путь паломника. любовь к ближним

1.

Очередной раз возвращаясь с Дивеевского монастыря по ночной трассе я размышляю. Что такое любовь к ближнему? Поглядываю на штурмана и делюсь с ней своими мыслями. Она кивает в ответ на мои реплики  не открывая глаз. Что ж, возможен и такой вариант понимания любви. Дать выспаться ближнему на маршруте следования, например на участке Лысково Воротынец - в течении часа. Обычно этого штурману хватает

Хотя у формулы "любовь к ближнему" могут быть и другие значения.

Насыщать активностями формат выходного дня становится традицией. Будь то паломничество, будь то поход. Второй сезон вывожу штурмана на сплавные сурские маршруты- доставляю к точке старта на Явлейский мост и забираю на финише возле моста в Порецком. Места там красивейшие, заповедные. Сам при этом параллельно хожу пешеходку, плюс совсем чуть-чуть, чисто символически  сплавляясь. Буквально десяток километров. Львиная доля удовольствий от прохождения маршрута по воде достаётся штурману. Хочется верить , что моё подвижнечество от словосочетания  "подвинуть свое самолюбие" так же идёт в зачёт по теме "Любовь к ближнему".

А  монастырь- то  алатырский рядом, рукой подать - в двадцать минутах езды. Было дело в первую седмицу Великого поста , наведывались . Благодатно там. Поэтому в темпе  проведя  стартовую фотосессию, штурман отчаливает, а я рулю в обитель. Благо, по договорённости, встреча в контрольной точке для  ночёвки - на  Сурском  Майдане -  через три часа, ниже по течению.

А день то особенный, в аккурат отдание Пасхи. Успеваю на вечернюю раздачу благодати. Подаю записки с именами на исполнение треб. За родственников штурмана и за представителей своей фамилии  в  трех поколениях за здравие и в четырёх коленах за упокой. В иконной лавке нахожу ещё две книги  цикла "Из смерти в жизнь" - о помощи Божьей на поле боя. Собирав тем самым все семь сборников автора в бумажном варианте. Случайно ли? Время летит незаметно. Особенно когда начинаешь фоткать монастырские постройки. В это время над крышами трапезной и  келий братского корпуса на фоне заката  вижу яркую звезду вблизи Луны - потом выясняется  что это Венера. Для  астрономов значимое событие - соединение планет. Будучи увлечен фотосьемкой, не слежу за минутами. А штурмана--то  уже пора встречать на промежуточной стоянке, обозначать светом фонаря точку выхода на берег. Спохватываюсь и стартую.

В апреле вода ещё высокая и течение быстрее чем летом. Поэтому спускаюсь с пригорка  в темноте позже чем нужно, За это время  штурман успевает проскочить около километра дальше. Выясняем этот нюанс по мобильной связи, благо пока листвы мало соединение в пойме почти везде устойчивое. Потом я кричу в ночь, а штурман слушает, затем  в свою очередь  кричит штурман и слушаю я. Звук приходит с низовья . Это значит что ценительнице индийской культуры с итальянским  темпераментом целый час придется  грести  против течения до отметки  "мигающий фонарь." Потом я пятнадцать минут тащу её лодку на пригорок к месту ночёвки.
Потом мы дискутируем на тему гармоничности взаимоотношений и штурман принимает обет молчания до утра.
Поэтому с одной стороны  барабанная сессия и видеосьемка  провалены , а  с другой стороны это оказывается  вариантом  выражения  любви к ближнему - в данном случае жителям населённого пункта.

Далее с утреца нам удаётся благополучно проспать рассвет. Точнее возможность полюбоваться и сфоткать красоту. После чего гордый штурман собрав свои вещички самостоятельно тащит лодку с пригорка к воде. А я перемещаюсь на сороковник километров ниже по течению в третью локацию.

Собственно, отсюда я совершаю свои пешеходки. Стартую с окраины села Порецкого. Спускаюсь в пойму мимо старицы - предыдущей версии русла Суры- и в течении двух часов достигаю Красного Яра, где обычно паломнический экипаж собирается в одной лодке и ещё через пару часов  финиширует вместе в Порецком. Вблизи от места парковки автомобиля. В идеале так должно быть. Посмотрим, как получится нынче.

Топаю по грунтовке босиком - набираюсь сил. Помню рекомендовал такое отдыхающим в санатории. Значит самому тоже следует исполнить. Значит самому в первую очередь актуально.

Природа вокруг пробуждается. Цветет вишня и черемуха. Прошлогодний подвяленный шиповник алеет на ветках, приглашая собрать горсть другую. Вот как мимо пройти? Набираю в пакет  витаминов из природного фитобара.

Меняю чутарик привычную траекторию движения и после пары поворотов дорога уходит под воду. Опачки! После таяния снега и половодья в низинах вблизи русла так бывает. Нечто подобное я предполагал и поэтому закатал джинсы до колен заранее и взял с собой сланцы. Однако вскоре  выясняется, что для форсирования водной преграды придётся раздется по пояс и взять посох. Вещи сворачиваю в узелочек а-ля "ёжик в тумане" и далее продвигаюсь, прощупывая пространство впереди  на шаг вперёд вторым посохом. Чувствую себя участником экстримального шоу. Не забываю снимать видосы - для отчётности. Не забываю про итальянский темперамент штурмана, которая скорее всего вновь придёт раньше меня  на вторую промежуточную   стоянку и будет осуществлять контроль по телефону. Как пить дать.

На момент событий на улице не месяц май, а вполне себе апрель, и температура воды соответствующая. Однако моржовская подготовка выручает. Впервые прохожу некоторую часть привычного маршрута вброд. Кое-где вода достигает уровня "по грудь" и тогда я поворачиваю обратно в поисках путей обхода. Продираюсь через колючие заросли ежевики   не упуская из вида основное направление движения. Ещё дважды перехожу низины вброд, комментируя свои эмоции на камеру смартфона. Тут само собой отзванивается штурман на предмет"ну где ты там идешь?" В следующую пешеходку надо будет взять её с собой - для расширения кругозора...

Красный  Яр - высокий, примерно с седьмой этаж, песчаный откос - местная достопримечательность. По значимости примерно, как Эльбрус на Кавказе - как минимум. Или, как Эверест в Гималаях - как максимум. На этом фоне штурман с красным от весеннего загара лицом выглядит эпично. После пяти часов на веслах заметно некое переосмысление ценностей и попытки смягчить ситуацию, ""сгладить углы". Путем приглашения к дискуссии о смысле жизни. Я и  раньше знал, что маршрут Явлеи-Порецкое по воде психотерапевтический, особенно в ночном исполнении. Нынче получаю тому ещё одно подтверждение. Любовь к ближнему и благодарность  в исполнении ценительницы индийской культуры с итальянским темпераментом выражается в чередовании укоризненных и примирительных взглядов из под очков. И это вполне себе срабатывает на фоне соединения Венеры и Луны - астрологического праздника , который происходит тут же, над головой участников шоу-программы.

Природа человеческих проявлений имеет волнообразную форму. Потому ещё один
" взбрык" от представительница знаков Близнец-Бык происходит в момент погрузки снаряжения в автомобиль  под  Порецким мостом. Штурман сожалеет, что оказалась в этот день в одном экипаже со мной, на что в ответ я предлагаю ей начать сожалеть прямо с момента знакомства.

После чего мы долго едем по ночной трассе  и я размышляю. Что же такое любовь к ближнему? Поглядываю на штурмана и делюсь с ней своими мыслями. Она кивает в ответ на мои реплики  не открывая глаз. Что ж, возможен и такой вариант понимания любви.Хотя у формулы "любовь к ближнему" могут быть и другие значения.

2.

В идеале, по высокой воде, до появления комаров, желательно сплавиться трижды.
Это соответствует православному канону и вообще, включает правильный темп на прохождение очередного цикла.
Поэтому планы на следующие выходные  очевидны.

Однако...

С началом новой  садово-огородной эпопеи сюжет сказки "Золушка" во всей красе активируется в событийном поле. Любовь к ближнему приобретает в этот период специфические оттенки, достигая крайних форм с бурным выражением чувств согласно времени года. Особый колорит перечисленным явлениям создаёт коридор затмений.
Помогать родителям это разумеется  по-христиански, кто бы спорил. Вместе с тем, в свой единственный выходной на  неделе  мне  хочется в походы на природу и в паломничества по местам Силы. Что делать при таком раскладе? Что первично? Где искать компромисс?

Согласно обстоятельствам мне необходимо совместить участие в планах родителей и реализовать свой интерес - сплавную тему. А так же проявить любовь к ближнему в ещё одной форме - вывести на маршрут третьего  участника похода . На том же участке реки Сура, транзитом Явлеи - Порецкое

Пока я исполняю   родительские запросы, штурман добирается  до точки старта  самостоятельно. Точнее её берут на борт друзья, семейная пара, чьи  родители живут в Порецком районе. Представитель от дружеской  семейной команды  тот  самый третий  участник  Серёга  - сплавщик с опытом. Поэтому он пойдёт пять часов по воде в одиночку, а мы со штурманом пойдём комбо - пешеходку и встретимся с Серёгой на Красном Яре, чтобы дальше до Порецкого моста уже в сумерках пойти вместе.

Если рисовать три варианта маршрута на карте схематически, то получится три элипса с расширяющейся площадью выписанные из одной точки - из села  Порецкого.  Серёга стартует по среднему овалу. Мы со штурманом пройдём по малой траектории. Наблюдаем как он с пригорка топает к реке взвалив снарягу на плечо. Далее нам необходимо поменять локацию.  Выдвигаемся.

По дороге встречаем большой трактор на сдвоенных колёсах - габаритами в полторы полосы. Драйвер, видимо из местных, - рулит очень уверенно. Нам удаётся заснять момент, как одного лихача обгоняет второй лихач - байкер в жёлтом комбезе. Штурман - виртуоз делает уникальные кадры прямо на ходу. Получается сценка с рабочим названием :"Каждый самоутверждается в меру своих возможностей!"

Шагаем через поля и перелески  по знакомой грунтовке. Лодка упакованная в драйбег - сухую сумку- за плечами не мешает беседовать обо всем на свете.
Мы переходим с темы на тему, как со ступеньки на ступеньку. Иногда беседы носят форму монолога, но чаще любознательный штурман тестирует стерепь развития  моего интеллекта.

 Почему после шавасаны нужно вставать некоторое время полежав на правом боку?
Потому что в йоге все символично. Шавасана - "поза мертвеца" - обозначает завершение старого цикла, а поза на правом боку подтянув  колени к животу - "поза зародыша" - начинает новый цикл осознанного бытия. Структура занятия в миниатюре повторяет  эволюцию каждого индивида.  В идеале  От материального к духовному. От динамики к статике. От асан к медитации. От невежества к осознанию. Этакая методичка-шпаргалка на каждый день.  Правильнее спросить почему не каждый инструктор или преподаватель это могут объяснить? Вооот. Стало быть это вам готовый маркер насчёт уровня компетенции людей берущихся обучать йоге.

Хоть в эту поездку в монастырь не заезжали, православный контекст неуловимо витает в воздухе. Крутится на подкорке. Поэтому следующий вопрос от штурмана ожидаем:
-Почему Серафим Саровский носил вериги  и повсюду перемещался с мотыгой?

-Преподобный практиковал духовные дисциплины в непростые времена. Повсеместно на дорогах встречались лихие люди. Что такое  вериги? Стальной крест шириной и высотой в две ладони - фиксированный в центре груди двумя колодезными цепями перекрещенными на спине. Это не  только  символ веры, но вполне себе  бронежилет, минимум 2  класса защиты, от колюще- режущих предметов и короткоствола. Кому интересно заценить - езжайте в Дивеево.
Заодно и мотыгу увидете. Раньше преподобные отцы практиковали в  пещерах самолично выкопанных в заповедных кущах. Мотыга в таких случаях самое то. Вместе с тем, отличный инструмент для добычи лечебных кореньев. Плюс добрым словом и мотыгой можно добиться большего, чем просто добрым словом. Прости, Господи! :)

Далее мы переключаемся на астрологическую волну. Легко и непринуждённо:

- Почему важно проявлять активность в  коридоре затмений и зачем многократно повторять один и тот же маршрут?

- Коридор затмений это открытое  " окно возможностей" в пространстве  самореализующихся смыслов. Здесь в зачёт идут поступки. Своими действиями мы, как бы показываем Вселенной, вектор своих устремлений. Чтобы Абсолют  поддержал и усилил наше намерение по созданию тех или иных результатов.
- Что-то слишком мудрено. А можно по простому, тоже самое? - штурман редактирует мой монолог "не отходя от кассы"
- Можно, разумеется. Многократное повторение одних и тех же действий в разных вариациях  это и есть способ превращения мысли-намерения в желаемые обстоятельства! Поэтому мы тусуемся в этих краях  не первый год. И даже не второй. Здесь идеальные условия. И кроме того, так сложились звезды! - умничаю я, а мы тем временем подтягиваемся к той  локации, где неделей раньше я форсировал водную преграду вброд.

Нынче у нас с собой лодка и пару посохов - для замера глубины. В темпе разворачиваемся и организовываем переправу. В том месте где я повернул обратно, свесившись за борт, погружаю посох полностью, плюс погружаю  кисть до запястья - при этом не достаю дна. Полноценный межсезонный водоём!
Летом все высохнет и тут будут ездить пасечники на УАЗике. Нынче же только вот так - на лодке. Хотя, есть ещё вариант - вплавь в спасжилете, поместив вещи в драйбег - в сухой мешок. Кстати, тема для третьей комбо-пешеходки. Бог Троицу любит, ну вы знаете, да?

Далее  лодка пригождается ещё дважды, прежде чем наш паломнический экипаж  достигает основного русла Суры, вблизи крутого песчаного откоса именуемого Красный Яр. Успеваем со штурманом моржануть и сделать видосов, в аккурат до времени прибытия матерого сплавщика Серёги.

После пешей части похода финишные девять километров по воде идём на расслабухе. Сумерки накрывают стремительно. Грозовые облака в небе будто разлитые чернила. Мне, как творческому, пишущему человеку, так видится. Это ещё одна причина бывать в здешних местах чаще. Облака на Суре зачётные.

Серёга делает ремарочку насчёт скорости течения  в реке и насчёт скорости сплава вообще. Что ему  с трудом удаётся идти с нами вровень, хотя нас в лодке двое, а он идёт на лёгке. Обращаю внимание на ширину лопастей весел его лодки. Чисто рыбацкий вариант, уже по ширине  в два раза, чем сплавная версия . Вместе с тем Серёга умудряется с  достойной скоростью пройти приличный отрезок своего  маршрута. Думаю, что если бы у Серёги вместо весел были чайные ложки, он шёл  бы с такой же скоростью. Веселимся по этому поводу.

Выходим на берег под Порецким мостом уже ночью в свете налобных фонарей.  Сворачиваем и пакуем снарягу.

Завершающим  штрихом становится банька с берёзовыми вениками на территории дружественной семейной команды. Горячая ушица и ароматный чаёк от гостепреимных хозяев. И это тоже любовь к ближнему - в лучших проявлениях. Плюс, "не отходя от кассы" штурман покупает деревенское молоко, масло, творог. Не брендованное - натуральное. Без посредников - прямые поставки от производителей.  Вкуснотища!

Ночная дорога до Чебоксар - время первых набросков для новых рассказов, время кристаллизации мыслей в слова. Время когда чернилами облаков пишутся самые удивительные истории.
Ну-ка, прислушаемся , что там крутится на подкорке?

В идеале, по высокой воде, до появления комаров, желательно сплавиться трижды.
Это соответствует православному канону и вообще, включает правильный темп на прохождение очередного цикла.
Поэтому планы на следующие выходные  очевидны.

Тем более, всегда найдется, что отвезти в деревню к родителям по хозяйственной части.

3.

Каким образом можно отметить тридцать лет со дня своего дембеля достойно ?
Если кто-то не в курсах, тридцать лет - период обращения  Сатурна вокруг Солнца  - знаковая дата в космическом масштабе. Завершение старого цикла и начало нового.
Комбинированный пешеходно-сплавной полевой выход, по все ещё высокой воде - вот выбор настоящих путешественников во времени и пространстве.

Здорово, что в потоке меняющихся обстоятельств есть постоянные величины.

В продолжении темы "Любовь к ближнему" отвожу в деревню к родителям четыре мешка цемента, как заказывали, сорок пять литров артезианской воды в канистрах и пустую тару для будущего урожая. Ну и дарницкий  свежей выпечки прямо с хлебозавода. Совершаю поездку заранее, без дополнительных понуканий. Чтобы в  воскресение полностью погрузиться в походный контекст.

Выдвигаемся в четыре утра. Народ в преддверии дня Победы отдыхает и поэтому на трассах относительно свободно. Неделю назад мы выводили в стартовую точку матерого сплавщика Серёгу представителя дружественной семейной команды, а нынче Серёга вывезет до той же самой  локации нас со штурманом.

На траве изморозь и поэтому мы  экипированы почти по-зимнему. На воде даже жарким летом   прохладно. Особенно до восхода солнца и после заката.

Идея пройти усложненую версию пешеходно-сплавного похода не нова. Соответствующий опыт имеется. Я даже написал об этом рассказ "Вертолёт будет ждать", который можно найти в сети. Двадцать вёрст по воде и девять километров мелкой рысью с лодкой  на загривке - это превосходный заряд бодрости и залог хорошего настроения на всю неделю. Особенно если в прогнозе встречный ветер и температура плюс шесть. Без дождя, слава Богу! :)

Кстати про вертолёт. Неделю назад на выходе с маршрута, уже почти ночью мы наблюдали патрульный вертолёт МЧС над поймой реки. Время сейчас пожароопасное, сухая трава, то сё. Вот тогда и вспомнилось как выходили к трассе по раскисшей грунтовке, под моросящим  дождём, как не успевали к назначенному времени.  Тогда ещё свой автомобиль отсутствовал.
Чтобы исчерпать паттерн из прошлых впечатлений  нужно дополнить ситуацию до целого противоположным контекстом, содержанием, фоном. Поэтому мы тут тусим по холодку.

При  развёртывании лодки выясняется, что один из балоннов плавсредства стравливает воздух. Как же без интриги то? Возникает ситуация выбора - отказаться от планов, либо идти по реке с периодической подкачкой. Соответствующий опыт имеется. На фоне события космического масштаба - тридцать лет со дня демобилизации идейного вдохновителя - экипаж медработников решает выдвигаться. Следовать обстоятельствам. Кто бы сомневался.

Тут следует сказать несколько слов о плавсредстве.  Надувная двухместка из ПВХ весит всего двенадцать килограммов. С учётом того, что штатное сидение тянет на два кило, мы заменили сидюху самодельным "дублером" весом шестьсот грамм. Поэтому лодку удобно переносить в рюкзаке - драйбеге  и  в таком виде сдавать в авиабагаж. Да, да вы не ослышались. Мы катались на этой лодке по Индийскому океану вдоль побережья Танзании  осенью в девятнадцатом году. . И даже катали в ней пять - шесть юных аборигенов по мотивам произведения  "Дед Масай и зайцы" миксуя один сюжет с  другим не менее известным -
" Каникулы Бонифация".  Замечаете контекст "Любовь к ближнему" по-занзибарски? Белые люди по  своей доброй воле  катают на лодке чернокожих.  И такой опыт есть тоже.

Нынче я катаю на лодке штурмана - ценительницу индийской культуры с итальянским темпераментом. Точнее, мы выгребаем против ветра по очереди. Дважды волны переливаются через борт и оба раза на штурманские штаны. Но благодаря  темпераменту с которым штурман работает веслами, вещи высыхают прямо на ней минут через пятнадцать-дввдцать.

По дороге, в трех местах наблюдаем бурные ручьи впадающие в Суру. Если приблизиться вплотную,  то возникает впечатление, что  смотришь на большой водопад. Вспоминается весенняя мощь полноводного   Корбу на Телецком озере двумя годами ранее.
Получается не просто поход, а самая настоящая даосская медитация осознания -  "Созерцание драгоценных жемчужин."

Вновь наблюдаем в небе патрульную вертуху МЧС. Капля позитива в суровых реалиях полевого выхода. Да, да это весьма обнадеживает, что наш
" вертолёт" точно будет ждать на финише.

Моментами солнце выглядывает из за туч, чтобы напомнить нам, что  вокруг все таки происходит весна. Дикие яблони форсят белыми вуалями. Намекая, что пора сгонять в Дивеево, полюбоваться цветением садов на  территории монастыря.

В локацию Красный Яр выходим с результатом плюс два часа к расчетному времени. Вообще-то мы никуда не торопимся. До темна запас времени достаточный.

Далее самое интересное - пешеходная
часть маршрута с форсированием притопленных низин в пойме вброд. Согласно замыслу, по результатам предыдущего полевого выхода кое-кто будет преодолевать водные преграды вплавь в спасжилете, а драгоценная жемчужина привычным для даосов  способом - на лодочке. Кто бы сомневался.

Потому плавсредство тащим до экшен локаций в развёрнутом виде. Наблюдаем следы лося и кабана. Опять-таки вспоминается тема октябрьского  сплава по Большой Кокшаге четырьмя годами ранее. Следы волчьи и медвежьи отсутствуют . И то хлеб.

Штурман поеживаясь смотрит, как я готовлюсь к водным процедурам. В моих планах напрямую преодолеть участок, где первоначально пройти не удалось, где пришлось двигаться в обход. Нынче, я подготовился тщательнее и штурман снимет видос моего эпического заплыва. Дожать до результата - это по нашему!

А водичка то - айс! Вот так  срабатывает  телереклама, столько лет прошло, а слоганы до сих пор на языке. В этот момент хочется передать привет поколению некст!  Истинный смысл  фразы "ледяная свежесть" это не про жвачку, это про состояние организма после  моржевания.

Самый глубокий участок затопленной дороги преодолеваю вплавь, пока не касаюсь ногами грунта. Есть контакт! . Вскидываю руки над головой, как это делают спортсмены  поставив очередной рекорд. Полное погружение в контекст. Купание в талой воде, заряженной силой кабана и лося - вот выбор настоящих путешественников во времени и пространстве..

После чего мы шагаем по лесам и перелескам, почти на расслабоне. Вес лодки за плечами ничуть  не тяготит. Выйдя в точку, откуда видно село Порецкое на пригорке, ложимся рядом с грунтовкой  в шавасану - завершая старый цикл - далее некоторое время лежим на правом боку - в "позе зародыша" - чтобы символически  начать цикл новый. Расчётное время до финиша - полчаса. И уже виден  ожидающий нас "вертолёт", и предвкушение  баньки на территории дружественной семейной команды согревает. Все таки событие космического масштаба - тридцать лет с момента демобилизации - которые так же  период обращения  Сатурна вокруг Солнца.

Здорово, что в потоке меняющихся обстоятельств есть постоянные величины. Любовь к ближним, например. Либо, как вариант,  любовь к ближним  маршрутам.


Рецензии