Примирение казачьего духа на Троицкой площади

О странном поначалу историческом уроке казачьему народу на Дону требующем своего материального воплощения во имя избежания споров и обид во имя отца и сына и Духа Святаго.

Ушел в небытие 20 век. Ушла туда же и идеология коммунизма, которая долго манила народ в светлое будущее пришествием коммунизма, а вместо него КПСС перелицевалась в новую шкуру: теперь вместо одной партии, слабые на разумный передок люди, члены партии коммунистов рассыпались по нескольким направлениям: кому Единая (кстати, название опять сперли у казаков Черкасского округа ОВД - "За Вольный Дон и Единую Россию"), кому КПРФ, т.е. членство строго в рамках Российской Федерации, кому "Справедливая Россия", а кому и Либерально-Демократическая, у которой только ее лидер Жириновский точно не был членом КПСС в прошлой жизни, а теперь она и осталась вообще без царя в голове. Он то был, можно сказать, Ленин нашего времени, тоже всем все обещал, хотя многие не согласны и оспаривают - это Ленин был во времена эпохи Жириновского. Но со временем жизнь все расставит на свои места.

  Есть в Новочеркасске, как бывшей казачьей столице, чудесно спланированной по типу Парижа с площадями и радиальными проспектами, площадь Троицкая. Как она называлась в Советские времена уже мало кто и помнит. А прошло то всего тридцать лет после восстановления мною исконной топонимики города. Правда вот не до конца удалось восстановить облик столицы. Кажется вроде как имени жертв Революции. Даже улица была такая на нее выходящая - улица жертв Революции. Теперь то названия вернулись на круги своя. Но еще десяток лет назад иногородние граждане приставали с вопросами: неужели в Новочеркасске есть улица имени жертв Революции. Правда, отписывал я им, и, более того, на этой же улице выходящей на площадь Жертв Революции стоит памятник первым ее жертвам - казакам Подтелкову и Кривошлыкову, одним из первых затеявших гражданскую войну в самом казачьем народе, а потом и по всей России матушке. И закончилась эта война полным истреблением всего казачьего народа, хотя  сами герои Революции о том и подумать не могли...

  Так вот, посреди Троицкой площади стоит им памятник, хороший, из камня высеченный, на месте взорванного Троицкого собора. Естественно, что в порядке борьбы с религией, как говаривали большевики - опиумом для народа. Не угодило Православие новой власти на Руси, религия эта была опорой царского режима, потребовалось ее реинкарнировать под новую власть, под КПСС, а теперь уже и под новейшую - ЕР. Надгробными плитами соборными бордюры были выложены на улице Московской, а во времена лихолетья - улицы Ленина. Но не это является целью данной статьи.

  Под шумок смутных времен 1990-х годов, когда новая власть перепугалась казачьего возрождения, на которое не было никакой управы и даже попы новой масти не смогли его оседлать, то и были созданы всякие муляжи казачьи - Общества из всех желающих. Отличались они в основном по признаку служения власти, т.е. на холопов служивых и родовых с их Казачьим кругом. Ну, это уже отдельная история. Но многие администраторы, по кличкам Мэры вволю попользовались ситуацией в свою пользу и там, и сям ставили чуть ли не алебастровые памятники:  то Примирению двух непримиримых сторон (что у Войскового Собора), то непонятно почему-то Пушкину, то черт знает еще по всякому поводу и без. И везде прописывали себе панегирики на памятниках.

  Вот и на Троицкой площади перед существующим памятником Кривошлыкову и Подтелкову в соответствии с модой воздвигли крест, а перед ним двух коленнопреклонный казаков в шинелях. И получается, что все казаки вроде бы: с одной стороны жертвы Революции своих детей пожравшей, а с другой безымянные две фигуры в шинелях на коленях. И все на крест ориентируются - одни смотрят, а другие молятся. Но выводы не нам делать что и почему.
такой вот казус объявился наяву. 

  Но по всей истории России, на месте уничтоженных вражьей силой Соборов, даже не как религиозных центров, а памятников русскому зодчеству, общество в знак искупления своих вин обычно либо восстанавливают Соборы (Христа Спасителя в Москве и в прочих местах), либо  ставят часовенки поминальные.

  Вот и тут, в Новочеркасске, почетный гражданин города, радетель за души прихожан архиерей отец Олег Добринский вошел в городскую власть с инициативой об установке такой часовенки на месте братской могилы замученных казаков в подвалах Троицкого собора. В знак памяти и очищения грехов. Он уже своими трудами на народные деньги поставил на других площадях Новочеркасска, где были уничтоженные церкви и Соборы, часовенки: светом своим горожан радуют и зовут к очищению душ своих.

  И вот такая образовалась проблема для власти, пока тщательно скрываемая от самого общества городского, но неразрешимая: как разместить три памятника на одном месте в центре площади Троицкой (это название храма было). Даже не игра слов, а суть дела: два казака отдавших жизнь за светлые идеалы борьбы с тамошними олигархами, два сторонника старой веры и часовенка. Прямо какая-то шахматная партия, с желательно возможным мирным исходом. Ведь за сотню лет столько пролито крови на идеологическом поле, что теперь ни казачьего народа на земле не осталось в порядке векового геноцида, ни скоро и русского народа не останется... 
 
  И если посмотреть на пейзаж Троицкой площади трезвым взглядом, то выплывает единственное удовлетворяющее всех размещение памятников:
 - в центре доминантной осью самый маленький, часовенка, ибо через нее ось души и света пролегает в будущее и в небесный свод,
 - спиной к часовенке располагается большой памятник мятежным жертвам Революции - Подтелкову и Кривошлыкову, продолжающим смотреть в даль светлую на Санкт-Петербургский спуск,
 - и с другой стороны часовенки самые маленькие коленопреклоненные алебастровые фигуры двух служивых казаков в шинелях, на ту часовню молящихся.
   Правда в такой композиции кресту и места нет, чай не могила граду. А вот во временном срезе очень даже удачно все прописывается: казаки верили и веруют, за то и полегли костьми своими. А вот мятежная часть казачьего народа  спиной к часовенке и тех казаков с собой призывает за собой в даль светлую. Прям хоть картину пиши. Был бы художником, непременно бы запечатлел эту разномастную, но единым Отечеством связанную, композицию исторического урока. Может прибывающие в это Светлый мир и поймут со временем, что хуже гражданской войны нет ничего...

  Не прошло и какой-то сотни лет, как по старозаветному обычаю на Дону обычно затевалось по две гражданских войны, опять черные силы уже жидобандеровские затеяли новую гражданскую войну, очень даже странную на землях Донбасса - двух Донских округах Области Войска Донского. Ничему история людей не учит, как была власть невежественная чуждого нам народа, так и осталась...

  Светлой Памяти только что ушедшего в мир иной казака Новочеркасской станицы Черкасского округа Области Войска Донского Василия Васюкова (Харсеева), станичное здание располагалась в царские времена и в 1990-е аккурат у бывшего Троицкого Собора на Троицкой площади. Другу всей моей жизни еще со времен улицы Кирпички, что между Триумфальной аркой и Азовским рынком. Мир его праху.


 


Рецензии