Святенькие или Святенко новая серия генеалогическо

Пришло время написать очередную главу своего «генеалогического детектива». Хотя в этой главе, как и подобает в таком сюжете, будет больше вопросов, чем ответов.

Напомню, что я продолжаю исследование своей родословной. Удалось подобрать документы по истории семьи в начале 20 века. Предыдущая серия – здесь!

В частности, я выяснил, что родоначальником нашей «дальневосточной» ветки был Павел Иванович Святенький, мой прапрадед родом то ли из Полтавской, то ли из Черниговской губернии. По опубликованным документам Российского исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ) было видно, что он с конца 19 в. проживал с семьей в деревне Монастырище Южно-Уссурийского округа Приморской области, ранее являлся отставным солдатом. Главным для меня вопросом был и остается один – откуда переселился Павел Иванович? Знание конкретного населенного пункта позволит «провалиться» в глубь веков и попробовать найти информацию о его отце и далее. В этом, например, могут помочь проиндексированные метрические книги Малороссии, размещенные на сайте FamilySearch.com. Святеньких там довольно много, но чтобы быть уверенным, что это именно мои предки, нужно знать конкретное село.

Итак, что же я предпринял за последние несколько месяцев, чтобы эту загадку разгадать?

«По указу его Императорского величества…»

Как уже было сказано, основной массив документов о переселенцах на Дальний Восток находится в РГИА ДВ во Владивостоке. Было с самого начала очевидно, что упоминания про Павла Ивановича там точно есть. Но вот найти их в архиве, не особо разбираясь в огромных фондах, описи по которым к тому же практически не оцифрованы и не проиндексированы, было делом непростым. Я обратился за помощью к историку и генеалогу из Владивостока Алексею Корикову, который ведет крайне интересный блог на Дзене о переселенцах на Дальний Восток и часто бывает в РГИА ДВ. Алексей помнил, что фамилия «Святенький» ему где-то встречалась, и через некоторое время он отыскал важный для моей истории документ. Вот он:

Это приказ переселенческого управления Южно-Уссурийского округа от 25 января 1894 г. о причислении запасного ефрейтора Святенького Павла Ивановича и жены его Стефаниды Николаевны в общество крестьян с. Монастырище. Для тех лет это была совершенно обычная практика – отслуживший в Императорской армии солдат оставался на поселение в регионе прохождения службы. Это был в том числе и один из способов закрепить население на далеких окраинах. Павел служил в 5-м Восточно-Сибирском линейном батальоне. Насколько я понял из источников в сети, батальон стоял то ли во Владивостоке, то ли в селении Новокиевское Приморской области (ныне – Краскино Хасанского района Приморского края).

Алексей Кориков говорит, что обычно в таких приказах обозначается место рождения и место призыва солдата. Но в данном случае это почему-то указано не было… Получается, мой главный вопрос о происхождении Павла пока остается без ответа. Плюс появилась еще куча дополнительных вопросов: в какие годы служил Павел? Когда он женился и каким образом перевез на Дальний Восток супругу? Почему он решил жить после службы именно в Монастырище?

Не уверен, что на них найдутся ответы в документах, но поиски в РГИА ДВ продолжаются. Также я направил запрос в Российский военно-исторический архив, где хранятся сведения о воинских частях императорской армии по поводу ефрейтора Святенького. Возможно, там отыщутся какие-то следы.

Он же Святенький, он же Святенко

Но на этом загадки не закончились. Как я уже писал в первой серии своего детектива, мне удалось найти не менее 15 записей в метрических книгах с. Монастырища о браках, рождении и смерти детей в семействе Святеньких. Все эти записи начинаются с 1899 г. – с момента, когда в Монастырище появился свой храм и, соответственно, собственный приход со священником. Но, как мы видим из представленного выше документа, Святенькие поселились в Монастырище раньше. А это значит, что где-то должны быть записи о них в метрических книгах как минимум с 1894 г.

И такие записи действительно есть! Порывшись в исторической литературе по Приморской области, я выяснил, что Монастырище до постройки своего храма относилось к приходу села Ляличи, которое находилось примерно в 20 км. В 1890 г. здесь была построена Фроло-Лаврская церковь. Местный священник Василий Пляскин аккуратно фиксировал все важные события из жизни крестьян Ляличей и Монастырища.

И тут мне снова помог муниципальный архив – на этот раз Михайловского района Приморья (к нему сейчас относится с. Ляличи). Они быстро ответили на мой запрос и прислали несколько фото листов метрических книг с упоминанием родной фамилии. И тут меня ждало несколько открытий. Во-первых, выяснилось, что у Павла и его жены Стефаниды в период с 1893 по 1899 г.г. родилось четверо детей. Таким образом, с учетом рожденных уже в 20 в., мои прапрадед и прапрабабушка произвели на свет 15 детей. И это - только подтвержденных по метрикам, скорее всего детей было больше! К сожалению, из них примерно половина умерла в младенческом возрасте, смертность тогда была высокая. Старший из этих детей как раз и является моим прадедом Никитой, рожденным в 1891 г. Что случилось с сестрами и братьями Никиты, которым удалось выжить, какова их дальнейшая судьба – неизвестно.

Второе открытие, которое меня ждало в этих «лялических» метриках – обозначение фамилии. В записи от 6 ноября 1893 г. зафиксировано рождение сына Михаила в семье бессрочного солдата 5-го линейного батальона Павла … Святенко.

Но сначала коротко про «бессрочного». Это означает, что солдат уволился в запас после службы в армии, тогда это назвалось «бессрочный отпуск». Таким образом, судя по этой метрике, Павел уже жил в Монастырище в 1893 г. и даже успел родить сына. Но его сословие обозначалось как солдатское, так как он еще не был приписан к сельскому обществу Монастырища. Он подал соответствующее прошение, и в 1894 году, согласно документу из первой части этого поста, был переведен в крестьянское сословие.

С этим вроде бы все понятно. Но вот почему – Святенко? Ошибка священника (такое в те годы часто бывало)? Сознательная «коррекция» фамилии самим Павлом? То есть в солдатах он значился как Святенко, а, став крестьянином, решил именоваться Святеньким?

На самом деле про фамилию Святенко я слышал какие-то отрывочные воспоминания от родственников. То ли это было какое-то ответвление нашего рода, то ли действительно фамилию переделывали. Однажды я и сам столкнулся с обладателем такой фамилии – лет 12 назад, работая на телевидении, я записывал короткое интервью дорожного мастера, сюжет был о каком-то ремонте. Звали мастера Иван (или Илья?) Святенко. Он тогда мне рассказал, что наши семьи в каком-то родстве. Но в те годы вопросы генеалогии меня особо не волновали.

Таким образом, загадок осталось еще немало. А это означает, что генеалогический детектив продолжается!


Рецензии