Аревик аревшатян профессия свободного художника эт

А я богатый человек,
Дающий совести разбег,
Чтоб смысл жизни её цели
В душах людей слегка радели.
     Пожалуй, кандидатура художницы Аревик Аревшатян в этом ряду армянских художников выбрана не случайно. Она художник и куратор, посвятивший свою жизнь искусству. Ни одно ее произведение, в какой бы выставке она не принимала участия, ни разу не оставляло зрителей без того, чтобы не вызвать к себе большой интерес, а выставок на счету у Аревик, как в Армении, так и за ее пределами, множество: - “За пределами икон: современное искусство в Армении” в галерее Уильяма Дж. Бахмана, Индиана, США (2003); “Прощай Parjanov: современное искусство Армении” в Кунстхалле Вена проект пространства, Вена (2003); “Искусство современного искусства d'Агмепіе”, в оранжерее Люксембургского сада в Париже (2007) и “Гендерные волнения” женственность и мужественность в искусстве Восточной Европы в музее современного искусства в Вене (2009), выставка ”Ре: музей” по национальной галерее в Тбилиси (2014), “Пренебрежённая реальность” музей Галенца (2016), “Переосмысление природы”, музей Гафесчяна, Ереван(2017), 2018 " Международная Выставка Современного Искусства: Армения 2018, “Soundlines современного искусства”, сено-искусство культурный центр, Ереван.
Ее работы находятся в Музее современного искусства Армении и в частных коллекциях. Аревик Аревшатян живет и работает в Ереване.
- Каким образом вы впервые решили стать художником?
- Все вышло само собой: я любила рисовать, мне нравились художники и творческие люди, их образ мышления и образ жизни. Немало повлияла также окружающая творческая среда, в которой я выросла, мои родители были архитекторами, так что процесс роста в такой среде был для меня естественным и динамичным процессом. Я категорически   отказалась от советов родителей учиться на архитектора, а вот профессия свободного художника это - мой характер.
– Я неоднократно замечал, что художники, обучающиеся сначала в художественном училище, а уж потом в художественном институте, очень сильно отличаются от художников, просто окончивших художественный вуз. Что так сильно влияет на это, результаты училища?
- В то время у меня не было другого выбора, поскольку в институт принимали, в основном, после училища. Туда мы приходили с уверенностью, что выбор профессии правильный.
Заморачиваться в сомнениях не было необходимости, и в этом тот плюс, что эти 6 лет учебы тратились не на штудию, а на понимание искусства и творчества.
- В последнее время наблюдается тенденция считать эстетику лишней помехой в творчестве художника, но такое восприятие искусства меня немного напрягает, а вас?
- Эстетика это - самый главный инструмент творчества. Ведь анти-эстетика, это тоже своего рода эстетика. Иначе мы не воспринимали бы огромное количество произведений искусства, особенно современного. Каждый автор употребляет этот инструмент по собственному восприятию.
Красоту и эстетику надо высматривать и вычитывать. Этому можно научить, приучить, заставить, стандартизировать и так далее. Думаю, художник будет противостоять этому всегда, независимо от всех «убедительных», «объективных», «модных» формулировок.
И тем не менее, одним из моих инструментов остается эстетика.
- В моем восприятии вы в большей степени являетесь блестящим концептуалистом, но в статьях о вас я часто встречаю, что вы больше позиционируете себя, как сюрреалист. В чем заключается моя ошибка?
- Это - не ошибка, концептуализм и сюрреализм для меня очень близкие методы самовыражения. Сюрреализм (я так считаю) одна из основ концептуализма. Мне известны множества обратных мнений по этому поводу. Сюрреализм «бессознательно сознательный». Вернемся к понятию   эстетика и анти-эстетика, и (здесь надо поставить смайлик), давайте включим мозг и все органы восприятия.
– В ваших произведениях активно фигурирует гендерная тематика, существует ли такое понятие как «как женское искусство»?
- Да существует, пока существует понятие «мужское искусство». Именно по этой причине, начиная с 1994-го года я занялась организацией исследовательских выставок и проектов, названных мною в рабочем режиме «автор женщина». Я очень довольна, что сделала это и открыла для себя многие нюансы, которые стали интересны и для зрителя.
1994 “The Way We See It”, women’s art in Armenia, curator of project, EX-VOTO gallery, Yerevan, Armenia
1997 “MONO-POLIS”, group show, curator of project, Armenian Center for Contemporary Experimental Art, Yerevan
2005 “Creative synthesis”, women’s art in Armenia, curator of project, Ministry of Foreign Affairs, Yerevan
 2010    BODY, New Figurative Art in Armenia, the Exhibition Hall of Artists Union, Yerevan, participant and one of curator of exhibition
– Какая тематика является основой вашего творчества?
- Не могу ответить определенно, я рефлексирую на все, что меня интересует, раздражает и напрягает, будь это политика, социальные преобразования, институциональные стандарты…
– Некоторые работы у вас воспроизводятся в семейном дуэте с вашим мужем, замечательным художником Рубеном Григоряном, каким образом вы распределяете роли в общем творческом процессе?
- Это - был определенный проект, который назывался «Два автора, одно произведение». Он был задуман в контексте равновесия и равноправия эстетического и интеллектуального взгляда в дуэте «автор мужчина» и «автор женщина».
 – В ваших картинах часто фигурирует образ цветка, чем это ознаменовано?
- Для меня это обращение к неотторжимому «атрибуту-символу» всех ритуальных событий, сопровождающих нас от рождения к смерти.
– У меня всегда складывается впечатление, что вы неустанно находитесь в творческом процессе, чем вы занимаетесь в промежутках, когда возникает пауза?
- Думаю и изучаю до устали и головной боли.
– Ваша роль, если я не заблуждаюсь, была немаловажной также в области театральных постановок, как она проявлялась?
- Это тоже - был очень интересный эксперимент в моем творчестве с 1998 по 2001 годы с труппой молодежного театра. Вместо декораций с моей стороны было предложение сделать инсталляцию, и в ней сыграть спектакль. В этой концепции были поставлены несколько спектаклей. 
– Каково значение фотографии в вашем творчестве?
- Фотография для меня всего лишь метод фиксации мною задуманных образов и объектов, которые я задумала выставлять таким образом. 
– Есть ли у вас любимые художники?
- Естественно. Рене Магритт, Марсель Дюшан, Марина Абрамович…
– Что означает «искусство» для вас?
- Взаимоотношения всего и каждого.


Рецензии