Советские буквы

В классе было шумно. Гуля и Сергей хватали друг друга за руки и яростно спорили. Илья, самый младший из присутствующих, ему ещё не исполнилось шести лет, стоя у подоконника, где лежал небольшой барабан, лихо выбивал ладошками «дробь». Рядом Дениска, мальчик девяти лет, наклонившись к нему, грозно кричал:
- Хватит тебе! Достал уже! Да прекрати ты!
Но тот, не обращая внимания, продолжал вдохновенно барабанить.
Остальные, сидя на стульях и не реагируя на стоявший тарарам, «гуляли» по просторам интернета, быстро перебирая большими пальцами по экранам телефонов.

Такая картина предстала перед Евгением Николаевичем, когда он открыл дверь класса.
Увидев преподавателя, Илья перестал барабанить, а Гуля с Серёжей, всё ещё дёргая друг друга за руки, замолчали, повернув головы в сторону вошедшего. Лишь те, кто «сидел» в телефонах, никак не среагировали, поглощённые своим занятием.
- Денис! Строй отделение! – громко сказал Евгений Николаевич, войдя.
Денис, вразвалочку вышел на середину класса.
- Стройсь! – крикнул он, дёрнувшись всем телом, как будто этим старался усилить звук своего голоса.
Ребята вскочили, встав слева от него в одну шеренгу.
- Равняйсь! Смирно! – торопливо прокричал Дениска, внимательно наблюдая за реакцией педагога.
Шеренга качнулась, кто-то из детей повернул головы на право, другие, смотря вниз, принялись топтаться, выравнивая носки ног.
Евгений Николаевич покачал головой.
- Денис! – спокойно начал он, - Я на прошлом занятии показывал тебе, как надо строить отделение?
Тот кивнул.
- Раз Артём пока отсутствует, ты как помощник командира отделения выполняешь его обязанности!
Мальчик вновь кивнул.
- Хорошо! – продолжил преподаватель, - Во-первых, нет такой команды «Стройсь!» Есть команда: «Отделение, в одну шеренгу становись!» Понял?
- Да! – бойко ответил мальчик.
- Не «Да!», а «Так точно!»
- Так точно! – тут же поправился Денис.
- И второе, скомандовав «Равняйсь!», добейся того, чтобы все выровнялись по правофланговому, расправили плечи, повернули головы вправо! А уж дальше командуй «Смирно!» Понял?
- Так точно!
- Тогда выходи на середину строя и командуй!
Денис, стараясь идти строевым шагом, вышел из строя.
- Шнеля! Шнеля! – донесся с левого фланга звонкий голосок Ильи.
Евгений Николаевич повернулся в сторону кричавшего.
- Это я ему по-немецки! – заулыбался ребёнок.
Преподаватель погрозил пальцем:
- В строю не разговаривать! Кто будет нарушать, буду наказывать!
Илья прижал руки по швам, сжал плотно губы и вытянулся «в струнку», но не удержался и спросил:
- Товарищ полковник, Евгений Николаевич, а как будете наказывать?
Преподаватель улыбнулся:
- Отжиматься будете от пола пятьдесят раз!
- Готов! – вновь не выдержал Илья, смотря хитрыми глазами на педагога.
- Всё! – строго сказал Евгений Николаевич, - Закончили разговоры! Денис, командуй!
- Равняйсь! – скомандовал Дениска, вновь дёрнувшись всем телом.
Выждал, когда все выполнили команду:
- Смирно!
Повернулся в сторону педагога, неумело приложил руку к берету:
- Товарищ полковник! Воспитанники военно-патриотического клуба «Вежливые люди» в количестве…
Он повернул голову в сторону строя и, шевеля губами, посчитал, затем продолжил:
- семи человек, на занятия построены! Помощник командира отделения, воспитанник Майоров!
- Вольно! – скомандовал преподаватель.
Мальчик молчал и вопросительно смотрел на педагога.
- Денис, повернись к строю и дай команду «Вольно!» - подсказал тот.
Ребёнок, повернувшись, скомандовал и опустил руку.
- Всё, становись в строй! – сказал Евгений Николаевич, слегка хлопнув его по плечу.
Подождал, пока Денис встал на своё место:
- Итак, товарищи воспитанники, всем здравия желаю!
По строю прошёл лёгкий шепоток:
- И Вам здравия желаем.
Педагог продолжил:
- Сегодня на занятии мы пишем письмо солдату на фронт!
- Мы уже в школе писали! – сказала Гуля.
- А я не писал! – крикнул Илья.
- Ты, наверное, и писать то не умеешь? – засмеялась девочка.
- Умею! – возмутился ребёнок.
- Я умею писать! – повторил он и добавил, - Только печатными!
- Ничего, - поддержал его Евгений Николаевич, - Будешь писать печатными буквами! Пишут все!
Дверь открылась, вошёл запыхавшийся юноша.
- Извините, товарищ полковник! - начал он с порога, - В техникуме задержали!
- Вот и наш командир пришёл! – воскликнул Илья и, засмеявшись, продолжил, - А то Денис ещё командовать не умеет!
- Разговорчики в строю! – прикрикнул на него Евгений Николаевич и, обращаясь к пришедшему, сказал, - Артём, становись в строй!
- Итак, - продолжил преподаватель, когда юноша встал на правом фланге, - Все знают, что наши солдаты сражаются на Украине с нацистами, которые там захватили власть! И солдату в перерыве между боями будет приятно прочитать письмо от вас, в котором вы поддерживаете его и верите, что он со скорой победой вернётся домой! Сейчас разбираем ручки, фломастеры, садимся и пишем.
Ребята расселись за стол, положили перед собой чистые листы бумаги и вопросительно уставились на преподавателя.
- Евгений Николаевич, а что писать? – нарушил тишину Сергей, - Может образец какой ни будь, чтобы списать!
- Да, дайте образец, - поддержала его Гуля, - Или продиктуйте нам!
- Нет, ребята! – ответил Евгений Николаевич, - Это письмо вы должны написать сами! Оно должно идти от вашего сердца, чтобы солдат, находящийся в окопе или землянке, почувствовал ваше тепло, а не сухие канцелярские строки. Поэтому каждый должен его написать сам, а начать можете так: «Здравствуй солдат! Я тебя не знаю, но горжусь, что ты защищаешь нашу Родину!» А дальше пишите, что вы думаете. Расскажите о себе. Пожелайте бойцу всего хорошего, чтобы одержал победу и вернулся домой! Вот как-то так! А в конце письма подпишите: «Воспитанник военно-патриотического клуба «Вежливые люди»…» и своё имя! Можете, кроме всего, нарисовать рисунок. Это тоже будет хорошо. Понятно?
Илья выскочил из-за стола, вытянулся, прижав руки по швам, и серьёзно произнёс:
- Так точно, товарищ полковник! Всё понятно!
- Молодец! – похвалил его Евгений Николаевич и положил руку на плечо, - Присаживайся!
Затем окинул взглядом детей:
- Всё, пишем! Друг другу не мешаем!
Наступила тишина. Евгений Николаевич прошёл на место преподавателя и сел за стол, наблюдая за работой ребят. Дети, взяв ручки и фломастеры, некоторое время обдумывали, не решаясь приступить к письму, а затем дружно взялись за работу. Илья же ни минуты не задумываясь принялся с усердием выводить большие печатные буквы, иногда вращая листок.
Прошло минут пятнадцать. Работа продолжалась. Никто не проронил ни слова. И только Евгений Николаевич подумал, что вот какие ребята молодцы, работают молча и даже не задают вопросы, как Илюшка поднял голову и спросил:
- Товарищ полковник, а можно советскими буквами писать?
- Какими? – переспросил преподаватель.
- Советскими! – удивлённо повторил ребёнок, как бы спрашивая: «Вы такой взрослый и не знаете, что такое советские буквы!»
Поэтому Евгений Николаевич не стал уточнять, что такое писать «советскими буквами», а спокойно ответил:
- Конечно, Илья, «советскими буквами» даже обязательно писать можно!
А про себя подумал: «Интересно, что за «советские буквы»? Но, ладно, пусть пишет, потом посмотрю, что это за буквы!»
Илюшка бодро кивнул и продолжил работу.
Прошло время. Старшие дети стали сдавать свои работы.
- Так, ребята! – сказал педагог, - Кто написал, сдаём письма мне! Остальные заканчиваем!
- А можно я ещё флаги нарисую! – спросил Илья.
- Конечно можно! – ответил Евгений Николаевич, рассматривая работы ребят.
Было видно, что все старались, хотя грамматических ошибок хватало. «Ничего страшного! – подумал педагог, - Зато от души!»
- Товарищ полковник, у меня готово! – услышал он звонкий голосок Илюшки.
- Если готово – сдавай!
Илья быстро встал и, подойдя, протянул листок.
- Сейчас почитаем твоё письмо! – с интересом сказал Евгений Николаевич.
Илья внимательно посмотрел ему в глаза и удивлённо спросил:
- А вы умеете по-советски читать?
- Конечно умею, я же родился в советской стране! – уверенно ответил Евгений Николаевич и, взяв письмо, принялся с интересом его разглядывать. По краям листа красовались четыре красных флага. Сверху, прыгающими большими печатными буквами было выведено «ЗДРАВСТВУЙ СОЛДАТ Я ТЕБЯ НЕ ЗНАЮ НО ГОРЖУСЬ ЧТО ТЫ ЗАЩИЩАЕШЬ НАШУ РОДИНУ». Причём знаки препинания отсутствовали, а буквы «З» и «Я» написаны в другую сторону! Внизу такими же печатными буквами: «ВОСПИТАННИК ИЛЬЯ 5 ЛЕТ». Всё остальное пространство листа, строчка за строчкой занимали каракули, изображающие пропись. Смотрелось это до того мило и трогательно, что Евгений Николаевич сказал:
- Молодец, Илья, хорошее письмо написал «советскими буквами»! Оно обязательно должно дойти до бойца, который сейчас защищает нашу Родину!


Рецензии