О мыслях художника
Картина "Вид в окрестностях Читта Нуова в Иллирии при лунном освещении", Клод Жозеф Верне, 1761. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Прошло более двадцати лет, как я вернулся на родину. День и ночь я работаю на холстах - пишу маслом. Небо, облака, море, корабли... Всё, как мне нравится! Но тоска почему-то щемит моё сердце! Я чувствую себя несвободным! Все эти волны и прибрежные скалы на моих полотнах созданы в угоду богатому заказчику. Шторм или штиль, бриг или каравелла, лунная ночь или рассвет - каждая деталь оговорена и проплачена заранее.
Череда заказов художественных полотен от сильных мира сего хоть и приносят мне значительный доход, но не позволяют выехать из Парижа.
Как счастлив тот художник, который снимает чердачное помещение в старом городском доме, в нём живёт и творит, как ему вздумается. Он эксперементирует с палитрой и перспективой, мазками и тематикой. Типичный художник беден, и все свои скудные средства тратит на краски и кисти, а также в качестве платы ворчливой хозяйке за своё скромное жилище. Но он свободен!
Я уже Бог знает сколько времени не бывал на море! Помнится, я путешествовал по всем портам Франции - от Марселя до Бретани, когда писал серию картин по заказу его величества Людовика XV. Как я был восторжен красотой моря, набрасывая этюды с натуры.
День сменяет ночь, времена года проходят чередой друг за другом, а для меня всё едино! Теперь же я работаю в своей душной художественной студии. Мне не хватает солёного запаха моря, звука волн, разбивающихся о скалы!
Я вспоминаю молодые годы, когда отец отправил меня в Италию учиться живописи у великих. Иллирийский берег, умиротворённая спокойствием Адриатики бухта Читта Нуове... И эта великолепная луна. Я был свободен! Я чувствовал, что всесилен!
Прошло столько времени, а я до сих пор рисую в воображении скалистый берег, портовую пристань, где местные, прогуливаясь, вели праздные беседы, и ту луну, что серебрила морское спокойствие. Я сидел поодаль, на каменистом выступе, вдыхая ночную прохладу. Ветер трепал ворот моей рубахи.
Торговая эскадра вернулась из дальнего плавания в порт.
Трёхмачтовый галеон уже бросил якорь и свернул паруса. За ним следуют ещё два, а рядом - галера с косым парусом на фрахте.
Они вернулись домой. Команда разгружает товар. Тюки с хлопком и мешки с пряностями, что гребцы перевозят на берег в деревянных лодках, завтра отправятся в Венецию.
Я молод и впечатлителен: интересно, пришлось ли столкнуться эскадре с пиратским галеасом в Средиземноморье? Или в Индийском океане? Не зря же венецианские купцы, снаряжая суда в дальние плавания, платят сотни золотых дукатов, фрахтуя галеры - для сопровождения.
Моё пылкое воображение рисует жёсткую схватку торгового корабля и "Весёлого Роджера". Я словно слышу свист пушечного ядра и треск ломающейся фок-мачты, рвётся косая бизань, а капитан истошно кричит "Лево руля!"
;
Я слишком увлёкся воображением. На сей раз путешествие прошло мирно. Венецианский флаг всё ещё имеет авторитет на морях, а маневренные галеры предостерегают охотников морских приключений от излишних авантюр.
И сейчас, спустя десятилетия, моя память воссоздаёт этот образ, а кисть пишет его на холсте - лунная ночь, Иллирия, прибытие в порт. И я снова счастлив.
Свидетельство о публикации №223051000223