целибата в Западной Европе тамошнее рыцарство также тесно связанно с духовенством – кого, по-твоему, назначали на епископские кафедры? А рыцарско-монашеские ордена? Да без них европейское рыцарство вообще представить невозможно.

Нэкохито Ронин.
Так связана сверхсловесность с воинственностью или нет?

Книжник Скорописец.
Склонность к эпической поэзии явно связана с воинственностью.

Ярослав Волхов.
Однако эпическая поэзия распространена по всему Старому Свету и Европой отнюдь не ограничивается. К тому же она весьма распространена у кочевых народов.

Книжник Скорописец.
Нэкохито Ронин.
Так связана сверхсловесность с воинственностью или нет?

Возможно, подобная связь имеется. Есть ещё одна общая черта для скандинавской и кельтской поэзии - немногословность. И те и другие выражали свои мысли весьма кратко. У нас в Средние века такой речью отличались новгородцы: новгородские летописи повествуют очень сжатым, сухим языком. У древних греков такая речь называлась лаконичной в честь одного очень воинственного племени.

Антоний Отшельник.
А что, по-моему, так и следует выражаться: побольше смысла, поменьше "воды". К чему куча ненужных слов?

Книжник Скорописец.
Люди подобным способом передают оттенки своего настроения. Но в таком случае связь с воинственностью явно просматривается: воин ведь не должен быть особенно чувствительным.

Ярослав Волхов.
Книжник Скорописец.
У древних греков такая речь называлась лаконичной в честь одного очень воинственного племени.

Правда, само это племя (как и вообще дорийцы) склонностью к литературе не отличалось. Писательством славилось ионийское и в меньшей степени эолийское племя.

Нэкохито Ронин.
А с чем такое различие связано?

Предсказатель прошлого.
С нашествием дорийцев и других полуварварских племён, которые уничтожили или изгнали старую данайскую и ионийскую знать. Выше упоминались басилеи, в микенское время это было чем-то вроде деревенского старосты, невысокий чин, но его обладатели, очевидно должны были вести делопроизводство, которое уже было достаточно развитым, как это известно из раскопок Пилосского дворца. Затем старая микенская знать была сметена нашествием северогреческих племён - дорийцев, этолийцев, ахейцев, дриопов, - а уцелевшие сбежались в Аттику: так, даже последний афинский царь Кодр был сыном пилосского царя Меланфа, бежавшего вместе со своими сторонниками от дорийцев в Афины. Из Афин ионийцы вместе со своими евпатридами переселились в Малую Азию, в Ионию, область, получившую название по их имени. Иония - это второе средоточие древнегреческой книжности после Афин.

Алексей Темнов.
Просто культурная преемственность.

Предсказатель прошлого.
В случае с Аттикой списать всё на простую культурную преемственность не получится - произошла смена письменности: вместо микенского линейного письма Б внедрилась новая письменность на основе финикийского алфавита, а смена письменности делает недоступной всё литературное наследие, существовавшее прежде. Более того, политический строй тоже изменился и потом менялся ещё неоднократно.

Книжник Скорописец.
Однако же нельзя не отметить некоторое сходство между скандинавской и ранней древнегреческой литературами. Так, аристократическая поэзия Пиндара в некотором роде напоминает столь же аристократическую поэзию скальдов. В Исландию в своё время уехало множество потомков конунгов, херсиров и ярлов, не поладивших с Харальдом Прекрасноволосым. Не таков ли источник исландской сверхсловесности, каков и источник аттической?

Предсказатель прошлого.
А каков тогда источник сверхсловесности у скандинавской знати? Хотя письменность и была, но государства с делопроизводством то не было! И даже если верно предположение, что скандинавская знать происходит от герулов, принёсших королевскую власть, конный боевой строй и веру в Вальхаллу в северные земли в начале VI века, то откуда тогда сверхсловесность у герулов? У них было какое-то полукочевое королевство, но маловероятно, что в нём существовало развитое чиновничество.

Нэкохито Ронин.
Но разве в Исландию переселялась не знать?

Предсказатель прошлого.
Да, вместе со своими сторонниками и рабами. Но ведь им ничего не мешало перейти на службу к другим скандинавским королям или даже к иностранным правителям, которые с большой охотой принимали в свои войска варягов. Однако же они предпочли поселиться в необитаемой стране на краю света. Потерпевшие поражение противники Харальда Прекрасноволосого одни отправились в холодную и безлюдную Исландию, а другие - в тёплую и изобильную Нормандию. Чем обосновывали свой выбор те и другие?

Робинзон Грустный.
Я запутался. В случае Уэльса/Бретани и Ирландии/Шотландии сверхсловесность была у тех, кто остался, а в случае Исландии - у тех, кто уехал. Однако же, у тех, кто поселился в Нормандии, сверхсловесность тоже была - их потомки создали французские жесты.

Ярослав Волхов.
Исландцы переселились на пустое место, где до них никто не жил. В случае Бретани и Шотландии были захвачены уже заселённые земли. Видимо, в каждом случае разные люди переселялись.

Древние венеды в V веке бежали от гуннского ига в холодные новгородские и псковские болота подобно тому, как впоследствии русь бежала XIII веке к Студёному морю от ига монгольского. В обоих случаях переселялась сверхсловесная часть общества, даже, несмотря на то, что во времена древнейшего переселения они ещё и писать не умели.

Похоже, в одном случае люди избегали неприятностей, а в другом - искали их.

Нэкохито Ронин.
Сверхсловесники предпочитают переселяться в малолюдные, холодные и малоплодородные земли. Тогда понятно, почему у тех бриттов, которые остались в каменистом и малоплодородном Уэльсе, книжность сохранилась, а у тех, кто выбрал более тёплую и обильную Арморику - исчезла.

Робинзон Грустный.
А как же тогда со скоттами в Шотландии - там всё наоборот?

Ярослав Волхов.
Они пришли туда как захватчики, а не как беженцы или мирные переселенцы.

Предсказатель прошлого.
Скотты в Шотландии и сами умели писать, и пикты заимствовали от них письменность. Здесь вопрос только в том, почему в Шотландии сверхсловесность исчезла быстрее, чем в Ирландии (но в свою очередь, в Ирландии исчезла быстрее, чем в Уэльсе).

Книжник Скорописец.
Может быть, мы не учитываем то обстоятельство, что средневековые Шотландия и Бретань, в отличие от Ирландии и Уэльса, суть двуязычные страны, и господствующий язык, в обоих случаях - отнюдь не кельтский. Главные политические и культурные средоточия находились в областях бытования английского языка в Шотландии и французского языка в Бретани. Языком культуры и там и здесь были языки других народов. Если бретонские рыцари были двуязычны, то они и начали писать романы о короле Артуре и его рыцарях на французском языке, пересказывая свой бретонский эпос.

Робинзон Грустный.
А почему не на собственно бретонском?

Книжник Скорописец.
Языком рыцарства был французский, причём не только во Франции и Бретани, но и в Англии, Наварре, Неаполе и других местах. Латинское духовенство служило на латыни. Просто не было культурной, сверхсловесной, среды, которая бы употребляла бретонский. С появлением книгопечатания выходят книги и на бретонском, но это почти исключительно религиозная книжность, которая привлекала грамотную часть третьего сословия, в то время как дворянство было уже полностью франкоязычным.

Робинзон Грустный.
То есть наиболее сверхсловесная часть общества утратила родной язык, и поэтому он почти исчез? Но в Уэльсе тогда почему сохранился? Там ведь тоже дворянство перешло на английский, а валлийский сохраняется среди незнатных жителей сёл и маленьких городков?

Предсказатель прошлого.
Валлийский сохранился почти исключительно среди протестантов-неангликан - для них это язык богослужения и культуры. А поскольку духовенство у них женатое, то сверхсловесная валлийскоязычная среда более или менее успешно воспроизводилась (что будет дальше ввиду падения религиозности и странных новых обычаев в протестантском Христианстве, непонятно). У ирландцев и бретонцев духовенство безбрачное. Шотландские гэлы тоже долго сохраняли католичество (хотя к настоящему времени в большинстве уже отошли от него).

Робинзон Грустный.
А Корнуолл?

Предсказатель прошлого.
Дворянство английское, церковь - англиканская. Английский язык насаждён так же, как и среди валлийцев-англикан.

Нэкохито Ронин.
А в Исландии такая "незамутнённая" сверхсловесность из-за того, что они на отшибе?

Предсказатель прошлого.
Да, очень благоприятно сложившиеся природные условия. Но также и то обстоятельство, что вплоть до промышленного века отсутствовало значительное общественное расслоение. Среди первопоселенцев было много знати вплоть до бывших конунгов, но впоследствии и знатные и незнатные слились в довольно однородный слой свободного крестьянства. То есть, существовало односословное общество.

Нэкохито Ронин.
А в чём здесь польза для сверхсловесников?

Предсказатель прошлого.
Видимо, при таком строе люди, имеющие склонность к несловесным занятиям, не получают преимуществ. Поэтому-то я и предлагаю Заповедьгород в качестве обособленного сообщества земледельцев.


Рецензии