Small talks

Одно из больших отличий между европейцами и нами - это их умение вести small talks (короткая беседа). Короткие беседы - это такая форма коммуникации, это культура общения, это целое искусство говорить на отвлеченные темы. Даже если вы не бывали в Европе и не общались там с местными, но изучали какой-нибудь европейский язык, скажем тот же самый набивший оскомину английский язык, то вы из учебников знаете об этих беседах. Учебники пестрят диалогами, и нам, несведущим, казалось, что это форма обучения языку. И потом, после изучения английского, вы начинаете учить родной азербайджанский, и даже если вы найдёте какой-нибудь хороший учебник, вы обнаружите там всего пару диалогов и то на очень бытовые темы. И удивляетесь про себя, почему нет образцов диалогов на всевозможные темы?!

Почему-то у нас не принято учить умению иметь и умению выразить мнение по всевозможным аспектам жизни. А общаясь с иностранцами, или даже с нашими, живущими на западе, начинаешь ловить себя на мысли, что почему-то нам ох как не просто говорить о разных сторонах жизни и при этом не касаться тем религии, политики и личной жизни.

В нашем обществе мы не говорим на отвлеченные темы, мы говорим только о глобальных проблемах. Малознакомые между собой мужчины говорят о политике и о казнокрадах, а женщины о семье и детях. В целом, мы просто жалуемся на жизнь и выражаем недовольство всем и вся.

Есть ещё категория людей, которые мало говорят, таких, как я, молчунов. Я вроде бы речью владею, являюсь эдакой эрудированной мадам, в меру коммуникабельной, но... Чаще я просто молчу. Скорее даже не молчу, а слушаю. Как сказал один поэт: "Пусть другой гениально играет на флейте, но еще гениальнее слушаете вы" (А. Дементьев). Я именно этот самый гениальный слушатель.

Каким-то образом, толи моё лицо, выражение глаз, толи весь мой облик побуждает некоторых людей быть со мной откровенными. Эти люди мне встречаются в самых разных местах - на работе, в транспорте, в командировках, даже в самолётах и аэропортах. Я за годы своей практики "слушателя" выслушала много десятков, а может и сотен историй. По этим рассказам я делю людей на 4 типа.

Первый тип - это Пьеро, известный персонаж из комедии дель арте. Правда, с годами я стала их реже встречать. Не думаю, что их стало меньше в природе, просто я стала старше и уже, видимо, не располагаю Пьеро к разговорам. Пьеро жаловались мне на свою несчастную любовь, разводы, расставания, неудачные браки. О, сколько я выслушала мужских любовных историй с несчастливым финалом! Насколько это были истинные истории, я не знаю, но рассказывали их мне убедительно, с чувством. Мне не приходилось строить из себя Станиславского и говорить - не верю! Я просто выслушивала, даже сочувствовала, и никогда не разглашала услышанное. Одна из моих любимых услышанных фраз:
- Дни мои страшны, а ночи ещё страшнее...
Если бы я записывала все услышанные истории, эта фраза была бы эпиграфом томика историй Пьеро.

Второй тип - это Мюнхгаузен, тот самый! Мюнхгаузенов очень много среди мужчин, не меньше чем Пьеро. Вот их я с удовольствием слушаю. Меня их фантастические истории совсем не оскорбляют, а очень забавляют. Меня всегда поражает полёт фантазии Мюнхгаузенов - они и летчики реактивных самолётов случайно забредших на детскую площадку, и чудом выжившие в диких лесах Малого Кавказа айтишники средней руки, тайные воротилы мировой экономики, скрывающиеся на пляже "Тропиканка", и даже агенты нашей разведки, отоваривающиеся в Маштагинском "дюкане" (магазин). Всегда интересно слушать и следить за развитием сюжета этих историй. Вообще, надо отметить, мужчины умеют интересно рассказывать не только фантасмогории. Мне как-то пришлось выслушивать разбор полёта воробья с точки зрения аэродинамики, и особенно люблю рассказы про квантовую физику. Моя любимая фраза Мюнхгаузена:
- Это я с вами общаюсь, как простой человек. А вообще, я езжу в пуленепроницаемой машине и с телохранителями...

Третий тип - это Таксисты. Это вообще что-то с чем-то! Сколько всего интересного я слышу от них! Да, среди них встречаются Пьеро и Мюнхгаузены, но в целом это просто рассказы о судьбах, встречах, переживаниях, интересах простых тружеников. Надо отдать должное мужчинам, если они увлечены какой-то темой, то об этом знают практически все. Я иногда черпаю массу информации просто проехав в такси от пункта А до пункта Б. Причём, не я инициирую беседы, но и не закрываю уши наушниками, оставляю канал приёма информации свободным. Бывает, проедешь мимо чего-то непонятного на дороге, а водители все всегда всё знают и с удовольствием тебе объясняют. Эпиграфом этого томика была бы фраза:
- Вы так молчите, что с вами хочется говорить...

Четвёртый тип - это женщины. С женщинами общаться легко. С женщинами коротких бесед не бывает. Они чаще всего самозабвенно и без утаек рассказывают о своём самом личном. Зачастую через пять минут знакомства ты уже знаешь всю медицинскую карту новой знакомой, про все её проблемы с весом или с волосами, или про все козни свекрови. Я однажды выслушивала такие подробности про людей, с которыми я работала, от случайной женщины, которая их даже в глаза не видела. Оказалось, она была женой секьюрити, а тот был обычным Мюнхгаузеном. Томик с женскими историями из парикмахерских, фитнесов и салонов... Я бы не записывала эти истории, а просто собрала бы любимые стихи поэтесс или стихи о женщинах. Вот поэзия мне больше интересна, чем подробности жизни дальней родственницы соседки чьей-то подруги. А эпиграфом была бы фраза из сонета Шекспира:
- Её глаза на звезды не похожи...

Но, работая в коллективе, просто быть слушателем, даже таким гениальным, как я, мало. Надо уметь общаться. И чтобы не сводить разговоры к пересудам, приходится развивать в себе умение поддерживать короткие беседы.

В моем новом коллективе одной из любимых тем за ланчем является кино, о том, что посмотрели или что собираемся посмотреть. Мы даже в самом начале совместной работы создали ватсап группу любителей кино. От коллег я узнала о многих интересных фильмах, попутно я подписана в фейсбуке в группе о шикарных незнакомых фильмах. Так что я ещё и зритель, хотя на гениального зрителя пока не тяну.

О фильмах говорить и слушать интересно, а именно о том, что нас трогает, что заставляет переживать. По фильмам, которые человек выбирает для просмотров, можно судить о нем самом и его интересах. Фантастика или остросюжетные фильмы, мультфильмы или детективы, комедии или просто модные новинки. Вот я, например, пока что хорошо разбираюсь в полнометражных мультфильмах и в детском кино. Понятно, что я смотрю то, что интересно моим детям или то, что может формировать их вкус. А для себя, для души, я люблю фильмы про человеческие отношения, комедии и детективы.

Один из последних фильмов, который меня впечатлил, это корейский фильм "Красота внутри". Это и фантастика, и мелодрама, и вообще, корейцы задают тренд в мировом кинематографе. Очень много их фильмом переснимают в Голливуде и в Европе, мы восхищаемся этими фильмами, а они оказываются просто копиями.

"Красота внутри" поднимает тему о том, что мы любим в любимых людях, внешность или душу. Главный герой обладает удивительной способностью каждый день быть другим человеком. Он просыпается с новой внешностью, он может проснуться мужчиной или женщиной, или даже ребёнком, молодым или старым, красивым или уродливым. Он сам не знает кем и каким он проснётся утром. И так как он до 18 лет был обычным человеком, он очень тяжело переживал свои трансформации. К 29 годам он смирился с этой своей особенностью, вёл замкнутый образ жизни, в которой было место только для матери и друга детства. Он научился зарабатывать себе на жизнь дизайном и производством мебели. Он смог не быть несчастным, но счастливым он тоже не был.

И вдруг он влюбился... Единственной его радостью стали походы в магазин мебели, где работала девушка его мечты. Но чувства не терпят невысказанности, и он решился ей признаться. В одно из своих превращений, когда он проснулся красавцем, он попытался обворожить девушку. Для него было счастьем провести хотя бы один вечер с ней, иметь хотя бы один ужин вдвоем. Надо сказать, что и девушка была нестандартной, в ней было удивительное сочетание красоты, ума и тонкой натуры. Двое суток герой смог продержаться с одной внешностью за счет того, что лишил себя сна. За эти два дня он смог заинтересовать её собой. А по дороге на третье свидание, он, бедолага, заснул в метро...

После долгих мучений, понимая, что должен объясниться перед девушкой, прояснить как-то своё исчезновение, он попытался рассказать ей правду. Как такую правду можно принять? Можно ли ответить на чувства человека, который меняется каждый день и не имеет лица? Мне кажется, вначале ею двигало любопытство, потом сила его чувств и его душевность её очаровали. В какой момент и как она его полюбила, трудно понять. Но через какое-то время она от нервного перенапряжения впала в депрессию. Каждый день её любимый - другой человек, каждый раз она знакомится с ним новым, каждый раз ей приходится прилагать усилия, чтобы воспринять его другого. Её боль была в том, что она не могла вспомнить лицо любимого человека, когда он не был рядом.

Они расстались. Он скрылся, чтобы она меньше страдала и забыла его. А она... Она 10 месяцев пыталась разобраться со своими чувствами. Что она любит - внешность или душу? Фильм на удивление заканчивается счастливым финалом. Корея - это не Голливуд, их фильмы не всегда с хеппи-эндом. А в этом фильме, девушка решила, что без него ей хуже, чем с его вечно сменяющимся обликом.

Что мы любим в наших любимых людях? Да, конечно, мы в конечном итоге любим не за внешность. Но в нашем восприятии именно внешность является обёрткой души. Мы любим мимику, черты лица, умиляемся каким-то ямочкам или волнуемся от тембра голоса. Мы воспринимаем возрастные изменения, это естественно. Но если этот человек внешне радикально изменится? Будем ли мы продолжать любить самого человека или только его облик в нашей памяти? Есть случаи когда продолжают любить самого человека, или наоборот, не хотят любить новый облик. А если человек остался с той же внешностью, но внутренне изменился? Или, как в этом фильме, можно ли любить калейдоскоп неповторяющихся обликов с одним и тем же влюблённым в тебя взглядом? Оказалось, что корейцы могут...

Такой вот фильм. Какая связь этого фильма с короткими беседами? Да никакой! Просто, беседуем...

14.01.2023
Баку
Азербайджан


Рецензии