29. Комментарии Гамлет От комедии к трагедии

В своих 28 комментариях я писал о пьесе " Гамлет " как о сложившейся пьесе, в основе которой лежит трагедия Гамлета, прототипом которого является Роберт Деверё, 2 - ой граф Эссекс.  Но пьесу У. Шекспир  начал писать в 1599 или 1600 году, когда прототип Гамлета ещё живой, а о казни в феврале 1601 года У. Шекспир даже и не предполагал. Получается, что пьеса рассказывает историю кого - то другого... Нет, пьеса действительно о трагедии Эссекса. Тогда как объяснить начало создание пьесы раньше казни Эссекса. Давайте попробуем в этом разобраться.
Известно, что о Гамлете уже и до У. Шекспира были театральные постановки:
 
« Однако, минимум за десять лет до того, как Шекспир закончил « Гамлета », на сцене английского театра уже ставилась пьеса с таким же названием и сюжетом, восходящим к скандинавской легенде об Амледе из хроники « Деяния данов » Саксона Грамматика XIII века, пересказанной в XVI веке французским учёным Франсуа де Бельфоре. Про её существование в 1589 году упоминал Томас Нэш, писавший о « куче Гамлетов, рассыпающих пригоршнями трагические монологи ». В дневнике театрального антрепренёра Филиппа Хенсло содержится пометка о спектакле « Гамлет » в 1594 году, причём не указано, что пьеса новая, как он обычно это делал. В 1596 - м году Томас Лодж в сочинении « Несчастия ума » писал про « бледный призрак », который жалобно кричал на сцене, словно торговка устрицами: « Гамлет, отомсти! » Исходя из этих упоминаний установлено, что пьеса шла в театре « Ньювингтон Бетс » ( Ламбес ) около 1594 года, а несколько позже прошла её совместная постановка с «компанией лорда Чемберлена», где тогда работал Шекспир. »
( Википедия )

Кроме этого

 
« Елизаветинский драматург Томас Кид является автором «Испанской трагедии» ( между 1582 и 1592 годами ), знаменитого и популярного в то время образца «трагедии мести». Её сюжет изобилует кровавыми убийствами и построен вокруг мести главного героя за смерть сына. Видимо к ней восходят некоторые приёмы, использованные Шекспиром в « Гамлете » ( пьеса внутри пьесы, появление призрака, призывающего героя к мести, нерешительность героя и его смерть в финале ). Кроме того, у Кида уже имеется мотив  " необъяснимой нерешительности главного героя, который должен покарать убийцу — своего ближайшего родственника »
( Википедия )

А также


« Пра - Гамлет », « Пред - Гамлет », « Ур - Гамлет » ( англ. Pre - Hamlet, Ur - Hamlet ) — условное название утерянной елизаветинской пьесы, чаще всего приписываемой драматургу Томасу Киду. Она вероятно послужила одним из источников сюжета для драмы « Гамлет » Уильяма Шекспира, который, по мнению некоторых исследователей, также мог быть её автором. В таком случае говорят о его ранней версии знаменитой трагедии. О существовании пьесы оставили краткие упоминания елизаветинские писатели Томас Нэш, Томас  Лодж, а также театральный антрепренёр Филип Хенсло. Считается, что она послужила основой для сохранившейся немецкой пьесы « Отомщённое братоубийство, или Датский принц Гамлет ».
( Википедия )

Я предполагаю, что У. Шекспир решил уже приевшийся сюжет ( трагедию ), ставший уже банальной историей, обыграть комедией, а сюжетом должна была стать своя собственная биография и младшего брата Эссекса ( по моей версии ), но сюжет должен был быть аллюзией истории о Гамлете, Амлете - 3 - й книги « Деяния данов » Саксона Грамматика. Эта аллюзия должна была уводить от подлинной истории, рассказанная в пьесе драматургом. Вот почему шекспировская пьеса « Гамлет » так похожа на пьесы, названные выше. На самом деле, она похожа только по форме, а по содержанию совершенно другая, ни на какую не похожая. И такой её сделал переход от комедии к трагедии.
По моей версии У. Шекспир ( тот, кто за этим именем скрывается ) и Р. Деверё, 2 - ой граф  Эссекс братья, дети английской королевы Елизаветы. Комедийность заключается в том, что мать отстранилась от них, заботилась о них тайно, через других людей, матерью считалась их тётка, двоюродная сестра Елизаветы, отец публично выдавал себя за их дядю, а отцом был назначен другой человек, которого в итоге уберут, чтобы Эссекс мог получить его титул ( дали прямо в день его смерти ). Вот почему " отец " дух, то есть то, чего нет. После его смерти настоящий отец, который выдавал себя за дядю, женится на жене убитого. Именно про этот брак говорит король в начале пьесы: мы взяли в жёны королеву, вызывая этим смех ( у понимающих ). Получается, что " дядя " стал мужем тёти! Вот это и есть предмет мести: " дядя " якобы убил " отца "! Отличный сюжет для комедии. Смешно должно быть потому, что Гамлет на полном серьёзе хочет мстить. Вся эта канва останется, когда У. Шекспир переделает пьесу в трагедию, чтобы скрыть подлинную причину создания пьесы.
Ещё комедийность заключается в том, что у этих братьев, У. Шекспира и Роберта Деверё, 2 - го графа Эссекса ( по моей версии ) были две семьи: одна с настоящей матерью, королевой Елизаветой, а другая с подставной матерью, двоюродной сестрой Елизаветы ( по моей версии ), а вот отец в обоих семьях настоящий, только в семье с подставной матерью он выдаёт себя за дядю. Ну чем не комедийный сюжет! Вот это У. Шекспир и покажет в пьесе. А два Гамлета это как два брата с одинаковым именем.
  Для чего У. Шекспиру понадобились Норвегия и Польша, ведь действия и у него, и у Саксона Грамматика происходят в Дании. Чтобы географически указать, где в действительности происходит действие. Если от точки в центре Дании провести вверх ( в Норвегию ) первый вектор, а второй - в сторону Польши ( по карте 16 века, которую У. Шекспир должен был видеть ), а потом эту " розу ветров " перенести на Англию, то вектора будут направлены на Шотландию и Нидерланды, которые на карте параллельны Норвегии и Польши, и в которых действительно было то, о чём У. Шекспир напишет в " Гамлете ": из Шотландии после смерти Елизаветы в Англию приедет шотландский король Джеймс VI, который станет королём Англии, а " делить кусок земли " будут ещё долго в Нидерландах, которой Англия помогала в войне за независимость с Испанией.
 Почему я считаю, что У. Шекспир сначала пьесу о Гамлете писал как комедию...
 Во - первых, если посмотреть на структуру пьесы, то хорошо видно, что основной массив трагедии находится в самом конце, а в остальной части пьесы - только местами. Зато вся пьеса буквально пропитана сценами комедии. Например, дух отца Гамлета, который призывает отомстить за него, а чуть позже Гамлет над ним смеётся, называет кротом, не выглядит трагично, хоть и произносит речь пафосно. Это такой чёрный юмор - когда серьёзно произносимая речь должна вызывать смех. Потому что это дух отца..., а какого отца... Прототип отца Гамлета умер в 1588 году, когда прототипу Гамлета было 22 или 23 года, как раз студенческий возраст! А подставной отец умер в 1576 году, когда прототипу Гамлета было полных 10 лет! - отнюдь не студенческий возраст! Вот это и есть комедийность ( для понимающих ).
Или смерть Офелии... Я предполагаю, что в варианте комедии она не умерла, а умерла к ней любовь Гамлета. В монологе " Быть или не быть " Гамлет боготворит Офелию, и тут же в прозе другой Гамлет ( кто это понимает ) говорит ей, что она не так красива и ей лучше уйти в монастырь. Для тех, кто думает, что в пьесе один Гамлет, такое разное отношение к Офелии должно казаться смешным - это то, что хочет У. Шекспир.
Переход от стихов к прозе даёт У. Шекспиру возможность комедийно обыгрывать сцены.
 Даже тогда, когда У. Шекспир переделывал пьесу в трагедию, он продолжал комедийную тему, только уже с трагическим подтекстом, например, Гамлет с черепом.
Во - вторых, в тот период, когда У. Шекспир писал эту пьесу, у него этот период был комедийным: он в основном писал комедии:
 " Как вам это нравится " 1599 - 1600
" Двенадцатая ночь, или Что угодно " 1600 - 1601 и другие пьесы.
В третьих, когда У. Шекспир начинал писать " Гамлета " никаких причин для трагедии не было: прототип Гамлета живой, для казни нет ещё причин. Да, Эссекс сидел в этот период под домашним арестом целый год в резиденции Йорк - хаус, но это не повод для трагедии.
В четвёртых, когда впервые появилась в печатном виде пьеса, то драматург её определил как трагикомедию ( это 1601 год, когда Эссекса казнят и У. Шекспир пьесу переделает в трагедию, но комедийность в определении пьесы ещё оставит ). Вот это отличное подтверждение, что изначально пьеса писалась как комедия. Позднее У. Шекспир окончательно определит пьесу как трагедию, хотя комедийные сцены останутся.
 
Май 2023 г.
Санкт - Петербург


Рецензии