Открытие стелы воину-мученику Фоме Данилову

Открытие стелы воину-мученику Фоме Данилову на оренбургской земле (впечатления очевидца)
===================================

В середине апреля этого года мне позвонила учительница Вера Ивановна Краснова с Оренбургской области и объявила, что 6 мая 2023 года планируется открытие стелы в память воина-мученика Фомы Данилова. Вера Ивановна настойчиво просила приехать и поучаствовать в ряде мероприятий, связанных с этим событием.. Известие об открытии стелы меня очень взволновало: история героя-мученика была мне близка и как православному христианину, и как историку, и даже как дальнему родственнику этого замечательного героя.

Коротко скажу для тех, кто эту историю не знает. Фома Данилов – уроженец этих заволжских степей, родился в селе Кирсановка (ныне Кирсаново Пономарёвского района). В 1875 году во время подавления Кокандского бунта этот унтер-офицер 2-го Туркестанского стрелкового батальона, оставшись чинить сломанную арбу, попал в плен. Лидер мятежников предлагал ему богатство, если он перейдёт на сторону восставших кипчаков. Когда не получилось соблазнить богатством, стали пугать муками, но Фома Данилов проявил верность Вере, Царю и Отечеству и принял мученическую смерть. Подвиг героя высоко оценил Фёдор Михайлович Достоевский. В 2011 году, решив составить свою родословную более детально, я впервые приехал в Пономарёвку. Работая с документами, я и обнаружил, что родной брат Фомы – Андрей Данилов – мой прапрадед, а я являюсь двоюродным праправнуком героя. Это была потрясающая новость. Находясь под большим эмоциональным впечатлением от этого, я даже написал поэму о подвиге. Её напечатала районная газета.

Позднее были и статьи о герое на конференциях. А потом заочно познакомился с Верой Ивановной Красновой, с которой мы проводили онлайн-конференцию с участием школьников. Именно она и её коллега Мария Петровна Столповских стали инициаторами проекта, который предусматривал различные мероприятия для сохранения памяти о герое. Важным этапом было и строительство стелы. И вот теперь её закончили, и собирались торжественно открыть.

Сразу стало понятно, что надо ехать. Тем более, что добрые люди готовы были оплатить мой проезд. Главное же было договориться с родным вузом. Я подозревал, что могут быть сложности, и, увы, опасения эти подтвердились. Проблема заключалась в переносе занятий. Для того чтобы понять ситуацию придётся немного отойти от основной темы и рассказать о современном высшем образовании и положении преподавательского состава.

Дело в том, что нынешний профессор в моём университете, да и во многих других вузах России, ведёт столько, что коллегам в Европе, Америке и даже в Южной Корее такое и не снилось. Сегодня на ставку выпадает целых 900 часов в год и, что немаловажно, практически вся нагрузка – голосовая. Для сравнения (по моим данным) в Польше – 300 часов в Италии – 150 часов.

В советское время нагрузки на ставку было в два раза меньше. Представить себе, что профессор вуза в СССР будет почти каждый рабочий день вести по три или даже четыре пары, невозможно. Даже после распада СССР у нас такого не было долго. Но вот дождались «оптимизации». Это слово сегодня по праву становится неприличным и ругательным, поскольку означает и ликвидацию необходимых социальных учреждений, и попытку чиновников заставить людей работать больше за меньшие деньги.

Когда-то перед чиновниками встала почти «нерешаемая проблема»: как поднять преподавателям оклады без дополнительных затрат. Зарплаты были неприлично низкие, а денег на их повышение, как обычно, «не было» (пишу это в кавычках, поскольку очередное враньё: для «любимчиков власти» деньги находились всегда). И вот какому-то ловчиле приходит очередная людоедская «гениальная идея». Давайте-ка мы увеличим количество часов на ставку в два раза, а поднимем зарплату в 1,5 раза. Придётся, конечно, уволить чуть ли не половину людей, но зарплата ведь реально вырастет, и можно будет прекрасно отчитаться. И при этом, что особенно приятно, ещё и денег можно будет сэкономить.

Что сказать? Довольными такой формой повышения зарплаты могут быть только немногие, поскольку это называется сверхэксплуатация. Да, конечно, преподавательская работа – это не лесоповал и сразу не надорвёшься. Но ущерб, тем не менее, огромный. Высококвалифицированные люди начинают массово выгорать на работе, неизбежно снижают научную и общественную деятельность. Да и качество преподавания. И конечно, серьёзно теряют здоровье. Кроме того при такой нагрузке неизбежно возникают и другие сложности, если, например, человек заболел. Ведь его просто физически не могу заменить коллеги. Все перегружены. Времени заниматься повышением собственной квалификации, научной работой всё меньше. Ну, а если преподавателю надо в командировку, то приходится переносить много занятий, а, зачастую, это трудно сделать...

Возвращаюсь к своей командировке. Чудовищными усилиями на третий раз были найдены возможности для переноса занятий. Это мне казалось основным. Но вдруг неожиданно вопросы появились и в бухгалтерии. Мне казалось, что здесь-то я «безупречен»: вуз командировку не оплачивает. Но меня строго спросили: «Вот вы едете, а что это даст вузу?» Когда же я обратил внимание бдительной бухгалтерши, что еду-то за счёт принимающей стороны, то мне возразили: а ведь «зарплату-то вы будете у нас получать». Пришлось провести маленькую лекцию в жанре «ликбеза» о том, что нельзя экономить копейки на воспитании детей и молодёжи. Не знаю, дошло или нет, но командировку мне подписали.

3-го мая я всё-таки выехал из Омска, а четвёртого числа, спустя почти 30 часов, прибыл в Абдулино – ближайшую станцию к райцентру Пономарёвке, где мне нужно было бросить якорь. На маршрутке за час добрался до Пономарёвки, где на автостанции меня встретил мой двоюродный брат. Следующие два дня обещали быть весьма насыщенными. Так и случилось.

5 мая с утра за мной заехала машина, и водитель Николай повёз меня в посёлок Река Дёма, который ради простоты местные называют Дёмой. Вообще здесь с рекой здесь связано много. В засушливых оренбургских степях вода играет особенно большое значение. Речка Дёма невелика, но она считается крупным притоком реки Белой и вдоль неё находится немало сёл и деревень. Посёлок Река Дёма тоже находится неподалёку от одноимённой речки. Дома здесь весьма добротные и я бы сказал, стильные. Как мне сказали, среди жителей немало людей, занимающихся фермерством. В последние годы их доходы заметно выросли. На возвышенности находится достаточно большое двухэтажное здание школы. В этой школе должна была пройти конференция учителей и учеников. Официально это мероприятия носило солидное название «Районная научно-практическая конференция «Формирование духовно-нравственных ориентиров обучающихся в современной школе»».

Меня тепло встречали учителя, ученики и директор школы Василиса Павловна Скворцова. Все они произвели на меня самое приятное впечатление. Понравилось и то, что в школе были и специальные волонтёры, одетые в белые футболки и кепки, которые встречали гостей и помогали им ориентироваться. Ожидая начала конференции, мне показали несколько работ ребят, в которых они или изображали либо самого героя-мученика Фому Данилова, либо пытались представить как должен выглядеть памятник ему. Интересно, что именно задумки школьников (которых почему-то сейчас называют нелепым бюрократическим словом «обучающиеся») и стали основой проекта стелы. На конференцию приехали гости из ряда соседних населённых пунктов, но были также коллеги и из Оренбурга.

Когда мне предоставили слово, я рассказал о том как, изучая свою родословную, узнал о родстве с Фомой Даниловым (его старший брат Андрей – мой прапрадед), как была написана поэма о герое, поделился своими скромными наработками по духовно-патриотическому воспитанию юношества. Учителя и гости также говорили об этом. Все мы понимаем насколько важно заниматься воспитанием любви к родной истории, культуре, ведь невнимание к этим вопросам оборачивается огромными нравственными потерями для всего общества. К сожалению, государства лишь в последние время стало понимать это. Нельзя не приветствовать, например, увеличение вдвое времени на преподавание истории в вузах. Вместо одного семестра будем учить два. Но ведь это уже было и, спрашивается: зачем же надо было сокращать? А сколько ещё потребуется лет, чтобы в каждой русской школе (хотя бы в качестве факультативов) преподавали «Основы православной культуры» и не стеснялись приглашать священника рассказать детям о Боге и Церкви.

Среди тех учителей, кто особенно внёс большой вклад в продвижение проекта стелы, стоит отметить двух: Вера Ивановна Краснова, кандидат педагогических наук, заместитель директора (МАОУ «Дубровская СОШ» Шарлыкского района) и Мария Петровна Столповских, заместитель директора, преподаватель основ духовно-нравственной культуры народов России (МАОУ «Дёминская СОШ» Пономарёвского района). На конференции в Дёминской школе Мария Петровна подробно рассказала, как на базе двух этих школ готовился проект «Эмблема России» (а именно так назвал Фому Данилова наш великий писатель Фёдор Михайлович Достоевский, когда узнал о его подвиге).

Организаторы не забыли пригласить и священника. Настоятель храма иконы Казанской Божьей матери в Софиевке, отец Сергий Пашков, который проводит службы в нескольких деревенских храмах и является ещё и благочинным Пономарёвского округа, поделился своими мыслями о том, как привести детей к вере. Он поведал, что до сих пор не удаётся вернуть второй храм в Пономарёвке, где в здании Никольской церкви до сих пор находится Дом детского творчества. Казалось бы, вот для пономарёвских районных властей хороший повод обратиться и к областным, и московским начальникам с просьбой построить новое, просторное и приспособленное для этого здание, а старое вернуть Церкви. Но, увы, пока желания заниматься этим, у местных властей нет. Как говорится, «воз и ныне там».

Вообще неинтересных выступлений не было. Порадовали, разумеется, и дети, исполнявшие песни и стихи патриотического содержания. После окончания конференции мы с главой администрации посёлка Река Дёма Николаем Ивановичем Макеевым под руководством директора школы отправились сажать возле здания мемориальную ель в память Фомы Данилова. Это было замечательная задумка. Рядом установили специально подготовленную (и хорошо сделанную!) табличку. Потом состоялся обед, причём большую часть вкусностей приготовили родители учеников.

Следом меня повезли в другое село – Дубровку. Оттуда уже звонили и торопили. Меня опять вёз Николай, но на этот раз уже другой. Если первый был из Дёмы, то второй – из Дубровки. Поговорили немного «за жизнь» и быстро приехали. На холме в центре села стоял небольшой красивый храм: белоснежный с синей крышей над закомарами и голубой луковицей купола. Как я узнал позднее, это была Часовня Воздвижения Честного Креста Господня.

Дубровка по сравнению с Дёмой была заметно меньше - около 300 жителей, против 800. Скромнее было и школьное здание, но надо учесть, что это село было по-настоящему возрождено только недавно. И создание здесь своей школы можно назвать (без большого преувеличения) поступком героическим. Ведь поначалу ученикам приходилось заниматься в доме директора. Именно его усилиями и поддержкой жителей была построена эта школа. А без этого у села нет будущего. И селяне это хорошо понимают.

Нас уже здесь ждали. Возле школы нас встречала Вера Ивановна Краснова. Поскольку наша конференция в Дёме немного затянулась, допускаю, что она могла беспокоиться: не потеряют ли дети интереса к происходящему, давно ожидая начала мероприятия. Без меня они начинать почему-то не хотели, хотя я по телефону и предлагал такой вариант. Здесь, в Дубровке также была проведена конференция с замечательным названием «Героический подвиг: вчера, сегодня, завтра».

Естественно, мне надо было снова выступать. А как иначе? Не то, чтобы я хотел лишний раз как-то себя показать, но обязывало положение, да и сказать важные вещи действительно было надо. Между прочим, не всегда бывает просто выступать в подобном смешанном коллективе, где в одном зале сидят и ученики, и учителя, и родители, и спонсоры. Вот пригласили тебя, ты приехал, от тебя ждут интересных и нужных слов. И смотрят на тебя внимательно: кто такой, чем живёшь. Ситуация осложняется тем, что ты не только и городской, и доктор наук, а ещё и родственник воина-мученика. Ударить в грязь лицом никак нельзя. А надо чтобы тебя поняли и приняли. Даже не столько тебя, сколько то, о чём говоришь.

Повторять то, что уже говорил в Дёме, конечно, самому не хотелось. К тому же Вера Ивановна была в Дёме, и уже слышала моё предыдущее выступление. Но сказать что-то новое проблемы не было. Всегда есть о чём говорить, когда дело касается преподавания истории и православной веры. Важно ещё, конечно, хоть немного соответствовать этим высоким словам. Это то, что меня всегда волнует больше всего. Имеешь ли ты моральное право говорить высокие вещи? Конечно, слова о Боге, Церкви, России находятся на недостижимой высоте, но ты можешь их говорить, если искренне веришь и стараешься двигаться в правильном направлении. Да, не всегда легко говорить высокие слова, но эти слова очень нужны детям, они их ждут. И если ты по избытку смирения их не скажешь, они просто могут их и не узнать вовремя. Как уж у меня получилось выступление, судить не мне, но, показалось, что справился.

Дети, кстати, и на этой конференции выступали чудесно. Сначала был небольшой детский Бессмертный полк с портретами героев, на фоне которого девочка рассказала хорошие стихи. Потом пошли и другие выступления. Одна и школьниц, семиклассница Мария Климова, прочитала мою поэму про Фому Данилова. Другие дети читали тоже очень хорошо. Понравилось письмо, которое девочка пишет герою войны, понравились песни. Один юноша, одетый камуфляж читал достаточно большой отрывок из повести писателя-фронтовика Григория Бакланова. Читали и стихи погибшего в гестаповских застенках Мусы Джалиля, который как оказалось, является их земляком (уроженец деревни Мустафино Шарлыкского района).

После окончания выступлений, чаепития и фотографирования, Николай повёз меня снова в Дёму, где мне обещали показать местную церковь. Сам глава посёлка, уже известный мне Николай Иванович Макеев, открыл храм и провёл по нему подробную экскурсию. Храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 2003 году, большой, деревянный, сделанный с большой любовью. Храм имеет шатровый купол и хорошо оформлен. Глава посёлка поведал мне, что передал в храм свои иконы, которые он собирал на протяжении многих лет. Иконы были великолепны, и я высоко оценил художественный вкус собирателя. И, как оказалось, не ошибся: Николай Иванович по профессии художник, но вот уже 25 лет возглавляет администрацию этого населённого пункта. Под конец я попросился залезть на колокольню, и глава согласился: мы вместе туда залезли и счастливые как мальчишки стояли рядом с колоколами, глядя на посёлок с высокой точки.

Далее Николай Иванович повёз меня ещё на одну замечательную окрестную диковину – на родник. Здесь, недалеко от посёлка, есть природный пруд, и построен маленький Храм в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Рядом поставили ещё и Часовню Илии Пророка. Место притягательное и сделано здесь всё с любовью. Приезжают люди сюда обычно в выходные. Особенно много народа здесь бывает в Крещенье: удобно окунуться. Всё показав, глава Дёма самолично отвёз меня, испытавшего большой душевный подъём от всех встреч и мероприятий, назад в Пономарёвку. Вот так меня за день возили три Николая, что я принял как добрый знак.

Вечером ещё надо было посещать родственников. С одной стороны, стороны конечно, радостно, а с другой… Это приятное застолье, видимо, стало последней каплей для моего подорванного здоровья: резко обострился панкреатит и язва. Хотя я не пью спиртного, но накануне принимал антибиотики и сильно подорвал возможности желудка. А вкусности гостеприимных оренбуржцев ситуацию усугубили. Промучившись ночь с болями и тошнотой, с тревогой думал, как смогу выдержать следующий день. Очень не хотелось подвести людей в торжественный момент. Поэтому до открытия стелы задумал сходить в аптеку и посетить храм в Пономарёвке.

В этот день, 6 мая, был Церковный праздник – день святого Георгия Победоносца. Георгий был тоже воином-мучеником, как и Фома Данилов, но подвиг свой совершил много веков назад. Как известно, святой Георгий – один из самых почитаемых святых среди христианских народов. Его на протяжении многих веков считают Небесным покровителем всего христолюбивого воинства. Знаменитый воин-христианин пострадал за веру при императоре-язычнике Диоклетиане, правившем в Римской империи в 284-305 годах от Рождества Христова. Быть в этот день в храме было особенно хорошо. С утра сходил в аптеку за лекарствами и потом посетил литургию в храме Казанской Божией Матери в Пономарёвке.

Храм этот для села очень большой. Я позднее из интернета уже узнал его историю. Крестьяне построили такую просторную церковь, т.к. было огромное количество прихожан, и имевшаяся старая церковь не вмещала всех желающих. Особенно, конечно, на праздники. 7 октября 1900 года Преосвященный Гурий, прибывший на торжество, освятил новый храм, названный Казанским. Впечатлял его размер: длина, считая колокольню, — 42 м 60 см, наибольшая ширина — 18 м 10 см, высота до верха карниза — 23 м 43 см. Общая же высота с куполом колокольни и крестом — 38 м 60 см.

Я не первый раз в Пономарёвке, но громадность храма каждый раз удивляет. Местный батюшка, отец Василий, после окончания службы прочитал небольшую проповедь, в которой говорил о необходимости сохранения идеалов святой Руси, о той борьбе, которую ведут против России, чтобы уничтожить православную веру.

В 15.00 состоялось открытие стелы. Её поставили на трассе Казань – Оренбург возле съезда с этой трассы в Кирсановку – малую родину героя. Слава Богу, всё прошло хорошо. По сельским меркам собралось большое количество людей: человек 200-250. Были все, кто имел отношение к созданию стелы. Особо было радостно видеть детей, которых привезли немало. Приехало телевидение из Оренбурга, снимали, конечно, и местные жители.

Вели церемонию открытия две учительницы Вера Ивановна и Мария Петровна, о которых я уже писал выше, бессменные энтузиастки этого удивительного проекта. Были здесь строители, спонсоры и другие жители Пономарёвского и Шарлыкского районов. Думаю, будет сделан и фильм, который лучше текста передаст атмосферу. И всё-таки все эмоции тех людей, кто долгие годы шёл к этому, преодолевая огромное количество преград, тратя свои нервы, силы, время, деньги, видео передать не сможет.

Под песню «Славься, славься, ты Русь моя!» мне, как почётному гостю было предложено открыть стелу, что я и сделал с волнением и огромной благодарностью. Сказал слова, которые посчитал важным, но от волнения не всё получилось. Потом уж понял, что некоторые важные вещи, которые планировал сказать, так не озвучил.

Далее выступали и другие гости. Среди них был и старший лейтенант Константин Куркин, освобождавший в ходе нынешних военных действии южные Русские земли от укрофашизма и получивший тяжёлые ранения. Больно было видеть молодого статного парня на костылях, но, увы, видеть убитых детей Донбасса ещё больнее. Война с сатанинским Западом и его русофобскими марионетками, к сожалению, лёгкой не может быть по определению. Тем важнее открытие данного памятника именно сейчас.

Была исполнена с участием детей и песня Ярослава Дронова «Встанем», которая, как говорится, была более чем в тему. Школьница из Дубровки Мария Климова перед собравшимися прочитала мою поэму «Воин-мученик Фома Данилов». Отец Сергий сказал своё пастырское слово, а потом под пение тропарей освятил стелу, щедро окропив святой водой и всех присутствующих.

Когда все выступления были завершены, люди долго фотографировались у стелы. Мероприятие проходило с большим подъёмом. Все радовались, что такое большое дело было сделано. Но я понимал, что сделан очень важный шаг на большом пути. Ещё должно быть официальное прославления Фомы Данилова в лике святых. И, без всякого сомнения, он этого достоин в высшей степени. В принципе есть целых три епархии, которые могут и должны этим заниматься совместно. Ташкентская епархия находится там, где был совершён подвиг веры, Самарская и Оренбургская обе имеют отношение к малой родине героя (Бугурусланский уезд, куда входила до революции Кирсановка, поочерёдно принадлежал то Самарской губернии, то в Оренбургской). Официальная канонизация Фомы Данилова нужна, конечно, не столько ему (уж он-то Богом прославлен), а нам всем. И верю, что по милости Божие, по нашим молитвам и усилиям это случится.

После открытия стелы мы съездили ещё с Николаем Ивановичем Макеевым, Иваном Васильевичем Даниловым (ещё один добрый помощник восстановления исторической памяти) и отцом Сергием Пашковым в село Софиевку, Здесь мне показали прекрасный и просторный деревянный храм. Как я понял, какой-то богатый человек-земляк дал на это деньги по обету после спасения. Построенный по проекту в Финляндии, он был привезён и собран здесь в короткий срок.

Храм освящён в честь Казанской Иконы Божьей Матери. Этот образ один из самых почитаемых на Руси. Обретена икона была на месте основания Богородицкого монастыря в Казани: под пепелищем пожара на стометровой глубине. Оригинал считается утраченным, но многочисленные списки с чудотворного образа почитаются и по сей день. Пишут, что в честь Казанской иконы Божией Матери освящено более 1800 православных храмов и церковных приделов. И не только на территории Святой Руси, но и в США, Румынии, на Кубе и в Чили. От северного Нарьян-Маре и до южного Коканда. Коканд в этой связи особенно примечателен, ведь имя этого города, между прочим, и дало название походу против местных бунтовщиков. В ходе этого похода и погиб Фома Данилов.

Отец Сергий провёл небольшую экскурсию по храму, рассказал о его истории. А на прощанье подарил нам троим по маленькой нательной иконке Казанской Божией матери.

На следующий день я покинул гостеприимных оренбуржцев, вернувшись уже известным маршрутом Пономарёвка-Абдулино-Омск.

Таковы мои впечатления от этой незабываемой поездки. Моё слабое перо, конечно, не может в полной мере передать всю яркость событий и эмоций. И всё-таки я размещаю эти путевые впечатления для памяти о днях, которые имеют для меня (и не только для меня) большое значение. Слава Богу, что это состоялось!

11.05.2023, Омск

------------------------------------
Дополнительные ссылки.

Поэма "Воин-мученик Фома Данилов" в исполнении автора
https://youtu.be/CytCXf_W1YY
Сизов С.Г. Фома Данилов – «эмблема России»: урок Ф.М. Достоевского для «образованного общества. 2021
https://youtu.be/CytCXf_W1YY


Рецензии
Здравствуйте, Сергей!

Очень! Хороший и нужный в наши дни рассказ, в котором сочетается тема краеведческая с большой Россией, как от малой неизвестной деревеньки, от малого ключа-родника начинаются большие реки и высокие поступки-подвиги. Так связывается Большой Диалог Российский, как межвременной и безграничный. Так скрепляется связь времён чрез память о тех, кого ныне почитаем.

Спасибо и
С уважением,
В.Г.

Бармин Виктор   28.11.2023 20:49     Заявить о нарушении
Спасибо за поддержку, Виктор!

Сергей Сизов Омск   02.02.2024 10:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.