48. Арабесковый зал

Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/05/03/1512

Арабеска (итал. arabesco, фр. arabesque - арабский)* - разновидность орнамента, состоящего из геометрических фигур, причудливого переплетения линий, завитков, растительных побегов, стилизованных цветов. Строится, как правило, симметрично относительно одной, двух осей или центра.

Арабесковый зал - один из самых эффектных парадных залов, созданных архитектором Чарльзом Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II.
Первоначально на его месте располагалась Четвёртая антикамера, торжественный растреллиевский зал.

Чарльз Камерон (англ. Charles Cameron; 1745, Лондон — 19 марта 1812, Санкт-Петербург) —  выдающийся мастер русского классицизма, принадлежавший к знатному шотландскому роду.

В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко, достигшее своего расцвета в творчестве величайшего представителя этого направления зодчего Ф. Б.Растрелли, уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей стране.

Барокко с его завитушками, капризными изгибами, аллегориями, пышной декоративной отделкой осталось в прошлом. Эстетике времени Екатерины II более соответствовал ясный, гармоничный, соразмерный и благородный стиль классицизма, в основе которого были принципы античности.
Главным в архитектуре становится рациональность, простота и естественность. 
 
Екатерина II считала барокко вычурным, глупым. Она зло высмеивала символические храмы "невесть какого дьявола, все дурацкие несносные аллегории и притом в громадных размерах, с необычайным усилием произвести что-нибудь бессмысленное". Она писала, что ненавидит фонтаны, которые "мучают воду", делают её неестественной.

Хорошо ещё, что здания елизаветинского барокко не стали разрушать или перестраивать. Особенность той эпохи состояла в умении архитекторов сочетать новую и старую архитектуру.

Парадные и личные комнаты Екатерины II располагались в южном крыле дворца, на месте перестроенных Парадной лестницы, Четвёртой и Пятой антикамер, созданных ранее Растрелли, и в новом флигеле, пристроенном к дворцу по желанию Екатерины II в 1779–1780-х годах, позже названном Зубовским. 

Отделка новых залов продолжалась несколько лет по проекту архитектора Ч. Камерона, столь же страстно увлечённого античностью, как и сама императрица. Были созданы новые парадные апартаменты: Арабесковый, Лионский, Китайский залы и Купольная столовая, а также личные комнаты Екатерины II: Опочивальня, Синий кабинет ("Табакерка"), Серебряный и Зеркальный кабинеты, Рафаэлевская комната. В этих интерьерах воплотились самые оригинальные замыслы архитектора, восхитившие хозяйку резиденции и изумившие современников.

Камерон закончил работы в 1784 году. Но нетерпеливая хозяйка ещё за год до окончания работ начала устраивать в зале приёмы. Здесь устраивали балы, игры в карты и шахматы, приёмы иностранных министров и высокопоставленных чинов Российской империи.

Во время Великой Отечественной войны комнаты Екатерины II подверглись значительным разрушениям. При восстановительных работах в начале 1950-х годов они были приспособлены для нужд Военно-морского училища, которое временно расположилось в здании дворца, а позже в южном крыле здания размещались база отдыха и художественная школа.

В результате реконструкции, завершённой в 2005 году, комнаты Екатерины II приобрели исторический вид.

В 2006 году по проекту архитектора А. А. Кедринского, выполненному в 1979 году, началась работа по воссозданию Арабескового зала. В основу проекта были  положены эскизные проекты Ч. Камерона, хранящиеся в Государственном Эрмитаже, альбом фотографий СНПО "Реставратор", фиксирующих состояние интерьера до и после разрушений 1945 года, и акварель Э. П. Гау как максимально достоверное фиксационное изображение зала, отражающее первоначальный авторский замысел Ч. Камерона.

Арабесковый зал был первым из воссозданных на половине Екатерины II.



Екатерина II далеко не сразу полюбила Царское село. В 1766 она жаловалась в письме: "Вот уже семь дней, как живу я на даче, в доме, который покойная Императрица Елизавета заблагорассудила вызолотить вне и внутри, в нём нет ни одного удобного кресла... Нет даже возможности облокотиться на стол".

Екатерина II отказалась от роскошной позолоты, которую так ценила Елизавета, да и вообще скептически относилась к этому "взбитому крему".

Новоиспечённая императрица считала этот барочный "взбитый крем" старомодным и приказала снять лепные украшения и закрасить позолоту.

Арабесковый зал по праву считался одним из самых ярких парадных залов, оформленных Чарльзом Камероном в Царскосельском дворце для Екатерины II. Основной декоративный мотив его убранства — изящные живописные росписи, арабески. Отделочные работы были завершены к 1784 году, хотя уже в 1783 году Екатерина II начала устраивать приемы в "Арабеске", как она называла этот зал.

Зал декорирован пилястрами, зеркалами и панно с росписью в виде арабесков; мотивы живописи и определили название парадного интерьера.

Зал двусветный, поэтому Камерон сделал его композицию двухъярусной: верхний ярус с живописными медальонами с аллегорическими фигурами в античных одеяниях отделяет широкая лента золоченого фриза. В центре восточной стены установлен камин из белого итальянского мрамора. Важным элементом убранства этого зала стали зеркала: между пилястрами  восемь овальных в резных золочёных рамах и между окнами - прямоугольные.

В основе плафона, украшающего потолок Арабескового зала, - тема человеческих добродетелей. Античный миф был переосмыслен в соответствии с идеями эпохи Просвещения как торжество добродетели: "Красота", "Скромность" и "Терпение" представлены в окружении "Мира", "Патриотизма", "Дружбы", "Приветливости", "Великодушия", "Доверия", "Милосердия" и "Гениальности".

Дополняет композицию с арабскими мотивами ковёр французской работы, на котором выткан сюжет о победе России над Турцией.


*Орнамент "арабеска" возник на арабском Востоке, получил распространение в Византии, в средневековом романском и готическом искусстве иллюминирования манускриптов, а затем, в XIV-XV веках под влиянием испано-мавританского искусства нашёл применение в орнаментальной гравюре и расписной итальянской майолике эпохи Возрождения.

Продолжение  http://proza.ru/2023/05/25/1371


Рецензии
Арабесковый зал очень эффективен. Оп выполнен в голубых тонах и залит светом. Поменялся и архитектурный стиль. Вместо барокко зал выполнен в стиле классицизма. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   04.07.2023 18:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина, за ваше благодарное восприятие красоты.

Светлана Шаляпина   04.07.2023 20:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.