Пушкин Медный всадник на бронзовом коне. Колл 4
Коллекция загадок и тайн повести
(из серии Конспекты пушкинистики")
Часть IV
Бедный Медный всадник
Проскакал на бронзовом коне
14) МВ – начаток пушкинской Петриады, которая имела целью вызвать сакральный (ритуальный) трепет раба перед непреодолимой силой власти Правителя от Бога, Судьбы и самой г-жи Истории. И мерою такого трепета при чтении этой "Петриады" должно определяться, до какой степени вправе называться русским всякое русское сердце...
15) Время создания повести и ее фон дают один из ключей к тайне замысла и его воплощения: начатая поэтом 6 октября, она была завершена 31 октября. 1833. Болдино. 5 ч.-5 (минут) утр». Создавалась она параллельно с двумя другими повестями Пушкина — «Пиковой дамой» (в прозе) и «Анджело» (в стихах). Первая – о судьбе жертвы страстей, вторая – о жертве и милости правителя
16) Силы неведомые, нежданные и враждебные не дают жизни простых и смирных людей течь беспрепятственно. (…) Таков внутренний, основной параллелизм всех этих повестей, теперь уже не двух, а трех. Борьба человека с неведомыми и враждебными силами, лежащими вне доступного ему поля действия, и составляет фабулу как «Уединенного домика…», так и «Домика в Коломне» и «Медного Всадника».
17) несоответствие между фабулой повести и ее содержанием… заставило критику искать в «Медном Всаднике» второго, внутреннего смысла, видеть в образах Евгения и Петра воплощения, символы двух начал – великого и ничтожного с двумя мятежами против самовластия: мятежа стихий и мятежа человека.
18) в Цыганах с наибольшею полнотою отразилась всепрощающая мудрость первобытных людей, так противоположная сфера пушкинской поэзии — обоготворение силы героя — воплотилась в Медном Всаднике. В простой любви ничтожного с высоты Петра Евгения откроется бездна не меньшая той, из которой родилась воля героя. Поэма кончается после ужаса привидения неменьшим ужасом обыкновенной жизни
19) В бессмысленной, с первого вида, угрозе, слетевшей с уст несчастного Евгения, под конец его речи: «Ужо тебя…» восклицает он! Невольно думается, что в этом нелепом: «ужо тебя» — безумец выразил промелькнувшую в его голове мысль о возможности еще найти суд в потомстве и переделать приговор, давший такую славу и значение имени грозного реформатора. Медный Всадник, погнавшийся за ним, словно угадал его тайную мысль… Месть самовластцу возможна.
20) В повести обнаруживаются: - ПРОТИВОРЕЧИЯ ОДИЧЕСКОГО СТИЛЯ (повесть = это ода Петру I) - ПАРАДОКСЫ ИДИЛЛИЧЕСКОГО МИРА (Евгения и Параши) - РАЗДВОЕНИЕ СЮЖЕТА
21) В «Медном Всаднике» тот, кто смирился с непрочностью бытия (рыбак даже не земледелец, его улов — полностью дело случая!), тот сохранил данное ему от века. Кто сделал ставку на тихое, но прочное счастье — тот потерял все.
22) Тема «петербургской повести» — драматический разрыв всего со всем, взаимная (хотя и неравная) неправота враждующих социальных сил, рассогласование намерений государства и личности. Разрыв и есть разрыв, неправота и есть неправота. Страшные проблемы названы своими именами
23) Пушкин показал трагедию бытия, распавшегося на «частную» и «государственную» сферы, и выход из создавшегося положения он видел прежде всего в торжестве идей человечности. По формуле Ю. М. Лотмана, «правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы „приподняться над жестоким веком”, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей».
24) Коллизию «Медного Всадника» Белинский воспринял как историческое и нравственное противостояние двух непримиримых сторон. Предмет интереса составляют здесь не сами действующие лица как таковые, а необходимость, с которой совершается их неустранимое столкновение. Главный смысл «колоссального» пушкинского создания— конфликт, не имеющий позитивного исхода и одновременно заключающий в себе и залог прогресса, и источник страдания человеческого. В этом смысле Пушкин в поэме показал себя «поэтом действительности»
25) Блок: «Медный Всадник» — все мы находимся в вибрациях его меди».
Философия «героев» и «жертв»
26) Поэма об исторической необходимости: Д. С. Мережковскому «Медный Всадник» казался предсказанием грядущей катастрофы, конца петербургского периода русской истории. В. Брюсова увлекала в поэме мысль о неизбежном торжестве человеческой свободы.
...
Продолжим...
Свидетельство о публикации №223050900277