Корюшка пошла

В тот год весна была поздней, только проклюнулись первые листочки и кое-где зазеленела трава. И еще, с майскими праздниками, флагами, воздушными шариками и машинами - поливалками, явился в город запах свежих огурцов.

Мой дед принес домой полную болониевую сумку пахнущей огурчиками рыбки и улыбнулся бабушке Полине.

- Доставай сковородки Полинка, будем готовить.

- Тиша, может с морковкой в духовке сделать?

- Можно и в духовке, как захочешь Полинка, и картошки хорошо бы отварить. Капуста квашенная еще осталась?

- Раздевайся, Тиша. Капуста есть, с клюквой. Пойду рыбой заниматься.

- Ну что, внучка, полакомимся? Корюшка пошла.

Сев в большой комнате, за круглым дубовым столом, мы ели вкусную, с хрустящими хвостиками корюшку. А икру бабушка жарила отдельно, и ставила на тарелке.

Каждый год, в сезон, мы ели корюшку. Это было неизменно, как кораблик на Адмиралтействе, или очередь в Зимний Дворец. Очень привычно. Пахло весной, радостью и праздником.

В первый раз приехал свекор ко мне в конце апреля. А через несколько дней по городу уже витал запах свежих огурцов.

- Алена, почему в городе пахнет огурцами?

- Это корюшка, рыба такая.

- Я ни разу не ел корюшку.

И я понеслась к лоткам. Одурев от ценника, я купила рыбу, и побежала домой. Потом промыла, почистил, и обваляв в подсоленной муке, принялась жарить. Мы всей семьей ели корюшку, все пятеро. Особенно был доволен свекор. Он смаковал каждую рыбку, и счастливо улыбался.

Деда Коля, свекор, приезжал ко мне часто, несколько лет жил у нас по пол года, но больше никогда не попадал в сезон корюшки.

- Ну как же так? Когда же будет эта рыбка, пахнущая огурчиками?

- Деда, можно поискать мороженой, тоже будет вкусно.

- Да нет, мороженой не хочу, а вот с лотка, свеженькую, и пожарить в муке, и что бы хвостики хрустели...

Такая простая мечта пожилого человека. А еще он хотел съездить на родину, в Шепсуг, но когда муж предлагал его отвезти, то откладывал, мол успеется.

Как то осенью забрали мы свекора после инсульта. Привезли к нам, в Санкт-Петербург, положили в больницу подлечить. Врач, кардиолог, пригласила меня.

- Я конечно его прокапаю, сделаю все, что можно, но Вы должны знать, что сосуды забиты сантиметров на 7 с двух сторон, практически полностью, тенты не помогут. Готовьтесь. Следующий инсульт не за горами, и он его не переживет. 'А после выписки нужна строжайшая диета.
Но свекор пережил второй инсульт, и встал на ноги. Мой сын его выходил.

Свежий запах корюшки носился по городу, а деда Коля так и не попросил рыбки. Он выходил из квартиры только за сигаретами, лежал на диване, и лазил по интернету, иногда читал Донцову и Незнанского. Грустил, и рвался в Туапсе.

- Люда там одна, везите меня, дети, домой.

- Поживи у нас деда, не спеши.

- Нет, загостился, почти год у вас, пора и честь знать.

Я тянула его отъезд, сколько могла.

Я собирала его в дорогу, и понимала, что если он останется, то еще поживет, может год, а может и подольше, но если уедет, то больше никогда не вернется. Меня накрывала печаль. Но вольному - воля.

И мы поехали.

Когда мы собрались из Туапсе домой, я наклонилась поцеловать деда Колю.

У него покатились слезы.

-Так я и не поел этой рыбки, что огурчиками пахнет, корюшки.

- Что же ты не сказал, что хочешь?

- Забыл, представляешь, я забыл. И в Шепсуг не съездил.Ну может на следующий год?

- Хорошо деда, давай на следующий год, мы заберем тебя в апреле, к сезону корюшки. Ты держись.

- Постараюсь, Алена.

Свекровь строила планы, я ей поддакивала, и старалась не расплакаться.

В Туапсе, в квартире, где никогда не закрывались окна и двери, он в конце октября заболел пневмонией, и вскоре умер, прожив всего две недели после нашего отъезда. И не сбылись простые мечты доброго человека о пахнущей огурчиками рыбке, о поездке в Шепсуг...

А я пойду сегодня к лоткам, и ужаснувшись от ценников, куплю корюшки, а потом бутылку водки. Приду домой, пожарю рыбку, и выпью стопку за упокой души моих родных и близких. Бабушки и деда, родителей, смешливой тети Раи и ее мужа - дяди Сережи, рукодельного дяди Клавдия, и дедов Миши и Саши. За моего свекора, который с рождения внучки наименовал себя дедом Колей. Где они, на каких берегах? Я не знаю.

А я здесь,в Петербурге, и у нас весна, май, запах свежих огурцов витает по городу. Корюшка пошла.


Рецензии
Запах свежей питерской корюшки впитывается в память навсегда.
Спасибо, Елена, за ностальгию :)

Игорь Истратов   24.09.2023 19:36     Заявить о нарушении
Благодарю. С уважением, Елена Андрияш.

Елена Андрияш   24.09.2023 20:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.