Уроки Высшей школы. Счастье

   В пустой аудитории Высшей школы за учительским столом сидел седовласый мужчина. Его ученики  принимали  участие в исследовательской работе «Чего больше всего хотят от жизни люди?».  И сейчас он  листал курсовые работы своих подопечных.  Счастье оказалось в самом верху списка.

   Отложив в сторону стопку работ, Учитель подошёл к доске и написал мелом на грифельной доске тему урока:  «Счастье». Посмотрел на написанное и тяжело вздохнул.

   Прозвенел звонок, и аудитория  вскоре заполнилась учениками.
- Все желают счастья, все стремятся к нему и в то же время  плохо себе представляют, что же такое счастье? Может, по  этой причине  и  не выбирают его по молодости, - начал урок  Учитель.
Он обвёл взглядом притихшую аудиторию: 
- Вероятно, большинство из вас, на Часе Откровения, тоже не выбрали счастье.

В аудитории зашумели:
- Час Откровения, что это? Мы не помним. Как это было?

Учитель ещё раз обвёл взглядом учеников, почему-то тяжело  вздохнул и как  бы нехотя заговорил:
- Каждый человек в своей жизни переживает определённые этапы жизни. Возрастные кризисы возникают на стыке двух возрастов, двух этапов и означают завершение предыдущего этапа развития и начало следующего.
На стыке подросткового возраста и ранней юности каждый молодой человек или девушка присутствуют на Часе Откровения и выбирают Цели своей жизни.
- Вы не помните потому, что …- Учитель на минутку задумался:  как бы понятнее объяснить ученикам о сознательном и бессознательном в человеке?

   Он  растерянно посмотрел на своих учеников: надо ли им рассказывать о сложных вещах: о неокортексе,  лимбической системе, рептильном  уме,  об эмоциях и чувствах, о темпераментах и характерах, о том, как принимает человек решения в своей жизни, чем руководствуется? Или не руководствуется. Что такое угол собственной правоты, и  что такое, наконец, Час откровения.

Ученики, заметив растерянность своего наставника, притихли и молча смотрели на него.
Так и не решив, как же следует объяснить эту сложную тему, Учитель всё же начал говорить:
- На Часе Откровения вы  выбирали  для себя свой путь, свою стезю, свои цели в жизни. Не помните вы потому, что Час Откровения – это из области бессознательного, также как гипноз, сновидения  или лунатизм… Бессознательное управляет нашим поведением, способом достижения цели. Любое наше действие, мысль, эмоция сначала формируется в нашем бессознательном. После того как мы испытали то, что испытали и совершили некие действия — включается сознание и пытается объяснить причины наших мыслей, эмоций и поведения.

Учитель замолчал, вгляделся в лица своих учеников, отметил про себя: «Вроде бы поняли». Не спеша прошёлся по аудитории, от двери к окну; посмотрел на яркое утреннее солнце, на деревья, окутанные лёгкой  зелёной дымкой  и, повернувшись к ученикам, тихо проговорил:
- Странные существа  люди… В них столько всего намешано, столько в них противоречивого, что порой сложно понять и оценить их по достоинству…
 Может, единицы из вас и выбрали на Часе Откровения «Счастье», но большинство из вас наверняка выбрали  другие Цели - «Власть», «Богатство», «Успех», «Красота», «Слава», «Любовь». Будет это в жизни, приложится и счастье. Так вы решили, определили для себя.
В молодые годы человек плохо понимает себя: свои достоинства и недостатки, свои потребности и возможности. Зачастую принять верное решение мешает недостаток нужного знания, информационная загрязнённость, отсутствие согласия между умом и сердцем, придуманные молодым человеком  и навязанные частью общества красивые образы.

Бывает в жизни и так, что на Часе Откровения среди неразобранных Целей остаётся одно лишь «Счастье». И выбирают люди по молодости его, за неимением другого. А потом, во взрослой жизни, успешные и богатые, красивые и властные, начинают  недоумевать и сокрушаться: « Надо же, как повезло этим людям. Вроде бы и невзрачные, и ничего из себя не представляют,   а счастливы». И  начинают желать друг другу то, чего не достаёт  им в жизни - счастья. Или  завидовать счастливым людям.

Кто, по молодости, в полном здравии, выберет «Здоровье»? «Да оно у нас в избытке! Я выберу другое, более завлекательное и привлекательное!», -Учитель горестно вздохнул. – Странно, но люди научились верить, что счастливыми их сделает то, что на самом деле счастья не приносит.

- Почему любовь не всегда приносит счастья? – прозвучал вопрос с задних рядов.
- По молодости парни и девушки  далеко не всегда понимают разницу между любовью и влюблённостью. Любовь и влюблённость – это разные понятия, разные чувства.  Влюблённости молодёжь придаёт высокое значение, предъявляет  завышенные требования…Отсюда и разочарование, и боль...

- А почему бы не оставить одну цель - «Счастье»? И молодым людям ничего другого бы не осталось, как выбрать счастье…
- А зачем тогда нужен «Час откровения», если не будет выбора?
- А поймут ли люди, что такое счастье, если его не с чем будет сравнить?

Учитель растерянно слушал перепалку своих учеников. Заметил несмело поднятую руку, кивнул головой: «Спрашивай».
- А зачем нам выбирать счастье, ведь оно уже есть в нас? Ведь как гласит Теория сорока процентов, мы рождаемся уже почти наполовину (40%) счастливыми.
Учитель с уважением и любопытством посмотрел на сероглазого, невысокого  ученика, задавшего вопрос.
- Да, - подтвердил он.  – В людях заложена способность не краткосрочно, а долгосрочно быть счастливыми. Независимо от обстоятельств.

- Так в чём тогда дело? Почему, если заложена такая способность, если есть желание, стремление к счастью, немало людей считают, что они несчастливы? Что в человеке не срабатывает? – Ученики внимательно смотрели на Учителя.

Учитель какое-то время молча перекладывал карандаши, книги на учительском столе, потом заговорил:
- Когда-то,  по молодости, я считал, что Всевысшие силы позаботились только об одном - о сохранении рода человеческого на планете Земля. А на всё про всё  остальное дали  ум-разум. Пользуйтесь, люди, применяйте. И с помощью ума-разума  можно построить  своё счастье. Но потом я узнал, что заложены в людях не  только биологические инстинкты и разум.  Узнал, что человек рождается со способностью к счастью. Узнал про теорию сорока процентов…
Есть в человеке гены, определяющие группу крови, цвет глаз, волос, кожи и множество других свойств нашего организма.
Кроме генов, в цепи ДНК есть и «некодирующие последовательности».
- Некодирующая  последовательность - это и есть способность к счастью?  Не совсем понятно, – зашумели ученики.

Учитель замолчал.  Он был немного удивлён тем неподдельным интересом учеников к теме. Младшие вопросительно смотрели на старшего.
- На сегодняшний день известно, что каждый ген ответственен за определённый признак. Но роль большинства некодирующих последовательностей остается пока невыясненной, - сказал  Учитель.

Ученики не унимались:
- Поэтому люди в большинстве своём и несчастливы,  потому что до сих пор не разобрались в своей биологии-природе?
Учитель улыбнулся про себя: «Сегодня, на этом уроке мои ученики пытаются решить глобальную проблему, разгадать мировую загадку и найти счастливый свой путь, по которому, возможно, пойдут завтра…»

- Кажется, люди не совсем понимают, что же такое счастье, - заговорил он наконец. – Что такое богатство? Я знаю, вы довольно чётко обозначите  это понятие: это определённый набор материальных ценностей. Вы без труда охарактеризуете, что такое любовь, что такое, к примеру, слава…
Но вот счастье… Есть ли у вас общий образ счастья?
- А он существует – общий образ счастья? – задал вопрос тот же  серьёзный сероглазый  ученик.
-Да,-  ответил Учитель. – Это отсутствие несчастья: боли, горя, неприятностей….
Ученики не унимались:
- Но если у человека выявляется какая-то способность или предрасположенность, значит, ему надо дать соответствующие рекомендации: как, например, быть счастливым, что нужно для этого делать…
- А почему люди серьёзно не занимаются этой темой? Это ведь так важно…
- Вместо этого занялись какой-то  опасной ерундой для человека – созданием искусственного интеллекта…
- Искусственный человек не сделает человека счастливее…
- Да, - подтвердил Учитель, - в искусственном интеллекте заложена саморазрушающаяся  функция, которая, в конечном счёте, уничтожит своего создателя.
- Так зачем же люди над ним работают? – зашумели в аудитории. – Это ведь неразумно, неумно…

Учитель задумчиво посмотрел на молодежь: «Странно, мои ученики не в восхищении от технического прогресса, когда остальное большинство молодых на планете в восторге…»
Потом усмехнулся и сказал:
- По той же причине создавали атомные бомбы, опасные для жизни вирусы…

В аудитории стало тихо.
- В своё время существовало более 20 видов людей.  Homo sapiens, имея определённый  набор человеческих качеств, остался на планете Земля один. Этот набор помог человеку разумному выжить. Но и с помощью этого же набора Homo sapiens  уничтожил других людей. Не кажется ли вам, что этот набор уничтожит и самого человека разумного?
Тишина стала  растерянно-тревожной.
Учитель подошёл к столу, в аккуратную стопку сложил книги, листы бумаги и подумал: «Негоже на такой мрачной ноте заканчивать урок о счастье…»
-Счастье многомерно… Это  и состояние ума, способ восприятия себя и мира. Счастье многолико… Платье одного размера и одного цвета не подойдёт разным людям. Не всем надо ехать на Мальдивы; вдруг у кого-то окажется аллергия на солнце?  - Учитель слабо улыбнулся.

Полученная радость от достигнутого со временем тускнеет. Придуманные красивые образы очень скоро оказываются миражом, иллюзией… Счастье имеет временной предел;  помните об этом.

- Вот Вы прожили долгую жизнь. Многое повидали, прочувствовали, узнали, поняли… Каково же Ваше представление о счастье?

Учитель не сразу понял, кто из учеников задал вопрос.
- Есть люди на этой планете, которые имели связь с Космосом. Ведали ли они об этом или нет... Наверное, за всю историю человечества их насчитается не больше десяти… То, что они сказали, то, что они сделали, может быть, даже не понимая сами своего труда… В разное время они нам дарят частицу знания Мироздания… Я не сразу понял Пушкина, великого русского поэта. Он как-то сказал: «Береги честь смолоду».

Учитель замолчал и подумал, о том, что говорит путано и сложно.
Задумчиво посмотрел в окно:
- Общий образ счастья - гармония между природой и Вселенной, между небом и землёй.
Счастье конкретного человека – это гармония между базисом и надстройкой.
Счастье человека должно строиться на фундаменте чистой совести и чести. Это базис. В идеале такой фундамент должен быть  у всех людей.
 Надстройки. Уникальное сочетание своих поступков, мыслей, отношений, желаний, взглядов тоже нужно свести в гармонию.
И будет вам счастье…

- Но ведь это так сложно, - разочарованно протянул кто-то из учеников.
- Но стоит пробовать  и делать. Сейчас, смолоду.
Учитель, не дожидаясь звонка, первым, чего не бывало ранее, покинул аудиторию.


Рецензии