Экранов свет голубой под никольской горой часть 4

Часть 4.
И вот Герка в средней школе. Здесь ещё больше стало нового. Вот, например. Небольшой закуток рядом со сценой, в импровизированном актовом зале школы. Тут в небольшой тесной комнатушке стояла радиоаппаратура. Это был школьный радиоузел. На столе разместились многоволновый приёмник в металлическом корпусе, всем он был конечно хорош, но вот не было у него громкоговорителя, приходилось подключать наушники и слушать только одному. Рядом стоял катушечный  магнитофон Маг-59, напоминавший Герке большой чемодан. Только этот был с катушками и лентой на них. Кстати, магнитная лента для магнитофона была дефицит. Кто-то где-то достал ленту от студийного стационарного магнитофона, но не было лишних катушек. Тогда их сделали из фанеры. Ещё был усилитель с проигрывателем, с название ну прямо как у самолёта, ТУ-100. Это было хорошо. Можно было проигрывать различные грампластинки в том числе записанные на рентгеновской плёнке или как говорили на «рёбрах» или на «костях». Конечно, имелся и микрофон, по которому можно было делать объявления. Вся аппаратура включалась от электрощита, при включении которого на нём оживали стрелки приборов.
 Порой во время школьных вечеров заходил кто-то из девчонок и просил объявить белый танец, чтобы пригласить понравившегося робкого кавалера. Микрофон иногда ставили и на крохотную сцену для солистов и музыкантов. Для этого приходилось конструировать приспособления-стойки.
В зале и в коридоре на втором этаже школы висели металлические громкоговорители с интересным названием «Колокол». Всё это были владения учителя физики Стрижака Владимира Пантелеевича. Доступ в школьный радиоузел, был конечно как понял Герка, только достойным и проверенным ученикам. Через какое-то время Герка оказался в их числе. Пантелеич как за глаза называли его ученики, был мужик нормальный, и даже можно сказать классный. Если уж он доверял ученику, то доверял полностью. И часто ключи от каморки радиоузла подолгу находились в Геркиных карманах. Репетиции, вечера, танцы, школьные балы да многое что ещё вращалось вокруг школьного радиоузла. Конечно, перед этим всё было изучено и показано учителем. Здорово в этом хозяйстве разбирался Геркин товарищ Володя Угаров, с которым он познакомился ещё в восьмилетней школе и как ни странно в кружке рисования. Оказалось, Володя ещё в пятом классе влюбился в электричество. Отец подарил тогда ему электроконструктор. Привёз подарок из самой Москвы. И Володя часто в свободное время что-то там соединял, разъединял, подключал, выключал, и это стало его самым любимым занятием.
В их доме рано появился радиоприёмник, как потом вспоминал Володя, с патриотичным названием «Родина». Он работал от батарей и это было очень здорово. Когда Володя учил уроки со светом керосиновой лампы, в это же время его отец, Василий Степанович, бывший военный штурман самолёта ИЛ-2, а также к тому же ещё и радист, слушал радиоприёмник.
А когда в посёлок пришло электричество, у них появился радиоприёмник с уже музыкальным названием «Октава». Володю завораживал в нём зелёный как у кота мигающий глаз индикатора настройки. Ему доставляло удовольствие крутить ручку настройки и наблюдать, как движется по шкале стрелка, отыскивая работающую радиостанцию. И в это же время зелёный глаз начинал, подмигивать. Менялась яркость этого загадочного зелёного глаза.
Наблюдательные соседи в день рождения подарили Владимиру книгу с названием: «Юному радиолюбителю». После этого он начал пытаться собирать приёмники на лампах. Правда, первые попытки были неудачными. И сводилось потом всё к сборке детекторного приёмника.
Однажды Володин отец, придя с работы, а он работал директором лесхоза начал рассказывать:
- У нас в области, оказывается, телевидение появилось. В городе ышку построили чуть ни двести метров высотой. 
- А что такое телевидение? – переспросил тогда Володя отца.
- А это такой прибор как радиоприёмник. Только у него ещё экран есть. Можно изображение смотреть и слушать звук,  – пояснил отец. – У нас тут у одной работницы сын военный, офицер, из армии приехал, и целый чемодан радиодеталей привёз. Так мать говорит, ночами не спит, сидит чего-то там всё паяет. Заявляет, родителям, что телевизор собирается сделать. Ну, вот этот самый прибор.   
Время шло своим чередом, оно разменяло седьмой десяток девятнадцатого столетия и совершало своё движение вперёд.
Люди и техника тоже двигались тем же путём.


Рецензии