Небо. Cамолет. Девушка

Говорят, «счастливые часов не наблюдают». А еще часы и минуты несутся мимо нас за хорошей книгой, за азартной игрой, за интересной беседой. Беседа с моей сегодняшней героиней так увлекала меня, что время пролетело незаметно. Возможно, особенности ее натуры повлияли на меня или ее субъективный взгляд на многие аспекты нашей жизни, а может быть, профессия. Скорее всего все вместе. Знакомьтесь: жительница Солнечного города Лилия Николаевна Волик.

«Кто ты будешь такой?»

Помните детскую считалочку? «На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной…». Я спросила у Лилии Николаевны, чем обусловлен ее выбор этой профессии.
– Я летаю (вернее, летала) с 2005 года. Все просто: мой папа – летчик. Мы сибиряки. К 20 годам у меня уже были свои представления о полете: вот входит стюардесса, идет между пассажирскими креслами, вот смущенный пассажир что-то шепчет ей, она отвечает глубоким кивком… И все грамотно, корректно, с непременной улыбкой. В общем, прошла девушка по салону, собрала восхищенные взгляды и полетели!!! Святая наивность… Впрочем, об этой профессии я никогда не задумывалась всерьез. Учусь себе в Барнаульском институте культуры, читаю книги, и однажды отец спрашивает, не хочу ли я полетать. Я, не задумываясь, выпалила: «Папа, да я всю жизнь об этом мечтала!!!». Почему я ему так ответила, это загадка до сих пор! Не мечтала никогда!

После курсов Лилия пошла в крупную компанию «Сибирь» (сейчас это S7 Airlines – «Эс сэвэн эйрлайнс»). И полетела: Ту-154, Ил-86, Боинг-737, Airbus-319/320, Airbus-310; потом перешла в компанию «Ангара» и летала на Ан-148, который комфортностью салона нравился ей больше всех.
А вы знаете, что первыми бортпроводниками были мужчины? Что многие первые авиалинии запрещали нанимать женщин? И все же, несмотря на такой забытый факт, эта работа скоро стала почти исключительно женской профессией. Маркетологи с удовольствием использовали присутствие женщин на борту для рекламы. В 1930 году в США возникла идея привлечь к работе бортпроводника молодых привлекательных девушек. Во-первых, реклама, во-вторых девушки меньше весили, а на тот момент любой лишний килограмм имел значение для сохранения устойчивости самолета. В первом рейсе стюардесса обслуживала 11 пассажиров. Два месяца спустя компания United Airlines приняла решение, что стюардессы должны обслуживать все их самолеты.

Со временем, когда полеты сделались более комфортными, авиалиниям потребовалось привлечь новых клиентов. Благодаря стюардессам в 1940–1950 годах авиалинии показали, что самолет может быть таким же комфортным, как и гостиная. И таким же безопасным и для женщин, и для детей, и для мужчин. В то время маркетологи пытались представить стюардессу в образе матери или жены.

Голос единицы, минусы и плюсы

«Голос единицы тоньше писка»? Отнюдь нет. Нередко хорошая психологическая атмосфера в самолете зависит от толпы, а в ней – от одного человека. Представим ситуацию: по не зависящим от команды причинам произошла задержка рейса. И беда свалится на голову бортпроводника, если в толпе найдется хотя бы один паникер или склочник:
– Однажды мы летели из Варны в Новосибирск, и по погодным условиям нам пришлось уходить на запасной аэродром в Барнауле. Когда об этом объявили, то мужчины – не женщины! – были готовы броситься на меня, а я лицо компании, ее представитель на борту. Что делать? Я предупредила, что на земле не имею права никого выпустить – впереди таможенный, затем пограничный контроль. А «бугай» под 110 килограммов, да еще и «принявший на грудь» для смелости в полете, бьет по двери с сильным желанием выйти. Это в полете! Я понимаю, что он никогда не откроет эту дверь (разница в давлении), но холодок по спине побежал… Летим, скоро сядем. В общем, уговорила. Конфликт погашен… Потом, на земле, анализируя такие ситуации, я бываю довольна: «Я это сделала! Я смогла!». В такие минуты помогает только дар убеждения. И в основном возмутители спокойствия – мужчины.

Летать нашей героине не страшно, хотя высоты она боится очень. Такой парадокс: «Колесо обозрения» – самый жуткий для нее аттракцион, туда она никогда не сядет, а в лайнере на высоте 10 000 метров чувствует себя спокойно и уверенно. Говоря о своей работе, моя гостья вспоминает минусы, о которых говорит неохотно, но они есть. Например, частое отсутствие дома. Сбит биологический ритм, потому что разница во времени – 4–6 часов, работа в ночное время и на ногах. Впрочем, в молодости все это легче переносится.
Охотнее вспоминаются, конечно, плюсы:
– Работа очень нравится. Я побывала во многих странах. Вы только представьте: зимой дома минус 30, а ты прилетаешь в Таиланд – пусть всего на сутки – и окунаешься в плюс 30! Привозишь домой ананасы, арбузы, манго, видишь восторг своих близких, и все эти вкусности мы пробуем морозной зимой… Бригады, команды отличные!!! Моя вторая компания – «Ангара». О ней у меня самые светлые воспоминания: прекрасное руководство, адекватное планирование и справедливость во всем. На работу всегда шла, как на праздник, и эту уверенность в себе нам дарило руководство.
Как-то раз за хорошую работу в «Ангаре» нас премировали бесплатной поездкой в Таиланд. Три дня экзотики Андаманского моря, солнце, пляж, ласковая бирюзовая волна, лучший в мире дайвинг – конечно, все были счастливы.

Был такой случай. Однажды в полете Лилию подозвал пассажир и сделал комплимент:
– Я летаю часто, но такой спокойной, уверенной и улыбчивой команды еще не видел. Ваши стюардессы светятся все! Спасибо вам за ваше отношение!
– У нас хорошее руководство. Вам повезло: сегодня с нами летит наш руководитель. Пообщайтесь с ней, ей будет приятно.

Я смотрела на Лилию и думала: каково это – быть постоянно в воздухе? Она, словно прочитав в мыслях мой вопрос, откровенно произнесла:
– Для семьи это сложно. Пока ты молода и свободна, легко. Пока у тебя нет детей, легче. Но если появился ребенок и даже подрос… Все сложнее: ты можешь отсутствовать сутки, трое суток, а ребенок? А муж? Семью сложно совмещать с полетами.

Бизнес-класс и слуги народа

Прежде чем купить билет на самолет, нужно решить десятки вопросов. Какую выбрать авиакомпанию? Какой рейс предпочесть? Какой класс перелета выбрать? Именно от решения последнего вопроса зависит, насколько комфортно пройдет путешествие. Стоит ли переплачивать за дополнительные услуги? Какая разница между эконом- и бизнес-классом? Я склонна к экономии, покупаю, как большинство, билеты подешевле, но однажды все-таки попробовала и в бизнес-классе. Понравилось, но…
Ну и что, что там больше места, что кресла раскладываются почти до горизонтального состояния (обычно на 160 градусов), что на борту бесплатные напитки? Или более широкое меню, отдельная стойка регистрации, часто отдельный зал ожидания? Вы за это уже заплатили, купив билет. Да, пассажиры бизнес-класса покидают самолет раньше «экономных». Ну и что? Я спокойно подожду 5-10 минут – абсолютно не критично.

А о чем говорит взгляд изнутри? Вот что думает об этом Юлия:
– Мне больше нравится летать в эконом-классе. Контингент бизнес-класса капризный. У этих пассажиров крепкий финансовый достаток, а значит, соответствующее мировосприятие. Некоторые индивидуумы могут и унизить. А у меня с детства обостренное чувство справедливости. В этом классе бесплатное спиртное. Только взлетели, и понеслось – ура, халява!.. Пока всё не выпьют, не успокоятся. Уже посадка, елки видно, а мы все скачем перед ними. Я понимаю, когда напиваются наши молодые «звезды» (ранняя слава отключила мозги), но ведь и «слуги народа» ведут себя так же – спасибо, что не все. Но я приветлива со всеми. Что касается отношения к пассажирам – здесь я особой разницы для себя не вижу. Мне все равно, каким классом летит пассажир. Стараюсь всегда сохранять улыбку на лице и быть со всеми приветливой, потому что пассажир, купив билет, хочет получить отличный сервис, и мне не важно, сколько он заплатил.

Как стать стюардессой?

Какими главными качествами должна обладать стюардесса? Общительность, стрессоустойчивость, умение ладить с новыми людьми в команде. Такие требования выставляются не зря. Бортпроводник – это смесь разных профессий: он должен быть и психологом, и немного врачом, и официантом (но высококлассным), и в конце концов неплохим актером: люди разные, а улыбаться нужно всем. К тому же нужно иметь высшее образование, знать иностранные языки (чем больше, тем лучше), ну и самым основным критерием является хорошее здоровье.
Как устроиться в авиакомпанию на должность стюардессы? Молодые девушки ищут такие вакансии, впрочем, часто не там, где нужно. На сайтах типа Head Hunter (hh.ru) иногда появляются вакансии бортпроводников, но здесь большая вероятность риска: возможно, ты отучишься в какой-то левой школе, а дальше – как повезет: не факт, что тебя потом трудоустроят. То есть можно потратить деньги и не получить желанную вакансию.
Сами авиакомпании вряд ли там размешают вакансии. Все актуальные вакансии ищите на официальных сайтах авиакомпаний. Например, можно поискать работу стюардессы на сайте Аэрофлота в разделе вакансий: Aeroflot.ru/ru-ru/vac. После отбора предстоит медицинская комиссия. Она непростая. Много специалистов и большой процент девушек, желающих стать стюардессами, отсеивается на этой комиссии. Опоздания неприемлемы. ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия) – это медицинская комиссия с утвержденным составом врачей-специалистов, осуществляющая медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации.
Если вам удастся пройти ВЛЭК, далее будет обучение и – в полет!

Голову вскружило
от того, что было

Бывают случаи, которые запоминаешь на всю жизнь. Обычный рейс «Новосибирск– Челябинск– Казань». Обычный весенний день, а весной чаще всего можно попасть в воздушную яму. Не станем темнить: это турбулентность. Если вы пристегнуты, ничего плохого с вами не произойдет, но если вы в это время идете по проходу или просто встали, возможны травмы, в том числе и психологические.
Стюардессы пытались успокоить пассажиров по громкой связи, объясняя, что это всего лишь сильный поток воздуха. Но не в этот раз. Турбулентность была настолько сильной, что, по рассказам очевидцев, за 15 секунд страха у многих вся жизнь, как кинолента, пронеслась в памяти. Послышалось знакомое «чпок-чпок» – это непристегнутые разгильдяи приняли запоздалое верное решение.

Основной страх пассажиров во время пролета сквозь зону турбулентности связан с тем, что самолет не выдержит перегрузок и выйдет из строя или даже развалится. Не волнуйтесь! Самолеты проходят физические испытания в лабораториях, где подвергаются гораздо большим нагрузкам, чем те, с которыми им приходится сталкиваться в воздухе.
После этого «броска» в неизвестность болтанка (тряска) продолжалась еще 40 минут, но она была уже не такой критичной, как в первые мгновения, и бортпроводники успокоили всех. Этот полет остался в памяти и у команды, и у пассажиров надолго. У кого-то навсегда.

Вскоре в компании «Ангара» произошло радостное событие: Лилия вышла замуж. За кого? Отгадайте с трех раз. Конечно, за летчика!
– Летчики – самые надежные люди. Мне повезло, потому что у меня верный и любящий муж. Я сибирячка, а муж – петербуржец. «Ну и что? – подумала я. – Буду как жена декабриста». Уехала с мужем в красивейший город, который очень быстро стал мне родным и любимым.

Им часто говорят комплименты, дарят подарки, просят номера телефонов, оставляют свои. Это издержки профессии. А как моя собеседница с этим справляется?
– Меня периодически приглашали на свидания, но близкие отношения у нас только с небом. На земле мы бываем редко. Если предлагают телефон, то беру, чтобы не обидеть, но никогда не звоню. Для меня это табу.
Два года назад эта смелая женщина оставила полеты. Впрочем, Солнечный город Петербурга – это тоже там, где много неба и света. Теперь у нее вполне земная профессия. Она решила, что семья – главное.

***
Стюардесса прошла через первый салон и, задернув за собой шторку, постучалась в дверь пилотов. Последовала короткая фраза: «На борту вооруженный, кресло 11А». Через секунду щелкнул замок, и девушка снова была в салоне. Сделав лицо максимально безмятежным, она с улыбкой произнесла:
– Командир корабля пилот международного класса… и экипаж приветствуют вас на борту самолета «Боинг-737», выполняющего рейс по маршруту… Полет будет проходить на высоте 10 000 метров. Время в пути – 5 часов.
В кресле номер 11А спокойно читал газету хмурый пассажир 40 лет. На этой оптимистической интонации он закрыл глаза, успев саркастично подумать за пилота: «Ну что, смертники, покатаемся?»… Ему давно уже был неведом страх. Он ждал: в его распоряжении было еще 40 спокойных минут. А потом начнется. Он закрыл глаза и вспомнил о симпатичной стюардессе, так нелепо споткнувшейся и приобнявшей его на мгновение.
Через 35 минут его обезоружат двое спортивного вида мужчин с короткими стрижками, а спящие пассажиры так и не узнают о смертельной опасности этого рейса. Как моя собеседница вычислила врага? Секрет профессии.


Рецензии