Пушкин Медный всадник на бронзовом коне. Колл 3
Медный всадник на бронзовом коне
Коллекция загадок и тайн повести
(из серии Конспекты пушкинистики")
Часть III
Итак, какие загадки и тайны упаковал АСП в болдинском осеннем творении, которые сведем в коллекцию идей, высказанных самым разными исследователям и толкователями:
1. АСП реализовал концепцию Гесиода в поэме «Труды и дни» в приложении к истории России (медный отсылает к медному веку) = концепцию столкновения разных мифоэпох, жертвой которого становится Евгений (перекочевавший Онегин?)
2. Петербургская повесть это перелицованный миф об Орфее и Эвридике.и боге Аполлоне, заставившем таки Орфея замолчать … Разве не в Ад плавал с перевозчиком, которому дан гривенник (тот же 1 обол) ? Евгений погибает от внутренних страстей страха
3. В повести АСП реализовал легенду о царе Эдипе – рассказал о том как живет всякий человек в условиях Судьбы, определенной богами и контролируемой парками … живёт с ужасным знанием своей Судьбы
4. Океанида Нева восстала против царя-бога-тирана Петра… И та же Теогония Гесиода
5. Повесть МВ – рассказ о том, как АСП сознавал себя как поэта и человека с определенною Богом судьбой. Не дай мне Бог сойти с ума – позже молил он, понимая что его столкновение с царем неизбежно
6. Пушкин, воспевая Петра и его преобразование России, говорит о необходимости жертвовать мелкими личными интересами в пользу общегосударственного дела.
7. Пушкин пишет не о бунте Евгения = он пишет о вопле страха того, кто страстно узнает свою Судьбу и ее неотвратимость
8. Повесть написана в литургическом ключе = начав свою поэму «во здравие», Пушкин кончил ее «за упокой». По-русской традиции
9. Повесть имеет четкие параллели с Книгой Иова
10. В “петербургской повести” встретились две “правды” — правда власти и правда частного человека. Но обе они неполны, ущербны, ибо высшая истина должна быть одна. АСП не создавал ни оду величию государства, ни чувствительную повесть о страданиях “маленького человека”
11. Повесть = поэма без героя … в ней цари миф и история
12. в напечатанной поэме недостает слов, обращенных Евгением к монументу, - и вам сделается ясна идея поэмы, без того смутная и неопределенная. Настоящий герой ее - Петербург.
13. Медный всадник Гигант с простертою рукою Сидел на бронзовом коне. На бронзовом! В беспрестанном столкновении несчастного Жени с "гигантом на бронзовом коне" и в впечатлении, какое производит на него вид Медного Всадника, скрывается весь смысл поэмы; здесь ключ к ее идее... История конца горестной участи (судьбы!) личности, страдающей как бы вследствие избрания места Петром - не произвол, а разумная воля олицетворены в этом Медном Всаднике
////
Продолжим ...
Свидетельство о публикации №223050900267