Спектакль Оружие сердец СПб Молодежного театра

ОТ ВОЙНЫ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН


Петербургский Молодёжный театр впервые обратился к произведению писателя, драматурга, поэта, инженера и военного корреспондента Андрея Платонова (1899-1951), прошедшего Гражданскую и Великую Отечественную войны.

Спектакль «Оружие сердец» поставлен Юрием Цуркану по киносценарию Андрея Платонова «Семья Иванова», написанному самим автором в 1945 году, но фильмом так и не ставшим. А рассказ в более поздней редакции был опубликован в 1962 году, уже после смерти писателя, под названием «Возвращение».

Платонов показал жизнь советской семьи, которая в годы войны оказалась на грани распада – война разрушает не только города, но и семьи.
Начинается спектакль с того, что из Москвы в теплушке едут в эвакуацию на край земли (ни в сценарии Платонова, ни в пьесе не говорится, куда именно, но судя по быту поселения и разговорам действующих лиц, это, скорее всего, Крайний Север) матери с детьми и среди них – молодая женщина Ольга Васильевна (Дарья Вершинина) с дочкой-дошкольницей Настей (Ульяна Ворожейкина, студентка РГИСИ), сыном-младшим школьником Петром (Ян Юркевич, студент РГИСИ) и матерью её мужа – Марфой Никитичной (Регина Щукина).
Вагон сделан из досок, но со щелями, продувается насквозь, поэтому все пассажиры по самые глаза закутаны в платки и одеяла.

На станции прибытия Ольгу с детьми и свекровью встречает работник отдела кадров местной электростанции Семён Пашков (Сергей Барковский) и всячески старается помочь им обустроиться на новом месте.

Муж Ольги – гвардии капитан Алексей Иванов (Владимир Маслаков) воюет на фронте, и от него очень давно нет никаких известий. Ольга хочет верить, что он жив, но, конечно, понимает, что война есть война. У Семёна вся семья – жена и четверо детей – на его глазах погибла под бомбежкой, и он, прикладывая все силы, чтобы создать необходимые условия для адаптации эвакуированных к суровым северным условиям, находит в этом силы жить дальше.
 
А Алексей Иванов – в госпитале. Он тяжело ранен, но жив. И письма он писал своей жене, но, т.к. его семья уехала, то почта искала адресата очень долго.
По окончании войны Алексей приезжает к родным, чтобы увезти их домой, в Москву. Но узнав от жены, что она не устояла против ухаживаний искренне полюбившего её Семёна, в сердцах уезжает. Однако, увидев бегущих за отходящим поездом сына и дочь, спрыгивает с подножки и возвращается к семье.
 
Юрий Цуркану создал спектакль очень лаконичный: физического движения и перемещений в нём немного, всё внимание сосредоточено на внутреннем мире персонажей.

Ольга вся как будто замершая во времени. Она живёт, в основном, думами о любимом муже. Иногда впадает в отчаяние – писем от него нет два года, но потом надежда вновь возвращается к ней. Дети – подрастающая Настя и взрослеющий Пётр – тоже держат её на плаву, но, скорее, не сами по себе, а как «звено», связующее её с Алексеем. Погружённость в себя, бесконечная усталость от непосильного труда на холоде – человек-автомат. Дарья Вершинина хорошо передаёт это состояние Ольги, которая даже на трепетную любовь к ней Пашкова реагирует вяло, словно по инерции.
 
Превосходен Сергей Барковский в роли Семёна. Его герой – человек, который оставшись в полном одиночестве, посвятил себя работе и всесторонней помощи эвакуированным, не привыкшим к таким суровым условиям климата и быта. Зародившаяся в нём любовь к Ольге даёт ему как бы вторую жизнь, и он живёт этой любовью, заботясь и о ней, и об её детях как о своих родных. Удивительная искренность артиста, пластика, мимика, походка, вариации голоса – он своей игрой трогает до глубины души. Когда в посёлок приезжает Алексей, Семён прячется за прислонённую к стене доску и прикрывается ею. Это вызывает у зрителей боль сопереживания: жизнь Семёна кончается, ему не для кого больше жить. Но эта сцена - в конце спектакля. А доски с самого начала являются едва ли не действующими лицами в постановке.

Сооружённый на сцене покосившийся дощатый сарай без одной стены – той, что обращена к залу, едва покрытый серовато-белой краской, служит и вагоном поезда, и госпиталем, и жилищем Пашкова, и комнатой Ольги в эвакуации (художник-постановщик Владимир Фирер) и каждому «образу» этого сарая веришь безоговорочно. А доски – это и настил, и мостик, и носилки, и кровати Ольги и детей, и сарай, и гроб. Вот почему, когда доской от горя потери Ольги прикрылся Семён, возникла ассоциация с гробом. А ещё доски, которые с большим усилием поднимают, перекладывают, перетаскивают женщины - символ тяжёлого, очень тяжёлого труда в тылу во имя победы.
 
Помогают сараю и доскам «играть» свои многогранные роли удачное звуковое сопровождение - гудки паровоза, орудийные залпы, звуки взрывов, обрывки песен (музыкальное оформление – Сергей Патрамский) и свет, который направленностью на того или иного персонажа или фрагмент декорации или реквизита словно ставит рядом с ним восклицательный знак (художник по свету – Евгений Ганзбург).

Спектакль построен на контрастах характеров эпизодических персонажей, причём, так ярко, что все они запоминаются: простая, искренняя и эмоциональная девочка-почтальонша (Александра Прохорова, студентка РГИСИ) и её ровесница - благонравная, сдержанная немецкая официантка (Анастасия Нечаева, студентка РГИСИ);санитарка в госпитале (Екатерина Родионова, студентка РГИСИ) и европейская девушка легкого поведения, примерно равная ей по возрасту (Мария Вершинина); надёжные и весёлые однополчане Иванова – Моргунов (Александр Черкашин) и Белоярдзе (Тимур Ширзадов, студент РГИСИ) и инвалид (Александр Тихановский), вернувшийся с фронта без ног, но с мелькающими нотами подлости; жена инвалида (Александра Бражникова) и безрукий солдат (Максим Малуев, студент РГИСИ). Как и в жизни, у каждого свой характер, своя линия поведения. Кто надёжный и самоотверженный, кто мелкотравчатый, а кто предатель. Правда, в этом спектакле явных предателей нет.

«И за всех – за жизнь человечества, за его срастание в одно существо, в одно дыхание, я хочу бороться и жить», - написал однажды Андрей Платонов. Поэтому не случайно в его произведении так отчаянно боролся за жизнь тяжелораненный офицер Алексей Иванов, и так самоотверженно помогали ему в этом все, кто окружал его в тот период: санитарка, вынесшая его с поля боя, санитарки и медсестры в госпитале, его однополчане, и, конечно, жена Ольга, к характеристике которой так и просится знаменитая строка из стихотворения Константина Симонова: «Ожиданием своим ты спасла меня», и его дети, в том числе, дошкольница Настя, которая не помнит отца, но ждёт его с такой же надеждой, как её мама и брат.

Один из героев Платонова, правда, в другом произведении, говорит: «А без меня народ неполный». Спектакль Молодёжного театра и об этом тоже.


Рецензии
Небольшое замечание: не Патрамский, а Патраманский.

"Превосходен Сергей Барковский..." - даже не сомневаюсь, ибо Сергей Дмитрич превосходен во всех ролях.

А вот в уместности Маслакова в роли капитана - сомневаюсь. Ну, помните, как пришлось свернуть "старую" "Касатку", да и не только "Касатку"? Что-то такое подозревается и здесь. Впрочем, это сейчас общая беда.

Безусловно, я как-нибудь соберусь силами и схожу в любимый театр на постановку весьма нелюбимого мной режиссёра(как только С.Я. додумался/согласился пустить его в этот храм?!), но пока как-то не тянет. Но за обзор спасибо

Капитан Немо   12.12.2023 14:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.