Последний патрон
Весной 1942 года удалось создать Барвенковский выступ, откуда планировалось нанесение одного из ударов с целью окружения немецких войск и освобождения Харькова.
В середине мая началась операция.
Вначале складывалось всё вроде бы успешно. Мы, пусть и ценой больших потерь, проламывали вражескую оборону. Но через неделю гитлеровцы нанесли контрудар и прорвали наши позиции. Возникла угроза окружения нашей ударной группировки. Срочно бросались любые резервы, чтобы остановить немцев и не дать им возможность сомкнуть окружение.
Наш взвод получил приказ немедленно занять позицию на развилке и продержаться как можно дольше, чтобы подошедшие части смогли выстроить новую линию обороны.
Как вы думаете, каковы были шансы остановить крупную немецкую бронегруппу у взвода, около 40 человек с трёхлинейками, винтовками Мосина, и одним пулемётом Дегтярёва?
Мы прекрасно понимали, что все погибнем и шансов остановить противника нет, но в то же время мы и понимали, что каждый час, что нам удастся продержаться — это дополнительная возможность для построения линии обороны и спасённые жизни наших солдат.
В такие моменты, когда тебе грозит смерть, чтобы не пасть духом всегда нужно, чтобы было что-то, что ты ценишь выше своей жизни.
Мы защищали свою Родину, и её защита была для нас самым важным делом.
Времени на раскачку не было. Мы стали быстро рыть окопы и готовиться встретить врага. Ведь каждый дополнительный сантиметр глубины окопа — это, потенциально, дополнительная минута нашей жизни.
Жизнь отдать за Родину — это одно, а отдать так, чтобы принести своим поступком, каждой минутой своей жизни, ей наибольшую пользу — это куда более сложная задача.
Поэтому мы спешили как можно лучше подготовиться к встрече врага. Так как нас было очень мало для такого участка, пришлось рыть окопы на большом расстоянии друг от друга, чтобы прикрыть максимальную длину линии нашей обороны и не дать возможности для обхода нас с разных сторон.
Мы были уже опытными, многие прошли не один месяц войны.Ты на войне или быстро становишься опытным, или мёртвым...
Вот и окопы рыли на совесть, ведь от их качества во многом будет зависеть наша возможность помочь тем, кто следующий встретит и постарается остановить. Всем было не до смеха.
В такие моменты ты думаешь только о своей задаче, нет времени отвлекаться на другие мысли.
Только мы успели закончить подготовку к бою, как на горизонте показалась крупная немецкая бронегруппа. Подпустив их поближе, мы открыли огонь. Немцы, спрыгнув с брони, рассредоточились и открыли ответный огонь. Бой был жаркий. Несколько раз немцы бросались в атаку, но мы отбрасывали их обратно. Мы держались уже больше четырёх часов. Наши силы были почти на исходе. С каждой новой атакой мы отвечали всё слабее. То в одном месте, то в другом, из окопа уже никто не стрелял. Нас становилось всё меньше. Скоро замолчал и пулемёт.
Стали заканчиваться патроны.
А огонь противника был такой ураганный, что даже ползком не было шансов перебраться в соседний окоп, чтобы поискать оставшиеся боеприпасы. Да что там ползком, голову невозможно было лишний раз поднять, чтобы понять, что вокруг происходит. Ты просто стреляешь по врагу, пытаясь продержаться как можно дольше и всё. Я оставил один патрон для себя, чтобы не достаться врагу живым, а остальные выпустил по наступавшим.
И вот у меня закончились патроны.
В этот короткий момент, показавшийся мне вечностью, я решал: пустить пулю в себя или выстрелить во врага. Бывают в жизни такие моменты, когда как будто время останавливается, давая тебе возможность принять судьбоносное решение. Лишить себя жизни значительно проще, чем продолжить жить и принять все дальнейшие испытания.
Я тогда принял решение продолжать жить несмотря ни на что.
Загнав последний патрон в патронник, я стал ждать противника.
Я был уверен, что успею отправить на тот свет ещё одного гитлеровца, а там - пусть будет что будет.
Но моя судьба распорядилась иначе.
Намного легче стрелять, когда твой враг далеко. Но вот возле моего окопа возник немецкий солдат... Он был молодой, нескладный, с перепуганным лицом. Ему бы ещё жить и жить. Было видно, что он сам не рад оказаться в этом месте. И я не смог в него выстрелить…
Дальше меня кто-то сзади огрел чем-то тяжёлым по голове и я, как провалился куда-то.
Пришёл в себя уже в лагере военнопленных.
Много всего пришлось пережить в немецком плену. Кормили очень плохо, только настолько, чтобы мы могли работать. Не каждый смог выдержать тяжёлые работы и издевательства немцев. Некоторые бросались на колючую проволоку и расстреливались охранниками. Многие из моих товарищей умерли от голода, холода и болезней.
Когда мне становилось особенно невмоготу, я вспоминал тот последний патрон и моё решение. Я тогда сделал свой выбор и принял решение нести за него полную ответственность. Поэтому собрав волю в кулак, я продолжал жить.
Когда наши войска приблизились к лагерю и мы уже слышали вдалеке звуки канонады, немцы приняли решение расстрелять оставшихся пленных. Нас вывезли в ближайший лес и заставили копать себе яму. После того, как мы выполнили поставленную задачу, нас построили перед свежевырытой ямой и начали расстреливать.
Мой сосед в шеренге, справа, упал один из первых и не в яму, а влево вперёд, тем самым приняв на себя львиную долю предназначавшихся мне пуль. Остальные, как и я, падали в яму. Немцы стали ходить добивать оставшихся в живых.
Я помню немца, что подошёл добить меня. Он мне показался чем-то похожим на того, в которого я тогда не смог выстрелить, такой же молодой, нескладный, испуганный.
Он направил карабин в мою сторону и выстрелил. Пуля ударила в землю рядом с моей головой. Какой-то камешек рикошетом попал мне в висок и я потерял сознание. Специально ли он выстрелил мимо или просто с перепугу промазал — я не знаю, да и этот момент более важен для него…
Землёй нас засыпали наспех, поэтому я смог выбраться из этой братской могилы благодаря мягкому грунту.
На следующий день меня подобрали наши наступающие части и отправили в госпиталь, где я и встретил окончание войны.
С тех пор прошло уже более тридцати лет. Подросли мои дети и уже заканчивают школу внуки. Но я всё равно периодически вспоминаю тот последний патрон и свои решения. Многое за прошедшее время потеряло свои краски и затерлось в лабиринтах памяти, но тот последний патрон до сих пор возникает перед глазами, как будто это происходит сейчас. Новенький, блестящий, я чувствую его металл...
Стоила ли моя дальнейшая жизнь того, чтобы я ни на секунду не сомневался в сделанном выборе…Правильно ли я поступил не выстрелив в немца…
Жизнь — сложная штука. Как в ней надо поступать и как не надо…
Что является правильным и что неправильным...и как это зависит от ситуации...Мне кажется, что истина лежит где-то за границами «правильно» и «неправильно». Возможно, мы можем отвечать на самые сокровенные вопросы только сердцем…»
Валерий Кузьмич окинул взором сидящий класс. В классе несмотря на тёплую майскую погоду стояла полная тишина. Было слышно как муха жужжа билась о стекло.
Всё дети смотрели с вниманием на пожилого седого учителя русского языка и литературы. На глазах у многих были слёзы.
Валерий Кузьмич поднялся со стула и с помощью палочки не спеша подошёл к доске. На доске он начал мелом писать название темы.
- Дети, тема домашнего сочинения - «Быть человеком...»
Свидетельство о публикации №223050900763
Я хорошо понимаю двусмысленность утверждений о предопределении и фатуме, но тем не менее, этот момент, когда человек является заложником ситуации и все происходит, как бы вне его свободной воли мне известен. Размышления об этом я пытался отобразить в рассказе "Помочь капитану"..
Очень близок мне ваш тезис что истина лежит где-то за границами «правильно» и «неправильно».. Но я бы его усилил тем, что истина нам совсем не ведома. Мы шкурой чувствуем совершаемые ошибки (которые ко всему еще и вполне фатальны), но что есть истина, открывается лишь в неясных интуитивных предчувствиях. Многие из которых, мы сами и обесцениваем чуть позже..
Рассказ ваш, вполне педагогичен.. Чего не скажешь о моих))
Алекс Разумов 12.07.2023 22:15 Заявить о нарушении
Отличие прочитанных мной ваших рассказов от моих в том, что Вы сильно не акцентируете внимание читателя на важных моментах, они в большинстве своём в Ваших рассказах между слов, про глубину я написал не для красного словца, я умею находить основные идеи. Мне близко по духу Ваше творчество. Если Вам интересно, то данную тему я раскрываю через многие свои произведения.
Например: Слоники http://proza.ru/2022/10/19/645
Приговор http://proza.ru/2023/02/24/1225
Война http://stihi.ru/2022/04/02/3401
С уважением, Владислав
Владислав Киенко 13.07.2023 08:53 Заявить о нарушении
Алекс Разумов 13.07.2023 16:22 Заявить о нарушении
В предисловии, присоединяюсь к каждой строчке.. Стихи понравились, хотя показались несколько сдержанными.. Я стихов не пишу, но был период, когда меня рифмованными строчками как будто бы тошнило.. Кое-что сохранилось в старой тетрадке..
http://proza.ru/2021/05/01/105
http://proza.ru/2021/05/21/56
http://proza.ru/2021/05/03/1906
Алекс Разумов 13.07.2023 17:11 Заявить о нарушении
Живая и мёртвая вода http://stihi.ru/2020/08/29/8500
Точка отсчёта http://stihi.ru/2020/10/12/8384
Желаю успехов во внутренней трансформации!
Владислав Киенко 14.07.2023 16:14 Заявить о нарушении