Михаил Дикер - кларнетист, аккордионист, комподито

                Природная любознательность и Божий дар
(Михаилу Дикеру - 88!  Кларнетист, аккордеонист, композитор, аранжировщик)
Да
 
… Не успели «высохнуть чернила» после моего очерка о Зое Анатольевне Прокудиной, как я получил звонок от своего старого друга, Леонида Сталинского:
«Борис, все удивляюсь, как тебе удается находить все новых интересных, значительных героев... Попробую и я подключиться: тебе имя Миша Дикер ни о чем не говорит?»
… Конечно, я хорошо знаю Михаила Мироновича Дикера! Знаю его с детства, знаю, что он окончил наше музыкальное училище по классу кларнета, что писал хорошую музыку…
 Несколько раз мне приходилось слушать эстрадные коллективы, которыми он руководил. Впечатление осталось очень хорошее, аранжировки и музыка Михаила оставляли прекрасное впечатление, были очень профессиональными.
                ***
   - Учился я в классе своего дяди, Зельмана Зусиевича Ройтфарба, - начинает рассказ о себе Михаил Миронович, - у которого, кроме абсолютного слуха, было много других способностей – музыкальных и не только. Отличный организатор музыкальных коллективов, он силами студентов и преподавателей поставил оперу С. Рахманинова "Алеко" и большую концертно-музыкальную сюиту на музыку из оперы М. Глинки "Иван Сусанин". Все оркестровки принадлежали ему. Любил он оркестровать и делал это очень хорошо. Память о моем дяде и о его вкладе в культуру Украины живет в музыкальных кругах Житомира…
 
От автора
З.З. Ройтфарба студенты очень любили, всегда с трепетом ждали его оценки и высоко ценили его мнение. Авторитет этого универсального музыканта был исключительно высок и среди преподавателей. Блестящий скрипач и преподаватель игры на этом инструменте, он вёл занятия и на всех духовых инструментах. Особенно любил баритон и тромбон и прекрасно ими владел. А его постановка оперы С. Рахманинова "Алеко" в июне 1955 года стала важной вехой в истории музыкальной жизни Житомира.
   Сын З.З. Ройтфарба, Григорий Ройтфарб - известный тромбонист, профессор, нар. арт. Татарстана, много лет бывший концертмейстером группы тромбонов симфонического оркестра Татарстана под управлением Натана Рахлина.
    Я был удивлен, узнав, что Михаил Дикер - двоюродный брат Григория Ройтфарба, которого я давно и хорошо знаю и о котором у меня есть очерк!
                ***       
  … Должен сказать, что наше знакомство и общение с Михаилом Дикером имеет, так сказать, пунктирный характер: на протяжении жизни время от времени мы довольно надолго теряли друг друга из вида, а потом – и нередко неожиданно – снова встречались. 
                ***
- Михаил, мы много лет не виделись, но рассказать о вас я хотел давно. Давайте начнем с самого начала: как вы попали в нашу профессию?
 - Стал музыкантом я совершенно случайно! После окончания школы вместе с несколькими товарищами я подал документы в Васильковское военное училище, где готовили летчиков.
Но… Как-то у нас в гостях был мой дядя Зельман Зусиевич Ройтфарб, и когда отец ему рассказал, что я хочу стать пилотом, он очень удивился. Стал уговаривать не делать этого, назвал тысячу причин, почему это плохая идея. «Миша, у тебя хороший слух, ты любишь петь песни. Поступай в музыкальное училище…»
Это решило мою судьбу, и в 1951 году я стал учащимся Житомирского музыкального училища.
    Основным инструментом у меня был кларнет, но, кроме этого, я посещал уроки игры на аккордеоне (преподаватель А. Зуев).
    Учебу на три года прервала армия. К счастью, два года из трех я прослужил в музыкальном взводе, как это тогда называлось. Там я впервые написал несколько песен - и мне это понравилось (и не только мне).
Служил я в оркестре бригады на Богунии (район Житомира), напротив военного училища, в оркестре которого служил твой отец, Борис. Мы часто играли с ним вместе на сводных репетициях. Я хорошо помню и всю твою семью - маму Соню, братьев…
    После службы я женился, и у нас появился первый ребенок, дочка Мая. Заочного отделения тогда в училище не было, и учебу я продолжил только через несколько лет - уже у другого учителя по специальности, И.А. Древецкого.
    Не могу не вспомнить своих учителей... Некоторых я уже назвал. Всю жизнь добрым словом вспоминаю и Я. Дреслера, С. Каплуна, З.А. Прокудину…
    Яков Дреслер, директор училища, был умелым администратором, сразу после войны он собрал в училище коллектив прекрасных преподавателей. Мне очень хочется о них вспомнить подробнее.
Трубач и педагог, а также дирижер духового оркестра училища Иосиф Антонович Древецкий. За спиной этого человека было отличное образование - институт военных дирижеров в Москве. Директор доверил ему быть зав. отделом, вести все предметы дирижерского цикла. Кроме трубы, Иосиф Антонович вел в училище класс кларнета. Под руководством Древецкого духовой оркестр училища был одним из лучших в Украине.
    Сергей Андреевич Каплун - превосходный теоретик, очень скромный человек. В верхнем кармане его пиджака всегда был красный карандаш. Память у него была феноменальная. Во время экзамена Сергей Андреевич проходил по рядам и... Одному: «Это вы списали у Ивана - там такие же ошибки», - другому: «А это списано у Володи. Сверьте».
- Зоя Анатольевна Прокудина среди преподавателей того времени занимает особое место. Почему?
- В то послевоенное время было трудно с преподавательским составом, преподаватели на духовом отделении вели по два-три инструмента – а это нехороший вариант. Каждый педагог должен преподавать тот инструмент, на котором сам хорошо играет и имеет соответствующее образование. Кроме того, в училищном симфоническом оркестре, коллективе серьезном, игравшем сложные произведения, тоже были проблемы – например, с валторнистами.
    Появление в училище Зои Анатольевны всеми было воспринято с радостью, решило многие вопросы и вообще - принесло ощутимую свежую волну.
    Вспоминаю такой эпизод. Однажды она зашла в класс, где я занимался, немного послушала и… ничего не сказав, ушла. Спустя какое-то время увидела меня в коридоре, попросила зайти к ней в класс. «Михаил, я хотела бы дать тебе несколько советов по исполнительскому дыханию», - сказала она. Потом Зоя Анатольевна провела со мной несколько уроков. А после экзамена сказала: «Ты правильно все понял, молодец».
    Я учился на старших курсах, и по возрасту мы были не очень далеки. В общем, можно сказать, подружились.
    Я не однажды бывал у нее дома, был знаком с ее мужем - добродушным и гостеприимным человеком. Они были прекрасной парой и очень дополняли друг друга во всем. Оба симпатичные, красивые, приветливые. С такими людьми было приятно общаться.
После моего окончания училища мы не теряли друг друга из вида еще многие годы.
 … По прошествии лет я поступил на заочное отделение Московского педагогического института (кафедра музыкально-исполнительского искусства), где факультативно занимался композицией у преподавателя Г.П. Голубева.
- Расскажите о своем творчестве, Михаил. Вы помните, тот момент, когда решили писать песни?
  - Быть композитором и дирижером давно было в моих мечтах. Помню свою первую песню - «День рождения», посвящённую маме. А вторая называлась «Отрастил солдат усы». Я послал ее в журнал «Советский воин» и получил рецензию: стихи хорошие, а вот музыка сыровата. Ответ пришел от консультанта по музыкальным вопросам, композитора «Х» (обойдемся без фамилии). Позже я послушал пару его песен и… успокоился. 
    Мною написано около 600 песен и романсов. Это произведения на русском, украинском языках и на идиш.
    Я работаю со стихами прекрасных поэтов. Это Андрей Дементьев, Ирина Лапшина, Валентина Полякова, Борис Гальперин, Феликс Мазур, Надежда Ткачук, Михаил Сандлер, Нина Виноградова…
   Есть несколько песен на стихи Сергея Есенина.   
  В Израиле жила моя давняя знакомая, в прошлом завуч одной житомирской школы Надежда Ефимовна Ткачук. Писала замечательные стихи. В песнях «Залицявся білий дуб», «Песня матери» - мы с ней соавторы. Светлая ей память!
 
- Вернемся к началу…
 
- Хочу вспомнить моих сокурсников и друзей, которых ты, Борис, наверняка помнишь. Г. Оганезов, Г. Ший, Ш. Низамутдинов и другие…
Гриша, Григорий Семенович Ший, мой друг детства, был одаренным и почитаемым в городе человеком.
Это была многогранная личность. Профессиональный переводчик, профессиональный исполнитель на ударных инструментах, руководитель оркестра и хора…
Гриша был человеком большого юмора, имел много друзей.
Рассказывая о своей творческой жизни, о концертной деятельности, он постоянно упоминал множество фамилий - имена своих учителей, товарищей по учебе и работе, выдающихся личностей, с которыми встречался и дружил.
Был человеком с большим сердцем и открытой душой для всех, кто ему встречался на пути. Поэтому многие люди его и вспоминают по-доброму. А для меня он был самым близким другом.
    Михаил Григорьевич Некрич. Композитор, педагог, аранжировщик. Мы с ним дружили с детства, хотя он был на пять лет младше меня. Руководитель эстрадных коллективов Ровенской и Кировоградской филармоний, Житомирского Биг-бэнда и ансамбля "Юность" при Житомирском городском Доме культуры (лауреата многих Республиканских и Всесоюзных конкурсов, в котором, как я помню, Борис, и ты какое-то время играл).  Позже Миша руководил знаменитым эстрадным оркестром "Зеленый огонек" в городе Черкассы.
    А в 1975 году Михаил Некрич стал музыкальным руководителем эстрадного отдела Днепропетровской филармонии, где основал и долгие годы был руководителем детского ансамбля «Мастерок». Ансамбль давал сотни концертов в год, делал записи на радио и телевидении, в разные годы записал пять пластинок на Всесоюзной студии “Мелодия”, а также восемь компакт-дисков различной музыки – эстрадной, джазовой, фольклорной - и альбом-диск «Святкові колядки».
    Многолетняя дружба меня связывала с Шамилем Низамутдиновым.
Он тоже был студентом в классе Зельмана Зусиевича, играл под его руководством в училищном симфоническом оркестре. Шамиль был очень серьёзным студентом, выделялся целеустремленностью и настойчивостью. Показывал отличные результаты в игре на тромбоне и в учёбе вообще. Поэтому его поступление в Московскую консерваторию в класс известного советского педагога, профессора В.А. Щербинина все приняли как естественный результат его плодотворного рвения в учебе.
    Гарри Оганезов учился со мной в музыкальном училище, причем сразу на двух отделениях - по классу кларнета и скрипки, что затем положительно повлияло на все аспекты его дирижерского искусства. Как и у меня, его педагогом был З.З. Ройтфарб. Впоследствии Гарри сам преподавал в училище, вел симфонический оркестр.
Поступил в Уральскую консерваторию в класс кларнета.
Десять лет был дирижером симфонического оркестра Одесской филармонии. С ним играли выдающиеся исполнители, сотрудничали известные композиторы. Оганезов был в своем оркестре непререкаемым авторитетом.
Позже Гарри основал и возглавил Липецкий симфонический оркестр и руководил им до конца жизни. Под его руководством этот коллектив достиг высокопрофессионального уровня, стал лауреатом международных фестивалей и конкурсов, с успехом гастролировал в городах страны и за рубежом.
    Чуть ранее в нашем училище учился известный аккордеонист Борис Векслер. Его «Трио Векслера» было очень известно в Союзе, а потом и за границей. Кстати, в училище он занимался на фаготе, но потом аккордеон и концертная жизнь увлекли его за собой. Когда Борис приезжал в гости в Житомир, он всегда с друзьями приходил ко мне домой, потому что у меня был отличный итальянский аккордеон. И он играл для нас. Не поверишь: без выпивки.
    Все они уже не с нами, но я часто их вспоминаю. И хочу сказать им спасибо, что они со мною были, учились, дружили.
 
Начало творческого пути
 
    В конце 50-х годов в Житомир приехал иллюзионист и гипнотизер (а по совместительству – Остап Бендер) Гена. Он нашел меня и начал рассуждать, как много в Васюках - то бишь в Житомире - можно заработать. «Мне нужны музыканты для сопровождения моих номеров», - сказал он.
    Я организовал небольшой инструментальный ансамбль, и мы начали репетировать. Скажу наперед: мы думали, что с нашими номерами и иллюзионистом мы будем работать в какой-то филармонии. Но мы ошибались. Молодость наивна и глупа… Но так мы приобретали опыт.
Гена как-то связался с геологоразведочной экспедицией в большом селе Турчинка, в 52 км от Житомира. Там был большой Дом культуры, и там мы дали свой первый концерт. Людям понравилось наше выступление, и мы дали еще два концерта при полном зале. После этого нас пригласили выступать перед геологами и в других местах области.
  А что же дальше? У нашего «Остапа» родилась идея: почему бы нам не поехать с этой программой в Белоруссию?         
    Приехали в Мозырь. Возник вопрос - как нам платить? Другая республика, другой банк. Дали один концерт бесплатно, для рекламы. Сидим, ждем. Гена нас успокаивает – мол, не пропадём, ребята. Пошли в гастроном. Выбрали продуктов рублей на сто. Гена (напомню, что он был гипнотизером) подходит к кассе и протягивает 10 рублей. Точно по Мессингу. Мы стоим как вкопанные. Думаем, что же сейчас будет, ждем скандала... Но нет, кассирша берет деньги и дает еще какую-то сдачу. Мы не стали дожидаться финала. «Гена, - обратился я к нему, - чтобы больше я этого не видел, не учили меня так жить».
    Позже Гена уговорил председателя горисполкома, и нам дали возможность составить договор на 10 концертов.
После этого мы с Белоруссией почти сроднились. Два раза были там на гастролях: первый раз дали 64 концерта, второй - 62. База у нас была в Витебске. Красивый городок. Приятные воспоминания остались о нем и музыкантах, с которыми я там работал. 
- Михаил, расскажите о вашей работе с детьми
- Долгое время я работал художественным руководителем областного Дома культуры профтехобразования. В большой мере я бы назвал эту работу делом жизни.
    Руководил вокально-инструментальным ансамблем. У нас работал своеобразный конвейер: была младшая группа, куда я набирал учащихся с нуля, и старшая. Занимались каждый день, дети были уже почти профи. Было много концертов в училищах области - а училищ было около 40.
    Стали задумываться о хорошей, качественной аппаратуре. Тут как раз на конкурсе самодеятельных коллективов в Запорожье (1986г.) мы получили первое место и звание лауреатов - а после этого коллективу было присвоено звание «народный самодеятельный коллектив Украины».
    Я приехал в Житомир и показал нашу грамоту начальству… Вижу, от гордости начальников стало распирать: «Проси что хочешь, Михаил Миронович!» Тут я и выпалил наше желание. Через короткое время мы получили лучшую аппаратуру, которая изготовлялась в Ленинграде (ЛОМ). Какое это было счастье!.. И снова начались концерты…
В 1987 году в Днепропетровске, на конкурсе самодеятельного народного творчества мы снова получили первое место. Председатель жюри, главный дирижер театра оперы и балета на «разборе полетов» сказал: «Равняйтесь на коллектив из Житомира. Вот как надо играть! Полноценный ансамбль (он имел ввиду разнообразие инструментов, а не только гитары и песни в три аккорда). А как они звучат, какие песни взяли для выступления... Молодцы житомиряне!»
    Со временем мне стало трудно справляться с фронтом работы одному. Уговорил директора взять для меня помощника. Так в Доме культуры профтехобразования появился Леонид Сметанин, трубач, который занимался с духовиками и не только. И должность ему придумали: руководитель патриотической песни (теперь звучит неправдоподобно и смешно!). Он мне очень помогал. Спасибо, Леонид!
                ***
    Конечно, среди моих давних песен много было написано на политическую и комсомольскую темы. Избежать этого было почти невозможно. Вспоминая свои песни и многие произведения других композиторов того времени, я грущу: много хорошей музыки попросту попало в мусор.
 
                Виктор Вуячич
   -  Очень уважаю этого человека - прежде всего за добродушие и простоту в общении.
В свое время я был рад узнать, что на концерте в честь присвоения ему звания засл. арт. Беларуси Виктор среди прочих исполнил и мою песню «О чем мечтал солдат» на стихи Якова Хелемского (1971).
    А познакомились мы задолго до этого.
    По вечерам я подрабатывал в симпатичном житомирском ресторане под названием «Первомайский». В один из вечеров я обратил внимание, что в конце зала сидит группа людей и внимательно нас слушает. Было понятно, что это не местные и в ресторан они пришли не только для отдыха. В перерыве они зашли в нашу музыкантскую комнату. «Виктор Вуячич», - представился один из них.
   Белорусский певец Виктор Вуячич с серией концертов был в Житомире и области.
   Надо сказать, музыканты из Белорусии были частыми гостями нашего края - ведь мы территориальные   соседи.
    Вуячичу очень понравился наш коллектив, а также он похвалил меня, сказав, что меня «любит микрофон», что ему понравились мои аранжировки и песни.
Так зародилась наша дружба.
Виктор не раз приглашал меня принять участие в конкурсах песни, проводимых в Беларуси, выступить в Витебске. Увы, с моей занятностью это было слишком сложно.
  Любопытная встреча у нас была в Минске. Одно время я работал руководителем вокально-инструментального ансамбля Полтавской филармонии, и в то время мы гастролировали по Белоруссии.
По каким-то делам я оказался в Минском культурном центре. Вижу - навстречу мне идет Виктор в военной форме. Я удивился!
Оказалось, он работал в Ансамбле песни и пляски Белорусского военного округа. Радостная и неожиданная встреча.
Мы общались многие годы. Перезванивались, поздравляли друг друга с праздниками...
Где оно теперь, это время…
                ***   
 
    В 1994 году я впервые после отъезда в Израиль посетил Житомир. Встретил бывших друзей. Оговорился, Борис, - бывших друзей не бывает. Это были волнительные встречи……. 
    Зашел и к директору профтехобразования Борису Константиновичу Гаврилюку. Услышал много приятных слов, вспомнили наши коллективы и их участников. Но самой интересной темой был рассказ, как мне присвоили звание заслуженного работника культуры. Я знал, что меня представили к этому званию, но до моего отъезда в Израиль ответ из Киева так и не пришел. Оказалось, звание мне присвоили, а документы переслали в областное управление культуры. На одном из совещаний моего директора подозвал начальник управления и спросил: «Твой Дикер уже уехал на Землю обетованную?»
Услышав утвердительный ответ, он выкинул все документы в мусорное ведро, хотя Гаврилюк просил их ему отдать. «Пусть там получает звание», - подытожил начальник управления. Вот такая история. Считать себя заслуженным или нет?..
                Не могу не вмешаться (от автора)
- Б.К. Гаврилюка я хорошо знал в бытность его службы начальником Житомирского Дома офицеров.
Будучи учащимся второго курса Житомирского музучилища, я пришел к нему на прием и предложил свои услуги в качестве руководителя эстрадного оркестра.
Рассказал ему о себе. Кстати, он был знаком с моим отцом.
Борис Константинович вызвал двух методистов, представил меня им. Один из методистов был категорически против меня: «Он же совсем пацан, какой из него руководитель?»
Но меня взяли. И думаю, не прогадали.
    Прошло время. С 1979 года я - дирижер городского духового оркестра. На одном из концертов ко мне подошел Борис Константинович (он был уже на пенсии и работал директором областного Дома культуры профтехобразования):
«Борис, ты меня помнишь?»
Конечно, я его помнил.
«Я знал, что у тебя будет большое будущее - помнишь, как я тебя в юности поддерживал? Рад за тебя», - сказал он на прощание.
Я тоже был рад его видеть.
- Михаил, как вас встретил Израиль?
- Как-то не так, как я ожидал. Мне было 58 лет. Возраст не маленький. О работе по профессии я даже не думал. Если честно, думал, что мы вернемся обратно…
Это был 1993 год. Я начал искать неквалифицированную работу - и вскоре нашел: маляром. Правда, соврал нанимателю, сказав, что мне 52 года. На ходу научился и год там проработал.
    Однажды решил пойти в ульпан (школу) на обучение ивриту.
Там ко мне неожиданно подошла женщина: «Случайно не играете на каком-нибудь музыкальном инструменте?» Я обомлел. Как в известной поговорке, я оказался в нужном месте в нужное время! Женщина представляла белорусскую общину.
    Купил микрофон, динамик - и был готов к работе. Создал хор: обнаружились отличные голоса, многие были с музыкальным образованием. Я мог писать им песни в три голоса. У нас было замечательное женское трио «Поющие сердца»: Л. Флягина, Т. Дувинская и моя племянница Лена Дикер. Пели и играли на всех праздниках. За те годы состоялось 18 моих авторских концертов. Каждый такой концерт - новая программа. «Спасибо, музыка, тебе» сл. Н. Люлиной, «Подскажи мне, ивушка», сл. И. Лапшина, «Ветка сирени», сл. Б. Гальперина и другие.
Добавлялись солисты… Увы… Со временем люди начали уходить, кто по старости, кто… Сам понимаешь…
                ***
- Михаил, наша беседа подходит к концу. Рад был с вами пообщаться и, надеюсь, нашу дружбу мы продолжим.
Ваши друзья и земляки, живущие теперь в разных странах, желают вам крепкого здоровья и, по традиции, до 120!
К ним присоединяюсь и я.
А еще, Михаил Миронович, о дате 88 нумерология говорит: «Природная любознательность и божий дар. Интерес ко
всему новому и скромность».
По-моему, это о вас!
I’m
 


Рецензии