Надобность...

     И чего человеку надо, чтобы он ощущал своё внутреннее состояние, как благоприятное? Сразу и не ответить на  этот вопрос. Почему не ответить сразу?

    Может быть, потому, что люди разные? Одним больше нужно их определённого положения в своём окружении. Другие полностью равнодушны к тому положению, которое они занимают в своём окружении.

     Тем, внутреннее состояние которых сильно зависит от того положения, которое они занимают в своём окружении, кто-то давно и достаточно устойчиво внушил, что положение в окружении может быть или реальным, или символическим.

     Символическое положение человека в своём окружении совсем не требует, чтобы человек, его занимающий, действительно что-то делал сейчас, в конкретный момент.

     Такое, символическое положение, человека в своём окружении определяется полнотой набора символов, которые связываются с личностью или, просто, - с фамилией, именем и отчеством человека.

     Символами высокого положения человека в своём окружении являются занимаемая им должность, диплом, а лучше, - несколько дипломов о высшем образовании, круг знакомств, родство с людьми влиятельными. Все символы высокого положения человека в обществе сразу и не перечислишь, но этого и не надо, достаточно сказать, что символическое положение человека в своём окружении никак не связано с такими словами и понятиями, как "надобность", "востребованность" и "подтверждение".

     Именно с действительным, реальным, а не с символическим положением человека в своём окружении связаны такие слова и явления, как "надобность", "востребованность" и "подтверждение".

     На вершине действительного положения в своём окружении находится человек, женщина или мужчина, которая-который надобны, востребованы и результатами своих действий регулярно подтверждают справедливость своей востребованности, создаваемой надобностью.

     Обществу надобны сейчас, то есть общество испытывает нужду, острую потребность в айтишниках, изобретателях,  генных и обычных, технических инженерах, в организаторах  производства. Перечень этот можно продолжать, но возникает справедливое подозрение, что во многих современных  обществах в  перечнях надобностей нет надобности в сугубых гуманитариях.

     А среди сугубых гуманитариев всё ещё встречаются те, внутреннее состояние которых определяется не столько их символическим, сколько действительным, реальным положением в своём окружении!

     И действительное, реальное положение, в своём окружении, сугубых гуманитариев, во многих современных обществах, является ужасным, соответствующим одному из этих трёх вариантов:

     1. Сугубый гуманитарий совсем не востребован, именно как гуманитарий, своим ни дальним, ни ближним окружением. Откровенно печальный, для сугубого  гуманитария, вариант.

     2. Сугубый гуманитарий, вроде бы востребован, например, своим дальним окружением, но когда дальнее окружение вызывает его к себе, то оказывается, что он не надобен, совсем  не нужен  вызвавшему его окружению. Данный вариант  ужасного положения сугубого гуманитария, во многих современных обществах, может быть назван задержанным, затянутым разочарованием гуманитария в своей востребованности.

     3. Сугубый гуманитарий, вроде бы востребованный или ближним,  или дальним своим окружением,  не может подтвердить, своими действительными, реальными действиями свою надобность, нужду, потребность окружения в себе, в гуманитарии. Данный вариант ужасного положения сугубого гуманитария в обществе есть выявление несоответствия символического и действительного, реального положения гуманитария.

     Таким образом, сугубым гуманитариям, чтобы обеспечить себе благоприятное состояние своего внутреннего мира остаётся не так много путей, среди которых можно выделить два:

     1. Сосредоточиться не столько на  предъявлении доказательств своей действительной, реальной надобности в своём окружении, сколько на формировании своего символического положения в своём окружении. Выбирающий этот путь гуманитарий занимается не реальной деятельностью, а коллекционированием или собирательством символов своего высокого положения в своём окружении.

     2. Наплевать, извините, стать совсем равнодушным к своему положению в своём окружении  и заниматься, в своё свободное время, каким-нибудь видом любительского, самодеятельного творчества, например, сочинительством, то есть словесным творчеством, или вокалом, или танцами, или живописью, или  компьютерной графикой, или подготовкой к выходам и  самими выходами к зрителям в самодеятельных, любительских образах драматического театра.

     Практичнее, конечно, для сугубого гуманитария первый путь, потому что потребность общества в символах высокого положения людей в своём окружении, ещё долго не исчезнет, а вот надобность в результатах любительского, самодеятельного творческого самоосуществления гуманитариев, в современных обществах, стала охладевать давно.

     И точно можно сказать только следующее: даже в условиях слабой надобности в сугубых гуманитариях,  общество не должно их принуждать к выбору исключительно первого из названных путей обеспечения себе, гуманитариями, благоприятного состояния своих внутренних миров, - исключительно символического.

     К тому же остаётся вероятно возможным и третий путь: побудить общество к тому, чтобы оно осознало надобность в действительных, реальных
результатах  профессиональной деятельности сугубых гуманитариев...


Рецензии
Здравствуйте, Борис! Фамилия, звания, достижения явялются атрибутами, как мне кажется. Но они не делают нас людьми. Во всяком случае, не должны всегда и во всем определять нас, поскольку все временно. А может, они - все эти атрибуты - просто якоря, которые нам мешают, сдерживают, а мы за них цепляемся, полагая, что атрибут придает нам значимости, важности, смысла. Маскирует нас самих от мира, потому что мы боимся открыться, опасаемся, что нас не поймут, и, как следствие, неизбежно отвергнут. Мы останемся одни. А значит, атрибуты - лучший способ удержаться на плаву. Не знаю, сколько в моем отзыве того, что я действительно правильно понял, или просто обнажается под давлением строк Вашего философсого текста, однако чтение мне всегда видится диалогом или даже танцем двух - чаще абсолютно не знакомых - людей. И вот через творчество судьба соединяет и незримой, тончайшей нитью, помогает понять больше даже себя самого. Быть может, через чтение таких текстов заметить сво "якорь". Говорят, сильные мужчины создают легкиие времена; легкие времена создают слабых мужчин; слабые мужчины создают трудные вемена. А трудные времена неизбежно создают сильных мужчин. Выковывают их! И мне верится, что Ваши слова о внутреннем состоянии крайне важны, поскольку внутренний стержень (коли он есть) должен определять внешнее, а не внешнее - нам навязанное - определит наше внутреннее содержание, и, как результат, его погубит. (Нельзя не согласиться, что если то-то определяет нае внутреннее состояние извне, то это есть наивысшая инаихудшая фора рабства.) Печально и трагично то, что человек уже давно превратился в батарейку (независимо от строя или идеологии), чья надобность (и продолжительность) заклюается лишь в том, насколько долгосрочным он\она является. Практическая деятельность (или надобность, или востребованность) ведет к постепенной и уверенной деградации, демонизации (пусть большинство и увидят в этом слове религиозные оттенки, напомню, что рассматривать слово нужно не только в рамках какого-то единственного направления). И хочется верить, что общество пойдет (возможно, в других мирах или параллельных вселенных уже пошло) по третьеу пути, когда выбор не обусловлен выживанием; когда точка зрения не обусловлена политическим диктатом, который, к сожалению, процветает и преумножает свою власть повсеместно. Если люди определяют, кто нужен, а кто - нет, то рано или поздно все "нужные" тоже окажутся исключеннымии из пещевой цепочки. Статья интересная, полезная и побуждает к анализу. Благодарю! С уважением, Ди.

Дмитрий Жуков 6   12.05.2023 12:01     Заявить о нарушении
Люди, наверное, давно, может быть, всегда, были, и, наверное, будут такими, внутренние миры которых независимы от изменений человеческого окружения и такими, что любое мало-мальское изменение окружения заставляет дрожать и даже разрушительно содрогаться их внутренние миры. Устойчивость внутреннего мира есть наивысшая человеческая ценность, в простооечии называемая силой человека. Подверженный малейшим влияниям извне внутренний мир, - этот источник слабостей человека. Спасибо Вам, Дмитрий, что предложили своё понимание этого моего текста. Успехов Вам в литературном творчестве!

Светлан Туголобов   12.05.2023 17:06   Заявить о нарушении