2 Том Порталы времен гл. 5 Крым тайные пещеры

         
      
 
      Ну и конечно победу работы  разума над каменной  стихией.

 После обеда входим на тропу искателей, все ребята одеты как обычно, шорты,  майки, и дефицитные  кроссовки.
Некоторые думали они так называются от того, что такие красивые, и даже называли их «Красавки».
Ну а я и Оксана в костюмах как для  штурма Эвереста, и  еще с альпенштоками  и веревкой, Наталья в брюках и майке.
 Но Оксана на штурм  Эвереста не полезет, как и я опыта  маловато.

  Выйдя за ворота,  мы неожиданно встретились  с сыном священника, а он позвал  меня, и Оксану подойти  поближе.
Увидев, что остальные ребята  чуть поодаль,  казал,- « Мой сын,он помогает  в столовой, вчера случайно услышал ваш разговор, и понял о какой  скале идет речь».

Так вот он друзьями лет 7 назад, еще до армии, был в этом  месте, и увидел, что  проход в скале, где растет сосна, завалило  при землетрясении.

Пещерный монастырь они тоже посетили, а изучив внимательно второе помещение, поняли, где вход  в третье.
  Там есть  арка в стене, она в высоту метра  полтора, значит там  алтарь, так делали  в древности.
Тогда считалось,  что в Алтарь  нужно  входить  на коленях  с крестным  знамением.
Парни, изучив арку заметили очень  маленькую щель по периметру арки поняли,  что эта плита закрывающая  вход, наверное, откатывалась по желобу в  сторону.   

Понятно для откатывания  самой  плиты,  должна быть ручка или отверстие, куда  вставив руку и  уперевшись ногой  в стену, можно отодвинуть плиту.

Намеки на ручку они нашли, и решили вырубить кусок плиты, плита из известняка  довольно мягкая, рубится долотом  хорошо.
Выдолбив отверстие чуть  побольше, попытались  откатить плиту, но как они не упирались, как не тянули, все бесполезно.

Тогда решили прийти завтра с пожарным топорами, они все из стали ими рубить  легче.
Выходя из  пещер,  ребята  встретили странного старца, в монашеской  одежде, и остановились. 
  Старец им изрек,- «Хотите вырубить проход? благое дело, но  еще  не  время»,   если узнают атеисты, все древние иконы отдадут в музей, и люди их больше не увидят». 
                А они для людей и молитвы.
И скаж вам есть еще вход, на горе, но он замаскирован и во время землетрясения  егозавалило небольшими  валунами.
Откинуть валуны сможет только очень ловкий, на скале еще нужн удержаться,помимо толкания камня. 
        Ребята молодые и не особо верующие, но верующих уважали. 
      "А что делать", -спросили они.    Заделайте  отверстие  камнем.

Ребята нашли подходящий камень, а на напоследок,  еще раз посмотрели в  отверстие.
  Для них там ничего интересного ни оружия типа мечей, копий, кинжалов, ни монет. 

  А есть каменные  полочки , каменный  аналой с книгой  и три иконы, одна в нише, для нее сделанной и две рядом на полочках.
  Центральная  икона  очень  странная, такой они раньше не встречали нигде.

   Ребята  заколотили камень в отверстие,а щели  засыпали опилками  известняка.
Сделав дело они вышли из пещеры, но старец неожиданно исчез, словно его и не было  совсем.
Закончив свой рассказ, сын священника протянул мне топор пожарного в  брезентовом чехле и сбрезентовым  поясом. 

Я прикрепил  топор с поясом, на котором было еще два карабина.
        А в довесок  получил  очки  для мотоциклиста,как защтиа от осколков.

       Идем в начале, по тропе Голицина,  до источника.
     У источника  делаем передышку, набираем воды.
Источник оказался оборудованным, с небольшим  бассейном, и скамеечками для отдыха.
Понимая, если пойдем все вместе, точно будем  плутать, поэтому дальше идем только мы трое, Наталья, Оксана и Владимир.
       Обещаем  вернуться  как можно скорее.
Идем по тропкам , выбирая  куда  идти, непонятно каким  чувством, но Спасители молчат.   
        Значит ведет  что –то другое.
По дороге обсуждаем, что будем делать с Иконами, книгу решаем пока не показывать даже  ребятам.
      Скажем, ее там не было,а Оксана спрячет ее под рубашкой на спине.
   Дорогу с разговорами  одолели  быстро, вот  и пещеры.

Тут слышу, в связи с новыми  обстоятельствами, плиту ломать не будем, обрежем  вокруг лазером  и отодвинем.
Но ты действуй  по прежнему плану, выбьешь камень, и немного увеличиваешь  отверстие, а  дамы с альпенштоками пусть ковыряют  трещины,для конспирации.

Так и поступаем устав от работы, выходим  из пещеры и вдруг неожиданная  встреча. 
        Нет не с дроном, в образе большого Орла.
Перед нами стоит Старец в черной монашеской  одежде, с посохом, он выглядит  как картинка у дольмена на горе Перчем, толи он есть, а толи мерещится  нам?

  Впечатление  словно он висит  в воздухе, как видение.

  Стоим, молчим, вытирая  пот со лба, от неожиданной встречи.
  Старец очень похож на древнего монаха  францисканца, в балахоне с капюшоном.

Тут он нам и говорит,- «Я знаю,зачем вы тут, возьмите книгу себе и изучайте,  потом оставите несколько нужных вам страниц".
А книгу принесете  к пещере с порталом и положите внутри на камень с надписью, вы его видели и изучали.
Теперь иконы, ту,  что в нише «Добрый пастырь» она не из России, отдайте  в музей, остальные в церковь.
Ваши  друзья у  святого источника уже вполне достойны, могут  видеть  пещерный  монастырь.
        Сказав  это, старец исчез, не дав нам опомнится.
Идем обрадовать ребят, скажем, что дорогу мы запомнили и доведем их без всяких  проблем.
По дороге все обсуждаем итуацию, если  Старец, ничего не знает о  Дроне, значит  он не  от Спасителей, но  тогда  кто его послал.

Такое впечатление, тут сплошные  порталы  и все нас пасут, люс дрон, кстати,   чего он молчит. 
Тут прозвучал ответ, и не в голове, а реально,это нас слегка обескуражило.
 
"Дрон  Голицин в пещере, выполняет  новое задание,  вырезать  дверь не  пришлось, я залез по скале, там гдесосна,откинул валун, вход готов",- дрон Голицин.  Ждувас.
Дальше я пролез в пещеру, дверь была завалена камнями, я их ткинул, и открыл за ручку дверь в сторону.
  К вашему  возвращению все сделаю, но если  друг понадоблюсь, взывайте всегда рад вам помочь, ваш  дрон Голицин.

А пока  идете без присмотра, сами с усами,- «сново ваша прикольная  поговорка». 
Нахватаешься тут с вами ваших  афоризмов, неологизмов и хулиганизмов, это слова я придумал сам, как вам.

«Хулиганизмы, философски прикольно, когда начну учебу, выдам преподу по философии, как он воспримет  новое слово»,заявила с юмором Наталья.

  Дрон не унимался, -"Скажи,слово придумал Дрон Голицин, пусть думает,что Дрон от Андрон, а Голицин  фамилия.
        «Поняла, не волнуйся  так и скажу»,- Ответила Наталья.
  Отойдя  подальше, Наталья усмехнулась,- «Какой самолюбивый, а еще Дрон».

«Я все слышу,хоть и не вижу, это не самолюбие, а подлинное авторство».
         «Да, да  конечно, согласна, извини»,- Ответила Наталья.
      Дальше  идем  молча.
Уже вечерело, тут я не выдержал молчанки и спросил,- «А стихи  можно?».    Давай, я их тоже люблю, опять услышал я  в голове. Ф.И. Тютчев.

  «И глядя на тебя, пустынная  река,
  И на тебя, прибрежная  дубрава,
  Вы,--мыслил  я,--пришли  издалека.
 Вы, сверстники  сего былого!
 Так! вам  одним лишь удалось
Дойти  до нас с брегов другого света.
  О, если б про него хоть на один  вопрос
  Мог допроситься я ответа!...
  Но твой, природа,  мир о днях былых молчит
   С улыбкою  двусмысленной  и тайной.

«Интересно я Тютчева не знал, отправлю  в облако, потом перечитаю еще»,  прозвучало у меня  в  голове.
 Что за облако имел ввиду Дрон?
А девчонки  радостно сказали, - «Наверное ему понравилось, молчит,видимо очень  занят», и засмеялись.
«Юмор и шутки, типа подтрунивания,(опять  ваши слова) я понимаю и люблю, и вообщея не обидчивый»,- опять Голицин.

Так мы с прибаутками  незаметно  ошли  до святого  источника.
        Ребята  обрадовались.
А Николай добавил,- «Вы там,  наверное,  пол  горы  обрушили?» - и засмеялся.

  Его поддержал Серега,- "Ну как вы справились?".
     Справились,  ответил я за всех.
Немного перекусим  и пойдем  вместе с вами в пещерный  монастырь, дорогу мы теперь  хорошо изучили.
Вы там, судя по часам, были всего час тридцать, а на здесь показалось вечность, мы уже и чай три раза готовили  для вас. 
          А вот нам наоборот, будто всего минут тридцать.

Чай готов, овощи тоже и  колбаска сервилат нарезана тонкими  кусочками, как для гурмано.
Извиняемся, Икры черной нет, ешьте свежею  кабачковую, утром сделанную поваром, специально  для нас.
Я ему за винегрет из овощей и икру, отдал кассету с «Боней  М», он жутко рад.
Ребята очень обрадовались, что и они пойдут вместе  с нами к пещерному Монастырю.
     И мы  пошли. 
  « А долго идти»,- спросил ленивый Серега.
Не волнуйся, с нами  не заблудишься, а дорога примерно километра  два с половиной  три.
Воодушевленные  ожиданием, увидеть то, что многие мечтали увидеть  но, увы, мы  шли  легко  и  проворно.
Вот и лес кончился  впереди горы и  в них  пещера, она уже хорошо  видна.
Подходим с душевным  трепетом, медленно, словно стараясь навсегда запечатлеть все  увиденное, в своей душе.
  Оставляем ребят в первом помещении, они и его видят первый раз, сами идем  к третьему.
Чт мы там  увидим,  мы примерно догадываемся, но это только примерно, и то со  слов  священника.
Со времен войны прошло довольно много  времени, и многие  искали  вход  в третье помещение, а вдруг  нашли,  и мы  ничего не увидим,  кроме  пустого  помещения и каменных изделий и изображений.

С нетерпение  подходим  к арке, она  высотой  метра  полтора, включаем  фонари и наклонившись, почти на коленях  входим.
Большой фонарь, взятый  у сторожа, освещает практически  все небольшое помещение.
Оно буквально примерно 10квадратных  метров или чуть меньше.

      Понимаем помещение это, очевидно  Алтарь.
Потолки сводчатые полусферы, впереди на стене  рка, в ней вырублено место под икону.
И к великому нашему  удовольствию, она  там  есть, и это Иисус Христос  Пантократор пое гречески «Вседержитель».
Разглядывая  икону, Наталья говорит,- « Скорее всего, это древняя греческая  икона, возможно даже 12 века,так сразу сказать точно не могу". 
   Справа и слева еще по одной иконе, «Богоматерь» и «Николай угодник».
А они точно17 или  18  века.
Оглядываемся, на стенах  вырублены кресты  и изображения, одно особенно  странное для нас, хотя мы все изучали Историю искусств, и древнюю живописьв том числе.

Нацарапанное изображение  довольно примитивное, очевидно  го сделали самые первые  обитатели  помещения. 
Это  Иисус, а  слева от него птичка и странная надпись буква  Х и R одна в одной.

Наталья  объясняет,  таким символом в  начале обозначали Иисуса  Христа, а увидите рыбу, так знайте это тоже символ Иисуса.
 
В центре  помещения  каменный  аналой, с книгой  в кожаной обложке и с запорами.
  Оксана берет ее в руки и говорит,- «Это не библия, это псалтырь и причем, в отличие от иконы в нише, ближе к нам по времени".

      Получается, тут обитало много  разных по времени монахов.
   «Очевидно»,- соглашается  со мной  Оксана.

А вот где  нужная нам книга, что-то ее пока не видно.
Расходимся по углам и изучаем  все внимательно, дополнительно освещая  своими китайскими  фонариками стены и пол.
      Просматриваем  все медленно, медленно и внимательно.
  Тут Наталья  зовет  нас я кое-что нашла и оно в картонном  переплете.
Разглядываем  это нечто, и с удивление и недоумением обнаруживаем, открыв обложку.   
  Надо же, это альбом царских и довоенных  марок СССР.
  Вот  чего  совсем не ожидали  встретить, так  это марки, но   что они то,  делают  в святом месте.
И тут я вспомнил, священник  говорил, что одну икону и альбом марок передал десантник.
       Вот он и спрятал все вместе и в одном месте.
Все же, а где наша древняя книга.
Скорее всего, он ее спрятал и замаскировал, чтоб никто случайный не нашел.               
               Вспоминаю свои подземные путешествия в Москве.
Мы тоже  упорно что то искали, и обратили  внимание на стенку под каменной  скамейкой, освещая  то стену вокруг, то под скамейкой, вдруг обнаружили что, они немного отличаются  по цвету.
Оказалось под скамейкой  крашеная  деревяшка, а за ней то, что мы искали. Проверяем под скамейками благо их всего две, внутри помещения, по  сторонам  арочного входа.
     Под одной действительно деревянная пластина.
Аккуратно выковыриваем  ее топориком, и вот наше любопытство полностью  удовлетворено.
      Книга наша оказалась немного не книга в прямом  смысле.
 
А несколько плотных листов старинной плотной бумаги, исписанной с  обеих  сторон.
   Листы эти просто лежали  вкожаной папке  с медныим запорами, как бывает у старинных  библий.
   Папка не такая толстая и листов  не как  в библии, а гораздо меньше.
Решили здесь ничего не будем  изучать, посмотрим  позже у Оксаны  в комнате.
А пока Оксана  прячет  книгу за пазуху ,произнося удовлетворенно,- «А собственно  этодаже хорошо,что тут были еще и марки».

«Скажем ребятам, что книга оказалась альбомом с царскими и довоенными  марками».
   «Правильно» поддержал ее я.
Думаю ребятам, Альбом с такими  марками, даже понравится гораздо больше чем  библия. 
   « Ты прав»,- произнесла Наталья они же Хиппи, а Николай еще и марки собирает, вот».
«Ну тогда наверное придется поделится, так как я тоже марки собираю».- произнес Владимир.
«Неволнуйся мы сначала у меня в номере отберем то что тебе очень нужно, а потом  остальное поделим поровну»,- добавила хитрая  Наталья.
       «Ну что согласен?»,предложила Нталья.
   Понятно согласен.
    Псалтырь мы оставили на аналое а иконы забрали с собой. 
Ребятанас ждали у входа из пещеры, и с нескрываемым  любопытством  ожидали  скорее увидеть наши  находки.    
  Они с интересом  разглядывали  иконы, живьем в своих руках они точно видели их  в первый раз.
В церкви они явно  не бывали, и не потому что Хиппи, а у них лозунг «Бог – есть любовь».
Для Хиппи лозунг « Про любовь» , был в прямомсмысле про  любовь, их лозунг «долой войну, делай любовь». 
  Но дело не тольк  в том, что ты Битломан  или Хиппи, а в том,что КГБ  устраивало т айные рейды по церквям, а в большие праздники  просто  обязательно.
Для этого дела использовали молодых сотрудников, цель найти студентов,к рабочим относились проще.   
Проверяли  документы  у молодых  ребят, фотографировали и отправляли  документы   в  институт.   
И если ты  комсомолец,  пропесочивали, даже  могли исключить, но  вот если ты учишься в престижном ВУЗЕ, то  выгонят  точно.

А вот если ты учишься  вдруг в  Университете, Бауманском или не дай бог в МГИМО, точно выгонят, и не быть тебе дипломатом и не видать Буржуйских стран, как своих  ушей, ну если только по Телевизору.
   А из МГИМО  выгонят точно, и не поможет даже крутой  папа.
 
Вот поэтому ребята разглядывали иконы в первый раз особенно им понравились более современные, а вот Иисус Пантократор не впечатлил. 

     Сказали, он написан примитивно и грубовато.
Наталья взялась  прочитать им небольшую  лекцию про создание икон, а мы с Оксаной решили еще раз внимательно обследовали помещение, все щели  трещины, отверстия  и уголки,  может, кто из древних, что спрятал.

С иконами в руках ребятам будет не скучно ждать нас сидя на бревне недалеко от  пещеры, где у них голова не болела.

        Как опытные  кладоискатели разделили  сферу обследования.
Я обследовал трещины, выковыривая застрявшие камешки, а вдруг их специально туда затолкали, тут Оксана  позвала меня, иди, помоги поднять.

Она подковырнула плиту со щелями по  периметру и  я помог ей, мы вытащили плиту, а  под ней  что –то завернутое  в тряпицу. 
  Осторожно разворачиваем, а там Подсвечник Потир и ложечки разных размеров, еще и два ножа.
Все серебряное, кроме ножей, у меня подобный есть в коллекции, остальное,  судя по гравировк  рисунка 18 век, смотрим  разные обозначения.
 
Нахожу эмблему  на ложечке  и пробирный  штамп, понятно работа мастерской  Серебренникова, это один из поставщиков Императорского двора. 
На лезвие ножа, с черной деревянной  ручкой из палисандра, читаю, Братья  Брабец в Поповке, тоже 18 век, у меня точно  такой же  дома есть.
 
   Это  уже кое – что, достойное вознаграждение за  трудный поиск.

  Фабрика Эдуарда  Брабец,  которому она и  принадлежит, в  деревне Поповке, Владимирской губернии, фабрика ножей, столовых и садовых.
Обдумываем, что показывать, а что спрятать, чем больше мы покажем, тем труднее будет все делить, вдруг, кто обидеться, или куда хуже, настучит.
 
Иконы придется отдать точно, а может и остальное, и получит 20 процентов  за все.
Решаем, поделим  ложки их 6 штук, и нас здесь шестеро, два ножа, один Кириллу, второй пока спрячем.
  По одному потиру кладем  в карман  туристских  штанов, смотрим друг на друга, ничего не заметно.
  Блюдо  придется показать, и я заберу его себе, как  нашедший.

Выходим хорошо, что Наталья  только завершила рассказ вопросов больше не будет. 
Так что никто не ожидал,и никто не сказал, почему вы так долго, а  значит, все  прокатит по нашему  сценарию.
Ребята крепко держат  иконы, разглядывая детали, во время рассказа Натальи.
    Глядя  на них  понимаю.
Что они открыли для себя нечто новое, что идет параллельно жизни советских  граждан.
Иконы, которые были в руках возможно сотен истинно верующих  священников и монахов, такие  называют намоленными,  и  они без сомнения несут в себе  истинную энергию и  веру.   
Серега держал Иисуса Пантократора, и никак не мог понять, чем он написан на то, что темперой вроде не похоже, да ее тогда и не было.

     Тогда он спросил Наталью,- «А эта икона,чем написана?».

   Эта икона возможно 6 или 7 века, она написана  в технике Энкаустика.

« Энкаустика это как Фаюмский  портрет, что висят у нас в ГМИ им Пушкина», спросил я.
Точно,техника  та же, и на некоторых иконах также используют позолоту.
« Я знаю, что это восковые  краски, но как их делали и особенно как ими писали», спросил я. 
Энкаустика,на греческом  означат выжигание, это когда краска,т.е. пигмент, замешивался на разогретом  воске.
  «Но  все же,   как писать такой  краской, воск быстро остывает и затвердевает  на кисти», -не унимался  я.
«А вот  этого я и сама  не понимаю»,- ответила  Наталья.
Я об этом спрашивала  преподавателя, а он тоже не знает.
Знаю  одно, откуда  она пришла.

  Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира.

Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае.

  Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя. VI век. Монастырь св. Екатерины.
«А она похожа на ту, что перед нами»,-  спросил Серега, еще осторожнее держа икону Пантократора.
Я не могу точно ответить, была бы рядом  фотография, и лучше цветная  открытка, можно было бы сравнивать.
И как в детской  загадке  искать 10 отличий, или полное сходство.
   
Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа.
Стремление к документальному отражению реальности.
Это не просто культовый предмет, это, своего рода, как у нас фотография,  живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов.

Ведь в скажем, оправданием, и смыслом иконы святые отцы считали сам факт,  истинного вочеловечивания Христа.
  Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Продолжу  лекцию про иконы  до конца, чтобы  вам стало  более понятно, откуда что  появилось.
Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна,  значит  она была изображаема.
Как позднее писал протопоп Иоанн Дамаскин, (он родом из Дамаска) «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался.

Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога».  Именно этим свидетельством, пронизаны первые иконы.

Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть,  своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи.
То значит икона, есть иллюстрация этого репортажа.
Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона, по гречески,  означает «образ, изображение, портрет».

И так,  Первой  рукотворной иконой по преданию считается икона Божьей Матери, а человеком, который ее написал, стал христианский святой, один из семидесяти учеников Иисуса Христа, евангелист Лука. 
  Помимо написания иконы Пресвятой Богородицы ему приписывают икону двух святых апостолов, 
Павла и Петра  и еще около семидесяти  икон, изображающих Деву Марию.
 
  Лишь  три,  из  которых, как  считается были  написаны с самой Божьей Матери и при жизни получили свое благословение.
К числу таких икон относятся, Смоленская, Корсунская и Филермская  Богоматерь.
 
  Существует даже икона, воссоздающая тот  самый процесс написания Лукой иконы Пресвятой Богородицы.

Вторая версия «рождения» первой иконы, которая, по сути,  и является общецерковной, связана с восточным преданием. 
История создания иконы повествует о художнике царя Эдессы,который был послан с целью  изобразить ,  Иисуса, но попытка оказалась провальной.

 Тогда Иисус Христос умылся и вытер лицо платком, на котором собственно остался отпечаток лика.   
Борода Его запечатлелась в виде одной пряди, напоминавшей по форме клин, из-за чего, вероятно, эта икона начала именоваться  как «Спас Мокрая Брада».

Лекция закончена, пора собираться, упаковываем  иконы  по сумкам,  и домой, в номере  продолжим общение.
  Оксана  взяла у Сереги  Пантократора  и  убрала  в свою  плотную  джинсовую  сумку.
  А Сереге отдала  серебряное блюдо,  которое  решили отписать мне,  он возьмет  его в  Судак, где они теперь с Кириллом  ночуют.

   Ночи и утро,  стали  прохладными  и они перебрались в наше бунгало, что напротив Генуэзской  крепости в Судаке.

Блюдо я попросил отдать  хозяйке на сохранение, она  найдет куда спрятать, и передал Серому  ножик  братьев  Брабец,  для Кирилла.
 Договорились о находках никому  ни-ни, и в столовой  на эту тему тоже ни-ни.
 
На море начинался  закат, но еще достаточно  светло, а мы пошли  бодрым  шагом.
Неожиданно, чего ему в голову ударило, Серега запел « Молитву» Булата Окуджавы.

  Пока Земля еще вертится,
пока еще ярок свет,
Господи,  дай же ты каждому, чего у него нет:
Мудрому  дай голову, трусливому дай коня,
Дай  счастливому  денег...
И не забудь про меня.
Пока Земля еще вертится —
Господи, твоя власть!
Дай рвущемуся к власти
Навластвоваться  всласть ,
дай передышку щедрому,
  Хоть до исхода дня
Каину дай раскаяние...
И не забудь про меня.

И тут наши мажоры, к  моем удивлению, откуда они знают, я думал у них в голове один  рок-н-ролл,  но нет,  они поддержали  его. 

Я как то сразу изменил  свое мнение о них, Наталья тоже подпевала, а Оксана вступала  только  в припеве.
    Так мы  с песнями дошли  до дома.
Гораздо позже, находясь в Польше, я услышал, как эту молитву исполняли  в Церкви, что меня очень удивило.

Оказалось  эту песню  поляки  полюбили  и часто исполняли, каким  образом  она к  ним попала не знаю, ее и у нас в 77 году мало кто знал.

Уже подходя  к санаторию, вспомнил про альбом  с марками,    тведя Оксану в сторону тихо спросил,- «А где альбом с марками».
  « Ая сама не знаю»,- ответила она и заглянула в сумку, где лежала икона.

Вот он в сумке, как он там оказался, не понимаю но с другой стороны хорошо, не отвлекло ребят от изучения икон.
     Да ты права, и дележка  кому альбом отдать не состоялась.
     Думаю,  это  хитрый  дрон  Голицин, тут подсуетился.   
Оксана засмеялась, как он хитрец  это сделал, я  даже ничего не почувствовала.

А в голове прозвучало, -«Вы думали если я большой и невидимый, то грубый, вот и нет, я  могу быть  мягким, и нежным, и пальцы  мои не из железа, как  и я сам».

  « А вам от меня респект, молодцы, как вы ребятам  мозги поправили, я конечно немного помог, ну совсем чуть-чуть, а вы все остальное».
 
Позже я вам объясню, для чего мы  это делаем, все, замолкаю, доброй ночи!
 Тут мы  увидели в стороне от  дороги сына священника, он молча  делал нам жесты рукой.   
  Сказав ребятам,- «Встретимся  в столовой, а  Доски (так называли в то время иконы, конспирация  понимаешь) оставьте пока у себя в номере"-.
Мы с Оксаной  подошли к  Священнику.

Священник  нас встретила вопросом,-"Как  дела, вижу по уставшим, но довольным вашим  лицам, все удачно сложилось". "
    Ты прав, мы  отодвинули  плиту закрывающую вход, он оказалась не вся  каменная. 
Оказалось, это каменная крошка на цементе, положенная сверху  на дубовые доски.
 
  А вот если не знаешь,  как открыть  упор, ничего не получится.
Понял, а что искали,   нашли?   Нашли, ответила Оксана и спросила  показать?

  Нет не нужно, я все это видел  раньше,  давно  конечно,  но помню. 

Я сказал ему спасибо за топор и фонарь, и отдал  уже  ставшие не нужными  инструменты.
«Удачи вам,вы сделали великое  дело, теперь хорошие люди смогут посещать 3 е помещение»,- услышали мы  на прощание.
Старик  медленно  пошел домой, иногда  борачиваясь и осеняя нас крестным  знамением, а мы отвечали ему тем же, пока он не скрылся из виду.

В  Оксанин номер вошли втроем, я Наталья  и Оксана,  выложили все находки  на стол, увидев  альбом марок, Наталья  воскликнула « и это тоже лежало там в алтаре?».

Лежало, мы сам про него забыли, машинально  видимо сунула в  сумку, как  малозначительный  предмет  поиска. 
Хочешь, полистай, пока мы  снимем  в ванной  свои  штормовки  и грубые  штаны.

  Переодевать в новое не стали, да мы особо и не вспотели от усилий,  все сделал за нас дрон  Голицин, а  мы больше имитаторы  процесса.

Но про это  от нас никто не узнает, как говорят разведчики, даже под пыткой.
       А мы и есть разведчики пещер. 
Выйдя из ванной  подошли к  столу, где Наталья разглядывала  марки, постоянно охая и восхищаясь,- «Надо же, я никогда такого не видела, а вот3 марки, выпущенные  в честь 100 летия  Бородинского сражения».

О это очень редкие Земские марки, на них нет года и цены.

 Да раритет, у меня  одна такая  есть, и  немного других тоже, например  летчики полярники, Леваневский, он разбился позже, а вот марки РККА у меня тоже есть,  но не все.
        Ладно, интересно конечно, но пора на ужин.

Идем, а ты заходи потом, знаю тебе ведь точно любопытно,  что  написано  в  старинных листах.
  Да и без твоей помощи нам точно не разобраться, я церковно- славянский  понимаю,  но там  кажется  есть и  на древне греческом, или еще каком славянском.

Достали  кожаную  книгу- папу  с листами,  началось изучение.
Медленно  водя пальцем по тексту, Наталья тихо говорила непонятные нам слова, представлявшими некую  абракадабру.
Как говорят  мужуки, тут без пол литры  не разобрать, и думаю  даже  с пол литрой,  тоже.
  Одни фразы на Церковно славянском, другие  на болгарском.
Некоторые  на разговорном древне- русском, а в нем гораздо слабее, чем в книжном древнерусском языке  (которым написаны летописи и «Слово о полку Игореве»),  влияние  церковно-славянского.

  Например, в новгородских берестяных грамотах предложения очень часто начинаются с А, например: «А ты продай коня,(возьми), сколько дадут; а что ([на этом)  потеряешь, запомни.
     Очевидно, он так шифрует особо важные слова.
  Не,  думаю сейчас мы,  уставшие от кучи  впечатлений, мало что поймем.
          В дверь постучали. 
И повелительный  голос Николая вещал нам,- «Бросайте свои изучения,а то башка опухнет».
       Пойдем  к нам, мы решили небольшой  расслобон  с вином  устроить.
Херес таманский, венгерское  Токайское, и само собой  легкие закуски и  салат,  после нашего  ужина самое оно. 
                Э   то все любители  высококачественных  записей  поднесли. 
   « А чего они так расщедрились»,-  спросил  я.
Да я пообещал им перед отъездом  продать  свои джинсовые шорты Wrangler  и  майку Lee.
В Москве сейчас осень, в шортах и майке не походишь,а к лету все равно новые достану.
Да приходите  в чем  есть, прихорашиваться  не нужно, будет все  совсем  по- домашнему.  O.K.  уже  идем, ответили мы.
Заходим к ребятам, импровизированный  стол для крутого  расслабона,  готов.
«Привет Чуваки и Чувихи»,   я главный  распорядитель  произнес  Сашка.

  Будем хипповать и балдеть, только медленная  музыка, никаких танцев, манцев, все сплошной  «cool party». 
«Ну если Кул партия, то должен быть и Chаt Baker, как основатель  данного стиля  в джазе», спросил я.
Обижаешь  Чувак,  есть и трубач  Бекер и пианист Билл Иванс и саксофонисты Бен Вебстар обязательно.
Мой батя  от них просто без ума, хоть он  коммунист и дипломат.

Мне часто приходилось их слушать, и знаешь  я  въехал в тему, и на удивление,  они мне тоже стали нравиться.

Ноначнем мы с более нам известных Битлз «Герл»  и Естердей, Херман Хермитс (отшельники Германа)» хир кам зи  стар»  две версии, лично мне больше нравится  Французский  вариант.
  Ну  и конечно куда без  самой  хипповой  песни  группы Энималс  «зи хаус оф зи райсинг» сан, «дом восходящего солнца», завершил свою  «тронную речь»  Сашка.

Кстати, а знаете, что означает название,- «Хаус оф зи райсинг сан»?,-спросил
всезнайка  Серега.
        Кроме прямого названия  нет, ответили мы. 
Вообще изначально, это песня Боба Дилана, и так называется Бордель в Калифорнии, как и Сан сет бульвар.
Вот.   Да ладно включай, в текст мы все равно не вникаем, главное хорошой  музон.
  И он включил, мечту  многих  простых меломанов, у сложных была стационарная  японская аппаратура.
  Это был  Sharp  super bass с хорошим звуком и мощностью, которая в прочем сейчас  не особа была нужна, а вот на пляже самое то, что надо.

Атмосфера  расслабона, мы все уставшие от большого количества  пройденного за день  и массы впечатлений наслаждались вкусным  Токайским.

«А вы знаете» произнесла Оксана, - « Это вино очень любил В.И. Ленин».

  Здорово продолжила Наталья «значит у нас на конспиративной  квартире, проходит  партийная сходка, замаскированная  под вечеринку.
Тогда тихо, очень тихо поем, нет, не Варшавянку, а подпеваем Битлз и все остальным.
  Скажу, правда некоторые из нас, знавшие текст, давно подпевали, а не знавшие, тихо мычали, что тоже своего рода пение.

    Так мы наслаждались, медленной, волнующей нас музыкой.
Время текло тихо и  медленно, видимо оно тоже наслаждалась  завораживающей,  такой красивой  музыкой.
Все шло балдежно, пока Сашка не  произнес,- «А теперь по заказу наших друзей, супер Кул джаз труба, мистер Чет Бекер, господа!»

У нас его никто почти не знает, невзирая на мировую славу трубача, очевидно,   это отголоски  хрущевских времен. 
     Помните лозунг «Сегодня он играет джаз, а завтра родину  продаст». 
Точно не знаю причины, музыка медленная, совсем не рок-н-ролл. 

Тут вмешался я,- «Мне кажется Чет Бекер для молодых полных энергии, готовых горы свернуть, он нужен им для отдыха и расслабления, послушайте его « My funny Valentine».
  Он для общения  с девушками   в тихой  атмосфере   уединения.
Это самое оно.
Музыка плавно уносит вас от забот прошедшего дня в меланхоличное  блаженство, после чумового  рок-н-ролла, или твиста. 
      Чет Бекер  и Билл Иванс, труба и пиано, а вместе  просто  супер.
Вы утопаете в томных, чарующих звуках  кул  трубы  вместе с Четом и легкого  пиано Билла.
     Билла Иванса еще  называли Шопеном  джаза.
Возможно,  кто-то  сегодня играет  на трубе и  лучше.

Но это совсем не Чет, конечно  это мастерски, как например Майлс Девис, но в низ нет внутреннего  духа как у Чета.
  Можно  играть даже как Чет и Билл, но это сегодня после многих лет, а тогда было  время Чета Бекера и Билла Иванса.

  А за Четом мои любимые Herman  hermits (отшельники  Германа) песня  «here this the  star» , песня тоже медленная  с оркестром.

А потом мы все вместе пели  и модную тогда у мажоров группу Kinks, песню  «Sunny afternoon», она про Английских  мажоров, с яхтами, я ее тоже знал, хоть и не  мажор, а собиратель  виниловых  пластинок.
Хорошее  время  всегда  быстро заканчивается, пора и на отдых, расходимся  по номерам.
Уже в номере мы с Оксаной решили  еще раз посмотреть  записи  неизвестного  монаха, на церковнославянском, как мы  поняли,  идут  проповеди   и указания по  технике  речи.
      А  на древне русском  разговорном некие действия  непонятные нам.
 
В указаниях любопытные  вещи, духовники,  чтоб завоевать доверие  нужно  смотреть с легкой улыбкой  в глаза, при этом  смотреть как бы  насквозь.

При составлении речи помнить, главная  мысль  должна быть в  речи повторена  несколько  раз,  но только  разными  словами и разным построением  предложений.

   В разговоре  постараться  незаметно  коснуться  руки, речь в духе  предложения  выполнить, а дальше  как все это выполнить, но уже  на болгарском.

Вот часть текста на  разговорной   глаголице,  могу порчитать и перевести  на   русский.   
Давай если не долго.
Как найти полифонию  общения, как говорит самому, не мешая другому, у которого  свое звучание слов.
Как создать полифонию  разных слов,  азных  мыслей.
Как полифония  природы, где  пение птички  не  раздражает  хрюкающую  свинью  и наоборот.
  Река не раздражает  рыб и зверей, они издают каждый  свои  звуки и совсем не мешают  друг другу.
  «Да мудреная  философия»,- заявил  я, «но главное он абсолютно  прав, в природе все так, а вот у людей  наоборот ,иногда  в словах  зло так и прет».

   Уже поздно сказала Оксана, давай закончим  и идем спать.
  Я долго  ворочился,   прежде чем заснуть.
 Мне приснился  странный  сон, будто  мы с Оксаной-Ольгой, Натальей  и почему то Таис, идем по непонятному  лесу.

Мы несем  иконы, которые  нашли  в пещерном  монастыре.
Почему же тут Таис, может мы на Крит, или  на  Фиру (Санторини) не похоже, там такого леса точно нет.
       В лесу появились березы, значит это какая то славянская  страна.

Проходим  часть леса и выходим на поляну, где  стоит  большой  деревянный  столб,  а вокруг  поменьше, на  дух столбах  головы  волка,  а в центре  следы от  костра.
   «Очень похоже  на Капище язычников»,-  говорит  Оксана.
  «Да».-  вторит ей Наталья, «это точно оно, а хозяева  где- прячутся».

Хорошего от них не жди, мы для них чужаки,   вторгшиеся  в их владения, да еще на Капище  пришли. 
  «Точно зажарят»,- пошутил я.
«Вполне  возможно» добавила  жару Оксана.
Вдруг,  из за деревьев  на нас  нападают  люди,  в  лохмотьях,  о звериными  головами   и  дубинами в руках.
  На ходу они  кричат  нам, чтобы  мы  отдали  иконы  или сами  уничтожили их. Язык  понятен  это древнерусский.

«Так нас встречает  родная  земля»,- снова пошутил я,  чтоб сгладить  возрастающие   напряжение.
  Можно ждать чего угодно, только не приглашения  на дружеский  обед.
Мы встаем  в круг, корее квадрат , в центр  кладем  иконы.

  Я забыл сказать,  как мы одеты, на нас с Оксаной  штормовки  и такие же штаны,  на ногах  горные ботинки с железными шипами  на подметке, Наталья  в шортах, кроссовках   и  джинсовой  куртке.
  Оружие, Оксаны  дубина, Наталья  с длинной палкой,  а у меня  железный  топор  пожарного,  а Таис  в плотной  короткой  тунике  и с железным  мечем, подарком  Кратия.
Она  в таком  наряде  кажется  совсем  беззащитной, эдакая,  куколка  балетница. 
  Но первое впечатление  почти всегда  обманчиво, и нападающие  в это быстро убедились.
Они и даже  опомниться  не успели, как Таис своим железным  мечем, порубила  их  в капусту.
  Меч в ее руках крутился  с бешеной  скоростью, как  электромясорубка.
 
Мы с Оксаной  тоже не промах, но вот убивать людей  не можем, только раним или  ломаем им  руки и ноги. 
Таис  понятно обучали  в школе гетер  для полководцев,  умению обращаться  с оружием, плюс битвы  в походах  Александра  Македонского.
В древности  человека  другого  племени,  за человека не считали, да еще могли  зажарить  и съесть.
  Опешив  от такого отражения  атаки, остатки  нападавших  отступили.
Нам даже не пришлось  вмешиваться.
Мы взяли иконы  в руки,  и пошли  дальше  сквозь  лес.
Куда мы  всеидем и кто нас  ведет, но однако  идем мы  уверенно, словно знаем куда.
Тут откуда, то с небес голос.- «Почах путь, до острога  воеводы к обедне  придяше». 
Так, опять древнеруссий, значит мы  на Руси, век пока не ясен.
  Выходим  в небольшой  березовый  лес, и вдруг на тебе, снова  заросшие  в лохмотья  люди нападают  на нас.

У точно  хотят  нас  принести  в жертву  своим  богам.
«Волчьи  головы на столбах,  наверное,  их тотем,  значит они  племя  Волка»,  добавила  ясности  Наталья.
Теперь  двое у  них  с мечами.
  «Будем  жестко рубиться» предлагает Таис,- « И никаких детских игр на мечах».
«Поняли» ответил я  «принимаем  мысленно озверин  и в бой». 
  «Шики дачи»,- командует самурайка  Таис.
 
  Принимаем  позу  шики дачи , низкая стойка, где не защищенной только голова.  Оружие  перед  собой  наготове.
   Увидев  наше  странное  приготовление  к  бою,  нападающие  на время  застыли  в недоумении.
Явно  не понимая,  нападать  лили   лучше  все же отступить.
   И все таки они решились,  меняемся  по кругу прикрываю  друг другу спину.
«Банзай»,-  закричали мы и ринулись  в атаку.

Таис  взяла на себя двоих  с мечами, их хоть и было двое, но рухнули они  в один момент. 
 Мы тоже  сейчас никого не щадили.

 Наталья  сильно  врезала  концом  палки,  нападавшему  в  подмышку, тут же с разворота  другим  концом  по голове,  и с отходом  назад  ударила ногой  в пах.

     Бедолага, он  с  диким   воплем рухнул  на землю, как подкошенный. 
  Одним волком меньше, теперь он инвалид 1й группы,  на всю жизнь (по Российским законам). 
Шедший за ним слегка запнулся  об упавшего,  и тут же  заработал  топором   пожарного  по плечу, и  удар ногой  по печени  почти одновременно.
 
Краем глаза, наблюдая  за  Натальей, удивился  такой сноровке, но вспомнил, она  ведь занимается Ушу. 
Враги отступили, но кто их знает, может, собирают  новую  ватагу бойцов? 
Проходим березовую рощу  и вот  небольшой холм, вокруг пока никого, решаем  совсем  немного отдохнуть.

Наталья  достала из джинсовой  сумки  пластиковую  литровую  бутылку, с молоком  внутри, вместо нее убрала туда икону.

Оксана достала  овощи, а Таис  вкусный  домашний  критский  хлеб и брынзу.

Иконы  убрали  в сумки, чтоб еще кого не соблазнить, а вдруг существует  племя  холмов?  Кто их тут разберет.

Легкий  завтрак завершен, он нас расслабил, как бы не раскиснуть.  Озираемся  и видим,   за  кустами  орешника  виднеется  деревянный  острог  с маленькой   часовней. 
«Наверное,  нам туда», указывая рукой  в сторону острога говорит  Оксана.
Встаем.
Начинаем,   спускаться  с холма  в  сторону орешника .
И на тебе опять,  видим  впереди  людей идущих  из  орешника.
Кажется  это явно  перебор.
  Господи  возьми нас  за руки  и переведи через  эту ночь,  охрани нас и  отгони  злые  силы  прочь.
Люди  приближаются,  и мы  видим  ратников с мечами и  щитами,  а один видимо  главный,  в щеломе  и кольчуге.
  Сразу  отлегло  и порадовало, понимаем опасность  мин овала, это  идут  дружинники.
Главный, кричит нам  зычным голосом,-  « Не бойтесь  я Ратибор, десятник, мы от  воеводы посланы помочь вам».
  Помочь, как раз то, что нам так необходимо  сейчас.
  Подойдя  ближе  ратники  с большим  любопытством  разглядывают  нас,  что  за  эдакие  странники,  и откуда.
«Вы несете для нас  Греческие иконы»,- спросил  Ратибор.
   «Несем",- ответил  я.
Вы так странно одеты,- « Не уж идете из самой Греции, и по дороге потеряли в боях  всю охрану».
Понимаю, долгих  объяснений  не нужно, лучше согласиться.
    Ты совершенно  прав  Ратибор.
Вижу одна из девиц одета  как гречанка, мне рассказывал  старец  Мефодий,  он бывал в Греции.

Мы бы и раньше появились, но  ребятишки,   собирающие  ягоды и грибы, а сними и  два ратника, для охраны от людей  Волка, увлеклись  зрелищем.

  Они  наблюдали  ваш   поединок,  четверо  против  дюжины,  а через  несколько  минут, вся дюжина  уже лежит на земле  поверженной.

  Особенно их поразили  действия, маленькой  девушки  с мечем,   все люди племени  Волка  бугаи  ростом  выше нее  на  сажень.
   А она уложила их  мгновенно, так что мы ничего  не поняли.
  Да и остальные лихие  ратники.
Мы передали   иконы  ратникам.
  Ратибор предложил  нам  по трапезничать с ними, отдохнуть,  а завтра он  даст коней и направит  в ближний  город.
  А там водным путем вернетесь домой в Грецию, на воде вы в безопасности.
И тут  я проснулся, в полном недоумении.
Озираюсь, вдруг  в какой  век угодил, после чтения древней  книги  и  соприкосновения,  с  самой  древней  иконой  6 -7 века,  «Иисус  Пантократор».
 
Может они находясь вместе перенося  вас ночью  в портал 7 века.
Стулья современные, за окном  дома, тоже не из 7  века.
  И сие явно хорошечно, станешь тут  после такого сна славянином  из Моравии.
Подхожу к Оксаниной  кровати  и сажусь  рядом  на стул, сидя легче   прийти  в себя.
Оксана  в недоумении  открывает глаза, такое  впечатление,  словно   она видела  мой  сон, и только что  оттуда.
  « Что случилось»,- спрашивает она.

«А случилось  солнечное Утро».- отвечаю я.
  И в шутку  добавляю  стихами.

«Пора красавица  проснись,
Открой  сомкнуты  негой взоры.
Навстречу  северной  Авроры,
Звездою  севера  явись.»

А выдерживаю небольшую  паузу, пока она ответит.
А что?
  Мы оказались  в эпохе  Александра Сергеевича Пушкина?
  Говоря  сие, Оксана протирает глаза.
  А где мой пеньюар  и бархатные  тапочки?
Пусть  служанка  принесет их и  стакан  лимонаду  вдобавок.
А что? Мы оказались  в эпохе  Александра  Сергеевича Пушкина?

Эпоха  Пушкина? Да  нет, сударыня, сие пока поселок  Новый  свет.
    Новый свет, жаль  что  не Америка, калифорния  Форт  Росс.
     Это как у Маршака про рассеянного с улицы Бассейной.

Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал,
Почесался и сказал:
«Это что за остановка —
Бологое иль Поповка?»
А с платформы говорят:
«Это город Ленинград».
Вот вот , как  не мечтай,  и это  не у Пушкина и  не в форте Росс, что в  Калифорнии. 
         Это снова поселок  Новый свет.

После  умывания смотрим  на часы, до завтрака  еще целый час.
Идти на прогулку  лень, и делать зарядку тоже лень.

Слышим  стук  в дверь и голос «это  я  Наталья, решила зайти, до завтрака далеко».
«Заходи открыто, мы уже встали и бездельничаем»,- приглашаю  я.
  Прямо с порога  Наталья сообщает,- « Мне не терпится  еще раз посмотреть  записи, я про них  полночи думала».
Тебе  хорошо  ты  только  думала,  а мы вот  с дикими  племенами  рубились, не на жизнь, а на смерть.
  И еще оберегали иконы, которые тащили  в Острог,   какому то монаху. «Ну и как дотащили?»  шутливо спросила  Наталья.
« Дотащили»,   ответила  лениво и тоскливо  Оксана. 
Несу книгу, честно говоря,  мне и самой  невтерпеж,   посмотреть на свежею  голову.
«Я поняла  там часть теста  на  глаголице  разговорной и  некоторые  слова  непонятен  смысл, а ты историк  и знаешь  больше меня», -заявила Оксана.

Тут и я внес  свою  лепту (самая мелкая  греческая  монета),  давйте  выпишем  в линию  все что поняли,  с  промежутками  не понятого текста.
Потом попытаемся  домыслить не достающие.
«Идея хорошая»,- поддерживает меня  Наталья, но есть одна проблема, если он  пишет  на  греческом  без  философских   понятий, в чем я очень  сомневаюсь, тогда прочитаю.
Начинаем  с разговорной Глаголицы, перевожу  с ходу, наставления для речи.
  Прежде всего, посади  верующего на стул,  и предложи  медленно  раскачиваться, так он  перестанет следить  за тобой  и будет полностью  внимать тексту.
 
Исключи  из речи  все Не,  и  все Нет,  и  все происшедшие от них  слова, пример Неплохо, в сознании  Не исчезнет, останется  плохо, неважно тоже, не уйдет, останется важно, понятно теряется  смысл.
Применяй  параллельные  слова, та часто говорил  Иисус,- «Просите,  и  дано будет», Стучите,   и отворят»  Понятно, слова с разными  значениями.

  Если  слушатели  еще  плохо внимают, не стойте на месте, медленно двигайтесь.
Во время  речи смотрите  поверх  голов.
  Говорите медленно, с упором на главные  слова, их говорите чуть громче  и в тоже время  медленнее.
Опорные  слова.
  «А дальше  все  на староболгарском, я в нем не очень» признается Наталья.
 
«Пиши тире  пропуск, и продолжай»  советую я ей.
  Речь медленная, без жестких  указаний на его грехи и лучше не говорить о них.


Рецензии