После ХудСовета

                После ХудСовета
               
         Воспоминания «Почерком стенографистки»  -  пишущие машинки были запрещены.
*
Уже из далёкого прошлого.
Историческая справка: Москва. Угол 1-й Тверской - Ямской и Васильевской улиц (ныне 1-я Тверская-Ямская улица, дом 11)
Здесь раньше красовалась  Церковь Василия Кесарийского в Тверской ямской слободе Москвы.  Один из крупнейших храмов дореволюционной Москвы и мог он вместить до пяти тысяч человек,
жаждущих  остаться в единстве с Богом, стать  сопричастными иной, Божественной реальности.
 Главный престол — Василия Кесарийского, приделы: Илии Пророка и Николая Чудотворца. История храма неразрывна с историей появившейся в XVI веке на северо-западной окраине Москвы Тверской ямской слободы.
Согласно преданию, первую церковь на этом месте построили в память о Васильевской церкви во Пскове, служившие ямщиками псковские переселенцы. Первое упоминание о церкви Василия Кесарийского в источниках встречается в переписи 1620—1621 годов. Эта церковь была деревянной. В 1671 году все постройки Тверской ямской слободы были уничтожены пожаром. В 1688 году началось строительство каменной церкви. Расписана иконописцем Ф. Соколовым, а в 1901 году для неё был отлит колокол весом в 1023 пуда — один из самых крупных в Москве. Главными святынями храма считались писаные в XVI веке иконы Спасителя и Богоматери. После революции 1917 года богослужения в храме продолжались, однако в 1922 году его имущество было разграблено. В 1933 году храм лишился колоколов общим весом в 45 тонн.
И в мае 1934 года ВЦИК утвердил постановление Моссовета о закрытии и сносе храма Василия Кесарийского. Храм был уничтожен.
На месте храма в 1939 году был построен «показательный» жилой дом для сотрудников НКВД (!). 1-я Тверская - Ямская, дом 11 в подвале (бывшая котельная) теперь мастерская художника Владимира Васильевича Морозова.
«Естество наше заболело грехом», – замечает святой Кирилл Александрийский († 444), и недуг этот передается из поколения в поколения, подобно тому, как болезнь дерева передается всем его ветвям.
Судьбы российских церквей и храмов, после победы большевизма, напоминают судьбы людей, посвятивших себя творчеству и Родине.

*
 На другой день после ХудСовета позвонил мне  Морозов Владимир Васильевич: - Старик, чем занимаешься? Остыл после Совета? Можешь зайти, у меня для тебя кое - что имеется.
– Без вопросов, сейчас приеду.
- Кальман, это свои, Пименов приехал (он всегда называл меня по фамилии). Заходи, - это ещё щенок. Ризеншнауцер.
- Н да,  щенок...
- Племянница поступила в ИН-ЯЗ, а ей давно хотелось собаку, вот мы с Татьяной и решили сделать ей подарок на день рождения, а пока он у меня в мастерской живёт.
- И сжирает всю нашу закуску, - здороваясь, ворчал Аркадий Матвеевич. И кличка - то у него чудная (?)
Морозов: - Кальма, племянница давно ещё придумала, по - испански: безветрие, штиль, застой, а Кальман, в испанских колониях,  американский аллигатор.
- Это тот, который проливает крокодиловы слёзы, а потом жрёт добычу,- добавил Аркадий Матвеевич Шур - искусствовед. Он уже сожрал всю нашу закуску: прекрасные домашние котлеты из нашей кулинарии и, никаких слёз раскаяния... Щенок!
- Проходи, Володюшка, Морозов руки моет.
- Рисует деньги?- пошутил я, показывая на офортный станок – пресс, вытащенный на средину комнаты.
Владимир Васильевич Морозов - художник-график: невысок, кряжест, седая шкиперская борода  и длинные прямые волосы. В мастерской всегда пахло  керосином, какой - то кислотой и аммиаком (хотя аммиаком могло пахнуть из соседнего подвала).
- Пименов, ты за рулём?
- Конечно нет ,ты же прошлый раз поставил ультиматум: или городским транспортом, или я обижусь.
- Ну тогда тебе идти в кулинарию и морковку.
- Пешком, добавил Аркадий Матвеевич.
А щенок спокойно сидел между нами и смотрел то на меня, то на  Морозова, то на искусствоведа. Он видимо понимал, что разговор о нём, но пока ещё не мог уловить смысла. Потом  зевнул и отправился к себе в угол.
-У! Затаился, Кальман - пошутил искусствовед.
 Морковка - это винный магазин в соседнем доме. Почему Морковка: версий было две: первая - здесь раньше был овощной отдел гастронома, а вторая - красный нос бессменной продавщицы.
Ассортимент там навязчиво – обычный «праздничный»: Венгерское вино Токайское, болгарское - Медвежья кровь, румынское -Рымникское, армянский коньяк Три звезды и конечно Советское шампанское горьковского завода (не знал, что в Горьком растёт виноград), а водка... трёх сортов! ...Гастрономический рай. Аркадий Матвеевич закончил свою  лекцию крылатой цитатой: 
«Мне вредно пить, у меня слабая голова. Жаль, что люди не придумали другого способа общенья». Шекспир «Отелло».
 С продуктами  в СССР всегда  было плохо. Ходила поговорка: «У нас с продуктами хорошо - без продуктов плохо».
– Вы, Аркаша, пессимист.
Шур: - Пессими;зм  от лат. pessimus — наихудший — негативный взгляд на жизнь. Нет, я противоположность - реалист.
Морозов: В  кулинарии котлеты домашние кончились, но продавщица обещала для своих (!) выдать перец фаршированный,  жареную печёнку и галантин. Сумку не забудьте. Пименов, пока не забыл, я был вчера в комбинате и Глеб Иваныч просил передать тебе твои эскизы (там всё подписано и стоят печати). Мы тут с Аркадием посмотрели... не плохо, старик, не плохо и по задумке и по композиции.
- Да, хорошая  идея со скрипачом, который выходит в зал, поддержал Шур. Напоминает Брюссельского писающего мальчика. Там в городе статуя  стоит: пацан спиной к стене и писает на всех прохожих.
- Не на всех, а только на Храповых, добавил Морозов. Аркадий знает всё. Он только что из Брюсселя прилетел (вечерней лошадью).
- Да, вызывали – мрачно пошутил  искусствовед, а пацан то с характером.
– Ты про кого?
-...стоит и дует себе на всех подряд. Независимый.
- И про Храпова знаете?
- Да, заходил Олег Филатчев, -  рассказал.
- Что - то вы, Аркадий Матвеич, сегодня как не в своей тарелке?
- Пименов, помоги станок на место поставить, попросил Морозов. Ты ни о чём его не спрашивай. По «Голосу Америки» передали... «В Советском Союзе в Ленинграде трагически погиб художник  Евгений Рухин».
 Шур: - Сообщили, что у него в мастерской ночью случился пожар, и Женя погиб.  Женя был одним из организаторов той знаменитой «бульдозерной выставки» 1974 года, которую власти разгромили. Что это  – нелепая случайность или дело рук КГБ? Мнения на сей счет разные. Но то, что он был неудобен властям, – это факт.
Шур продолжал: - Я же заканчивал ЛГУ (ленинградский гос.университет) кафедра истории искусств. Потом аспирантура. Тема диссертации: «Авангард 20-х». О, это было внове, искусство, которое было почти не известно у нас в стране , но потом разрешили. Эх, наивность!
Я хорошо был знаком с Кабановым, Зверевым, Целковым, Васильевым, Шемякиным, а с Женей Рухиным  у нас были дружеские отношения. Он заканчивал геологический факультет  нашего ЛГУ, работал геологом - изыскателем. Увлекался русской иконой, много рисовал и писал какие-то статьи.
У меня сохранились Женины наброски статей для журнала «Творчество». Я их немного правил.
... Видение – это плод воображения, мираж. Оно появляется тогда, когда человек о чем-то напряженно думает. Некая проблема, факт или событие настолько глубоко его интересуют, что отвлечься от него он не может. Не получается. Даже когда пытается переключиться на другую тему, в голове все равно эта проблема вертится. Потому мысли его порождают образы, связанные с темой постоянных размышлений...
... Священники тоже рассуждают о том, что значит Видение. Они считают, что это послание от Господа или дьявольских сил. Все зависит от личности того, у кого оно появляется. 
 ... Когда душевный порыв автора достигает полного единения с темой его произведения, может получиться как восхитительный шедевр, так и нечто экзальтированное, преувеличенное, излишне звонкое. Где эта грань!
... Ангел – хранитель. В христианстве — добрый дух, данный человеку Богом для помощи и руководства в жизненном пути.
как облако...похожее на человека ...одет в(?)
... шафрановый цвет - красновато - жёлтый цвет. Это напоминает трепещущий цветок, гигантскую орхидею из кружащейся световой пыли. Но шафрановый цвет не типичный для Ангелов (?). А вы видели Ангелов в одеждах других цветов?
... Ангелы (?) Нет, сожалею, я в них не верю. Это все вопрос моды. В некоторые моменты в моде ангелы, в другие – инопланетяне. Это просто повод для размышления суеверным и тем, кому делать нечего. В это время они забывают про безработицу и экономический кризис... (там, в капитализме).
... Есть два способа жизни: или ты живешь, влекомый безоглядностью, безрассудством, дерзкой мечтой, которая не дает тебе покоя ни днем, ни ночью. Или тобой руководит трезвый расчет, поиск лучшей жизни, обеспеченной и комфортной.
... Нет искусства без характера личности творца.
 Аркадий Матвеевич перевёл дыхание и продолжал: На  «Бульдозерной выставке» я не мог не быть, а  стукачей там было больше чем зрителей и участников. Какие - то «любители» много фотографировали. Потом мою тему закрыли и меня вместе с ней. В процессе разгона были задержаны милицией или побиты многие художники, зрители, досталось и иностранным журналистам. Понятно, что всякая расправа является очень соблазнительным мероприятием для...
Большую часть картин  конфисковали или уничтожили на месте.
Скандал хотели замять и в прессе появилось сообщение: «После переговоров между организаторами выставки, представителями КГБ и Моссовета (!), художникам было разрешено провести выставку в культурном и удобном месте – в Измайловском парке. И дальше, из теленовостей: «Измайловский парк  является одним из крупнейших парков Москвы, удобный проезд: метро, трамваи, троллейбусы, автобусы, от центра города 20 минут».
Телевизор, новости столицы: «Следующее сообщение: В Москве в Измайловском парке, по инициативе Союза художников и при поддержке Моссовета  29 сентября 1974 года состоялось открытие выставки неформальных художников».
- Это гнусная ложь! 15 сентября бульдозерами и кулаками художников разогнали, картины уничтожили, а 29 сентября состоялось торжественное открытие выставки (?) - Ах, Вернисаж! Ах, Вернисаж?
 ... Нет искусства без характера личности творца. Мне вот вспомнилась статья Жени Рухина (кроме меня её никто не читал).
... художник  Хаим Сутин. Родился в 1893 или 1894 году в Смиловичах (ныне Червенский район, Минская область. Потом Франция Париж...
... Сразу бросались в глаза его отличия от других – особая напряженность, необычные манеры, нескладные движения. Зато художественный инстинкт в нем был настолько сильным, что рисование уводило его далеко от реальности, в волшебные миры фантазии, вымысла, горячего воображения. Когда он рисовал, рассудок как будто совсем покидал его – ничего не видел, ничего не слышал, ничего не понимал... В его картинах отражались лицо и душа художника. Они были колоритны, многозначны, предельно выразительны. Он представлял собой большой театр, в котором играет один актер... Дирижёр.
Цитата И. П. Павлова:
<…> Мы живём в обществе, где государство — всё, а человек — ничто, а такое общество не имеет будущего, несмотря ни на какие Волховстрои и Днепрогэсы. 1934 г.
... «Каждый   «ЗРИТЕЛЬ»  привносит в произведение живописи нечто своё, и доказать, что именно он видит в данной картине нечто такое, чего не видят другие,- невозможно».
                Даниил Андреев  «Роза мира»
Это обрывки из моей диссертации.
А из разговора об эмигрантах ... Из списков художников, покинувших Родину:
 Кандинский, Василий Васильевич  - Уехал в 1921году.
Малявин  Филипп Андреевич - Уехал в 1922.
Репин Илья Ефимович - может считаться эмигрантом, поскольку последние 30 лет жизни прожил в своем имении в Куоккала, на территории независимой Финляндии.
Серебрякова Зинаида Евгеньевна - Уехала в 1924.
Сомов Константин Андреевич -  Уехал в 1923. 
Шагал Марк Захарович - Уехал в 1922.
 Фешин Николай Иванович - Уехал в 1923.
- А вот, обратите ваше внимание. Три художника, три друга, но...
Художник Шухаев Василий Иванович - уехал в 1920-е. НО! Вернулся в СССР в 1935 году. Крещён в московской церкви Василия Кесарийского в Тверской ямской слободе. Знакомый вам адрес: 1-я Тверская - Ямская улица, дом 11. Правильно, мастерская  нашего друга и замечательного художника Морозова Владимира Васильевича. Сегодня мы можем здесь выкушать водочки.
Ваилий Иванович Шухаев. 1937 — 1945  Обвинен в шпионаже, осужден по статье 58 УК РСФСР и заключен «в исправтрудлагерь сроком на 8 лет». По тому же делу осуждена и сослана на Колыму жена художника, В. Ф. Шухаева.
  1938 — 1939  Работает на лесоповале в поселке Кинжал.
  1939 — 1940  Работает в ремонтном цехе 4—ой автобазы близ лагерного пункта Стрелка в бухте Нагаева и там же  художником—оформителем.
  1945 —1947  Как вольнонаемный работает в штате театра Магаданского дома культуры им. М. Горького (Административно—гражданского отдела Дальстроя) в должности «художника—постановщика I категории». Оформляет спектакли «Испанский священник», «Женитьба Белугина», оперу «Травиата» и др.
 1947  Переезжает в Тбилиси по приглашению дирекции Государственного драматического театра им. А. С. Грибоедова для оформления комедии А. Н. Арбузова «Встреча с юностью».
1948 — 1949  Повторный арест и заключение под стражу по делу Следственного комитета МГБ Грузинской ССР.
Скончался в Тбилиси. Похоронен на Сабурталинском кладбище.

 Художник Яковлев Александр Евгеньевич. Родился в Петербурге... Александр Евгеньевич Яковлев – знаменитый русский живописец, график, мастер рисунка, портретист, автор жанровых картин и пейзажей, театральный декоратор, художник монументалист, представитель неоклассического течения внутри модерна.
(после 1917 года жил в эмиграции )...он учился в 1905–1913 годах в Высшем художественном училище при Академии художеств. Там он познакомился с  Василием Шухаевым; дружба и сотрудничество продолжались всю их жизнь.
 В 1934 Яковлев получил приглашение занять место профессора Академии искусств в Бостоне. Он много путешествовал по США и Мексике, устроил персональные выставки в галерее «Нодлер» в Нью-Йорке.
 Шухаев же в 1935 году возвращается в СССР
Яковлев  возвращается в Париж.
Похоронен в Париже.
Художник Григорьев Борис Дмитриевич
Петербургская Академию художеств (до 1913 года)
В 1918 году Григорьев вступил в 1-й профессиональный союз художников в Петрограде. Но, в 1919 году, спасаясь от «революционного вихря», Григорьев тайно пересёк с семьёй на лодке Финский залив и поселяется сначала в Берлине, а с 1921 года – в Париже. В 1920-х — середине 1930-х годов художник жил и в США, путешествовал по Латинской Америке.
В 1927 году он купил участок земли в Кань-сюр-Мер (Прованс) Прованс – живописная область юга Франции, излюбленное место отдыха аристократической элиты 20 века. На востоке граничит с Альпами, на юге омывается водами Средиземного моря , где в своё время жили О. Ренуар, А. Модильяни, Х. Сутин, и поселился на вилле «Бориселла» (его супругу звали Элла). «БорисЕлла»
Григорьев был одним из самых дорогих и престижных портретистов России 1910-х годов и сохранил это звание, уже работая за границей. Остались десятки портретов его кисти — чуть ли не всей русской интеллигенции начала XX века: Скрябина и Рахманинова, Шаляпина и Мейерхольда, Добужинского и Рериха, Горького и Клюева, Розанова и Шестова и других.
В 1930-е годы он занимался в основном книжной графикой. Великолепны циклы его рисунков к «Детству» М. Горького (1931), «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского (1932–1933). С 1930 году. Григорьев преподавал в Париже в Русской академии, организованной Т. Сухотиной-Толстой, затем открыл частную школу живописи и рисунка. В 1935 г. получил приглашение возглавить факультет в нью-йоркской Академии прикладных искусств. В эти годы у него состоялся ряд персональных выставок в Париже, Милане, Праге (в 1926 и 1932 годах выставки в Праге помогал организовать историк искусства Н. А. Еленев), Нью-Йорке, Чикаго.
В последние годы жизни художник работал как никогда интенсивно – до полного физического изнеможения и нервного истощения. Из письма Григорьева поэту В. В. Каменскому: «Сейчас я первый мастер на свете. <…> Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх, и 40 лет моих это доказывают. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости».
Похоронен Кань-сюр-Мер . Франция.
- Аркаша, это жестоко...
- Жестоко? Да об этом надо не говорить, а кричать, кричать до хрипоты. Это два совершенно разных мира: там, на загнивающем... и у нас, в процветающем... Кто был прав?...вечный вопрос.
Облик русского Парижа сохранили для потомков картины Сергея Судейкина «Русские на Елисейских полях», Филиппа Малявина «Семья русских эмигрантов», Сергея Иванова «Вечер в кафе».
Прекрасные театральные художники, ненужные революции: Мстислав Добужинский, Константин Коровин, Александр Головин,Василий Поленов, Лев Бакст, Николай Рерих, Виктор Васнецов, Иван Билибин,  Александр Бенуа...
Морозов: «Только забытая лампа будет подавать знак, мерцая во мраке». Жильбер Синуэ – «Порфира и олива». Я сейчас работаю над иллюстрациями к этой книге.
Аркадий Матвеевич: - С вашего позволения, должен добавить: - Яковлев, сдружился в те годы с В. И. Шухаевым, который стал как бы его творческим alter ego ( в переводе с латинского.;—;«другое я» или «другой я». Реальная или придуманная альтернативная личность человека либо персонажа, в характере и поступках которого отражается личность автора (писателя), образ, закрепившийся за псевдонимом). Своего рода художественный двойник. 
- Да, вспомните картину Self-Portraits (Harlequin and Pierrot) - with Vasiliy Shukhaev. Автопортрет Яковлева 1914 года
В 1913году  Яковлев вместе с Шухаевым побывали в Испании, 1914—1915 путешествовали по Италии. В 1917—1919 побывали  в Монголии, Китае, Японии, где создали  множество графических и живописных произведений. C 1919 года жили и работали во Франции.
 После нескольких выставок, где Яковлев показал свои дальневосточные работы, за ним закрепилось реноме "художника-путешественника". Совершил поездки в Африку (1924-1925, 1928), Центральную Азию (1931-1932), Мексику (1935), постоянно выезжал в Италию, где на Капри у него была мастерская. Кроме живописи и преподавания (среди прочего, в 1934—1937 преподавал в Бостоне), занимался книжной иллюстрацией.
В 1924 году участвовал в конкурсе искусств на летних Олимпийских играх в Париже.
Умер в 1938 году в Париже.
*
Позвонили в дверь.
– Аркадий, убери бутылку под стол.
- Ты ещё кого – то ждёшь?
- Не спорь. Пойду открою.
- Это Татьяна пришла кормить щенка.
 (Татьяна - жена Морозова).
- Здравствуй, Володя, что - то машины твоей во дворе не видно? Аркаша, я уже слышала. Сказать нечего...
Щенок вертелся у ног и обнюхивал Татьянину сумку.
- Пойдём, Кальман, покормлю...
В дверь снова позвонили. Татьяна открыла. Пришел дворник Равиль: – Здравствуйте! Ис;нме сез.
- Переводится как «живы ли вы?»,- пояснил Шур.
- Здравствуйте всем. Владимир Василич , почему Татьяна в прихожей плачет?...никто не знает.?
- Женя Рухин умер...
- Это тот что из Ленинграда приезжал? Какой молодой был... болел?-
- Нет, несчастный случай.
Шур: - Пойду я, ребята. На последок: Чтобы измениться, нужно изменить измерение. Чтобы видеть, нужно уметь постигать.
Многие люди готовы зубами и ногтями драться за то, чтобы у них не отобрали их цепи и тёплые места.
Луций Анней Сенека сказал: «Судьба победит нас, если мы сами не одержим победу над ней».

Не так уж важно, какие именно решения мы принимаем – важно лишь то, чтобы мы принимали их осознанно и ответственно. Мы сами должны быть хозяевами своей судьбы, а не жертвами обстоятельств. Мы сами привели себя на наше нынешнее место. Когда мы получим необходимый нам опыт и поймем все, что необходимо понять, мы двинемся дальше по пути жизни и развития.
Возникает вопрос: как выбрать правильный путь, чтобы постичь истину?
Юный спартанец  жаловался матери, что его меч слишком короток, на что та ответила: «Шагни вперед».
Как тот, писающий мальчик. До встречи, друзья.
*
Равиль, немного откашлявшись: Знаете в Сокольниках Филипповскую булочную? Там кино снимают про воров, а главного милиционера играет артист с Таганки, ну тот, который пьяный на горе с гитарой стоял... и жена у него ещё иностранка. Маринка зовут. Ну знаете?
- Да, знаем, это Владимир Высоцкий. Кадры с видом Филипповской булочной в Сокольниках есть в фильме С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя».
- Вчера отец мой приезжал, так вот он про кино рассказал. А  вокруг этой булочной убирался ещё мой дед. Так вот ему сам Филиппов на Новый год рубль подарил. Давно это было.
- А рядом, ближе к парку, церковь, - добавила Татьяна. Все называют её  «Кедровская церковь» её достроили в 1913 году. Говорили, что она построена на средства купца Кедрова и оклады больших икон из кедра, но Филипповская булочная старше.
На третьем лучевом просеке в самом конце и направо, была полянка. На поляне несколько домишек. Я там часто гостила у бабушки. Петухи орали. А какие там были голубятни... - самые лучшие в Москве. А трава, со всеми букашками, осами и пчёлами, по пояс. Мальчишки вечно куда - то бегали и прятались. Полынь и крапива были выше головы. И запахи были другие. Всё воспринималось острее. Там теперь остался только авиационный госпиталь. Летом его пациенты вылезают на солнышко. Сидят на лавочках, курят. Каждое утро бабушка отправляла меня в Филипповскую булочную, та что у метро. Это было обычное дело для всех мальчишек и девчонок. Мы собирались целой ватагой.
Сегодня... Бегут ли мальчишки и девчонки по тропинкам и аллеям парка, знают ли, что булочной уже нет. Филипповская булочная... Сильный взрыв потряс воздух. Взрывная  волна прокатилась по Оленьему валу и Соколиной слободке, опрокинула деревянный забор и смерчем прошлась по всем нам. Взметнула столб пыли и, застонав в тополях, пронеслась дальше, по всей Москве.
- Кому не дано созидать, должен разрушать. Это старо как мир. За одну ночь её разрушили.
Пименов, ты же живёшь на Стромынке.
- Да, и из окна хорошо была видна эта булочная, а ходить в неё был праздник. Три месяца я был в командировке на Байкале. Приехал, смотрю в окно и не могу поверить глазам, а булочной Филипповской нет. Выскочил на улицу, подхожу и не могу понять... Четыре белокаменные ступеньки на месте и... руины, обломки орнамента, который украшал здание по всему периметру, а  башенка, которая возвышалась над входом, как - то неестественно лежит на боку на обломках, как бы извиняясь, как старушка - богомолеца прилегла отдохнуть, прислонившись к церковной ограде: - «Простите люди добрые, стара вот стала, прилегла отдохнуть рядом с былой красотой».
... Обломки, то что осталось от былой красоты, долго не убирали, а потом на этом месте построили огромную бетонную коробку и загородили вид на Кедрову церковь.
 Любопытная деталь: храм вопреки традиции повёрнут алтарём к югу - к месту рождения Христа. Это один из последних храмов, построенных в Москве до Октябрьской революции.
Кальман сидел у входной двери и тихо скулил.
Всем пора по домам.


Рецензии