О сериале Операция Неман 2023 Мнение

--------------------
СМЕРШ (сокращение от «Смерть шпионам!») — Главное управление контрразведки.
 Преобразовано из Управления особых отделов НКВД  Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 19 апреля 1943 г. Тем же Постановлением были созданы Управление контрразведки «СМЕРШ» НКВМФ СССР и отдел контрразведки «СМЕРШ» НКВД СССР. 19 апреля 1943 года на базе Управления особых отделов Народного комиссариата внутренних дел СССР было создано Главное управление контрразведки «Смерш» с передачей его в ведение Народного комиссариата обороны СССР.

В соответствие с указанным Постановлением (цитаты): «Начальник Главного Управления контрразведки НКО ("Смерш") является заместителем народного комиссара обороны, подчинен непосредственно народному комиссару обороны и выполняет только его распоряжения".
«Органы „Смерш“ являются централизованной организацией: на фронтах и округах органы „Смерш“ (Управления „Смерш“ НКО фронтов и отделы „Смерш“ НКО армий, корпусов, дивизий, бригад, военных округов и других соединений и учреждений Красной Армии) подчиняются только своим вышестоящим органам».
«Органы „Смерш“ информируют Военные советы и командование соответствующих частей, соединений и учреждений Красной Армии по вопросам своей работы: о результатах борьбы с агентурой противника, о проникших в части армии антисоветских элементах, о результатах борьбы с изменой Родине и предательством, дезертирством, членовредительством».
«Для обеспечения оперативной работы, конвоирования, охраны арестованных и мест заключения органам «Смерш» на местах выделяются из частей Красной Армии:
а) Управлению «Смерша» фронта – батальон; б) Отделу «Смерша» армии – рота; в) Отделу «Смерша» корпуса, дивизии, бригады – взвод».
------------------
Для чего вышеприведенная информация? Она есть в открытых источниках, и создатели сериала вполне могли с ней ознакомиться, чтобы понимать кто кому подчиняется, кто кому докладывает и кого информирует.

Не подчиняется начальник управления контрразведки фронта командующему фронтом (при всем к нему уважении) и докладывать командующему о своей работе не должен, проинформировать командующего о том, о чем будет именно необходимо и целесообразно – это, пожалуйста. Творцам сериала такое было ни к чему, и они сочинили всякие небылицы, показанные в фильме. Об этом я несколько ниже.
========================================================
Сериал «Операция Неман». Сериал снят по мотивам романа Владимира Богомолова «Момент истины» (он же «В августе 44-го…»).
Из анонса о фильме: «Оперативно-розыскная группа Управления контрразведки фронта под руководством капитана Алехина разыскивает диверсионную группу под кодовым названием «Неман». Группу диверсантов возглавляет, хорошо знакомый Алехину, немецкий агент Мищенко, в задачу которого входит сбор разведданных, необходимых немецкому командованию для определения направления главного удара Советской армии. Алехин и его группа, в ходе широкого поиска, отрабатывает одну версию за другой, но каждый раз Мищенко удается уйти.»

По мотивам, это по мнению творцов сериала – можно придумать все что угодно, даже то, о чем и не было речи в книге В. Богомолова.
Специально придуманный для актера Сергея Маковецкого – персонаж, (о нем в романе упоминается – «Матильда»), так широко представлен в сериале. Немецкая «агентесса», которую пресловутый матерый фашистский диверсант Мищенко собственноручно ликвидирует, оставаясь без связи. Представлен целый ряд иных персонажей, придуманных создателями фильма.

Практически, многое, показанное в сериале - от лица немецких агентов, их пособников, «лесных братьев», сцена кровавой расправы над ребенком. Зачем?
Полно всякой всячины в фильме, например: Юлию, любовницу Павловского, пытается изнасиловать русский солдат-водитель. Девушку спасает немецкий агент Павловский.  А позднее Юля завила нашему «смершевцу» Таманцеву: «вы ничем не лучше фашистов». Это как понимать?

Личные откровения диверсанта Мищенко со своим радистом: «моего отца, есаула, красные порвали лошадьми на куски». Радист в ответ: «мой был за красных, герой Гражданской, его потом свои и расстреляли». В романе Богомолова этого нет. Да, уж, придумали сценаристы, а для чего? Кстати, в сериале почему-то у Мищенко очень высокий чин немецкого полковника, чего быть никак не могло...

Некая дамочка, советская военнослужащая в штабе фронта, запросто выписывает пропуска кому угодно? Даже какой-то модистке, являющейся одновременно немецким агентом. Почему Мищенко не выписала пропуск? (шучу). Этой дамочке вообще ничего не грозит, так, побеседовал с ней контрразведчик и трудись, милая, далее. Никакого протокола допроса. А по сути – дамочка пособница немецкой агентуры, вольно или невольно, тогда за это строгий спрос был.

Все эти несуразные погони – стрелялки. Удивительные события с автобусом артистов в прифронтовой зоне (причем этот автобус никто из комендантской службы или охраны тыла фронта должным образом не сопровождает).

В начале фильма капитан Алехин изучает дела возможных разыскиваемых агентов, заучивает их словесные портреты. Интересно, а зачем? Так, пригодится. Южнорусский говор, какой? Это я из любопытства. В сериале есть такой эпизод: на даче у Иосифа Сталина – совещание: кроме Верховного присутствуют руководитель «Смерша» Абакумов, начальник Управления контрразведки 3-го Белорусского фронта генерал-лейтенант Егоров (актер Смоляков). Причем, из доклада Абакумова следует, что есть досье на всех немецких агентов, подготовленных для заброски в наш тыл. Получается – знаем кого надо изловить и обезвредить. Противник известен и для его поимки могут справиться только: капитан Алехин и его товарищи (это я немного с иронией).

«Странностей», скажем так, полным-полно. Мищенко такой неуловимый и «непредсказуемый»: без раздумий ликвидирует одних своих агентов и заодно у него любовь с невзрачной немецкой дамой- агентом «Ивашовой». Мищенко понятия не имеет: кто такой – их агент «Матильда» в штабе 3-го Белорусского фронта и вынужден выходить на него для личной встречи по особому паролю.

Удивительная история с подрывом диверсантами автомобиля на железнодорожной станции рядом с эшелоном с военной техникой (взрывчатку немецкие агенты раздобыли тоже очень «забавно», если это слово будет уместным). В  тех условиях оперативных поисков вражеской агентуры и возможной диверсии – станция должна охраняться особенно тщательно и усиленно, никаких «левых» грузовиков не должно быть и близко, как и всевозможных посторонних лиц, даже женского пола (немецкая агентесса  мадам «Ивашова»).

История с расшифрованным немецким донесением. Почему этот документ оказывается у командующего 3-го Белорусского фронта, а не у начальника управления «Смерш»? Причем, там нет никаких резолюций: кому адресовано, кого следует ознакомить? Капитана Алехина хватают его же коллеги из контрразведки фронта, которых он, наверняка должен знать лично, отбирают у капитана документы и везут его прямиком к командующему фронтом. Зачем? Капитану надо прочитать этот пресловутый документ о расшифровке. О как!

Перечислять все нелепости сериала – можно долго. Все эти новые придумки, с «пере вербовкой» вражеского агента «Матильда» и дальнейшим его использованием в интересах контрразведки фронта…Сказочная погоня за диверсантом Мищенко по крышам вагонов движущегося поезда — это нечто! Словом, «бабушка не приехала», в отличие от фильма «В августе 44-го».
------------------
В заключение небольшие пояснения, процитирую (из открытых источников):
 «Органы «Смерш» имеют право :
----------
«а)вести агентурно-осведомительную работу;
б) производить в установленном законом порядке выемки, обыски и аресты военнослужащих Красной Армии, а также связанных с ними лиц из гражданского населения, подозреваемых в преступной деятельности;
в) проводить следствие по делам арестованных с последующей передачей дел по согласованию с органами прокуратуры на рассмотрение соответствующих судебных органов или Особого Совещания при Народном комиссариате внутренних дел СССР;
г) применять различные специальные мероприятия, направленные к выявлению преступной деятельности агентуры иностранных разведок и антисоветских элементов;
д) вызывать без предварительного согласования с командованием в случаях оперативной необходимости и для допросов рядовой и командно-начальствующий состав Красной Армии».
-----------------------
Сериал «Операция Неман» восторга не вызвал. Сожаление, что настоящего фильма не получилось, хотя и по мотивам романа Владимира Богомолова «В августе 44-го».
----
Картинка из интернета


Рецензии
Есть вполне достойная экранизация романа Богомолова - фильм Пташука.
Так нет же, надо было слепить очередной ремейк про "кровавую гэбню". Все эти новоделы про войну сделаны по одному и тому же лекалу: абсолютное незнание матчасти плюс антисоветчина.
Спасибо за обзор.

Сергей Соломонов   02.06.2024 16:49     Заявить о нарушении
Большое Спасибо, уважаемый Сергей! Фильм Пташука мне вполне понравился.
-----------
Позволю себе процитировать любопытную информацию:
"«Момент истины. В августе сорок четвертого» имел успех во многих странах, выходил миллионными тиражами, выдержал более ста изданий. Он был переведён на множество иностранных языков. Его читали во Вьетнаме, Иране, Португалии. Испании, Норвегии, Болгарии, Монголии, Венгрии, Финляндии, Чехии, Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Германии, Австрии, Китае, Японии, Корее и других странах.

И только в Польше роман не стали переводить с русского. Щадить чувства поляков писатель не стал, рассказал о деятельности Армии Крайовой так, как видели ее советские солдаты, которым эти польские «патриоты» стреляли в спину. При этом он изложил такие подробности, которые было невозможно выдумать и отказывался от переводов на иностранные языки, если в тексты пытались внести «корректирующие» в отношении описываемых событий правки.

В этом был весь Богомолов, прямой, бескомпромиссный, ни в грош не ставивший награды, премии и прочие знаки отличия: он отказался от двух Государственных премий, от гонораров за фильмы, от орденов, не признававший над собой никаких авторитетов, не следовавший общепринятым правилам и никогда не поступавшийся своими принципами. Так, он принципиально не вступал в Союз писателей, объясняя это тем, что не мог позволить себе участвовать в постоянных проработках не угодных руководству литераторов: «Это при моем характере обязательно плохо кончится...»

"Богомолов не был доволен экранизациями своего романа и конфликтовал вплоть до снятия своего имени из титров с кинорежиссерами.

Первая экранизация была предпринята сразу после выхода книги, в 1975 году. За нее взялся известный литовский режиссер Витаустас Жалакявичюс, снявший до этого знаменитую картину «Никто не хотел умирать». Но фильма не получилась. Отснятый материал не понравился ни генеральному директору «Мосфильма» Николаю Сизову, ни самому писателю.

Вторая попытка экранизировать роман оказалась более удачной – в 2000 году известный белорусский режиссер Михаил Пташук снял ленту «В августе 44-го».

Но Богомолов категорически потребовал убрать своё имя из титров, объяснив это тем, что большинство эпизодов книги оказались в фильме провалены. Он не хотел, чтобы из книги сделали пусть и хороший, с прекрасными актерами, но боевик. В картине не было того, что для писателя было основным смыслом романа: напряженной работы мысли героев. Именно мышление для Богомолова было главным полем сражения, а не внешний антураж.
Киноязык вообще куда беднее литературы, но из фильма Пташука ушло главное – документы и внутренний монолог героев.
А еще было множество каких-то небрежностей, нестыковок и ляпов, которые перфекционист Богомолов принять не мог. «Мне фатально не везло с режиссерами. Я имел дело с четырьмя режиссерами, двое из них были очень известными, это Тарковский и Жалакявичус...
Никто из них даже часа в армии не служил. Они не понимают этого. Они не знают этого. А главное, и слушать-то ничего не хотят... Что сейчас надо режиссерам – экшн, действие. И уже не важно, какая мысль за ним стоит, главное - поток событий, поворотов, наворотов... Так редко можно встретить в кино толкового человека».

Роман «Момент истины» давно перешел в разряд культовых. Владимир Богомолов еще при жизни признан одним из лучших писателей в русской литературе. За гуманизацию жестокого военного ремесла книги Богомолова были оценены ЮНЕСКО как вклад в мировую литературу Его последняя награда – медаль ЮНЕСКО за творчество. Почетный диплом ему привезли на дом за три недели до кончины."
-------------
С уважением.

Александра Вежливая   02.06.2024 18:51   Заявить о нарушении
Благодарю за очень интересный комментарий.

Сергей Соломонов   02.06.2024 23:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.