Над ними берёзы шумят

Война. Сколько в этом слове боли, горечи, страданий! Как многим оно ненавистно. Но все же за всю долгую историю человечества войны были всегда. Так уж устроен мир.
 Нет такого человека, который бы не знал о Великой Отечественной. Только в Советском Союзе эта война унесла более двадцати миллионов жизней. Немало и таких, о которых до сих пор родственникам известно всего лишь: «пропал без вести», а на братских могилах среди фамилий павших героев выбиты строчки «неизвестный солдат».
Я хочу рассказать о своем прадедушке, о его жизни и героическом подвиге в Великую Отечественную. Александр Алексеевич Кулаков родился в 1917 году в деревне Вертьяново Дивеевского района. В семье их, ребятишек, было семеро: два брата и пятеро сестер. Александр был самым младшим. Жили в доме с родителями в деревне Вертьяново. В 1934 году он окончил пять классов Дивеевской средней школы. В ноябре 1935 года был назначен заведующим избой-читательней в селе Большое Череватово. Затем работает статистиком райздравотдела, учился на областных курсах повышения квалификации политпросветработников.
Женился на Анастасии Вавиловой. А в 1937 году в молодой семье Кулаковых родился сын Юрий. Александр обзаводится собственным хозяйством. Работает секретарем Вертьяновской комсомольской организации. Кандидат в члены ВКП(б). 30 сентября 1941 года у Александра Алексеевича Кулакова родилась дочь Зоя, моя бабушка. А в письме от 4 октября 1941 года он дает понять, что отбывает на фронт.
12 марта 1942 года Александр делится в письме своими мыслями: «Фашисты с целью нашего порабощения напали на нас без объявления войны. Весь наш народ поднялся на Великую Отечественную войну. Фашисты за это ответят. Никогда гитлеровским разбойникам не сломить наш народ».
Моя прабабушка Анастасия Ивановна Кулакова осталась после ухода мужа на войну с двумя малолетними детьми. Жила трудно. Недаром прадед в письмах с фронта просил родных не оставлять ее без материальной помощи.
«7 июля 1942 года.
Наконец-то получил твое письмо от 25 мая 1942 года.
Сколько во мне радости я не могу сейчас даже тебе описать, дорогая Ася. Мне кажется, что даже все окружающее возле меня сегодня особенное. Лес, зеленая травка среди которой видно много много разнообразных естественных цветков, птички и прочие лесные животные и природа. На фоне солнечного дня праздничный вид с веселым жизнерадостным взглядом. Ася!..».
Так не нарадуется письму Александр Кулаков, получивший его от жены Настеньки. Все на фоне кажется радостным и прекрасным и хочется на мгновенье забыть, что идут бои. А что, может быть для бойца дороже, как весточка из родного края, где от листка так и пахнет родимым крыльцом и милыми ладонями…
«17 мая 1942 г.
Время: 10 часов утра. Прозрачный день. Ярко светит солнце.
На улице распевают птички. Сердце радуется, когда наслаждаешься этой первозданной красотой. Плохо только то, что я не рядом с тобой, дорогая, с моими детками Юрой и Зоей. Если бы не было этой проклятой войны, навязанной нам гитлеровскими разбойниками, эту весну мы проводили бы вместе…
 Я не знаю, что меня ждет завтра, и когда кончится это, но то, что от меня зависит, сделаю все…».
«27 апреля 1942 г.
Здравствуйте Милая Ася с малолетними детками Юриком и Зоей! Шлю я Вам воздушный поцелуй с сердечным приветом и желаю всего наилучшего в Вашей жизни. Передайте привет Мамаши, Крестне, и Ва(ле).
Женка Ася! Твое письмо от 4 апреля 1942 г. я получил. С радостью спешу быстренько ответить на него, Асичка! В отношении нехватки снарядов, пуль и т.д. на меня. Ты должна понять по-иному. Ведь я нахожусь не на самой передовой линии, ты это знаешь, а поэтому ты должна была понять, что у Немецкого командования столько не хватит боеприпасов, бомбить, обстреливать и д.р. за нашей линией обороны. Заканчивая свое объяснение я хотел сказать. Недалек тот день, когда Мы вновь встретимся с тобой, дорогая Асечка, и вновь будем продолжать жизнь, ласки.
Я вновь повстречаю любимого сына, который по своему возрасту, размышлению гораздо изменился. Наконец я увижу милую дочку, которая родилась в огненные годы отечественной войны.
Дорогая Ася! Сейчас тебе становиться яснее о предыдущих моих слов.
На деньги ничего в настоящее время не купишь, а жизненный интерес имеет значительный. Любимая Асичка!
Конечно я очень желал бы видеть твою с детками фотокарточки, но раз такое существует положение ничего не поделаешь. Ася! Трудности твои не обычайны. Советую:
Настойчиво преодолевай их.
Имей больше уверенности о нашей будущей встрече. Я еще вернусь.
 Жди только с победой…».
Но долгожданной встрече не суждено было сбыться.
26 апреля 1943 года Анастасия Ивановна получила из райвоенкомата страшную весть:
«Ваш муж гвардии красноармеец Кулаков Александр Алексеевич в бою за социалистическую Родину, проявив геройство и мужество, погиб 12 февраля 1943 года. Похоронен в деревне Гришино Красноармейского района Сталинской области».
Александр Кулаков воевал в составе второго танкового батальона девятой отдельной гвардейской кантемировской танковой бригады, которая сполна испытала и горечь отступления, и радость побед. Бригада входила в состав четвертого гвардейского танкового корпуса. Корпус формировался под Москвой. Танкисты участвовали в разгроме немцев под Сталинградом.
В феврале 1943 года 3-ий танковый корпус, 10-й танковый корпус, 8-й танковый корпус и 4-й гвардейский танковый корпус обязаны были разгромить врага на территории Сталинской (Донецкой) области.
Перед боем личному составу выдали двухдневный сухой паек. 11 февраля 1943 года танковый корпус перешел в наступление. Девятая отдельная танковая бригада вела бой у деревни Гришино под Добропольем. На ее пути стояли головорезы из эсэсовской дивизии «Викинги». Настоящие живодеры. Своею жестокостью они прославились на весь мир. На касках у них были рога. Танкисты не могли пробить оборону превосходящих сил противника и попали в окружение.
Очевидцы рассказывают, что бой был страшный. Начался кромешный ад. Видимости никакой. В атаках сшибались друг с другом стальные машины. С воздуха наши цепи бомбили и поливали пулеметным огнем фашистские самолеты. Округу застлала мгла. Горели земля и небо. Жители попрятались в подвалах и погребах. Танкисты дрались до последнего снаряда, до последнего патрона и полегли практически полностью. Раненых советских солдат до смерти изувечивали фашисты. Выкалывали штыками глаза, поджигали, давили танками…
4-й гвардейский танковый корпус дошел до Варшавы.
Война принесла нам страшные бедствия: сотни городов превратились в руины, тысячи сел сожжены. Но самая тяжелая утрата это свыше 20 миллионов убитых, замученных, геройски павших в бою людей.
Павшие герои-танкисты были похоронены в братской могиле в городе Белицкое Донецкой области, что в нескольких километрах от деревни Гришино. Хоронили их местные жители. Рядом посажена алея берез. Каждая березка погибший солдат. Имя моего прадеда увековечили на воинском мемориале в городе Белицкое. Золотыми буквами выбито: Кулаков Александр Алексеевич 1917 г.р. Было ему 26 лет.
Анастасия Ивановна ненадолго пережила мужа. Скончалась в 1946 году, в возрасте 28 лет.
Мы все – потомки людей того тяжелого и славного времени, в наших жилах течет кровь героев-фронтовиков, доблестно защищавших свою Родину и свой народ, и мы должны быть их достойны.


                Антон Лукин


Рецензии