Они защитили Родину

Ко Дню 70-ти летия Победы. Судьбы военные

Тараканов Иван Степанович родился в селе Ерал Уфимского уезда Уфимской губернии в 1910 году. Окончил 4 класса сельской школы. На начало войны работал трактористом в колхозе им. Сталина, затем в Кропачёвском МТС. Призван Миньярским РВК на фронт 25 июля 1941 года.

Похоронка пришла жене в первый год войны. Но как выяснилось в ходе поисковой работы, Иван Степанович погиб только 2 июля 1944 года от ран в полевом госпитале. После извещения о смерти он героически воевал ещё 3 года, но родственники узнали о том только в 2015 году. Приходило ли сообщение о гибели в 1944 году?.. – неизвестно. Можно предположить, что о второй и третьей похоронке Ольге Григорьевне Таракановой родственники просто не сообщали, чтобы не травмировать вновь.

По документам, размещённым на сайте ОБД «Мемориал», выяснилось, что Иван Степанович получил несколько ранений, в том числе - в ноябре 1943 года при освобождении Белоруссии. Находился в госпитале. Сержант. Помощник командира отделения, затем командир отделения. 24 марта 1944 года награждён медалью «За боевые заслуги». В его наградном листе отмечены особые заслуги на передовой и в тылу по выполнению боевых заданий. Вероятно, был в разведке. Особо отличился в строительстве переправы через реку Днепр при возведении высоководного моста на шоссе Гомель – Калиновичи. Пользовался уважением солдат и командиров. А на 29-30 июня 1944 года числится в списках безвозвратных потерь - «пропал без вести», в бою северо-западнее города Бобруйска.

При тщательном изучении документов установлено, что Иван Степанович был ранен с 29 на 30 июня 1944 года в последний день наступательной операции по освобождению города Бобруйска. С поля боя 30-ого июня 1944 года попал в санчасть соседней дивизии с тяжёлым сквозным ранением в голову. 1 июля ему была сделана операция, но 2 июля Иван Степанович скончался и захоронен в братской могиле №8 села Доманова на гражданском кладбище.

Нашлись сведения и о его «других захоронениях». Так последнее место официального захоронения: Вишнёвский сельсовет Бобруйского района Могилёвской области Белоруссии д. Стасевка. Памятник на братской могиле стоит по месту перезахоронения. По документам найдено до трёх мест захоронений под разными номерами и в разных селениях. Обнаружено и более раннее, где на обелиске высечено имя полного тёски Ивана Степановича, но на солдата нет никаких иных сведений – ни звания, ни родных, ни места призыва и рождения. Весьма вероятно, что первая похоронка на Урал пришла отсюда. Подобное – не единичный случай на войне!

Последнее место службы Ивана Степановича по одним спискам безвозвратных потерь - часть 1183 СП 354 сд; по другим – 356 стрелковая Калинковичская Краснознаменная ордена Суворова II степени дивизия, - тот же, 1183 стрелковый полк. Верно и то и другое. Под Бобруйском эти две дивизии сражались в тесном соседстве. Часть Ивана Степановича на 01.06.1943 г. входила в состав Брянского фронта 61 армии, а на 01.07.1944 г. – в состав 1-го Белорусского фронта 65 Армии.

Известно, что в Гомельско-Речицкой освободительной операции (10-30 ноября 1943 года) дивизия, в которой служил Иван Степанович, освобождала Гомельскую область Белоруссии во взаимодействии с 1-м гвардейским танковым корпусом и 48-й армией. К концу ноября они вышли на рубеж Березины, южнее Паричи — Гамза и перешли к обороне.

18 ноября 1943 года был освобождён от немцев город Речица и соседняя деревушка Ровенская Слобода, где находились «под немцами» мой отец Сивухов Иван Петрович, бабушка Сивуха Евгения Левонтьевна, мои тётушки и многочисленная белорусская родня.

Папина сестра - Любовь Петровна Фролова, тяжело израненная осколками разорвавшейся авиабомбы, находилась 18 ноября 1943 года в городе Речица. Она рассказывала, как страшно горел город, рвались снаряды - наши и немецкие, непрерывно бомбила авиация, стреляли пушки, - в аду гибли люди: и мирные жители, и немцы, и наши бойцы. В больницу, где она лежала после сложнейшей операции на голове, попал снаряд. Превозмогая боль, она смогла перекатить не слушающееся тело в разбитое окно и выпала на землю из объятого пламенем здания. К ней подскочил наш солдатик, не признав в бинтах девушку, принял за немца, наставил автомат, хотел застрелить.

- Я своя… я белоруска… - едва хватило сил прошептать…

При освобождении небольшого города Речица погибли и были ранены десятки тысяч наших солдат. Получается, что благодаря их самоотверженному подвигу на свет появился автор этих строк. Сивухов И.П., Фролова Л.П. на протяжении десятков последующих лет трудились в Ашинском районе и в городе Аша. Общий трудовой стаж Сивухова И.П. более 50-ти лет, то же - у его сестры.

…Выяснилось: 27-30 июня 1944 во время проведения операции под названием «Бобруйский котёл» в районе деревни Стасевка и соседней деревни Доманово была организована переправа соединений Красной Армии. За трое суток удалось переправить 7 полноценных дивизий (66 тыс. человек, 1500 орудий и минометов, 7000 лошадей, сотни автомашин, тысячи повозок).
Защищал переправу через реку Березина стрелковый полк Ивана Степановича Тараканова. Здесь он был смертельно ранен; похоронен в Доманово и перезахоронен в д. Стасевка Вишневского сельсовета Бобруйского района, Могилёвской области.

При просмотре госпитальных списков, нашлась ещё одна заинтересовавшая меня запись:
«Яночкин Трофим Фёдорович 274 Пиненский? ….118сп ком взвода младший лейтенант Баш АССР Нуримановский район д.Хова…ки? Кова…ки? Ховочатки? 1924 год – дата и место рождения; мог №5 (6?) (могила №5?№6?). Кем призван?.. – запись отсутствует. Адрес отца: Челябинская область город Аша Плотина Ук 39-й квартал Яночкин Фёдор Игнатович. Сквозное пулевое ранение правое бедро слева. Похоронен частью, извещение отправлено частью. Доставлен трупом 30 06? 1944». Госпиталь 443 МСБ 354 сд. Тип донесения: «Алфавитная книга умерших». Дата донесения 01.01.1944- 8.10.1945.

Из чего следует, что однополчанин и земляк Ивана Степановича Тараканова умер от ранения на поле боя. Воевали и погибли земляки вместе. Похоронены оба в соседних братских могилах на одном кладбище Доманово; Фёдор Игнатович – двумя днями ранее Ивана Степановича. Только в списке перезахоронения деревни Стасевка Яночкина нет.

По документу: «Воины, не уроженцы Бобруйского района, погибшие и захороненные на его территории» найдены сведения на третьего уроженца Ашинского
(Миньярского района) Изюмова Николая Андреевича:

…Изюмов Николай Андреевич родился в п. Сим Миньярского р-на Челябинской обл. Призван в 1939 Миньярским РВК. Гвардии капитан, Герой Советского Союза. Последнее место службы 16 гвардейская танковая бригада 1 гвардейский танковый корпус. Командир танкового батальона Погиб/похоронен 28.06.1944 д. Бояры, Сычковский с/с.

Получается, что Николай Андреевич и Иван Степанович Тараканов воевали в одной армии, но в разных родах войск. В ноябре 1943 года оба участвовали в Гомельско-Речицкой освободительной операции, а в конце июня 1944 года, когда танкисты 1-ого гвардейского танкового корпуса форсировали реку Березина, прикрывала переправу стрелковая дивизия, где воевали Иван Степанович Тараканов и Яночкин Трофим Фёдорович.

…В ходе Бобруйской наступательной операции 24-29 июня 1944 1-го Белорусского фронта генерала армии К. К. Рокоссовского в первый день войска 65-й и 28-й Армий прорвали оборону противника до 30 км по фронту и на 5-10 км в глубину, а 1-й гвардейский танковый корпус продвинулся на 20 км. В ночь на 27 июня 1-й гвард. тк, совершив манёвр, перерезал дороги, идущие от Бобруйска на запад и юго-запад. К этому времени на Рогачевском направлении 9-й тк вырвался вперёд и к утру 27 июня стал обходить Бобруйск с севера, где соединился с 1-м гвард. тк, завершив окружение 40-тыс. группировки противника в районе юго-восточнее Бобруйска.
29 июня Бобруйск был освобождён.

В результате боевой операции войска фронта разгромили главные силы 9-й немецкой Армии и создали условия для стремительного наступления на Минск и Барановичи. К исходу 29 июня они продвинулись до 110 км. 20 наиболее отличившихся в боях соединений и частей были удостоены почётного наименования. "Бобруйские".

Трое призывников Миньярского РВК: симчанин, ашинец и уроженец с. Ерал погибли в последние дни легендарной наступательной операции и покоятся в белорусской земле на берегах реки Березина.

Примечательно и то, что буквально через неделю армия, где воевали наши земляки, форсировала реку Шара, где тремя годами ранее погиб односельчанин и родственник Ивана Степановича – танкист Изюмов Иван Васильевич.
Тамара Алексеевна Фатеева рассказывает:

В войну через Миньяр шли эшелоны за эшелонами на фронт.

Ей было 6 лет, помнит, как стояла возле дома у вокзала и смотрела на мимо проходящий состав с солдатами. Неожиданно, её окликнули: «Тамара! Тамара!..». Из теплушки какой-то солдат махал рукой и что-то ей кричал, бросил записку. Поезд прошёл, а она долго искала листок, но не нашла - видно ветром сдуло. Домой пришла, рассказала матери и тёте Оле Таракановой, но её не поняли. Родственники решили, что Тамара Алексеевна видела отца – Изюмова Алексея Васильевича - он ехал на войну.

Позже пришло письмо с фронта. Оказалось, записку с проходящего военного состава бросил племяннице Иван Степанович Тараканов. Тамара Алексеевна - последняя, кого он видел из близких, и последняя, кто видел его живым. Она хорошо помнит, когда Ольга Григорьевна Тараканова получила похоронку на мужа. С родителями они жили в посёлке Точильном и с матерью зашли проведать родных, а «тётя Оля сняла с себя поясок с платья, завязала петлю на кровати и просунула в неё голову… - зашли вовремя!..».

Дедушка (Григорий Фаддеевич Пильнов) – подхватил дочь на руки и понёс к ним домой, а она билась и громко кричала, что не хочет жить. Сестра и мать (Наталья Гавриловна Пильнова) бежали рядом и всё говорили: «Что ты удумала?!.. - на кого ты детей оставишь?!..». А детей у Таракановых было двое малолетних и третий – Александр, не рождённый – в животе, готовый вот-вот, появиться на свет: Тамаре Ивановне шёл второй годик, а брату Ивану Ивановичу – чуть больше.

Григорий Фаддеевич увёз дочь с внуками в Ерал. Он сам в 1915 году в Первую Германскую войну был ранен, и более полувека до конца жизни носил в лёгком и в руке немецкие осколки. За восемь лет военной службы повидал много смертей и горя…

Двоюродные сёстры Тамара Ивановна и Тамара Алексеевна вспоминают, как Ольга Григорьевна, приходя на кладбище Миньяра, обхватывала оградку братской могилы руками и громко причитала по мужу, страдая, что не знает, где он похоронен и не может к нему прийти. Умерла внезапно, в солнечный майский день, за работой в огороде - от сердечного приступа.

 Известно, что с фронта было два письма, – тетрадный треугольник без марок с надписью цифр части и полевой почты. Ещё приходило, вероятно, письмо от поисковиков уже в наши дни. Миньярец Сагатинов (?) ездил на могилу своего отца и рассказывал, что там же похоронен и Иван Степанович Тараканов. Привёз с могилы землю на родину в Миньяр. Но эта информация тоже затерялась.
Тамара Ивановна помнит строки из письма отца: «Дорогая, Ольга Григорьевна!.. Стою в карауле, а пули мимо свищут…». - К жене обращался уважительно на «Вы» - по имени и отчеству, как было принято в старину и в романах.

Ольга Григорьевна Тараканова с тремя детьми после получения похоронки жили некоторое время в Ерале вместе с дедушкой и бабушкой Пильновыми. Затем Григорий Фадеевич построил дом в Миньяре и перевёз Наталью Гавриловну вместе с дочерью и внуками в Новостройку.

Тамара Ивановна рассказывала, что при переезде бабушка перегоняла скот через Еральскую гору в Кропачёво, оттуда – в Миньяр. За лошадью с Ерала до Миньяра шли корова и бычок, детей везли на телеге. Отца она совсем не помнит. Старые фотоснимки в семейном альбоме не подписаны, и определить, кто на них отец – не может. Тамара Алексеевна Фатеева видела дядю только в проходящем через Миньяр эшелоне, и тоже не может сказать, каким он был.

Все собранные документы переданы мною правнуку Ивана Степановича Тараканова Олегу, внучке Светлане Ивановне и дочери Тамаре Ивановне Саблиной.

На фото: паспорт захоронения в д. Стасевка Белоруссии;
Персональные сведения о захоронении;
фрагмент документа наградного представления;
Жена Ивана Степановича Тараканова – Ольга Григорьевна Тараканова (Пильнова);
Памятник освободителям города Гомель из семейного альбома Сивухова Ивана Петровича (Немшановой Татьяны);
Памятник освободителям города Речица. Фото из семейного альбома Сивуховых, Немшановых.

Редактировано для публикации на сайте литературном воскресенье, 21 февраля 2021 г.. В марте 2022 страничка автора и данный текст заблокированы. Заново восстанавливается по черновикам понедельник, 8 мая 2023 г.. Материал собран автором в ходе многолетней исследовательской работы на основе изучения архивных материалов, расспроса родственников, земляков солдата. Публиковался материал в газетах Гомельщены, Бобруйска, размещался на сайтах Белоруссии.

Анонс: Тараканов Иван Степанович – уроженец с Ерал Челябинской области, погиб в годы Великой Отечественной войны, защищая Родину.

Ключевые слова:
Великая Отечественная война, солдат, Тараканов Иван Степанович, Южный Урал, Челябинская область, Миньярский РВК, Речица, Беларусь, Тамара Алексеевна Фатеева, Миньяр, Аша, Ерал, Уфимский уезд, Уфимской губернии, сайте ОБД «Мемориал»,братской могиле №8 села Доманова, госпиталь, ранение, река Березина, медалью «За боевые заслуги», Днепр, шоссе Гомель – Калиновичи, освобождение города Бобруйск, часть 1183 СП 354 сд; по другим – 356 стрелковая Калинковичская Краснознаменная ордена Суворова II степени дивизия,Брянского фронта 61 армии, 1-го Белорусского фронта 65 Армии,в Гомельско-Речицкой освободительной операции (10-30 ноября 1943,захоронения: Вишнёвский сельсовет Бобруйского района Могилёвской области Белоруссии д. Стасевка,Яночкин Трофим Фёдорович,Изюмова Николая Андреевича,Миньярским РВК. Гвардии капитан, Герой Советского Союза,Госпиталя Миньяра, Аши.


Рецензии
Вы много сделали для внука
Иван Степаныча - героя!
Читая поразился я его судьбой.
Спасибо!

Понравилось!

Зелёная!

Варлаам Бузыкин   14.05.2024 19:48     Заявить о нарушении
Варлаам! Тараканов Иван Степанович - это муж двоюродной сестры моей уральской бабушки. Работала над родословной и вышла на него. Потом нашла и внука, познакомились. Тогда, помню, поразилась тому, как он заинтересовался, с какой радостью принял распечатки. Я распечатала.у меня принтер.
Думала, что то поколение не интересуется. А вышло наоборот! Обидно было, когда не нашла прогалы. Думаю, он был в разведке, оттого в документах просвет.и обидно, что поздно начала, когда стариков не осталось. Спрашивать не у кого!. Это обиднее всего!
Благодарю за понимание!

Татьяна Немшанова   14.05.2024 20:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.