Сказать два слова повели. Омар Хайям. Комментарий
И сокровенной тайне ты внемли:
Тебя любя — сойду в сырую землю,
Тебя любя — я встану из земли!
Здесь опять Омар Хайям говорит о любви. Тема любви — это самая величайшая тема. Для материалистов тема любви — это тема любви между женщиной и мужчиной. А для духовных людей, стремящихся к Богу, тема любви означает любовь к Богу и к Его неотъемлемым частичкам, живым существам.
Ведические писания говорят, что высшим объектом любви является Бог. Он самый лучший Друг, Он всегда ответит на любовь и никогда не бросит , не предаст. И Он всегда рядом, Он у нас в сердце. Он слышит все наши мысли, и Он знает все наши желания. Любовь к Богу начинает проявляться по мере очищения нашей души от материальной скверны, от мирских негативных качеств. Если человек испытал вкус духовного счастья, блаженства, при соприкосновении с Богом, то он всегда будет искать этот вкус снова и снова.
Иисус говорил: «Не копите богатство на Земле, где моль и ржа истребляет и воры подкапывают и крадут, а копите богатства на Небесах, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где богатство ваше, там будет и сердце ваше.» Это духовное богатство, о котором говорил Иисус, и есть любовь к Богу, духовные плоды, духовное знание и плоды служения Богу. Плодом служения Богу и плодом духовного знания является любовь к Богу.
В Бхагавад Гите (6.37-45.) тоже говорится, что духовные плоды не утрачиваются, и в следующей жизни человек быстро вспоминает духовное знание прошлой жизни и продолжает идти дальше по духовному пути. Его естественным образом тянет к Богу. Говорится, что преданные слуги Господа, беседуя о Господе, наслаждаются духовным блаженством, подобно тому, как наслаждаются общением друг с другом юноша и девушка. «Все мысли Моих чистых преданных поглощены Мной, и вся их жизнь посвящена Мне. Всегда делясь друг с другом знанием и беседуя обо Мне, они испытывают огромное удовлетворение и блаженство.» (Б.Г.10.9.)
«Обусловленная душа может воздерживаться от чувственных наслаждений, но вкус к ним остаётся. Но испытав высшее наслаждение, высший вкус, она теряет вкус к прежнему и утверждается в сознании.» (Б.Г.2.59.)
Итак, любовь к Богу не утрачивается душой и сохраняется в следующей жизни. В следующей жизни душа вновь получает материальное тело и вновь получает возможность наслаждать свои чувства, но она уже испытала высший вкус духовного счастья. Поэтому такой человек не очень интересуется мирскими наслаждениями, но его тянет к духовной практике, к познанию Бога. Один раз испытав духовное блаженство, человек вновь и вновь ищет возможность снова испытать это счастье.
Таков путь освобождения из этого материального мира. Никто не сможет одолеть иллюзорную энергию Бога, майю. Это возможно лишь по милости Бога, Кришны. Он приказывает майе отпустить этого человека, и майя, так как Она служанка Кришны, выполняет Его приказ.
«Эту Мою божественную энергию, состоящую из трёх гун, невозможно преодолеть. Но тот, кто предался Мне, может легко выйти из под её влияния.» (Б.Г.7.14.)
Человек, вступивший на духовный путь, уже не забудет это высшее счастье, которое даёт Бог. И его любовь к Богу естественным образом снова проявляется и в следующей жизни. Она никогда не утрачивается и постоянно будет расти, пока человек не достигнет чистой преданности и любви к Богу. Тогда он становится достоин вернуться домой, в духовный мир, в Царство Бога.
В этом стихе говорится о любви. Если бы говорилось здесь лишь о любви к женщине, но ведь в следующей жизни люди могут и не встретиться снова, это зависит от кармы и воли Всевышнего. Хотя бывает, что, встретившись, люди узнают друг друга, даже не зная об этом, потому что встречались в прошлой жизни. Друг узнаёт друга, враг узнаёт врага, также человек может узнать свою возлюбленную, любящие люди могут узнать друг друга. Но в любом случае человек забывает свою прошлую жизнь. Таков закон Бога, закон природы.
Но здесь говорится о другой любви, человек не забывает никогда объект своей любви, а то, что никогда не забывается — это только духовное знание и любовь к Богу, это то, что остаётся с душой навечно, это то богатство на небесах, о котором говорил Иисус Христос и о котором говорится в Бхагавад Гите (6.37-45.). Суфии говорили и писали о любви к Богу, и, конечно же, Омар Хайям, которого признавали Шейхом, говорил здесь о любви к Богу. Любовь к Богу не исключает любви к женщине или к своим близким, но она гораздо шире. Любовь к Богу означает любовь ко всем людям, и злым, и добрым, и не только к людям, но и ко всем живым существам, любовь ко всем, как к душам, т.к. все они дети Бога, и мы все одна семья братья и сёстры.
В мирском сознании человек отождествляет себя со своим материальным телом, и, в этой телесной концепции, телесных представлениях о жизни, он делит людей на своих и чужих, привязываясь к таким ярлыкам как - моя нация, моя страна, моя земля, моя семья, моя вера, моя религия, мои родственники и т.д. Землю, которая принадлежит Богу, он считает своей. Ради своего народа готов отобрать землю у другого народа, а потом говорит: «Эту землю нам дал Бог.» Появляются различные измы: коммунизм, капитализм, национализм, гуманизм. Гуманист, даже любя всех людей, не любит животных и посылает их на бойню.
В Шримад Бхагаватам говорится: «Тот, кто отождествляет себя с материальным телом, кто считает побочные продукты тела своими родственниками, кто считает землю, на которой родился объектом поклонения и кто посещает места паломничества лишь для того, чтобы совершить омовение, а не для того, чтобы встретить там людей, обладающих духовным знанием, должен считаться подобным ослу или корове.»
Дети, хотя и являются побочными продуктами тела, на самом деле являются духовными душами, такими же, как и мы. И мы даём лишь рождение телу, а душа уже существует, и её вселяет к тем или иным родителям Бог, в соответствии с кармой живого существа, души.
Всё это невежественное материальное сознание, основывающееся на отождествлении себя с материальным телом. Но мы - душа, а не тело, это самый первый урок Бхагавад Гиты, это самые азы духовного знания. Как в математике, без знания, что такое дважды два, невозможно продвинуться дальше, так и в духовном знании, в науке о Боге, в науке о любви к Богу, невозможно продвинуться никуда без понимания, что мы - не тело, а духовные, вечные, бессмертные, неуничтожимые и полные духовного знания и любви к Богу духовные души, вечные составные частички Бога.
Просто в настоящее время мы больны болезнью невежества, душа покрылась толстым слоем материальной скверны, которую нужно очистить, с помощью духовной практики, духовных методов, важнейшим из которых является воспевание святых имён Бога.
Поэтому высшей любовью, свободной от эгоизма и любой корысти, является любовь к Богу, духовная любовь, которая включает в себя также и любовь ко всем живым существам. Именно об этой любви и говорится в этом стихе.
Сказать два слова повели,
И сокровенной тайне ты внемли:
Тебя любя — сойду в сырую землю,
Тебя любя — я встану из земли!
Свидетельство о публикации №223050800879