белые церкви, святые кресты

я не автор                у
Моим родителям посвящается


Я – в старом районе города Измаила - Крепости, в этом мистическом и волнующем для меня духовном центре Измаила. Небо затянуто тучами, пасмурно, что придает окрестностям мрачноватый и немного тревожный вид. Рядом – седой Дунай, ровно, в столетиями назад заведенном порядке, несет свои воды. Здесь, вдали от городского шума, острее чувствуешь, искренне-мощную, привольную красоту Природы.

Иду к Свято-Успенскому храму. Он стоит совсем близко к Дунаю. Тут когда-то был и монастырь. Это – наша история, здесь остро ощущается духовная мощь Веры, взметнувшейся ввысь.

…Из-за туч выглянул первый луч солнца, ласково и стремительно наполнивший все вокруг надеждой. Подул ветерок, и, медленно, не сразу, солнечные стрелы осветили небосвод. Свежее дыхание ветра и свет играли друг с другом, вся округа осветилась доброй и тонкой красотой.
     На кровле храма шла работа. Когда ехал в Крепость, мне казалось, что увижу заброшенную церковь, но нет, храм не оставлен в запустении. Он жив, он дышит. На ум приходят строки из песни, которые неистовый вокалист рок-группы «Черный кофе» буквально кричал в микрофон:
       «Деревянные церкви Руси,
         Перекошены древние сиены,
         Подойди и о многом спроси:
         В этих срубах есть сердце и вены…
         Есть…есть сердце, сердце и вены!»
                («Черный кофе», «Владимирская Русь»)
С любезного позволения рабочих (а восстановительные работы проводит кооператив «Миг»), поднимаюсь на кровлю. Передо мной вся панорама окрестных мест, залитых солнечными лучами, обдуваемых холодными порывами ветра. Здесь строго и волнующе красиво. Здесь – убежище и спасение. Когда-то здешний монастырь принимал все христианское население города и близлежащих селений во времена владениями этими местами турками.
       «А когда мы посмотрим в глазу ему,
         На нас из глаз его посмотрит тоска».
                (Виктор Цой, «Апрель»)
Думал о храме, и невольно вспомнились эти слова. Храм нуждается в любви и помощи. И помощь эту ему уже оказывают. Недавно на него «надели» купол. Но ему также нужны и наши молитвы, наши добрые мысли – так же, как больному человеку – доброе слово, любовь, к нему обращенная.
- Мы хотим все сделать здесь на совесть, ведь строим Храм Бога для людей, - сказал один из рабочих.
Общаясь с этими спокойными, знающими своим словам цену людьми, чувствуешь, что дело движется, идет серьезная и уверенная работа. Дай Бог здоровья им и семьям их! Дай Бог здравия человеку, духовно и материально помогающему возрождению храма.
…Солнце меж тем залило все вокруг своим теплым и сияющим «дождиком».
Церкви всегда были духовным магнитом наций, средоточием и источником жизненной силы народов, где бы эти храмы ни находились.
    Прошлым летом мне довелось побывать в Латвии, и в одном из небольших населенных пунктов под названием Гипка нашей группе показали лютеранскую церковь, которая также находится в состоянии восстановления и возрождения. Территория вокруг храма и небольшое кладбище возле него красиво обихожены, во всем сохраняется порядок. Зайдя внутрь Свято-Успенского храма, я припомнил ту далекую латышскую сестру-церковь: там, так же как и здесь, было темно…
      ооотоНо идет кропотливая работа, и в свое время вспыхнут светом и тот и другой храмы. Не просветился ли лик одной из икон, которую занесли в Свято-Успенскую церковь? История творится сейчас, на наших глазах, с нами. «Непокоренными гражданами вечности» называет церкви певица Жанна Бичевская. И не таковы ли они, стремительно взметнувшиеся ввысь своими колоколами?
…Что-то незримое касается сердца, когда видишь храмы: «Им дано мерить душу с простым постоянством», - сдержанно поют участники группы «Черный кофе» в композиции «Владимирская Русь».
    Попрощавшись с рабочими, я покинул храм и отправился в сторону города. Невольно подняв глаза к небу, увидел самолет, белой линией прочерчивающий себе путь в вышине. Он стремительно поднимался ввысь к солнцу…И, посмотрев на храм, я вдруг почувствовал и понял, что жизнь не стоит на месте, она продолжается и само желание этой жизни наполняет все вокруг радостью – от предчувствия будущих побед.
    На ум снова пришли строки из песни Жанны Бичевской:
      «Белые церкви плывут в бесконечности,
       О, кладенцы неземной чистоты,
       Непокоренные граждане вечности,
       Белые церкви, святые кресты»… 

Руслан Карабаджак


       


Рецензии