Великаны Западной Сибири и Приполярного Урала

По следам сказаний о великанах сибирской тайги.Сказание-легенда о великанах – людоедах, записано в 1997-1999 годах в селе Саранпауль Берёзовского района Ханты- Мансийского автономного округа –Югра, Западная Сибирь, со слов старожила Пузиной Анны Николаевны, отредактировано автором.Материал ранее публиковался  в печатных СМИ, в Интернет.

…Это было давным-давно, в деревне.Неподалеку от деревни была избушка,и там жили две семьи: муж с женой и ребенком, да еще одна семья - муж, жена и ребенок.

Один из этих мужчин был храбрым, а другой трус.Поехали как-то они на охоту, наступил вечер.Мужья еще не вернулись с охоты, женщины оставались в доме одни и ждали их возвращения.Одна женщина баловала своего ребенка и при этом громко смеялась сама.Другая женщина говорит ей: «Не балуй ребенка и сама не смейся громко!».Но та не послушалась совета.

Вдруг, на улице начался грохот, и в избушку вошел великан.Женщина, которая баловала ребенка, замерла от испуга на месте, а другая женщина не показала виду, что испугалась,и спрашивает у великана: «Ты видел двух мужчин в лесу?».

Он говорит:
- Да! Бежали две блохи, я побежал за ними. Один был трус.Я его поймал сразу.Другой был смелыми всё бежал, но я его все равно поймал.Они у меня прошли, потом побулькались в болоте и вышли…

Умная женщина поняла, что это он съел их.И говорит великану:
-Хочешь кушать?
Великан ответил:
-Да!
Женщина отдала ему все запасы, какиеу них были. Потом вышла на улицу, запрягла собак. Вернулась в избушку, взяла ребенка, положила его в пайп, посадила на сани. Взяла ковшик и погнала собак быстро.

Великан выбежал за ней, побежал следом, крича вдогонку:
-Отдай мне ковшик пить кровь!

Женщина едет и ставит кресты, но великан не отстает. Она выкинула ковшик. Великан перестал ее преследовать, подобрал ковшик и вернулся в избушку.

Смелая женщина доехала до той деревни и рассказала всежителям.

Наутро они все вместе поехали в избушку.Заходят в нее, а на пороге две головы лежат: ребенка и его матери, которая сильно смеялась поздно вечером.Людоед – великан, съел их двоих и мужчин тоже.Умная женщина одна с ребенком спаслась и поэтому говорят:

-Никогда не смейтесь на ночь!

Пояснение к легенде:

Среди детей народа манси села Саранпауль, на момент записи фольклорного памятника,стойко существует убеждение – правило, привитое взрослыми с раннего детства:

- Поздним вечером, ночью,нельзя громко баловаться, смеяться, громко разговаривать, особенно в лесу – в лесной избушке, в тайге.

Считается:
- Если вести себя вопреки советам старших, то в ночь могут прийти злые духи или же – медведь.

Я спрашивала у ребят, уроженцев Саранпауля:
- Почему так им говорили бабушки и родители?

По моей просьбе одна ученица принесла записанную со слов бабушки народную сказку – притчу, разъясняющую одно из основных таёжных правил поведения детей в бытности. Позже, с опытом краеведческих походов со школьниками в тайгу, изучив море краеведческого материала, фольклора Ляпинского края, поняла её практическое значение:

- В лесу, действительно, не стоит шуметь лишний раз – злыедухи, естественно же не придут, а вот медведь – тот вполне сможет!

И ещё:
- Как иначе утихомирить детвору поздним вечером,чтоб выспались и не мешали другим детям и взрослым полноценно отдохнуть перед тяжёлым походом или трудовым днём?! А что сможет лучше сказки - обычной бабушкиной сказки, рассказанной у изголовья внука, успокоить непоседу и уговорить уснуть?!..

Опять же, - в фольклоре угорского этноса Ляпинского таёжного края мне довелось услышать от детей, в таёжных избушках, много древних сказаний о менквах – великанах, в своё время, рассказанных им бабушками и дедушками, а тем - пращурами. Услышанный мною возраст сказаний шёл в глубины, как минимум 18-ого века.

Менквы – это великаны тайги. По одним сказаниям – таёжное племя, воевавшее с племенами угров (вогулов); со всеми признаками снежного человека. Проживало племя дикарей – великанов – людоедов, в тайге, на территории Ляпинского края, возле старинных поселений угров-вогулов: Саранпауля, Няксимволя, Ломбовожа, Хошлога, Хурумпауля, Ясунта. Жили и возле гор Приполярного и Полярного Урала, возле горы Неройка.

Интересно, что аналогичное племя описано у краеведов на севере Восточной Сибири. И так же память о нём сохранена в сказаниях народов Восточной Сибири. Его поиски предпринимались ещё в первой половине 20-ого века экспедициями этнографов.

В краеведческой литературе мне приходилось встречать запись о том, что в конце 19-ого века в деревне Усть-Манья, был пойман волосатый человек, ростом более 2-х метров. Случай документально зафиксирован местным приставом. Информация отправлялась в Питер.

Уроженка Усть-Маньи, сотрудник нашей геологоразведочной экспедиции и хорошая моя знакомая, Николаева (Ануфриева) Татьяна, рассказывала как в детстве, в Няксимволе (тот же Берёзовский район ХМАО-Югры), в 60-х годах, к ним подошёл снежный человек. Они сидели у костра на краю села. Снежный человек - волосатый, сгорбленный, подошёл неслышно. Стоял в тени деревьев и, молча, наблюдал за детьми. Потом, также бесшумно ушёл в тайгу. Не верить ей, у меня не было оснований: человек - грамотный, не из робкого десятка.

Достоверность сведений о снежном человека, что видели местные жители ещё в 20-ом веке возле селения Ломбовож, вполне объяснима. Так в изолированных таёжных селениях по Ляпину и Северной Сосьве по причине близкородственных «связей» лошади из «нормальных» превращались с годами в низкорослых «коньков-горбунков». Преобразовывались в лохматых, длинношёрстных, низкорослых диких животных, прекрасно адаптированных к тайге Севера. Они научились поедать хвою, копытить, подобно оленю, подстраивать линьку к сезонам года; табуном противостоять медведю.

По аналогичной схеме сильно менялись и люди. Многократные близкородственные браки из-за малой численности селений приводили к появлению особых детей, в том числе, покрытых густым волосом. Стоит учесть, что волосатость и наличие хвостика – естественные рудименты человека, время от времени проявляющиеся по сей день.

Родители и суеверное общество изгоняло таких особенных людей из племени в тайгу. Те со временем формировали отдельные поселения и семьи. Волосатость, рост и прочие особенности закреплялись в поколениях. Племя «снежных людей» адаптировалось к жизни дикой тайги, приобретая специфичные признаки «йетти».

Анализируя широко распространённые в Ляпинском крае легенды о менквах, таёжных диких людях, снежном человеке, которого встречали старожилы почти всех мелких сёл бассейна Северной Сосьвы и Ляпина вплоть до середины 20-ого века, я пришла к выводу:

- Речь в сказаниях, байках идёт о реальных событиях и реальных «одичавших» людях - изгоях, отторгнутых людьми по причине генетических мутаций из-за близкородственных многовековых браков и мощных адаптационных способностей северян к условиям экстремальных «высоких широт» Полярного круга. Одичание проявлено в адаптации человека к неблагоприятным условиям проживания в дикой северной тайге и в отторжении необычных людей от общества.

Основной причиной изгнания необычных людей из деревни можно считать религиозные представления. А практическое, - люди боялись закрепления «аномальности» в потомках, если оставить волосатого человека в обществе.

Из фольклора о менквах известно:

- Племя волосатых великанов жило семьями и общиной. Понимало речь угров, разговаривало с ними. Умели плясать, петь. Слушали пение на музыкальных инструментах (приходили с леса послушать). Предпринимало попытки общения. Но нередко воевало с племенами «нормальных» людей. Нападало с оружием. Имело луки, копья. Стоит учесть, что местные вогулы до 20-ого века применяли на охоте, на охране святилищ луки и стрелы. Жили менквы – великаны, людоеды охотой. Воровали женщин и детей из деревень вогулов. Часто нападали на женщин, когда в деревне отсутствовали мужчины. Часто «навещали» в тайге охотников. Вели себя вполне разумно.

Здесь, следует принять во внимание, что нынешние ненцы на Руси, в исторических документах до 19-ого века, именуются: «самоедъ». Наименование этноса определено традицией потребления в пищу человечьей плоти: «поедание себе подобных» - каннибализм! В советское время по этическим соображениям было запрещено употребление слова «самоеды», заменено на «ненец». То есть, - среди таёжных жителей в историческом прошлом Сибири и Севера встречались «традиционные» людоеды, подобно африканцам. О чём повсеместно говорится в фольклоре севера Югры, в то числе, - в выше повествуемой легенде отаёжном селении по Ляпину. Так при заключении мира между Русью и Сибирью где-то в начале 16-ого века, исторические памятники гласят, что собравшись примиряющиеся стороны устроили пир, каждый по-свойски. Русские, казаки, естественно выпили бражки, а местные «северяне» сварили на костре в огромном котле сына вождя и съели!.. Тем самым демонстрируя русским свои благие намерения на мир. Жизнь на севере не позволяет мне сомневаться в достоверности летописей прошлого, ибо изменилось многое, но далеко не всё, и угры (ханты и манси), как были века ранее, так и остаются фактически язычниками. Самоедь же (ненцы) ассимилированы коми- зырянами. А вот те давно, первыми, сами приняли христианство и давным-давно отошли от основ язычества.

- И все же, - почему нельзя шуметь вечером, ночью?..

- Вечером в тайге звук распространяется на большое расстояние. А лесные обитатели, как правило, охотятся ночами. И медведь, и менквы – из враждующего племени, могли услышать голоса детей за километры и прийти в отсутствии мужчин – воинов, охотников. Стоит учесть, что в далёком прошлом вогулы Югры отличались воинственностью.

Получается:
- Все легенды, сказки, сказания Севера Югории имеют реальную основу и зашифрованный смысл. Как говорится: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок».

Авторские краеведческие исследования1981-2021 годов.7 июня 2021 года произведение с фотоснимком размещено на литературном сайте, а 9 марта 2022 года страничку автора забанили. Доступ к произведениямкак автору, так иего читателям заблокировали. Такова реальность информационной войны в Интернет! Приходится восстанавливать с черновиков заново.


Анонс:Сказание о таёжных великанах- менквах, живших вплоть до 20-ого века на территории Ляпинского Края Берёзовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югра. Записано со слов коренной жительницы Западной Сибири.

Фото автора. На фото:
Ляпинский край. Югра. Западная Сибирь. Крайний Север. Северная тайга. Ханты - Мансийский автономный округ. Тюменская область. Уральский регион. Россия.
Таёжные селения: Ломбовож, Хошлог. Жители.

Краеведение Крайнего Севера Югры. Фольклор Западной Сибири. Сказания, легенды Ляпинского края. Снежный человек, менквы, великаны, традиции, сказания, легенды Ляпинского края Югры.

Ключевые слова:
Легенда, Югра, Крайний Север, Ханты-Мансийский автономный округ, Россия, этнос, сказания. Были, история, великаны, менквы, медведи, угры. Ляпин, Сыгва, Саква, вогулы, Северная Сосьва, тайга, урман, лес, Усть-Манья, Няксимволь, Саранпауль, Берёзовский район, Тюменская область, Менквы, таёжное племя, снежного человека, дикарей, людоеды, Ляпинский край, старинных поселений, вогулы, Ломбовож, Хошлог, Хурумпауль, Ясунт, горы, Урал, Приполярный, Полярный Урал, гора Неройка, фольклор, традиция, таёжник, сибиряк, северянин.

 Великаны Западной Сибири и Приполярного Урала


Рецензии
Понравилось! Но, у меня некоторое сомнение - в результате близких браков потомство, как правило , бывает хилым, и такое потомство вряд ли, на мой взгляд, выжило бы в тайге.

Виктор Томилов   01.09.2023 17:07     Заявить о нарушении
Виктория! Задумалась над Вашими словами, только пока не знаю, что ответить - ни за, ни против. Надо подумать...
С уважением!

Татьяна Немшанова   01.09.2023 19:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.