Саратов и Саратовская область зима 1942-43 гг

По материалам газеты "Коммунист"

Зима 1942–1943 гг. отмечена небывалым подъёмом патриотизма в тылу: по всему Советскому Союзу прокатилась волна массовых кампаний по сбору средств на строительство самолётов и танков для фронта. В Саратовской области одним из первых «жертвователей» стал Ферапонт Головатый, который на свои деньги, заработанные на продаже мёда, купил самолёт и подарил его земляку-саратовцу Борису Ерёмину, командиру 31-го гвардейского истребительного авиаполка 8-й воздушной армии. В «Коммунисте» было опубликовано письмо лётчиков, направленное главнокомандующему Иосифу Сталину:
«…Получая этот дорогой подарок, мы, гвардейцы части тов. Ерёмина, даём клятву колхозникам, всему советскому народу и Вам, нашему любимому и мудрому полководцу, что заботу нашего народа, его доверие к нам мы оправдаем с честью. Будем драться умело, храбро и мужественно, как дрался наш боевой лётчик Жердий, который в одном воздушном бою сбил два вражеских самолёта и, когда расстрелял все боеприпасы, таранил третий самолёт и погиб смертью героя.
Ведя серьёзную и сложную работу – разведку войск противника, мы сбили в воздушных боях 110 самолётов противника. Наши лучшие разведчики-истребители, капитан Сугак, капитан Решетов, ст. лейтенант Безгребельный, мл. лейтенант Самуйлик, летают в любое время на разведку и дают ценные сведения, по которым бомбардировщики и штурмовики громят и истребляют немецкие танки, самолёты и железнодорожные эшелоны противника.
Подарок колхозника Ферапонта Головатого воодушевляет нас и обязывает ещё сильнее громить врага в воздухе, истребляя его живую силу и технику. Мы сделаем всё, чтобы ускорить час окончательного разгрома немецких захватчиков…
Гвардейцы части, которой командует гвардии майор Б. Ерёмин.
(«Коммунист», 7 января 1943 г.)

Почин Головатого в Саратовской области подхватили повсеместно. «Каждый день в Саратов приезжают делегации районов, колхозов, бригад, – писал «Коммунист» 17 января 1943 года. – Посланцы колхозной деревни везут средства на приобретение боевой техники в подарок защитникам родины, передают руководителям области горячие заверения колхозников и колхозниц отдать все силы, все средства на помощь Красной Армии, рапортуют о готовности встретить и провести по-фронтовому предстоящий весенний сев».
Вот только несколько примеров:
Медицинские работники Хвалынского района единодушно решили построить на свои сбережения в подарок Сталинградскому фронту санитарный самолёт «Хвалынский медик». В фонд постройки самолёта уже собрано 150 тыс. рублей. Врачи Радищева и Лапшина внесли по 1 тыс. рублей, Раскина и Ковалёва – по 900 рублей.
Трактористы тракторной бригады №17 Благодатинской МТС Усов, Греков, Сиротин и Пудовкин внесли в отделение банка на строительство боевого самолёта 65 тыс. рублей.
В фонд постройки самолётов внёс 15 тыс. рублей колхозник сельхозартели им. Ворошилова Русаков и 5 тыс. – бригадир тракторной бригады №8 Благодатинской МТС Гордеев.
(«Коммунист», 12 января 1943 г.)

Всё чаще газета писала о помощи раненым, лечившимся в саратовских госпиталях.
«Первого января во всех палатах н-ского госпиталя зажглись весёлые новогодние ёлки. С гордостью ходили из палаты в палату организаторы этих ёлок – юные пионеры.
Раненных бойцов глубоко тронуло внимание маленьких друзей, пионеров саратовской средней школы №19. Словами горячей благодарности наградили они своих юных шефов.
…Редкий день в госпиталь не заглядывают пионеры 19-й школы. сколько заботы и внимания, сколько хорошей выдумки отдают они на то, чтобы скрасить раненным бойцам их пребывание в госпитале, помочь им поскорее поправиться.
Пионеры следят за чистотой в подшефных палатах, приносят выздоравливающим книги, бумагу для писем, карандаши, заботливо ухаживают за слабыми больными.
Недавно пионеры выстирали и починили подшефному госпиталю 220 пар белья.
Шефство над госпиталем – только одно из многих славных дел пионерского отряда 19-й средней школы г. Саратова. Хорошо руководит отрядом старшая пионерская вожатая школы, комсомолка Мира Лейбельман».
(«Коммунист», 31 января 1943 г.)

Ждали проявления внимания и на фронте. Помимо материальной помощи бойцы нуждались в моральной поддержке. В одном из номеров газеты были опубликованы письма молодых фронтовиков под общим названием «Пишите нам, девушки!»:
Дорогие землячки-саратовки! Только что закончился горячий бой. Мы вели его в течение нескольких суток, очищая родную землю от погани фашистской. И вот сейчас мы находимся в деревне, час назад освобождённой от врага. Бойцы отдыхают после напряжённого, тяжёлого боя, а мы сидим, вспоминаем о вас и решили вам написать.
Знаем, как много делаете вы для нас, ваших боевых друзей. Спасибо вам! Не отставайте и дальше от фронтовиков в борьбе за нашу желанную победу, за наше счастье и радость. С каждым часом мы бьём и будем ещё крепче бить врага.
Пишите же нам, девушки!
С боевым приветом, Николай Жбанков, Лев Волков, Георгий Мокрушин, Василий Пасхин. 301 полевая почта, часть 261».
«Пять лет служу я в Красной Армии. Вместе с ней я перенёс тяжёлые дни, когда, изматывая врага, мы отходили, участвовал в обороне Одессы, затем дрался на юге. Сейчас я дерусь на одном из фронтов, откуда сообщения Советского Информбюро несут вам радостные вести.
Вот только одно плохо. Сидят товарищи в землянке или в окопе после боя и читают письма из тыла, а мне писем нет. Мои родные погибли от рук фашистских палачей. А хочется и мне читать теплые, родные слова. Я прошу вас, товарищ редактор, напечатать эти мои строки. Кто-нибудь найдет свободную минуту и напишет мне хоть пару строк. Я буду очень благодарен и обязуюсь за это ещё крепче бить подлых фашистов.
Почекин Леонид Васильевич.
1839 ППС, часть 350».
(«Коммунист», 17 февраля 1943 г.)

А в тыловом Саратове проблемы были более прозаичные, хотя и острые. Одна из главных – чистота и благоустройство.
«Особого внимания заслуживает вопрос об очистке улиц ото льда и снега. Даже центральная часть города засыпана огромными сугробами снега, а многие улицы превращены в настоящий каток. Лёд не только не скалывается с тротуаров, но даже не посыпается золой. Как только ветер сметает выпавший за ночь снег, улицы города становятся непроходимыми».
(«Коммунист», 9 декабря 1942 г.)
Для контроля за состоянием чистоты на улицах и во дворах при редакции газеты «Коммунист» была специальная бригада. Первым был опубликован её отчёт о рейде по ул. Первомайской в квартале между улицами М. Горького и Вольской:
«Дом №108. На улицу выходит фасад большого каменного здания с красивым подъездом. У дверей парадного входа мы встретили первые трудности: створка широкой парадной двери наглухо забита и засыпана снегом. Завалена снегом также и вторая половина двери: открывается она из-за этого не больше, чем на одну треть. В образовавшуюся щель, лавируя между снежными сугробами, один за другим с трудом прошли мы в дом…
Нерадивая хозяйка, уполномоченная дома №108 Корш! Ещё с осени кто-то из жильцов этого дома засорил канализационную трубу. Вся система вышла из строя, но это не потревожило беспечных обитателей дома и его уполномоченную. Они быстро примирились с отсутствием канализации и превратили свой двор, – место, где они ежедневно бывают и где гуляют их дети, – в огромную мусорную яму, в свалку нечистот…
Дом №109. Из-за того, что в доме своевременно не утеплили водопроводные трубы, вода в них замёрзла. Кухня общественного пользования заброшена, не отапливается и загрязнена до последней степени.
Не чище и в жилых помещениях…»
Главными виновниками редакция назвала управдомов, начальника райжилсоюза и председателя Кировского райисполкома, которые «обязаны организовать жильцов на приведение в порядок своих квартир, дворов и улиц, возглавить в своем районе движение патриотов, заботливо оберегающих коммунальное хозяйство города».
(«Коммунист», 4 февраля 1943 г.)

О коммунальных проблемах писали и читатели газеты. В одном из писем они сообщали о беспорядках в посёлке на 3 и 4 дачных остановках:
«На весь посёлок имеется всего пять уборных, и все они находятся в таком состоянии, что туда даже войти нельзя. Неужели этого не видит начальник жилищно-коммунального отдела т. Арсентьев?» – спрашивают в своём письме жильцы. Но, как видно, Арсентьев действительно многого не замечает из того, что делается в посёлке, за чистоту и благоустройство которого он несёт полную ответственность.
Чем иным, как не наплевательским отношением Арсентьева к порученному ему делу – забота о нуждах трудящихся, можно объяснить тот факт, что во всех почти домах посёлка бездействует водопровод, и жители его ходят за водой за километр, что месяцами не работает поселковая баня и давно вышла из строя центральная отопительная система.
(«Коммунист», 17 февраля 1943 г.)

Беспорядки отмечались и в сфере общественного питания:
«Столовая, отпускающая обеды семьям военнослужащих, занимает одно из благоустроенных торговых помещений на центральной улице Саратова – улице Ленина.
С трудом отодрав обледеневшую дверь, посетители попадают в большую комнату, наполненную чалом и клубами густого пара. Проходит несколько минут, пока глаза начинают различать окружающие предметы. Перед взором посетителя возникает весьма неприглядная картина. Чад и испарения, беспрепятственно проникающие из кухни в так называемую раздаточную, оседают на стенах этой давно не топленой комнаты и превращаются в струйки воды, стекающие со всех углов и простенков и капающие с потолка.
При дальнейшем знакомстве со столовой оказывается, что меню, заблаговременно составленное директором столовой и вывешенное для всеобщего обозрения, – филькина грамота. В меню указаны щи с мясом и щи без мяса. Соответственно с этим кассирша выбивает чеки. Когда вы предъявите свой чек раздатчице, окажется, что щи без мяса ещё не готовы, и вам предложат вновь вернуться к кассе. Бывают случаи, когда кассирша выбивает указанный в меню поджарок, – между тем, поджарок давно кончился, и на кухне уже добрых полчаса жарятся котлеты.
В результате этой неразберихи столующиеся проводят много лишних часов в ожидании обедов, обслуживающий персонал нервничает, возникают досадные недоразумения.
Все эти недостатки мало тревожат директора столовой т. Клейнбок. С какой бы жалобой ни пришли к нему посетители, у невозмутимого директора всегда готов ответ. Если у кассы очередь, это «женщинам делать нечего, они зашли и греются» (это при температуре ниже нуля градусов). Если мала порция, – «нельзя же, товарищи, каждому точно взвешивать; вам недодали, а другому, может, передадут». Обратили внимание посетители, что работники столовой на глазах у всех воруют кашу из кухни, – директор успокаивает: «Не беспокойтесь, вас не объедят. Должны же они кушать, в самом деле».
Жёны фронтовиков В. Татухова и В. Евсеева».
(«Коммунист», 12 февраля 1943 г.)

Наплевательское и безответственное отношение проявлялось не только в городском, но и в железнодорожном хозяйстве, что в военное время было особенно возмутительно:
«Можно привести много фактов, когда вагоны подолгу простаивали под погрузкой и выгрузкой из-за беспечности клиентов. Крайне запущены подъездные пути, ведущие к савельевским сланцевым рудникам. Директор рудников т. Семенихин надеется на железную дорогу и сам не принимает никаких мер к расчистке и содержанию в должном порядке путей. Безответственно относятся к работе транспорта руководители вольского цементного завода “Комсомолец” (директор т. Ястребов). Из-за того, что здесь не организовали погрузо-разгрузочных работ, вагоны простаивают по несколько суток.
Возмутительную беспечность проявляют и руководители завода «Серп и молот». На разгрузочном дворе Саратов-II давно лежит груз, пришедший в адрес завода. Подобным безобразиям надо положить конец.
А. Царьков, секретарь Саратовского обкома ВКП(б) по транспорту».
(«Коммунист», 4 февраля 1943 г.)

Но особенно возмутительным было поведение управляющего Савельевским сланцевым рудником (теперь пос. Горный) Семенихина, который отказывался помогать жёнам фронтовиков, аргументируя это тем, что они на руднике не работают:
«– Не наши люди, – так сказали жене красноармейца Шаруева, выгнав двух её ребят из рудничного детсада на том основании, что сама т. Шаруева на шахте не работает, хотя известно, что она инвалид и работать не в состоянии.
– Не наши люди, – сказали жене красноармейца т. Пух в ответ на её просьбу помочь приобрести одежду и топливо.
– Не наши люди, – услышала в ответ на свою просьбу о помощи и жена красноармейца т. Горбачева, работавшего до войны на шахте №1.
Когда на рудник прибыла партия промтоваров, Семенихин запретил выделить хоть что-нибудь для самых нуждающихся семей фронтовиков. Своё распоряжение он пытался прикрыть такими соображениями: промтовары присланы, дескать, для стимулирования добычи сланца и ни на какие другие цели их расходовать нельзя.
Однако подлинное лицо Семенихина раскрывается при распределении этих товаров, – писал «Коммунист». – «Стимулирование» добычи сланца Семенихин решил начать… с обеспечения себя. Он взял 9 ордеров на промтовары, в том числе, на каракулевый сак, кожаное пальто, два отреза на костюм, туфли и т.д., всего на 13 тыс. рублей. Щедро оделил Семенихин секретаря парткома рудника Рябцева, которому выдал 11 ордеров на различные промтовары. 12 ордеров получил начальник отдела капитального строительства Марченко. Восемь ответственных работников рудоуправления получили 63 ордера. Не были забыты и лица, которые хотя и не имеют непосредственного отношения к руднику, но нужны Семенихину. Отрез на костюм получил райпрокурор т. Гаврилов, пальто и отрез выдали нарсудье т. Васильевой и даже приехавшему в командировку на рудник работнику Главсланца преподнесли 5 ордеров на промтовары, в том числе, кожаное пальто, отрез на костюм и т.д.» («Коммунист», 21 февраля 1943 г.)
Корреспонденты И. Аграновский и С. Рогинский назвали антигероев своей статьи шкурниками и потребовали сурово их наказать.

Прислушались ли к журналистам, осталось неизвестно. А вот председателя колхоза «Серп и молот» Ершовского района Уполовникова лишили свободы на 10 лет за невыполнение плана государственных хлебопоставок: он засыпал в семфонд на 1787 ц зерна больше, чем собрано было с семенных участков, незаконно израсходовал на внутрихозяйственные нужды 975 ц хлеба и оставил неубранным урожай с 150 га пшеницы и 50 га проса.
На 10 лет был осуждён и начальник снабжения саратовского участка Волготанкера С.Г. Ковалёв. Он присвоил более ста продуктовых карточек, которые были заказаны в одной из саратовских типографий для плавсостава нефтекараванов на право получения дополнительных продуктов. При обыске у Ковалёва было обнаружено 157 карточек на право получения 254 кг хлеба, 62 кг колбасы, 15 кг сахара и 15 кг табака.
За подобные манипуляции поплатился мастер 14-го ремесленного училища г. Саратова Н.Д. Гребнев (5 лет лишения свободы):
«В обязанности его входило получение из бухгалтерии талонов на обеды, завтраки и ужины для передачи их воспитанникам училища. Однако Гребнев представлял неправильные списки в бухгалтерию и систематически занимался хищением продуктов, предназначенных для питания учащихся.
Предварительным следствием и материалами судебного заседания установлено, что за одну только декаду Гребнев присвоил 184 кг хлеба и около тысячи порций обедов, ужинов и завтраков. Украденный у государства хлеб он перепродавал на рынке».
(«Коммунист», 20 февраля 1943 г.)

Из событий культурной жизни Саратова выделяется несколько.
Во-первых, премьера американского приключенческого фильма «Три мушкетёра»:
«Советский зритель, с горячей симпатией относящийся к дружественному, свободолюбивому американскому народу, с живым интересом примет этот увлекательный, остроумный и весёлый фильм» («Коммунист», 11 декабря 1942 г.)

Во-вторых, в Саратовском художественном музее им. Радищева на постоянной выставке «Великая отечественная война» открылся новый отдел, посвящённый героической обороне Сталинграда. В отделе представлены плакаты, фотодокументы и трофейное оружие:
«Небольшая пушка, захваченная при отступлении у немцев, обгоревшие пулемёты, австрийские, польские, бельгийские винтовки. Наряду с новейшими видами оружия попадаются сильно устаревшие образцы.  Смех посетителей вызывает трёхкилограммовый «эрзац-валенок» – обувь немецких солдат» («Коммунист», 23 декабря 1942 г.

В-третьих, «на сцене областного оперного театра им. Чернышевского состоялся дебют молодых украинских артистов, солистов фронтового ансамбля красноармейской песни и пляски. Дебютанты выступили перед саратовцами в ответственных партиях оперы «Фауст» («Коммунист», 20 февраля 1943 г.)

В-четвёртых, в Саратовском областном театре кукол состоялась премьера: пьеса П. Маляревского «Счастье» по мотивам бурят-монгольского фольклора. «Успеху постановки способствуют умело сделанные куклы, красочные костюмы, удачное музыкальное и художественное оформление, – писал «Коммунист». – Очень хорошо, что с ребятами до поднятия занавеса массовик-артист А.К. Каренин». Однако не обошлось без ложки дёгтя:
«Совершенно недопустимо, что в антрактах дети предоставлены сами себе, никто из работников театра не проводит с ними игр, бесед, не организует культурный отдых. Больше того, создаётся впечатление, что юных зрителей крайне неприветливо встречают. Вестибюль и лестницы не освещены, вешалка на утренних спектаклях не работает. Фойе-аквариум, принадлежащее ранее театру кукол, превращено сейчас в общежитие актёров музкомедии».
(«Коммунист», 8 декабря 1942 г.)

В декабре 1942-го Саратов широко отметил 25-летие Украинской Советской Социалистической Республики (УССР). «Торжественное собрание представителей украинского народа с участием советских, партийных и общественных организаций» состоялось в театре им. Н.Г. Чернышевского. И Из речи депутата Верховного Совета УССР Луценко:
«За годы советской власти Украина превратилась в могучую индустриальную страну, страну наиболее передового, высокопродуктивного земледелия. На Украине были построены сотни новых заводов, фабрик, шахт, более тысячи машинно-тракторных станций, множество школ, больниц, санаториев, театров, клубов, детских учреждений и т.п. Под руководством большевистской партии своим упорным, плодотворным трудом украинский народ добился зажиточной, культурной жизни».
(«Коммунист», 27 декабря 1942 г.)

В феврале 1943-го Газетно-книжное издательство Саратовского обкома ВКП(б) выпустило сборник материалов «Смерть детоубийцам!»:
«Первые три раздела («Товарищ, кровь детей зовёт к мести!», «Документы о чудовищных злодеяниях гитлеровских палачей», «Папа, убей немца!») рассказывают о неслыханных издевательствах и зверствах, которым подвергают немецко-фашистские изверги советских детей.
Статьи из раздела «В нашей стране не будет сирот!» посвящены славному движению советских патриотов, согревших тёплой заботой, вниманием и лаской детей, пострадавших от злодеяний гитлеровских убийц.
В последнем разделе рассказывается о той заботе, которую проявляют трудящиеся Саратовской области о детях».
(«Коммунист», 21 февраля 1943 г.)

Фото из газеты "Коммунист" 12 января 1943 г.


Рецензии