О четырёх романтических ветрах

                Введение

В этой статье речь пойдёт о четырёх, на мой взгляд, самых ярких романтических ветрах в русской литературе 20-го века.


                1. Ветер,  олицетворяющий саму  Романтику (К.Г. Паустовский)

Первый из них это ветер самой Романтики. В одной из глав «Золотой розы» (1955), посвящённой Гюго, он стремительно врывается в культурную  жизнь  начала 19-го века, властно диктуя ей свои правила:

      «Он ворвался в классический и скучноватый век, как ураганный ветер, как вихрь,что несет потоки дождя,
      листья, тучи, лепестки цветов, пороховой дым и сорванные со шляп кокарды. Этот ветер был назван Романтикой.»

Романтический образ ветра складывается у К. Г.  Паустовского из восторженного перечисления того, чем он наполнен. Ключевую роль в этом описании играют детали: «потоки дождя, листья, тучи, лепестки цветов, пороховой дым и сорванные со шляп кокарды». Они намеренно приводятся несколько хаотично,  что усиливает впечатление. Это перечисление превращается в настоящую героическую симфонию. К. Г.  Паустовский сравнивает Виктора Гюго с этим ураганным ветром, так что этот ветер одновременно является одним  из художественных портретов французкого писателя.



                2. «Бешеный скороход» А.С. Грина

Александр Грин  в «феерическом рассказе» «Вперёд и назад» (1918) создал один из самых благоуханных образов ветра, который властно подчиняет себе  душевное состояние жителей Зурбагана, а вслед за ними и читателей:

     «В конце мая и начале июля город Зурбаган посещается «Бешеным скороходом». <...>
     «Бешеный скороход» — континентальный ветер степей. Он несет тучи степной пыли,
     бабочек, лепестки цветов; прохладные, краткие, как поцелуи, дожди, холод далеких водопадов,
     зной каменистых почв, дикие ароматы девственного леса и тоску о неведомом.
     Его власть делает жителей города тревожными и рассеянными; их сны беспокойны;
     их мысли странны; их желания туманны и обаятельны, как видения анахорета
     или мечты юности. Самое большое количество неожиданных отъездов, горьких разлук,
     внезапных паломничеств и решительных путешествий падает на беспокойные дни
     «Бешеного скорохода».

Ветер Грина приносит с собой издалека целый экзотический ландшафт, сотканный их запахов пыли, дождей, цветочной пыльцы и диких тропических благоуханий. В нём также угадывается взволнованное дыхание гриновского  вдохновения. Это настоящая романтическая полифония воздушной и душевной стихии. Здесь переплетаются три музыкальные темы. Образы воздушной темы образуют тучи пыли, бабочки, лепестки, дожди, "холод водопадов", "зной каменистых почв", "дикие ароматы девственного леса".

Тема внутреннего мира стркана из  тоски о неведомом, беспокойных снов, странных мыслей и туманных желаний. Тема поступков, продиктованных первой и второй темой, раскрывается в неожиданных отъездах, горьких разлуках, внезапных паломничествах и решительных путешествиях. Эти три цепочки перечислений как струи ветра, захватывают воображение читателя, воскрешая в памяти образы Жюль-Верна и Майн Рида.      


            3. «Ветер, пахнущий снегом и цветами»  Вячеслава Иванова
 
У Вячеслава Иванова  в стихотворении «Дельфины»* (1913) находим  образ ещё большей свежести, который сам рождается из экзотического берегового ландшафта, наблюдаемого с палубы корабля.   

      Ветер, пахнущий снегом и цветами,
      Налетел, засвистел в снастях и реях,
      Вырываясь из узкого ущелья
      На раздолье лазоревой равнины.

      Как Тритон, протрубил он клич веселья,
      Вздох весенний кавказского Борея,
      Вам, курносые, скользкие дельфины,
      Плясуны с крутогорбыми хребтами.

      На гостины скликал вас, на Веснины,
      Стеклоокого табуны Нерея,
      С силой рвущийся в устье из ущелья
      Ветер, пахнущий снегом и цветами.

Контрастные запахи снега и цветов, принесённые ветром с горных лугов, свист Борея в реях и его трубный звук, похожий на извлекаемый из раковины мифическим тритоном, создают непередаваемую гармонию, по своему романтическому воздействию соперничающую со «Скороходом» Грина.

В этом образе задействованы почти все чувства восприятия: обоняние ("пахнущий снегом и цветами"), слух  ("засвистел в снастях и реях", "протрубил он"),  зрительное восприятие  цвета ("На раздолье лазоревой равнины") и формы ("курносые" "с крутогорбыми хребтами), осязание ("скользкие дельфины), ощущение пространства, его узости и широты ("Вырываясь из узкого ущелья // На раздолье"). Этого невероятно яркое богатство благоуханий, цветов,звуков и форм увенчивается  радостью и ощущением сказочного праздника ("клич веселья", "На гостины скликал вас, на Веснины").  Атмосфера античного праздника невольно погружает читателя в легендарный мир Гомера, Гесиода и Вергилия, в это золотое  "детство" всего "человечества". А поскольку речь идёт о Кавказе, то кажется, что в стихотворении незримо присутствует и тема аргонавтов.
 

             4. «Весёлый ветер»  В. Лебедева-Кумача и И. Дунаевского

Четвёртый романтический ветер это «Весёлый ветер» (1937) из кинофильма «Дети капитана  Гранта». Эту песню невозможно оторвать от фильма, от корабля, паруса которого наполнил свежий ветер, от бегущей внизу воды, от мальчика, поющего и быстро карабкающегося под музыку  вверх по вантам, что выглядит очень символично, как стремление к высокой цели.

Роберт, юный сын капитана Гранта, обращается к ветру как к своему другу с просьбой спеть песню о том, что тот видел во время своих бесконечных странствий в самых отдалённых уголках земли:

      А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер,
      Веселый ветер, веселый ветер!
      Моря и горы ты обшарил все на свете
      И все на свете песенки слыхал.

Однако эта просьба очень похожа на саму песню ветра:

      Спой нам, ветер, про дикие горы,
      Про глубокие тайны морей.
      Про птичьи разговоры,
      Про синие просторы,
      Про смелых и больших людей!


Припев предлагает слушателям подключиться к этой дружной песне героя и ветра, превращающейся в гимн всех смелых борцов за победу:

      Кто привык за победу бороться,
      С нами вместе пускай запоет:
      Кто весел - тот смеется,
      Кто хочет - тот добьется,
      Кто ищет - тот всегда найдет!

Во втором куплете появляются новые темы песни ветра:

      Спой нам, ветер, про чащи лесные,
      Про звериный запутанный след,
      Про шорохи ночные,
      Про мускулы стальные,
      Про радость боевых побед!

Здесь особенно впечатляют своим великолепным контрастом «шорохи ночные» и «мускулы стальные».
 
В последних двух куплетах выкристаллизовывается цель, к которой зовёт эта песня:
 
      Чтоб сердце загорелось,
      Чтоб каждому хотелось
      Догнать и перегнать отцов!


      Спой нам песню, чтоб в ней прозвучали
      Все весенние песни земли,
      Чтоб трубы заиграли, Чтоб губы подпевали,
      Чтоб ноги веселей пошли!

Этот ветер в сравнении с другими имеет самую богатую полифонию тем и целей. «Весёлый ветер» - одна из самых романтичных, жизнерадостных, энергичных и оптимистичных песен на земле. Она стала на многие десятилетия эталоном романтики. А ветер в ней это ветер радостных открытий молодости.


                Итог
 
Итак, ветер  Романтики, ворвавшийся в «классический и скучноватый век» вместе с  Виктором Гюго, оживляет скучную атмосферу полную рутины. Ветер А.С. Грина волнует, опьяняет, делает мечтательным. Ветер Вячеслава Иванова как тритон созывает людей  и дельфинов и на радостный праздник весны, а  «Весёлый ветер»  В. Лебедева-Кумача  и И.Дунаевского даёт бодрый заряд юношеской энергии на всю жизнь.

С этими четырьмя  ветрами по выразительности и оптимизму не могут соперничать даже ветра Гомера и Оссиана.


----------------------------
*  Это стихотворение было написано под влиянием впечатления, которым поделился А.Н. Толстой в своих  «Письмах с пути»:

       «В снастях и реях засвистел ветер, пахнущий снегом
       и цветами; он с силой вылетал на свободу из тесного
       ущелья.... Из-под самого пароходнаго носа стали
       выпрыгивать проворные водяные жители — дельфины;
       крутым побегом они выскальзывали на воздух, опустив
       хвост, описывали дугу и вновь погружались без всплеска»
      (А.Н. Толстой, «Письма с пути»).


Рецензии
Здравствуйте, Владислав! Из четырех ветров, меня особенно восхищает четвертый, ветер Лебедева Кумача. Зная эту песню с детства, я как-то не придавал значения тексту, хороший и хороший. А когда перечитал слова песни в Вашей работе, пришел в восторг. Возможно, и другие слова известных песен нужно перечитывать без музыки. Я уже делал это с текстами Михаила Матусовского. Мне кажется такого количества романтических, космических текстов больше нет ни у кого. И вообще, советская песня это удивительное явление в истории, как по музыке, так и по словам. Особенно 60 годы, когда фантастические мелодии и тексты сыпались, как из рога изобилия. В 70 годы, с появлением ВИА, музыка начала несколько деградировать, особенно слова. Шедевры продолжали появляться, но уже в меньшем количестве. Но это на мой вкус.

Евгений Терещенко   03.07.2023 15:02     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Евгений.

Сердечное спасибо за Ваш отзыв. Рад, что наши музыкальные вкусы во многом совпадают.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   03.07.2023 15:37   Заявить о нарушении