О ветеранах и алкашах

Наш деревянный домик , видимо , был одним из самых посещаемых  за всю историю существования посёлка Строитель.  Кроме прочих , частыми "посетителями" нашего дома  были местные алкаши , которые почему-то считали  его самым верным адресом, где можно занять деньги на выпивку.
Среди этих "алкашей"  с детских лет мне запомнилось двое - Слесарь Володя и Миша Косой.  Слесарь Володя жил в конце нашей улицы вместе с женой , которая , будучи давно с ним была в разводе ,  из-за проклятого квартирного вопроса вынуждена была терпеть соседство благоверного. Сколько я себя помню, Слесарь Володя всегда был пьяным.  Думаю ,что состояние абсолютной трезвости было вообще ему неведомо , разве что , может, в глубоком детстве, свидетелем которого я никак  быть не мог.   Поэтому  явление Володи народу происходило  только в двух вариантах опьянения  : первый - когда он мог отличить кран со смесителем от других металлических труб и предметов, и второй - когда сантехоборудование и любая другая неживая материя были уже для него единым целым .  Приведу один забавный эпизод . Как-то у нас в очередной раз прорвало трубу на кухне ,  и мы были вынуждены прибегнуть к помощи   Володи, несмотря на явные признаки у него этого второго варианта опьянения.
 Дело в том , что ни папа, ни я не обладали даже самыми элементарными слесарными или столярными навыками.  Все гвозди , которые я пытался когда-либо вбить, почему-то гнулись , а завертываемые мной шурупы неизменно уходили куда-то в бок , расщепляя  доски  или любую другую поверхность.  В результате  я обычно окончательно ломал  то ,что хотел починить.
Итак, в случае с краном потребовалось срочное вмешательство Слесаря Володи. Надо признать,что он добрался до нас своими ногами. Однако при переходе из комнаты в комнату упал ,споткнувшись об проходящую по полу трубу, и  произнёс сакраментальную фразу , которую мы запомнили на долгие годы:" Её  надо унизить".  После этого он пошёл выполнять свои профессиональные обязанности.  Володя обычно хорошо ориентировался на нашей кухне, поэтому  на этот раз мы были удивлены,  когда услышали звук  , характерный для разбивающегося сервиза.  Дело в том ,что Володя , будучи мертвецки пьяным ,перепутал шкафчик под раковиной, где проходила система труб, с расположенным впритык шкафчиком с посудой, и полез туда со своим разводным.  Здесь последовала ещё одна сакраментальная фраза , обращённая к моей маме и свидетельствующая, что Володя даже в таком состоянии окончательно не потерял чутьё сантехника :" Лиза, здесь  что-то не так".
Да, в тот день Володе не суждено было заработать, а нам так и пришлось остаться с текущими трубами.  Зато его слесарная смекалка("что-то не так") плюс  призыв к "унижению трубы" надолго остались в нашей памяти.
В целом, надо отметить, что трёшку или пятёрку,  которую Володя брал взаймы, он никогда не возвращал. И тем не менее родители продолжали ему давать "взаймы". Думаю,что главная причина было в том,что поломки на кухне и санузле возникали часто, а Володя ,живший рядом , мог иной раз всё-таки  что-нибудь починить даже в запойном состоянии . К тому же Володя давил на совесть и каждый раз , посещая нас , произносил:"Я за вашу нацию на войне кровь проливал". Причём, за какую нацию, Володя никогда не уточнял, видимо, считая слово "еврей" не совсем приличным. Но я хорошо помню, что эти напоминания о  "нашей нации" были главным лейтмотивом всех его посещений и денежных просьб. Однако ещё через пару лет после этого его разведённая жена Маруся упрекнула нас , что , мол , даём ему взаймы. На сильный аргумент про "нашу нацию" Маруся разразилась чуть ли не гомерическим смехом. "Какую он нацию защищал?!" - засмеялась она. - Кому вы верите?! Да Володька 29-го года рождения. Его только после войны призвали в армию! Это он от пьянства так выглядит , что сойдёт хоть за ветерана  Первой Мировой."   Но даже после этого этого разоблачения папа с мамой продолжали давать деньги "защитнику нашей нации" .  Помню также ещё случай: как-то Володя пришёл в отсутствие родителей почти трезвый со странной просьбой "что-нибудь почитать". Естественно,что я не был уполномочен раздавать папины книги, тем более,с большой вероятностью, что назад они не вернутся. Но отвязаться от "вставшего на путь истинный"  Володи было весьма сложно, поэтому , окинув взглядом огромную папину библиотеку , я снял с полки "Отцы и дети" дешёвого издания "ШБ" , зная , что у нас на крайний случай  есть дубликат текста в собрании сочинений Тургенева.  Дело было вечером, а на следующий день почти с утра к нам ворвался возмущенный и уже менее трезвый Володя с  упрёком: " Что за херню ты мне дал. Найди что-нибудь про шпионов".  Пришлось ему дать весьма занимательную книжку английского контрразведчика Орнеста Пинто "Охотник за шпионами" , которую , как и ожидалось,  я уже после этого больше не видел.
В отличие от Володи другой представитель "алкашей", занимающих деньги, рабочий по прозвищу  Миша Косой ,  был необычайно пунктуален в денежном вопросе.  По свидетельству папы не было случая,чтобы он не вернул денег, вне зависимости от состояния опьянения.  Даже возможности, которые предоставлял день получки, не вышибал из его памяти обязанность возвратить долг. 
Кажется , фамилия Миши была Карпов. Прозвище Косой утвердилось за ним из-за ямки, которая вплотную примыкала к глазу и , пульсируя , вызывала неприятное ощущение у  собеседника.  Сознавая это "уродство" , Миша старался не пугать своим видом окружающих и , практически, не вступал с ними в беседы. Высокий и сутулый , тихий и скромный, он как бы стеснялся как своего уродливого косоглазия ,так и  самой ситуации, когда приходится  занимать деньги . Но что поделать: природа требовала выпивки  и вынуждала  его просить и унижаться.
Один из эпизодов прочно засел в моей в моей памяти, хотя я был тогда ещё  маленьким.  Миша Косой  как-то увидел меня проходящим возле магазина, подозвал  и насыпал мне в руку целую пригоршню конфет. По случаю  ими оказались мои любимые шоколадные батончики , которые я любил больше ,чем дорогой "Грильяж" или "Мишка на Севере".  Только позже я осознал, что встретившийся  в тот день у магазина Миша пожертвовал мне своей закуской : конфеты в этом качестве работают иногда не хуже соленого огурца или грибочков.
Но самая неожиданная встреча с ним произошла несколькими годами позднее.
И хотя не помню, в каком году, но дату помню очевидно. Это было 9-го мая. В тот день я впервые увидел Мишу Косого в пиджаке. Весь его пиджак был усеян наградами , точно так же, как 9-го мая был усеян пиджак папы.  Но наряду с медалями "За отвагу" и орденом "Отечественной войны" , которые были у папы ,  на его пиджаке сиял ещё редкий орден "Красного знамени".  Весь этот иконостас , как и у папы , дополняли медали за взятие разных городов.  Миша был сильно пьян , стоял , качаясь в разные стороны , и в тот раз, кажется, меня не заметил.  Но я эту встречу запомнил хорошо.  Вечером папа рассказал мне, что он в курсе  фронтового  прошлого Миши и что его "косоглазие"  - следствие пули, полученной на войне.  А вскоре папа  сообщил мне, что Миша Косой внезапно умер. Подавился чем-то и просто перестал дышать.  Но я ещё долго вспоминал этого тихого и скромного человека, который  ,в отличие от лже-героя Володи , ни разу не упоминал  не только о том , что "проливал кровь за  нашу нацию" , но и  о войне вообще.
Ныне на дворе 2023-ий. Приближается День Победы. Ветеранов, практически,не осталось.
Папа ,умерший в 2001-ом году , к  началу третьего тысячелетия был одним из последних оставшихся в живых бойцов 212-той Кричевской дивизии.
Давным -давно умерли все "алкаши" , приходившие когда-то в наш дом занимать деньги. Но мне почему-то вспоминаются те двое.  И я удивляюсь, насколько же разными бывают люди внутри одного поколения и одного народа.  Время от времени мне мерещатся ушедшие в полувековую пропасть эпизоды  детства и среди них почему-то добрый  стыдливо-виноватый взгляд Миши Косого и его огромная рука , полная желанных  конфет.


Рецензии