Не брани меня, родная

В советской песенной традиции укоренилось мнение, что автором этой знаменитой песни является Разорёнов (урожденный Раззорёнов), Алексей Ермилович (1819-21 января [2 февраля] или 22 января [3 февраля] 1891), однако имеется отдельное нотное издание № 62 «Цыганская песня: Не брани меня родная» из серии «Песни московских цыган» (М.: Музыкальный Магазин Ю. Грессера, ц. р. 2 сентября 1857 года) с указанием автора слов: А. А. Баташев. Этот же автор указан в третьей части издания «Песни московских цыган» (М.: К. Мейков, бывш. Ленгольда и Грессера, ц. р. 24 января 1868):

Не брани меня, родная,
Что я так его люблю*1:
Скучно, скучно, дорогая,
Жить одной мне без него.

Я не знаю, что такое
Вдруг случилося со мной,
Что так рвется*2 ретив;е
И терзаюсь я*3 тоской.

Всё оно во мне изныло,
Всё горю я как в огне*4,
Всё немило, всё постыло*5,
И*6 страдаю я по нем.

[В ясный день и темны ночи,
И во сне, и наяву
Слезы мне туманят очи,
Всё летела б я к нему.]*7

Мне не ну;жны все наряды*8,
Ленты, камни и парчи*9;
Кудри молодца и взгляды
Сердце бедное зажгли.

Сжалься, сжалься же, родная,—
Перестань меня бранить;
Знать, судьба моя такая, —
Что*10 должна его любить.

Вариант А. Разоренова впервые был опубликован во втором выпуске коллективного сборника поэтов-самоучек «Родные звуки: Сборник стихотворений писателей-самоучек» (М.: тип.  Л. и А. Снегиревых, 1891. С. 14). По поводу его авторства исследователи русских романсов Елена и Валерий Уколовы аргументированно выражают справедливое сомнение в антологии «Собрание старинных русских романсов. Т. 2 : Романсы московского гуляки: Произведения А. И. Дюбюка» (М.: Издательство МАИ, 1997. С. 94-101), однако, кто скрывается под именем А. Баташев, остается пока загадкой.

*1  Вариант А. Разоренова: «Что я так люблю его».
*2  Вариант А. Разоренова: «бьется».
*3  Вариант А. Разоренова: «И терзается».
*4  Вариант А. Разоренова: «Вся горю я как огнем».
*5  Вариант А. Разоренова: «Всё не мило мне, постыло».
*6  Вариант А. Разоренова: «Всё».
*7  Куплет отсутствует в авторской публикации А. Разоренова.
*8  Вариант А. Разоренова: «Мне не надобны наряды».
*9  Вариант А. Разоренова: «И богатства всей земли», вариант: «Ленты, бархат и парчи».
*10  Вариант А. Разоренова: «Я».


Рецензии