Женская шахматная элита России. 1

Уже больше сорока лет я мечтаю рассказать о женской шахматной элите России.
Проблема в том, что каждый раз возникают срочные дела и я отодвигаю задуманное в долгий ящик. Поначалу даже создал было на народе.ру Женскую Шахматную энциклопедию, но…
Ох уж эти вечные «но»!
Сначала о том, как воспринимают себя сами шахматистки из элиты.
Звёзд с неба они не хватают и придерживаются вполне понятного общественного шаблона.
Кратенькая информация о месте рождения и дате (причем как раз даты они не очень любят), несколько слов о стиле игры, одна-две примерные позиции из сыгранных партий и добытые в состязаниях статусы. Вполне достаточно!
Общество считает, что женщины в целом играют послабее мужчин и потому их шахматным творчеством особо не интересуется.
Ну зачем смотреть на решения принятые на рейтинге 2600, когда полно ре6ят играющих выше 2700? Вот как-то так.
А чтобы одна шахматистка подробно рассказывала о творчестве другой шахматистки – это уже  заоблачная редкость. Мне за всю жизнь попалось на глаза десятка три-четыре материалов.
И в них всё тот же «мужской шаблон».
Между тем вопрос гораздо интереснее, чем может показаться на первый, непросвещённый взгляд.
Меня давно интересовала тема «Ромео и Джульетта».
Как Шекспир писал диалоги со стороны Джульетты?
Или вот письмо Татьяны Онегину у Пушкина.
Каким образом Пушкин догадывался, что именно чувствует Татьяна к Онегину и какие слова она ему пишет?
Случилось так, что женский интеллект занимает меня с детства.
А многолетние наблюдения за своими ученицами и дочурками привели меня к серии весьма неутешительных для мужчин выводов.
На мой взгляд женщины интеллектуально на много порядков превосходят нас, убогих.
И в общении с трудом скрывают с вое презрение к нашим умственным потугам.
И с этой точки зрения исследование именно шахматной женской элиты могло бы приблизить бедных мужчин к осознанию собственного места в прихожей.
Увы! Люди не равны между собой в первую очередь именно интеллектуально.
Женщины неизмеримо умнее и мудрее мужчин и потому видимо и царил матриархат на планете большую часть истории человечества.
И вот именно исследование творчества шахматисток должно позволить нам расставить все точки над всеми «и» в этих вопросах.
И здесь наконец открывается самая интересная пропасть.
Пропасть между шахматным тренером мужчиной и шахматисткой женщиной.
И мне, как женскому шахматному тренеру – профессионалу именно в этом ракурсе и хотелось поведать миру о нашей женской шахматной элите.
Начну с представления.
Что такое для девушки – выход на публику?
Это по существу «первый бал Наташи Ростовой».
А что такое «первый бал»?
У девочек есть кардинальное отличие от мальчиков в воспариятии мира и себя в нём.
У мальчика нет вопроса о том, как именно он будет рожать.
Такой вопрос перед ним никем и никогда не ставится и не обсуждается.
Ему это событие «не грозит».
Он о таком и подумать не в состоянии серьёзно.
А девушка изначально с первых дней жизни знает, что ей предстоит стать мамой и не думать об этом она не в состоянии.
Мальчик в куклы не играет, а у девочки это основная игра с первых дней!
Для девушки любой выход «в свет» это гипотетическая возможность решить вопрос о том, с кем она будет решать свой личный вопрос о предстоящем материнстве.
Мальчик выходя на публику физиологически не соображает, как много женских глаз рассматривают его «на пригодность к отцовству». Девушка изначально рассматривает любое внешнее представление как запредельно опасный и ответственный момент.
Потому что девушка живёт в реальном отношении ко Времени. Она понимает, что Времени запредельно мало, и что решать все вопросы необходимо в наикратчайшие сроки.
Мальчик может небрежно относиться к одежде, к своему внешнему виду. Девушка придает всем этим моментам первостепенное значение. Потому что в эти мгновения всё и решается на самом деле. Мальчик может играть словами и швыряться ими направо и налево. Девушка так к словам относиться не в состоянии.
Для мальчика игра в шахматы это в первую очередь забава, развлечение, времяпрепровождение.
Для девушки в первую очередь это «выход в свет». Это событие запредельно важное.
И вот в свете изложенного исследовать женскую шахматную элиту дер жавы – задача колоссального масштаба и потребует возможно целых поколений для достойного освещения.
И здесь необходимо отметить огромный дефицит чисто шахматного материала.
Как пример, приведу партию Людмилы Сауниной с Валентиной Козловской в которой  случилась умопомрачительная схватка коней, в которой конь Людмилы преследовал коня Валентины по всей доске и в конце концов уничтожил кованого оппонента. Эта партия заслуживает отдельной поэмы не уступающей «Витязю в тигровой шкуре» по глубине и охвату. А какие фантастически глубокие произведения – партии Валентины Гуниной! Удивительны творения Александры Костенюк! Потрясают находки Натальи Алёхиной! Я могу называть всё новые и новые имена шахматисток, шахматное творчество которых по сей день недоступно большинству любителей шахмат, я уже молчу о психологах, игротехниках, педагогах и тренерах. А жаль!
Пока мы не дождались книг о творчестве шахматисток уровня книг о творчестве великих шахматистов прошлого. Нет великих книг о Менчик, Гаприндашвили, Чибурданидзе, Иоселиани, Кушнир, Александрии, Гуриели, Кахабришвили. Однажды я набрался было смелости написать исследование одного турнира гениальной Лидии Семёновой, но…


Рецензии