Конструктивизм в Екатеринбурге

Хочу рассказать еще об одной достопримечательности моего города, которая делает его уникальным. Это конструктивизм как архитектурный стиль. Так как в городе сконцентрировано 140 зданий этого авангардного направления  в архитектуре, Фонд всемирного наследия ЮНЕСКО считает столицу Урала архитектурным ансамблем-памятником конструктивизму.

В нашей стране в 1917 г.  произошла Октябрьская революция, иногда ее называют Октябрьским переворотом, но в данном случае это не столь важно, важно то, что сменилась власть.  А раз изменилась политическая расстановка сил в стране, меняются все сферы государственной и общественной жизни, в том числе в направлениях развития искусства, архитектуры, причем часто начинает преобладать авангардное начало. Архитектура откликнулась на новую парадигму развития конструктивизмом, ампир, модерн или классицизм стали не актуальны, надо было все начать с чистого листа.

Развитие новых архитектурных течений началось еще раньше, в 70-80-е годы XIX века, тогда классические традиции в архитектуре стали исчезать. Мир изменился, в большинстве западных стран произошла промышленная революция, она докатилась и до России. Зарождались новые архитектурные формы, стали популярны каркасные металлические конструкции. Те прекрасные здания, богато украшенные лепниной, орнаментами, которыми мы любуемся, гуляя по европейским городам или по Санкт-Петербургу, стали не актуальны. В эпоху машинной индустрии все должно быть проще и лаконичнее. Но новые подходы иногда с трудом пробивали себе дорогу. В фильме «Эйфель» мы воочью наблюдаем, как Эйфель,  архитектор-инженер, новатор, преодолевал сопротивление консервативно настроенных специалистов. И Эйфелева башня, строительство которой было приурочено к Всемирной выставки в Париже в 1989 г. стала своего рода символом зарождения новых направлений в строительстве и архитектуре.

Конструктивизм, как направление в архитектуре, сформировался в 1920-е-1930-е годы в России (СССР). Он характеризуется простотой и лаконичностью форм, масштабностью, геометризмом (прямоугольники, треугольники, круги, острые и скругленные углы), плоскими крышами, часто использовались железобетонные столбы-опоры. Конструктивисты придавали большое значение функциональному назначению зданий. Никаких украшательств, выразительные средства очень прагматичны. Для разработки общих принципов конструктивизма в 1925 г. в Москве при Институте художественной культуры была создана официальная творческая организация конструктивистов – Объединение современных архитекторов (ОСА). На формирование стилистики конструктивизма повлияли новаторские принципы строительства, разработанные французским архитектором Ле Корбюзье.

Фишкой Екатеринбурга (Свердловска) как раз является конструктивизм, в 1920-е-1930-е годы в городе стали активно строится промышленные, общественные и жилые дома  в этом архитектурном стиле. Свердловск, как растущий промышленный город стал творческой лабораторией конструктивизма, поэтому туда были направлены финансовые, строительные и кадровые ресурсы. Дома возводились с бешеной скоростью, наблюдался небывалый строительный бум.

В настоящее время Екатеринбург называют «столицей конструктивизма», так как нигде в мире нет такого количества конструктивистских зданий, как в нашем городе.
Эти здания полны символизма. Наиболее интересные, на мой взгляд:

Главпочтамт – здание находится на пересечении проспекта Ленина и улицы Толмачева на историческом месте, вплотную примыкает к Площади Труда (бывшая Екатерининская площадь), которая расположена вдоль набережной реки Исети рядом с местом именуемым «Плотинка».  Плотина (мост через реку Исеть) была построена еще в 1823 г., она перегородила реку Исеть и образовала городской пруд. Сверху она облицована камнем, а внутри традиционный строительный материал –  лиственница. Лиственница - самое распространенное дерево в России.  Ее древесина отличается большой плотностью  и после пребывания в воде становится еще более твердой. Дома, построенные из лиственницы, долговечны. На сваях из российской лиственницы стоит итальянская Венеция.

Здание  Главпочтамта было построено в 1933 г., оно разноэтажное (5-6 этажей) П-образной формы,  имеет внутренний дворик. Главный вход со стороны улицы Ленина выделен вертикалью лестничной клетки, такой высокий прямоугольник с ленточным остеклением. Над входом горизонтальный массивный козырек, переходящий на западный фасад. Чтобы войти в здание нужно подняться по многоступенчатому высокому крыльцу. В доме кроме почты и телеграфа находились городская телефонная станция, а также  магазин, столовая, гимнастический зал, детский сад, ясли для детей сотрудников. Таким образом воплощался принцип конструктивизма, связанный с функциональностью.

Здание оформлено рядами окон ленточного и прямоугольных типа - это своеобразная композиция, составленная из разные геометрических форм, как детский конструктор. В то же время по канонам конструктивизма, связанного с имитацией машинных форм, напоминает по форме трактор.  Трактор символизировал  реформы в сельском хозяйстве тех времен, создание машинно-тракторных станций. У входа в здание Главпочтамта вмонтирована круглая рельефная бронзовая плита, символизирующая «нулевой километр».

Гостиница «Исеть» расположена на углу улиц Ленина и Луначарского. Здание имеет форму полуцилиндра и является примером классического конструктивизма. Это одиннадцатиэтажное здание, и в свое время оно было одним из немногих высотных зданий за пределами столицы и Ленинграда.
Вначале это было общежитие из 100 жилых комнат. Утверждают, что вид гостиницы сверху имеет форму серпа, а находящееся рядом здание Дома культуры (с переходом), имеет вид молота, главные пролетарские символы. Комнаты распложены по выпуклой южной стороне здания и оформлены горизонтально вытянутыми окнами, а по вогнутой северной стороне находится коридор.

Гостиница входит в состав жилого комплекса, названного «Городок чекистов», он был построен 1931—1934 г. и состоит из 14 корпусов, которые занимают целый квартал.  Целью строительства городка было расселение командного состава ОГПУ. Здания с квартирами расположились прямоугольником от гостиницы Исеть по улице Луначарского до улицы Первомайской, загибаясь на улицу Кузнечную. Внутри был двор со спортплощадкой. Также как в Доме на набережной в Москве здания строились с упором на функциональность. Революционные преобразования в стране ставили цель «создание нового человека». Жильцы городка должны были не отвлекаться на решение бытовых проблем, а сосредоточиться на главной цели - строительстве коммунизма и заниматься своими прямыми делами. Поэтому помещения были заполнены службами инфраструктуры. Создавалась новая жилая среда, в доме (общежитии) на первом этаже был универмаг, работали пункты приёма почты и заказов на ремонт мебели. Жилой комбинат в отдельном здании вмещал поликлинику, аптеку, санчасть. В отдельном доме находился четырехэтажный клуб, который был соединён с общежитием надземным переходом. В цокольном этаже клуба был теплоцентр, прачечные, служебные помещения и стрелковый тир. Сейчас в этом здании краеведческий музей.

Общежитие коридорного типа первоначально рассчитывалось на одиноких сотрудников НКВД, но потом появились семьи, и  часть комнат вынуждены были отдать под их расселение.  В первые годы функционирования городка в здании клуба находилась фабрика-кухня для обеспечения питания жителей, люди не должны были тратить своё время на мещанские занятия, такие как приготовление обедов и ужинов и стирку белья. Первые фабрики-кухни в стране появились еще в середине 1920-х годов. Поэтому особенностью жилых домов городка было отсутствие в них кухонь и ванных комнат. И те жильцы, которые въехали в эти квартиры в более поздние времена вынуждены были оборудовать их сами.

Гостиница «Исеть» со временем стала архитектурным символом Свердловска. Ее изображали на открытках, а в 1937 г. в Испании даже была выпущена марка с изображением «Исети». Официально гостиницей здание стало в 1962 г., когда общежитие расселили. Гостиница просуществовала до 2002 г., а затем закрылась на реконструкцию. Сейчас на первом этаже находятся рестораны.
На крыше здания в советские годы размещалась крупная надпись «Вперёд к коммунизму», что было символично. Сейчас надписи никакой нет, видимо в этом вопросе нет ясности, где наше светлое будущее.

Спортивный комплекс Динамо - самый романтичный из всех памятников конструктивизма Екатеринбурга. На набережной городского пруда можно увидеть дом-корабль, создающий морское настроение, хотя моря рядом нет. Появление этого здания также было исторически обусловлено. В стране была поставлена задача создать физкультурное движение и начать строительство спортивных сооружений. И в 1932 г на стрелке городского пруда появилась водная станция, а в 1934г. построен спортивный клуб общества «Динамо», именованный «Дом физкультурника». Оригинальность этого здания в том, что оно, как и Главпочтамт соответствует направлению конструктивизма - создание машинных форм.

Здание клуба или дом-корабль состоит из двух частей, и здесь использована популярная в  конструктивизме разноэтажность. Главной  является южная часть павильона, она трёхэтажная, но имеет повышенную полукруглую пятиэтажную часть, выходящую на пруд. Она и создает образ корабля, треугольный эркер лестничной клетки - это нос корабля, большие лоджии-солярии —палубы, а обзорная площадка на крыше - это капитанский мостик.  Северный корпус – двухэтажный, закругленный его торец  похож на корму корабля, а круглые окна фасадов — на иллюминаторы. Здание покрашено в сине-белый цвет, и эта цветовая гамма также поддерживает морскую тему.

Каждый корпус имеет свои функции, в южном корпусе размещались администрация клуба, гостиница, лекционный зал, медпункт, душевые, малый гимнастический зал. Северный  корпус полностью занимал большой спортзал, а в подвале размещался стрелковый тир. В этом корпусе находится музей спортивного общества «Динамо». Обе корпуса соединены между собой закрытым надземным переходом.

Здание создано в традициях конструктивизма строго и лаконично и, как водится, не имеет декоративных деталей.  Тем не менее, смотрится изящно и заслуживает того, чтобы находится под охраной государства. Здание стадиона «Динамо» заслуженно претендует на получение статуса мирового памятника ЮНЕСКО, но пока этого не произошло.

Еще одно замечательное конструктивистское сооружение - типография «Уральский рабочий» или Дом печати было построено в 1930 г. Строительство этого здания также имело историческую подоплеку. В то время газеты были главным инструментом политической пропаганды.  Здание находится на углу улиц Ленина и Тургенева и имеет скругленный угол, на нижних этажах располагалось производство, а на верхних - редакция. Длинные ленточные окна напоминали газетные полосы, и протяженность их вдоль здания символизировало оперативность и непрерывность газетной работы. Во время Великой отечественной войны в этом помещении  работали эвакуированные  писатели Агния Барто, Лев Кассиль и др.

Во времена информационных технологий печатное дело кардинально изменилось, огромные типографские пространства не нужны. Здание утратило первоначальное назначение и находится не в лучшем состоянии. В начале 2000-х типография покинула это здание, сейчас там располагаются кафе, рестораны, книжный магазин. Парадоксом является и то, что газета с названием «Уральский рабочий» в первоначальном ежедневном издании уже  не существует. Эта старейшая на Урале газета, издаваемая с 1907 г. не выдержала финансовых трудностей и в 2017 г. была закрыта, а редакция распущена. Позже в 2019 г. закрылась и городская газета «Вечерний Екатеринбург», которая выходила с 1957 г., она тоже печаталась в этом Доме печати. Власти не посчитали нужным поддержать две народные газеты, и сейчас их не увидишь в газетных киосках.

В проектировании конструктивисткой архитектуры Свердловска внесла вклад целая плеяда выдающихся архитекторов. Участвовали такие архитекторы, как  М. Гинзбург, Г. Голубев, В. Соколов, К. Соломонов, М.Рейшер, Г.Валенков, Д.Фридман, С.Захаров и многие другие. 

Активное строительство зданий в Свердловске прекратилось в 1934 г, когда была расформирована Уральская область, центром которой был Свердловск, и многие строительные  объекты были законсервированы в результате сокращения финансирования. Сейчас в Екатеринбурге сохранилось около 140 строений в стиле конструктивизма, возведенных в 1920-30-е годы. В их числе Белая башня, комплекс домов Тяжпромурала, Дом Уралоблсовнархоза, Дом промышленности, Дом облисполкома, Дом контор, Клуб строителей, Дом обороны, Городок юстиции, Медгородок (НИИ ОММ), Мединститут (в эклектическом стиле) и другие. Проспект Ленина в основном застроен зданиями в этом замечательном стиле. Первостепенная задача - поддерживать их в надлежащем состоянии и беречь от любителей все перестраивать.


Выражаю благодарность авторам, чьи материалы я использовала при написании моей истории. И в первую очередь Валерия Загвозкина, Леонид Смирнов и др.

На фото – 1 – Главпочтамт или Дом связи;
2 -  Гостиница «Исеть» и «Городок чекистов»;
3 -  Спортивный комплекс Динамо или дом-корабль;
4 -  Типография «Уральский рабочий» или Дом печати.


Рецензии