Программа курса Экспрессия чувств

Ключевой особенностью русской культуры являются бинарность. Бинарность является одной из причин социокультурного раскола в России, который пронизывает каждую клеточку общественной жизни (традиция и инновация, элита и население, регионы и центр, христианство и язычество и т.д.).
Основным механизмом разрешения дуальной оппозиции в русской культуре является инверсия – простая перемена полюсов, ценностных смыслов, готовность двигаться в прямо противоположную сторону (от любви к ненависти, от добра к злу) без всякого «перерыва постепенности», стихийно и спонтанно. В этом смысле русская культура тяготеет к крайностям и отрицанию любых компромиссов между соперничающими сторонами.  Нам же необходимо усвоить механизм постепенного перехода, в культурологии это называется медиацией. Он предусматривает отказ от абсолютизации крайностей и понимание их как взаимопроникающих друг в друга, поиск срединного, синтезирующего их звена.
В России  искусство, конечно же, связанное с особенностями нашей противоречивой культуры, даже если показывало крайности, все-таки тяготело к договору, к пониманию, к эволюции, т. е. к медиации (умиротворенности), хотя и выражало это в яркой экспрессивной форме. Были, конечно, писатели революционно-демократического толка (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Некрасов, ранний М. Горький, ранний В. Маяковский и др.), которые звали «Русь к топору», но и они, как правило, меняли свои взгляды (М. Горький, В. Маяковский). Были и живописцы-передвижники, творчество которых «кричало» о необходимости инверсии в жизни и культуре России. Были революционеры и в музыке начала XX века, но их революционный настрой был художественным, а не культурно-социальным (А. Скрябин, И. Стравинский). Но доминантой русского искусства были поиски согласия и мира. 
Поэтому предлагаю  программу о наиболее «медиационных» и в то же время  художественно ярких (впечатливших читателей, зрителей, слушателей, т. е. экспрессивных) произведениях русского искусства XIX – XX веков: литературных, живописных, музыкальных, которые звали к миру, согласию, сотрудничеству – иногда через критику, даже отрицание существующего порядка. Причем, условно названные медиационными (экспрессивными) произведения, как правило, светлые, оптимистичные, высокодуховные, жизнеутверждающие.
Писатель Ю. Нагибин назвал русскую литературу XIX века «храмом на крови». Во многом он прав: русское искусство в целом, отражая очень трудные социальные условия России, тяготело к трагедии. Мы же покажем ту сторону русского искусства, которая дает нам силу, радость, красоту, надежду, т. е. ведет нас к умиротворению.
Рассматриваться произведения будут в ракурсе сравнительно-исторического метода через сопоставление образов, тем, стилей, форм, жанров и т. д.,  например, образ Пророка в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, Некрасова, в романсе Римского-Корсакова, в живописи Врубеля.
Д. С. Лихачев писал: «Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться – учиться долго, всю жизнь…  Всегда, чтобы понимать произведения искусства, надо знать условия творчества, цели творчества, личность художника и эпоху».
Очень важно познать «скрытые смыслы и послания» культуры, зашифрованные коды искусства.
Сравнительно-исторический анализ – один из наиболее эффективных видов анализа. Он основывается, с одной стороны, на сравнении – простейшей познавательной операции выявления сходства и различия объектов, а с другой – на принципах историзма, согласно которым действительность рассматривается в перспективе постоянного изменения во времени.
Сравнение, в отличие от описания, предполагает оппозицию двух и более объектов. Чем отдаленнее по времени, стилю, выразительным средствам художественного языка предлагаемые для сравнения произведения, тем легче проводить сравнение и тем оригинальнее и неожиданнее могут быть его результаты. При этом хотя бы по одному параметру произведения должны иметь что-то общее – это может быть общность жанра (элегия, стансы, послание, романс, рондо, соната, сюита и т. д. для музыки и для лирики; портрет, пейзаж, натюрморт и т. д. для живописи), типологии форм (форма стихотворения, поэмы, рассказа, сонатная форма для музыки, формат в живописи и т.д.), общность назначения и функции (познавательная, эстетическая, гедонистическая, воспитательная и др.), сюжета (хроникальный, концентрический, динамический, адинамический и т. д.) и т. д. Но главное, к чему ведет это сравнение, - это к сопоставлению моделей мира, запечатленных в произведениях искусства, и разгадке их экспрессии.
Предполагается, что программа будет интерактивной, что будут практические, лабораторные задания, семинары, в конце курса – либо конференция, либо фестиваль о смысле умиротворения и форм его экспрессивного проявления  как будущего русской культуры.

P. S. Долго думала, как назвать курс: хотела –  «импрессия», но потом передумала: импрессия ; ощущение чувств, экспрессия ; выражение чувств.
Импрессия отличается от экспрессии лишь проявлением. Для импрессии «необходимым условием существования является являющийся методом экспрессии мир, а для экспрессии – само явление этого мира или человека». Импрессия – это психология автора. Мы же занимаемся разгадкой уже проявленных в произведениях  чувств и мыслей художника, т. е. экспрессией искусства,  и пытаемся показать и объяснить образы, которые создал автор, а не те пути, которые привели его к творчеству.
Цель курса – проследить выражение чувств художника (в широком смысле слова – писателя, поэта, живописца, музыканта, актера, архитектора) в созданных произведениях и увидеть их культурный смысл.

Темы рассчитаны на циклы (2 – 4 занятия). Весь курс – 18 занятий
I. Экспрессия любви в русской поэзии.
1) В произведениях  А. Пушкина («К ***» («Я помню чудное мгновенье…»),  И. Анненского («Стансы ночи»), Т. Кибирова («Двадцать лет спустя»), романса М. Глинки («Я помню чудное мгновенье…), романса «Среди миров» на стихи И. Анненского (музыка А. Вертинского, музыка Ю. Шапорина).  Любовь как воспоминание.
2) В произведениях М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Блока. Любовь как трагедия. Музыкальные произведения, связанные с их творчеством (романсы, песни)
3) Сравнение любовной лирики А. Ахматовой и М. Цветаевой. Любовь как смысл жизни? Как свобода? Песни на стихи Ахматовой и Цветаевой.
4) Сравнение любовной лирики С. Есенина и В. Маяковского. Любовь в имажинистском и футурологическом аспектах. Песни на стихи этих поэтов.

II. Экспрессия богатырства в русском искусстве.
1) «Богатыри» В. Васнецова и М. Врубеля, симфония № 2 («Богатырская») А. Бородина, баллада А. К. Толстого «Илья Муромец». Актуальность патриотической направленности этих произведений в нашу эпоху дегероизации.
2) Богатырство и проблема национального характера у Н. Лескова  (повести «Очарованный странник», «Однодум»,  «Человек на часах»).


III. Экспрессия христианских мотивов в русском искусстве
1. Г. Державин. Ода «Бог». Образ Пророка в стихотворениях А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, в романсе Н. Римского-Корсакова, в живописи А. Иванова и М. Врубеля. Духовная экспрессия этих произведений.
2. Христианская символика в романе «Преступление и наказание» Ф. Достоевского. Картины Н. Ге, В. Поленова, В. Васнецова, М. Врубеля, М. Нестерова. Иллюстрации Глазунова, Боклевского, Шмаринова, Черниговской к творчеству писателя. Стихотворения Ф. Тютчева. Музыка П. Чайковского, А. Рубинштейна,  С. Рахманинова
3. Христианские воззрения Л. Н. Толстого: роман «Анна Каренина» и рассказ «Смерть Ивана Ильича». Сюита А. Аренского. «Анданте кантабиле из струнного квартета» П. Чайковского
4. Христианские мотивы в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. Романсы Глинки, Даргомыжского, Направника, Чайковского. Картины И. Крамского, В. Перова, И. Репина.
5. Поиски Бога в эпоху Серебряного века. Александр Блок. Евангельская символика в поэме «Двенадцать». Леонид Андреев.  Рассказы «Жизнь Василия Фивейского» и «Иуда Искариот». Стихотворения А. Ахматовой
6. Своеобразие осмысления библейских мотивов в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Музыка Чайковского, Верди, Гуно. Картины Н. Ге, Е. Гритчина, Г. Калиновского, П. Оринянского и др.   Скульптуры А. Рукавишникова
       


III. Экспрессия  природы в русском искусстве.
1) Идеальный пейзаж в русском искусстве: «Когда волнуется желтеющая нива» М. Лермонтова,  К. Бальмонт «Безглагольность», «Апрель. Первый подснежник» из «Времен года» Чайковского, А. Саврасов «Грачи прилетели», пейзажи Ф. Васильева, И. Шишкина, И. Левитана; советские художники: А. Пластов,  К. Юон,  Н. Крымов, А. Рылов, И. Грабарь и др. Метафизика пейзажа у Н. Заболоцкого. Эстетическая и патриотическая экспрессия пейзажей.
2) Экспрессия растений в русском искусстве. Образ ивы в русском искусстве: «Что ты клонишь над водами…» Ф. Тютчева, «Ива» А. Фета, «Внимая ужасам войны...» Н. Некрасова, «Ива» А. Ахматовой,  «Летний день. Ива над  ручьем» А. Саврасова,  романс «Дремлют плакучие ивы». Психологическая  экспрессия.   
Образы цветов в русском и советском искусстве: «Ландыш» А. Фета, «Ландыш» С.Маршака, «Ландыш» Б. Пастернака, «Колокольчики» А. К. Толстого, романс на музыку П. Булахова «Колокольчики мои», отрывок из сюиты А. Аренского «Ландыши». Лирическая экспрессия.
3) Море в русском искусстве: марины Айвазовского и Сильвестра Щедрина; стихотворения  А. Пушкина  «К морю», М. Лермонтова «Mope»,  В. Жуковского «Море»; цикл Н. Римского-Корсакова «У моря».
Чёрное море в советском искусстве. Фильмы: «Броненосец Потёмкин», «Алые паруса», «Человек-амфибия», «Бриллиантовая рука»,  «Асса» и другие. Картины А. Успенского и А. Дейнеки. Песня «Море, ты слышишь, море?» (текст М. Пляцковского,  музыка А. Зацепина)

IV. Экспрессия анималистики в русском искусстве
1) XIX век. Поэзия. Басни И. Крылова. Лирика поэтов XIX века. Образ коня («Конь» Пушкина, Майкова и Языкова, «Чудный конь»  Бенедиктова, «Змей» Фета, «Молодые лошади» Некрасова, «Волки» А. К. Толстого, «Мой любимый, мой князь, мой жених» Блока). Трансформация образа коня в образ лошади. Образы хищных животных («Мцыри» М. Ю. Лермонтова, «Сапсан» Бунина и «Леопард» Гумилева). Картины К. Брюллова, П. Федотова, К. Савицкого, В. Васнецова, В. Серова. 
2) XX век. С. Есенин, В. Хлебников как выразители русского кода культуры в произведениях о животных. Виктор Пелевин (роман «Жизнь насекомых», рассказ «Ника»). Н. Тэффи «Кошки».
Картины К. Петрова-Водкина, П. Филонова;  в     советский период –  произведения Евгения Чарушина, Константина Флерова, Андрея Марца и др.

V. Феномен дома и семьи  в русской культуре.
1) Г. Державин –  «Евгению. Жизнь Званская». Дом в первой половине XIX века: А. Грибоедов –  «Горе от ума», А. Пушкин –  «Капитанская дочка»,  стихотворение  «Городок», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Евгений Онегин». М. Лермонтов – стихотворение «Мой дом». Дом в провинции: «Мертвые души»  Н. Гоголя,  «Отцы и дети» И. Тургенева, «Господа Головлевы»  М. Салтыкова-Щедрина,  «Обломов» И. Гончарова. «Война и мир»  Л. Толстого.
2) «Окно» М. Цветаевой (1916 год). «Белая гвардия» М. Булгакова. Песня «Родительский дом» (композитор: Шаинский В., автор слов: Рябинин М.). Повесть «Маруся еще вернется» И Токмаковой.
 Образ Анти-Дома в русской литературе: «Пещера» Е. Замятина, «Котлован» А. Платонова.

Получилось 19 занятий вместо 18. Что убрать, не знаю. Для меня все важно. Видимо, будут какие-то темы к датам?
С уважением. Смирнова Л. П.


Рецензии