096 Альтамира Сикстинская капелла палеолита Испани

К сожалению, новые материалы размещаю без фотографий, не могу пока читать тексты и отвечать на ваши отзывы и давать свои.


Раздел 7. Олимп и Парнас — под землей?

Подземный мир — это загадочный источник творческого вдохновения поэтов, писателей, художников, композиторов? Или же он — всего лишь порождение человеческой фантазии и непокорного духа?

096 Альтамира — Сикстинская капелла палеолита (Испания)

Альтамира — естественная пещера близ Бискайского залива в известняковом холме на высоте 158 м в 2 км от г. Сантильяна-дель-Мар в провинции Кантабрия на севере Испании. Пещера представляет собой ряд двойных коридоров и залов общей протяженностью 280 м. 13 тыс. лет назад вход в пещеру и отверстие в потолке одного из залов были закрыты оползнем. Круглогодичная температура в гротах 14 оС, влажность 94—97 %. Наскальная живопись содержит полихромные картины и гравюры, выполненные 36,2—13 тыс. лет назад в черных, красных и охровых тонах. Фрески реалистично изображают животных и антропоморфные фигуры, а также абстрактные и необъяснимые символы. В 1985 г. пещера внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2001 г. в Сантильяне был открыт музей, воссоздавший пещеру Альтамира.

Пещеру открывали несколько раз. Альтамирой издавна называли местность, которая принадлежала графу М. де Саутуоле. Как-то один из работников графа К. Перес охотился здесь со своим лабрадором. Пес в зарослях кустарника погнался за дичью и застрял в расщелине, оказавшейся входом в пещеру. Карстовых полостей в Кантабрии тысячи, и охотник не придал находке особого значения, лишь сообщил о ней Саутуоле, который интересовался вопросами археологии. Тот пропустил новость мимо ушей — может, потому что и до этого слышал о пещере от местных крестьян. После того, как в 1878 г. на Всемирной выставке в Париже граф увидел коллекцию артефактов палеолита, он вспомнил о «своей» пещере, несколько раз посетил ее и нашел в ней орудия труда первобытного человека, а также черные полосы над входом.

Летним днем 1879 г. Саутуола взял с собой в пещеру 8-летнюю дочь Марию, и та заметила на сводах зала двухметровых «волов»-бизонов. Любитель-археолог понял, что рисунки бесценны, и занялся раскопками. Саутуоле помог профессор геологии из Мадридского университета Х. Виланова. Опубликованные в 1880 г. результаты их исследований «Записки о некоторых доисторических объектах провинции Сантандер» стали сенсацией, но только не в научном мире. Французские исследователи — законодатели археологической моды — восприняли открытие в штыки: фрески, по их мнению, обладали немыслимым совершенством! (Пабло Пикассо позднее подтвердил это: «После Альтамиры — всё упадок!») «Не мог такого создать троглодит!» — заявили ученые мужи. Такова было тогдашняя научная концепция о «дикости» доисторических людей. «У эпохи Саутуолы были два божества — прогресс и эволюция, на которые он посягнул». (Ю. Риа). К тому же рисунки прекрасно сохранились и смахивали на новодел. Особенно усердствовали в критике знаменитые Л. де Мортилье и Э. Картальяк, скептически воспринимавшие успехи иностранцев. Графа осыпали насмешками и обвинили в подделке. Тут же поползла сплетня о том, что росписью занимался нанятый графом художник. Саутуола от огульных нападок заболел и через несколько лет скончался с клеймом неуча, фальсификатора и лжеца.

В 1902 г. археологи Фон де Гом и Комбарелль нашли во французских пещерах палеолитическую живопись, и доброе имя Саутуолы было восстановлено. Э. Картальяк тогда же посетил Альтамиру и признал свою ошибку и древность рисунков. В журнале «Антропология» он опубликовал статью «Моя вина скептика». «Надо уметь склоняться перед реальностью факта», — написал он в ней. С тех пор отец и дочь Саутуолы признаны первооткрывателями наскального искусства каменного века, а ученые ломают голову, зачем в суровых условиях той ледяной и каменной поры первобытные художники создавали в пещере шедевры наскальной живописи? Кто они были — неандертальцы или кроманьонцы (они тогда жили рядом)? Как могли живописцы филигранно работать в темноте при свете головешек или костного мозга и как изготовили краски, не потерявшие свою яркость за тысячи лет?

В пещере 3 зала. За Вестибюлем следует Большой зал полихромов протяженностью 18 м, шириной 9 м и высотой сводов от 2 до 6 м. Затем идет Галерея, после которой находится Комната черного бизона. Завершает порядок узкая галерея Конский хвост.

Наибольшую ценность представляет роспись Большого зала. На сводах этого грота (Большом плафоне) изображены в натуральную величину бизоны, олени, лошади, кабан. Рисунки выполнены естественными красками: охрой, углём, гематитом, смесью различных минералов с водой или жиром животных. Кистями художникам служили тампоны, кусочки шкуры, собственные пальцы, полые кости, через которые краску выдували на стены. Живописцы применяли гравировку и эффектно использовали фактуру стен, углубления и выступы.

Применив масс-спектрометрический метод, специалисты определили серию дат для рисунков Большого плафона Альтамиры — от 14820 до 13130 лет назад. В других залах есть также изображения зубров, ланей, диких кошек, людей (иногда со звериными головами — предположительно, колдунов, жрецов или охотников, находящихся в покое или экспрессии), непонятные символы — квадраты, точки, чёрточки, длинные линии («макароны», проведенные пальцами по влажной поверхности) и т.д.

В 1960—1970-х гг. пещеру посещало огромное количество туристов, до 1500 человек в день. Это привело к тому, что на рисунках была обнаружена плесень от сырости и переизбытка углекислого газа. Власти закрыли пещеру на реставрацию в 1977—1982 гг., после чего ограничили доступ туристов до 8500 человек в год. С 2015 г. посетить пещеру в сопровождении двух гидов могут 5 человек один раз в неделю, и продолжительность визита не превышает 37 мин. Любители скальной живописи могут полюбоваться копиями панно Большого плафона в Музее пещеры Альтамира, открытом в 2001 г. Создатели Музея, испанские художники М. Мусквис и П. Саура 20 лет изучали фрески пещеры. Установив, что оригиналы создавались в несколько этапов, которым предшествовала гравировка, и, определив состав природных красок, они, используя древний метод и краски, воспроизвели на 180 кв. м потолка Музея 70 гравюр и 100 цветных фигур животных.

P.S. «Мария де Саутуола вышла замуж за представителя богатейшего семейства Ботин, фонд этой семьи ныне оплатил большую часть расходов по созданию пещеры Альтамиры-2… Рядом со входом в пещеру теперь стоит простой памятник из грубого камня, посвященный памяти М. де Саутуолы, который открыл для человечества новый мир первобытного художественного творчества». (Е.Г. Девлэт).


Рецензии
Виорэль, здравствуйте. Вот это - да! «Первобытное художественное творчество!» Да ещё какое! Все удивительно: сохраниться рисункам более 13 тыс. лет, размер, совершенство рисунков. Символы, линии тоже содержат информацию, когда-то и её разгадают. Очень интересно. Спасибо, Виорэль. С теплом и наилучшими пожеланиями,

Людмила Алексеева 3   10.05.2023 21:13     Заявить о нарушении