Может ли экономика общества быть справедливой

     Экономическая жизнь любого общества неисчерпаемо многообразна и среди проблем есть вечная проблема соотношения общественно необходимого труда и вознаграждения за этот труд по его количеству и квалификации! А в справедливом распределении произведённого продукта и в полезности общественно необходимого труда всё более актуален поиск оптимального взаимодействия в системе «труд и вознаграждение за труд» с последующим достижением гармонии между экономикой общества и гражданами этого общества!

     А духовность в любом обществе всегда означает преобладание морально-этических, нравственных ценностей над материальными, определяет воспитанные в людях высокие душевные качества со способностью сострадать, сопереживать, сочувствовать угнетённым, обманутым, безвинно обиженным и обездоленным.

     Круглосуточные новостные телеканалы (Россия-24, Euronews и другие) периодически практикуют демонстрацию актуальных сюжетов «Без комментариев». Цель подобного показа – не навязывая чью-либо точку зрения дать возможность зрителю самостоятельно оценить любое социально-экономическое событие, а в этих вопросах недостатка в толкованиях и мнениях нет.

      Напротив, их назойливо и в избытке подбрасывают буквально по каждому «чиху», затрудняя нашу способность докопаться до истины. Аналитический центр Экономической Жизни также, часто без комментариев, предлагает читателю краткую подборку размышлений и высказываний некоторых известных деятелей разных эпох по отмеченным выше темам и пусть каждый сам делает свои выводы.

     Папа Римский Иоанн Павел Второй (в миру Кароль Войтыла) – Энциклика «LABOREM EXERCENS», 14 сентября 1981 года сказал: «Человеческий труд есть ключ – и, пожалуй, основной – ко всем социальным вопросам. Конечно, если мы постараемся рассмотреть «социальный вопрос» действительно с точки зрения человеческого блага, то начальный этап промышленного развития, породивший «рабочий вопрос», а затем индустриальные и постиндустриальные изменения со всей ясностью доказали, что даже в эпоху всё более возрастающей механизации и автоматизации процесса труда, то подлинным его субъектом всё равно остаётся человек.»

     Первичный элемент, определяющий ценность общественно необходимого труда и его причина, есть сам человек. Из этого непосредственно вытекает следующий чрезвычайно важный – этический по своему характеру – вывод, что всё же прежде всего человек трудится, чтобы жить, а не живёт, чтобы трудиться! Что целью всякого человеческого общественно необходимого труда всегда должно быть удовлетворение его насущных потребностей.

     Некоторые представители материально-экономической мысли всегда понимали и рассматривали труд человека как своего рода товар, который трудящийся – особенно индустриальных рабочий – продаёт работодателю, владеющему капиталом, т.е. человек для капиталиста есть совокупность рабочих инструментов и средств необходимых для выпуска товаров!  А товар это продукция произведённая в первую очередь для продажи, а не для удовлетворения насущных потребностей населения, чтобы жить счастливо.

     Причём независимо от того, отдельный это капиталист или совокупный, в виде буржуазно привилегированного государственного чиновничества, представители которого распоряжаются произведённой продукцией по своему усмотрению как лавочники в своей лавке, без какого-либо социально справедливого закона.  Чтобы с правом на общественно необходимый труд люди могли жить достойно количества и квалификации своего труда, а не только иметь деньги пропорционально труду без каких либо социальных гарантий по труду.

     Такое понимание труда было наиболее распространено, быть может, в первой половине девятнадцатого века. С течением времени такого рода прямолинейная трактовка общественного труда людей  почти полностью исчезла, уступив место более гуманному пониманию труда и его оценке.

     Взаимодействие между рабочим и совокупностью инструментов и средств производства привело к развитию различных форм социально-экономических систем и параллельно этому различных форм общественного труда.  Ошибка оценки капитализма, где к человеку относятся не в соответствии с истинным достоинством его труда, а как к совокупности материальных средств производства, как к некоему орудию труда, а не как к причине, субъекту и автору результатов труда, а значит, не как к подлинной цели всего производственного процесса.

     С тех пор развитие солидарности трудящихся и одновременно более ясное и определённое осознание всеми трудящимися людьми сущности прав, свобод и обязанностей трудящихся во многих случаях вызвали глубокие изменения.  Были разработаны разные новые социально-экономические системы, развились разные формы неокапитализма и коллективизма, поэтому теперь нередко хорошо сплочённые в свои партии трудящиеся могут, причём весьма эффективно, участвовать посредством партийно-парламентской борьбы в управлении производством и распределением производимых благ с развитием систем контроля над этими процессами в своём обществе .

     Посредством соответствующих объединений теперь трудящиеся могут изменять условия труда и сообща оказывать влияние и на своё социальное благополучие. В то же время различные, основанные на той или иной буржуазной идеологии или на развитии новых властных систем, как и новые социальные факторы на разных уровнях определяющие ход развития социальной жизни, не только не убрали до сих пор существующие явные несправедливости, но породили новые.

     Во многих случаях бедные появляются вследствие пренебрежения самой ценностью труда и правами трудящихся на объединение для борьбы с этими несправедливостями, особенно с развитием прав на справедливую оплату труда и на социальное обеспечение рабочего и его семьи.  Эта проблема выявилась в результате развития великого конфликта между трудом  и капиталом.

     Речь идёт о конфликте между малочисленной, но весьма влиятельной группой предпринимателей, владельцев средств производства и множеством людей, лишённых этих средств производства и вынужденных участвовать в производственном процессе часто лишь за зарплату почти без надежды иметь нормальные социально бытовые условия жизни по труду.

     Этот конфликт возник из-за того, что рабочие вынуждены были отдавать свои силы в распоряжение предпринимателей, а предприниматели, руководствуясь принципом наибольшей выгоды, старались удержать объём заработной платы на возможно более низком уровне. К этому следует прибавить и другие элементы эксплуатации, связанные с недостаточной обеспеченностью трудящихся и отсутствием гарантий, касающихся жизненных условий и здоровья рабочих и их семей.

     Необходимо подчеркнуть и выявить первенствующее значение человека в производственном процессе, примат человека над вещами. Всё, что содержится в понятии «капитал» (в прямом смысле этого слова), есть лишь совокупность предметов. Какую бы работу человек ни выполнял – будучи причиной труда, он и только он есть личность. Эта истина влечёт за собой важные, решающие по своему характеру последствия.

     Социально-экономическая система, которая стремится быть справедливой, то есть система, которая соответствовала бы сущности рассматриваемой здесь проблемы, или, иначе говоря, была бы внутренне истинной и в то же время законной с моральной точки зрения, есть такая система, которая в своей основе преодолевает антиномию между трудом и капиталом.  Вырабатывая свою структуру в согласии с принципом, о котором было сказано выше, во-первых, должен быть изначальный и действенный приоритет труда над капиталом, во-вторых, приоритет субъективной стороны труда над объективной его стороной и, в третьих, необходимость плодотворного участия объединённых трудящихся в экономической и политической жизни общества.

     Собственность для жизни должна приобретаться, прежде всего, посредством участия труда человека, а не только по его неизвестно как нажитым капиталам, а это касается в первую очередь собственности на базовые, необходимые каждому и производимые в обществе средства для жизни в виде качественных продуктов питания, одежды и крова по достойным человека нормам от их общего производимого в обществе количества по количеству и квалификации его труда!

     Поэтому законы социально справедливого общества должны определять не только относительно равное количество честного и добросовестного труда по времени, но и относительно равное количество базовых, необходимых каждому и производимых в обществе средств для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и материалов для одежды по количеству и квалификации труда!

     Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды для здоровой и созидательной жизни каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда или службы на рабочем месте в единое для всех рабочее время на благо общества в экономике страны по своим предпочтениям! При рынке на производимое сверх принятых в законе норм необходимых для социального благополучия общества!

     Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они получили хорошее образование и в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, развивая ресурсовозобновляемые технологии! Чтобы в будущем не стремиться завоёвывать другие страны с ещё нерастраченными природными ресурсами, разбазарив, истощив и загадив свою страну, ибо нас должно заботить будущее наших внуков и правнуков. А старики, больные и немощные должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду или степени инвалидности пенсию для благополучной жизни и старости!

     Чтобы все могли счастливо жить по этим законам, следить, чтобы другие их не нарушали и строго наказывать всех нарушителей закона по статьям принятого народом закона. Вот тогда в обществе и будет ДЕМОКРАТИЯ, то есть НАРОДОВЛАСТИЕ! Ибо власть у народа может быть только ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ! А исполнительная и правозащитная власть должна быть у государственных структур для исполнения законодательной воли трудящегося народа! Но это не может случиться раньше, чем трудящийся народ общества и его экономика созреют для установления такого закона в обществе!

     А когда и все средства коммуникаций будут доступны всем, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, а на рынке лишь их конечные устройства, если кого-то не устраивают стандартные или их общественные формы, то наступит полное социальное благополучие необходимое для интеллектуально-духовного развития и для творческого, созидательного труда и полноценного отдыха в жизни каждого!

     Изолированное рассмотрение этих средств в качестве некоей совокупности частных приобретений, с тем, чтобы противопоставить их в форме капитала труду или, более того, с тем, чтобы эксплуатировать людей труда, противоречит природе этих средств и смыслу обладания ими. Следует избегать такого обладания, которое обернулось бы против труда, поэтому не следует стремиться к обладанию благами только во имя голого обладания! В этом случае должно существовать лишь одно условие, позволяющее законно обладать этими средствами для жизни – они должны доставаться людям по количеству и квалификации их труда по служению обществу!

     Это касается как частной собственности, так и общественной, государственной и другой коллективной собственности на средства производства. Производимые средства для жизни должны служить народу для того, чтобы осуществился первый закон миропорядка, т.е. чтобы раскрылось универсальное назначение благ земных и право всех и каждого пользоваться всеми производимыми благами для жизни и развития членов общества по полезности каждого перед обществом и ценностью как Человека!

     Ведь капитал есть одновременно совокупность средств производства и плод труда человеческих поколений и он также непрерывно возрастает благодаря труду, проделанному с помощью этой совокупности, которую можно сравнить как бы с великой мастерской, где изо дня в день трудятся очередные поколения трудящихся.

     Ясно, что речь идёт о всяком необходимом обществу труде, когда такой закон победил на выборах и народ  абсолютным большинством принял предложения касающиеся такого закона совместного владения средствами для жизни по количеству и квалификации труда при участии всех здоровых граждан трудоспособного возраста в общественно необходимом труде и принявших участие в победном выборе такого закона.

     Но как бы ни применялись различные социально-экономические предложения на практике, совершенно очевидно, что правильное отношение к труду и к распределяемым базовым средствам для жизни, всем трудящимся, включённым в производственный процесс, закон должен гарантировать нормальные условия жизни по труду!

     Но об этом можно говорить лишь в том случае, если в обществе, в котором это происходит, полноценная личность не должна терпеть при этом никакого урона. Это означает, что каждый, в силу своей причастности к труду, законом считается в полном смысле слова совладельцем того великого общественного предприятия под названием общество, страна или государство, в котором он честно и добросовестно трудится вместе со всеми на благо этого общества, чтобы иметь необходимые блага для своей жизни по труду!

     Принцип приоритета монополии закона о социальных гарантиях по труду над монополией капитала есть некий постулат относящийся к сфере социальной этики. Этот постулат должен иметь ключевое значение как для систем, основанных на принципе частной собственности на средства производства, так и для систем, в которых частная собственность на эти средства ограничена или вовсе упразднена.

     Любое противоречие, связанное с отделением труда или противопоставлением его средствам производства, – противоречие, явившееся результатом чисто экономических факторов, повлиявших за последние несколько столетий на жизнь человечества и наносит ему ущерб. В своей работе человек пользуется совокупностью средств производства, но при этом он желает, чтобы плоды его труда были полезны и ему, и другим!  Но, участвуя в процессе труда, он также желает принять на себя часть ответственности и почувствовать себя творцом в том труде, который выполняет.

     Именно отсюда вытекают различные законные специфические права, свободы и обязанности трудящихся, ибо прав, свобод и обязанностей без законов не бывает! Но необходимо, не входя в излишние подробности, подчеркнуть, что человек трудящийся желает не только получить законное вознаграждение за свою работу. Он хочет также, чтобы в самом ходе производственного процесса ему дали возможность ощутить, что трудится он как на благо всего общества, так и на своё благо!   
   
     В чрезмерно централизованной бюрократической системе при советской власти это сознание в человеке часто подавлялось и трудящийся ощущал себя скорее винтиком в огромном механизме управляемом сверху, и, по многим причинам, он чувствовал себя простым орудием производства, нежели подлинным источником труда, наделённым творческой инициативой. Человек должен трудиться ради своего ближнего, прежде всего ради своей семьи, но также и ради общества, к которому он принадлежит, ради того народа, сыном или дочерью которого он является, ради всей человеческой семьи, с которой он связан, будучи наследником труда предшествующих поколений и в то же время участником построения будущего для тех, кто в ходе истории придёт после него.

    Из всего этого складывается, понимаемая в самом широком смысле слова, моральная обязанность человека трудиться на благо общества, чтобы иметь необходимые блага для своей жизни. Человек труда должен быть не простым орудием производства, но и личностью, которая имеет в ходе всего производственного процесса приоритет перед вложенным в дело капиталом. Самим актом своего труда человек должен быть господином и хозяином тех общественных продуктов труда, часть которых должна принадлежать ему по закону!

    Об этом пишет и Антон Раушер – руководитель крупнейшего католического исследовательского центра ФРГ в 1994 году: –  «Частная собственность тоже должна эксплуатироваться в интересах человека труда  и чем больше у трудящихся прав распоряжаться производственным капиталом и затрагивать фундаментальные интересы других людей, тем острее ставится вопрос о социальных обязательствах общества перед людьми этого общества!»

     Именно поэтому собственность на производимые блага должна увязывается с общественными интересами на местном и региональном уровнях. Речь должна идти не об отмене частной собственности на средства производства, а об отмене частной собственности владельцев средств производства на производимые базовые средства для жизни и которые должны распределяться по количеству и квалификации всех трудящихся!

     Справедливое распределение благ и широкое распространение собственности на средства производства является наилучшим путём обеспечения мира между народами и противодействия тем, кто хочет извлечь выгоду из недовольства людей. Отношения собственности способны выполнить и свою справедливую функцию, если законы общества будут гарантировать каждому с правом на труд и право на жизнь достойную труда.

     А государство должно нести ответственность за то, чтобы социальные обязательства собственника средств производства не только были зафиксированы в законе, но и чтобы службы обеспечения законности обеспечивали законность и правопорядок, обеспечивая принцип социальной справедливости при производстве и распределении производимых благ для жизни и развития общества!

     (Ст. 14, абз. 2 Конституции ФРГ): «Собственность обязывает  употреблять её с одновременным служением общему благу!»  Нельзя всерьёз говорить о том, чтобы принять или благословить существующие отношения собственности, если они отличаются выраженной социальной несправедливостью. Вопрос в том, хорошо ли закон регулирует отношения собственника средств производства с потребностями населения страны, чтобы лучше воспользоваться средствами производства, повысить производство и производительность, найти решение тогда, когда частная собственность будет справедливо служить всем трудящимся, а не одному какому-то классу.

     Чтобы бремя обеспечения эффективности данного шага лежало на государстве, чтобы оно могло покончить со злоупотреблениями, предотвратить разбазаривание природных и производимых ресурсов страны, обеспечить органичный порядок всех производительных сил и подчинить их наиболее действенным образом экономическим интересам нации.

     Частная собственность – не охранная грамота для личного обогащения, она призвана в первую очередь служить народу страны и структура частной собственности должна обеспечивать общую предназначенность благ. Только через служение делу справедливости и солидарности, через содействие удовлетворению потребностей в социальной сфере частная собственность может быть социально полезной.

     В своё время Жан-Шарль-Леонар Симонд де Сисмонди, (1773-1842 гг.) — швейцарский экономист и историк, один из основоположников политической экономии, первооткрыватель цикличности экономического развития и один из основоположников критического направления в политической экономии, писал: «Богатство само по себе не имеет никакой цены, если оно не служит процессу удовлетворения потребностей общества. Промышленный успех богатства состоит не в том, чтобы лица богатые обогащались ещё более, а в том, чтобы большинство членов общества своим трудом было обеспечено в средствах к безбедному существованию, содействовать возвышению общего благосостояния народа, а не одного какого-нибудь класса!».

     Политическая экономия должна иметь в виду не богатство, а людей, когда увеличение количества и улучшение качества производимых средств для жизни увеличивает благосостояние всех членов общества по количеству и квалификации их общественно полезного труда! Быть высоконравственным может только тот, кому доступна некоторая гордость при мысли о своём человеческом предназначении в обществе, а не гордиться перед обществом своим богатством!

     Никто не сомневается в том, что со стороны правительства нет ничего безрассуднее, как сделаться самому хозяином всех производств, существующих в государстве. Что касается до класса власть и богатство имущих, то не стоит ожидать от них добровольных уступок в пользу угнетённых. Совесть этого привилегированного класса убаюкивается сознанием, что он не один так действует, что хозяева составляют, если и малочисленный, то всё-таки самый мощный класс в государстве, в силу слабого объединения неимущего класса .

     Всякого рода мануфактурное, земледельческое строительное изделие есть результат совокупных усилий трудящихся разных профессий в единое для всех рабочее время и если каждый по закону будет иметь необходимые нормы добротного жилья, качественный продуктов питания, фактуры для одежды.

     Если каждый будет иметь зарплату пропорционально квалификации по своей профессии и будет тратить её на благоустройство жилья, на качество приготовления и потребления блюд питания, на изготовление одежды, то разве кто-то из них останется без своего жилья, питания и одежды?

     А когда всё здоровое население трудоспособного возраста, которое участвует в экономике общества в единое для всех узаконенное рабочее время, будет иметь. законное право на свою долю необходимых благ, то разве кто-то из них в таком обществе будут неимущим?

     А когда дети будут иметь всё необходимое, старики, больные и немощные будут иметь законное право на свою долю самого необходимого по нормам для достойной жизни и соответствующую труду или степени инвалидности пенсию для благополучной жизни, то будут ли в обществе обездоленные?

     Ничто так не унижает человека, как постоянное непризнание его законных прав и свобод, что порождает в нём презрение к самому себе и небрежность во всём, что касается улучшения его социально-бытовых условий жизни. При социально-экономической системе социально-бытовых гарантий по труду работник постоянно должен иметь возможность обеспечить себя и своё семейство всем необходимым для социально благополучной жизни, если может честно и добросовестно трудиться по необходимой обществу профессии и квалификации!

     То есть если экономика будет работать на удовлетворение потребностей населения от его количества по количеству и квалификации труда каждого при рынке лишь на производимое сверх норм необходимых для социально-коммуникационного благополучия всех членов общества, то что помешает такому обществу жить материально счастливо и благополучно?

     Эта мысль всегда вдохновительна и население под её влиянием часто трудится охотно, с огоньком, со сладким сознанием цели своего труда. Далее, никогда так не развивается в человеке нравственное чувство и сознание собственного достоинства, как в том положении, когда его благополучие и доходы состоят в возможно справедливой оценке его труда по качеству и количеству!  Именно это развивает в людях благородную гордость, с которою неразлучно радение обо всём, что составляет обстановку их жизни. В этих условиях значительно уменьшается враждебное отношение всех участников социально-экономических взаимоотношений людей, когда интересы их сделаются общими!

     Сколько реформ в настоящее время представляется неисполненными единственно потому, что в различных слоях трудящихся нет единства целей.  В статях и интервью конца 90-х годов двадцатого столетия Святослава Фёдорова можно увидеть, что нужно изменить сам характер современных социально-экономических взаимоотношений, то есть сделать так, что если мы всё совместно производим, то должны совместно владеть тем, что производим. Пока этого нет, распоряжается конечным продуктом часто тот, кто владеет средствами производства, а не тот, кто производит необходимое для жизни и развития общества!

     Механизм прост – всё общество трудится как традиционная русская община и делит коллегиально между собой по заслугам каждого произведённый продукт и доход исходя из количества и качества труда каждого. Возрождая таким образом справедливые отношения между людьми, можно таким образом поднимать нашу социальную экономику снизу, с трудовых коллективов. Будут они хорошо работать – будет хорошо жить и вся страна. Надо стремиться привить людям чувство радетельного хозяина, а такие свою собственность не разворовывают, свой продукт не растаскивают, в подъезде своего дома не гадят, в своих посёлках и городах не мусорят.

     Глупо, бессмысленно, да и другие совладельцы не позволят. Работать в полную силу себе во благо, ради величия России – это должно быть не столько долгом или обязанностью, сколько естественной потребностью каждого россиянина. Россия исчерпала лимит ошибок и пора, наконец, по примеру других социально развитых государств, восстановить естественную связь между трудом и его оценкой, преодолеть противоречия между трудом и капиталом. Это единственный способ достойно продолжить третье тысячелетие, отбрасывая жажду наживы частнособственнического капитализма, что и позволит ликвидировать нищету и несправедливость.

     Будущее самоуправляемое таким законом общество, с действенными государственными службами обеспечения законности и правопорядка, должно взять всё самое лучшее, что известно о социально справедливых обществах. Оно должно соединить коллективизм людей с личной инициативой отдельного человека. Это должно быть конвергентное общество для реализации тех общественных тенденций, которые определяют социальный прогресс в мировой цивилизации.

     Только объединение людей труда сделает их жизнь достойной, зажиточной и счастливой, они обустроят и превратят Россию в мощное социально справедливое и процветающее государство, занимающее достойное место в международном сообществе. Устойчиво развиваться и крепко стоять на своей земле может только хозяин своей страны и своей жизни. Пришла пора прощаться с «немытой Россией, страной рабов, страной господ» со своими «потёмкинскими деревнями» для чужих глаз.


     В далёком 1987 году президент США Р. Рейган выразил уверенность, что в будущем в Соединённых Штатах Америки и во всем западном мире мы увидим всё более увеличивающееся количество работников-собственников, что эта тенденция – следующий логический шаг в развитии общества, дорога к процветанию свободных людей. И не случайна его фраза о том, что может ли быть лучшим ответ Карлу Марксу, чем миллионы работников, владеющих средствами производства? С 1974 года законодатели США приняли более 20 законов, содействующих демократизации производственных отношений, но стали граждане США жить дружнее и лучше?.

     А в 2003 году в приветствии участникам конференции Российского союза народных предприятий  Президент России В.В. Путин подчеркнул, что появившиеся в нашей стране сравнительно недавно народные предприятия действуют сегодня во многих российских регионах. Они востребованы в условиях современной рыночной экономики, и необходимо содействовать развитию их потенциала. До этого, в 1998 году, с трудом был принят единственный Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», но стала ли Россия социально процветающей?

     Это может сделать лишь объединение трудящихся народов мира под единой целью социального прогресса своих стран на основе развития в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости!  А для этого трудящиеся народы мира должны понять, что если в обществе у людей с законным правом на труд нет законного права жить достойно труда, то никакого общества социальной справедливости получиться не может!


Рецензии