В этом мире глупцов, подлецов, торгашей. Омар Хайя
Закрой уши, глаза, рот надёжней зашей.
Потому что среди подлецов, палачей
Враз ты можешь лишиться языка, глаз, ушей.
В Шримад Бхагаватам (2.1.1-6), (2.3.19) и в Бхагавад Гите (7.3.) говорится, что большинство людей поглощены в материальную деятельность и не думают о духовной цели жизни. Сейчас идёт век греха Кали юга, и поэтому Господь допускает, что к власти приходят люди, обладающие демонической природой, т.е. сильно атеистичные, полные эгоизма и корыстных желаний.
Они насаждают в обществе греховные качества, в Бхагавад Гите 3.21. говорится: «Что бы ни делал щрештха известный, выдающийся, великий человек, обыкновенные люди идут за ним, и какой бы пример он ни подавал своими действиями, весь мир следует его примеру.» Если правитель или лидер общества праведный, то и люди берут с него пример, тоже становятся праведными. Если же правитель грешник, злодей, то, глядя на него, начинает разлагаться всё общество. Греховный правитель создаёт условия, в которых греховные люди начинают процветать, а истинно праведные люди, наоборот, оказываются в притеснении.
Говорится, что, если негодяю дать хороший совет, то он его не послушает, а только рассердится, придёт в гнев. Так и люди демонической натуры, стоящие у власти, не слушают добрых советов праведных людей, а наоборот приходят в гнев, особенно когда слышат критику в свой адрес, и стараются всячески преследовать таких праведных людей, которые не боятся говорить людям правду и раскрывать глаза на то, что происходит в мире. Злодеи у власти всегда преследуют истинных преданных Господа, которые не могут молчать и притворяться, что ничего не видят, когда творится несправедливость.
В Шримад Бхагаватам (7.5.30-32) говорится, что люди, слепые в науке атма-таттвы, науке о душе и о Боге, не хотят предоставить свой слух, чтобы услышать послание Господа. Они избирают себе лидеров из числа себя самих, таких же слепых духовно и греховных, как и они сами, и потом страдают от таких лидеров. Говорится, что когда один слепой ведёт других слепых, то все вместе они падают в яму. Падение в яму означает падение в греховный образ жизни, духовную деградацию, что в конечном итоге приводит душу после смерти в ад, а после ада в животные формы жизни.
Поэтому очень важно, чтобы лидер общества был праведный, преданный Богу и обладающий духовным знанием человек. Такой человек, получив деньги и власть, не испортится, правильно использует имеющиеся в его распоряжении деньги и власть для служения Богу, для духовного просвещения людей и заботы о них. Невежественный же лидер будет использовать своё положение для своих чувственных наслаждений, будет разжигать свою жадность всё больше и больше, и люди, глядя на него, на своего лидера, тоже будут портиться.
Это типичная картина для нынешнего века греха, Кали юги, который начался 5000 лет назад и ещё продлится 427000 лет. В ведических писаниях предсказано, что наш век Кали юги будет вкрапление Золотого века, Сатья юги, и всё переменится, люди и их цари станут праведными и будут поклоняться Богу, воспевая Его святые имена. Мы находимся на пороге этого вкрапления Золотого века, как быстро он наступит, зависит от нас, от того, как быстро будет распространяться духовное знание, особенно ведическое духовное знание Индии. Раньше оно было распространено по всей территории Земли, но с наступлением века греха люди утратили это знание, и оно сохранилось на Земле Индии, Бхарата варши.
Из-за деградации людей с началом Кали юги Бог посылал своих посланников на Землю, чтобы дать упадхармы, более упрощённые дхармы, религии, в них духовное знание дано в соответствии с местом, временем и обстоятельствами, столько, сколько люди могли вместить. Это религии, адаптированные для Кали юги, где не запрещается употребление мяса или алкоголь, где менее строгое ограничение половых отношений. Но Индия сохранила изначальное духовное знание, данное Господом с сотворения Мира. Ведическое духовное знание примиряет все религии и помогает их лучше понять, увидеть в них духовную суть и цель, которая есть, но её часто люди не видят и утрачивают из-за привязанности к различным обрядам и ритуалам, которые часто превращаются в самоцель, и люди забывают о главной цели религии – развитии любви к Богу.
Когда невежественный лидер портится и люди страдают под его управлением, тогда, бывает, люди приводят нового невежественного лидера, слепого, как и предыдущий. Всё это из-за незнания Бога, духовной науки. Истинным лидером должен быть духовный лидер, обладающий знанием Бога и который не поддастся соблазнам и останется верен Богу и людям.
Не нужно путать истинных преданных Бога с ложными лидерами, слепыми лидерами невежественных людей, которых они избирают из числа себя самих. Они тоже могут критиковать власть, но они находятся в невежестве, лишены духовного знания. Их сердце нечисто, они преследуют личные эгоистические цели, этот эгоизм может быть и расширенным до пределов нации, страны, какой-либо определённой религии и т.д. Но, вследствие отсутствия истинного понимания науки о Боге, они ведут людей по неверному пути, к новым страданиям, в яму. Истинный лидер должен быть в первую очередь духовным лидером. Его сердце должно быть чистым благодаря свету духовного знания, только тогда оно будет свободно от всякой корысти.
Таким истинным преданным Господа был Иисус Христос, Он не боялся говорить правду и разоблачать фарисеев, исказивших религию. Он знал, что подвергается смертельной опасности, но выполнял волю Бога, нёс людям духовное знание и громил лицемеров-фарисеев, отбирал у них влияние на массовое сознание людей.
Омар Хайям в своих стихах тоже громит лицемеров и греховных людей у власти. Но не всегда это безопасно. Ему тоже пришлось терпеть преследования.
Оружие праведных людей – это истина, правда. И эту истину надо доносить людям, чтобы освободить людей от невежества. Потому что невежество – причина неправедной жизни, причина того, что мы живём в мире глупцов, подлецов, палачей.
Власть демонических людей держится на невежестве людей, они боятся, как огня, духовного просвещения людей, потому что тогда их власти придёт конец. Поэтому они преследуют святых людей, устраивают всяческие гонения на них, вплоть до убийства. Они боятся, что люди прозреют в общении со святыми людьми, с истинными преданными Господа.
Поэтому демонам у власти нужна религия не та, которая бы просвещала людей, давала бы им духовное знание, а та, что поддерживает их власть, которая является опиумом для народа, которая закрывает глаза народу на истинное положение вещей. Суть этой искажённой религии в том, что не надо стремиться к праведной жизни, мы всё равно грешные и никогда не исправимся. И религия превращается в обряд, где человек кланяется Богу, надеется на прощение у Бога своих грехов, но не стремится исправиться сам, оставаясь полуверующим полуатеистом. Полуатеистом, потому что живёт не для служения Богу, а для личного наслаждения, и религия для него становится просто удобным обрядом, самообманом, надеждой на рай, авось хорошие поступки перевесят. И отличительная черта — что такая искажённая религия защищает власть царя, независимо от того, праведный он или нет, если царь неправедный, людям велено терпеть, и нельзя даже критиковать царя: «любая власть от Бога».
Иногда, когда власть демонов становится очень сильной, преданным Господа приходится терпеть преследования и приходится, чтобы сохранить духовное знание, уходить в подполье. Иначе они будут физически уничтожены, и духовная традиция прервётся. В это время необходимо запастись терпением.
В это время льстецы при дворе процветают, а истинно праведные люди терпят бедствия и трудности. Но какое бы ни было тяжёлое время истинный преданный Господа знает, что душа бессмертна, что душа чистого преданного никогда не упадёт. Кришна говорит в Бхагавад Гите (9.31): «Смело заявляй всему миру, что Мой бхакта, преданный, никогда не погибнет.»
Поэтому преданный не может не проповедовать, не нести людям знание, духовное знание, но иногда приходится проповедовать, учитывая место, время и обстоятельства, столько, сколько люди могут вместить и иногда в виде притч, в виде иносказаний, эзоповским языком или в виде коротких четверостиший рубаи, как это делал Хайям.
Принцип сознания демона описан в Бхагавад Гите : «Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество — таковы качества людей, обладающих демонической природой, о сын Притхи.
Люди демонической природы не знают, что можно делать, а чего нельзя. Им не свойственны ни чистота, ни благонравие, ни правдивость.
Они говорят, что этот мир нереален, что у него нет основы, что нет Бога, который им управляет. Они заявляют, что мир возник из полового влечения и что у него нет иной причины, кроме вожделения.
Придерживаясь таких взглядов, демонические люди, лишенные разума и потерянные для самих себя, поглощены пагубной, греховной деятельностью, ведущей к разрушению мира.
Потакая ненасытному вожделению, опьяненные гордыней, тщеславием и самомнением, демоны пребывают в плену иллюзии и, очарованные преходящим, вершат свои грязные дела.
Они убеждены, что главное для человека — услаждать свои чувства. Поэтому их до конца дней преследуют бесчисленные тревоги. Связанные путами сотен желаний, снедаемые вожделением и гневом, они неправедными путями добывают деньги на чувственные наслаждения.» Б.Г.(12.4),(12.7-12)
«Демон думает: «Сегодня у меня есть столько денег, а будет ещё больше, таковы мои планы. Теперь мне принадлежит столько-то, и моё богатство будет возрастать всё больше и больше. Он мой враг, и я убил его. И другие мои враги также будут убиты. Я господин всего окружающего, я – наслаждающийся. Я совершенен, могуществен и счастлив. Я самый богатый человек, окружённый аристократическими родственниками. Нет никого, кто бы превосходил меня в силе и был бы счастливей меня. Я буду приносить жертвы, заниматься благотворительностью и таким образом узнаю радость». Так подобные люди бывают обмануты невежеством». Б.Г. (16.13-15.)
«Верховный Господь сказал: Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, аскетизм, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, отрешенность от всего мирского, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям — таковы, о потомок Бхараты, трансцендентные качества праведных людей, наделенных божественной природой.» (Б.Г.16.1-3)
«Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни — это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т. д.; невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая, безраздельная преданность Мне; стремление жить в уединенном месте, отстраненность от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины — это Я объявляю знанием, а все прочее называю невежеством.»(Б.Г.13.8-12) Здесь были перечислены духовные качества, присущие божественным натурам и качества, присущие людям, обладающим духовным знанием.
Заключительное, самое важное наставление Своему бхакте, преданному, дает Кришна в конце Бхагавад Гиты (Б.Г. 18.66.): «Оставь все дхармы, религиозные обряды, и просто предайся Мне, и Я освобожу тебя от всех греховных реакций. Ничего не бойся».
Полная преданность Господу и выполнение Его указаний является высшей дхармой, высшей религией. И поэтому у истинных слуг Господа нет высшей обязанности, чем распространение духовного знания, даже с риском для жизни, несмотря на все трудности и препятствия, чинённые демонами.
Казалось бы, Омар Хайям написал в этом стихе: молчи, не говори ничего. Но ведь как-то этот стих вышел в свет, ведь Омар Хайям всё-таки говорит, несмотря на смертельную опасность, называет подлецов подлецами, палачей палачами, глупцов глупцами, продажными людьми. Торгаши – это не именно те, кто занимается торговлей, а продажные люди, готовые продать свою душу за деньги, готовые на любой грех ради денег, в том числе и нечестные торговцы.
У преданных Господа есть самое сильное оружие, сильнее, чем власть демонов, — это истина духовного знания. Это оружие способно пробивать самую крепкую броню, броню невежества, покрывающую сердце людей, даже броню, покрывающую сердце демонов. Кришна говорит (Б.Г.9.32.), что даже демонические натуры, если примут прибежище у Бога, Кришны, могут достичь высшего назначения, высшей цели жизни (парам гатим).
Но чаще всего демоны не слушают хороших советов преданных, а наоборот приходят в гнев, когда их пытаются вразумить. И под влиянием гнева совсем теряют разум и творят злодеяния, преследуют преданных Господа. Конец, который ожидает демоничных людей, ясно описан в Бхагавад Гите (16.16-20.):
«Так, постоянно находясь в заботах и тревогах, запутавщись в сети иллюзий, они приобретают слишком сильную привязанность к чувственным удовольствиям и попадают в ад.
Самодовольные и всегда бесстыдные, обманутые богатством и ложным престижем, они иногда с гордостью совершают жертвоприношения (религиозные обряды) лишь для виду, не следуя никаким правилам и предписаниям.
Введённые в заблуждение ложным эго, силой, гордостью, вожделением и гневом, демоны начинают испытывать зависть к Верховному Господу, пребывающему в их собственном теле и в телах других существ, и богохульствуют по поводу истинной религии.
Завистливых и злонравных, низших среди людей, Я постоянно низвергаю в океан материального существования, в различные демонические формы жизни (в утробы демонов).
Многократно рождаясь среди демонических форм жизни (в утробах демонов), такие люди, о сын Кунти, никогда не могут приблизиться ко Мне. Постепенно они опускаются к самым отвратительным формам существования».
В Бхагавад Гите говорится, что демоны – это не обязательно люди, явно выставляющие себя, как атеисты. Это могут быть скрытые атеисты, рядящиеся в одежду верующих и духовных людей. Они напоказ выставляют свою религиозность, а в душе являются демонами. Такими демонами были фарисеи, распявшие Христа.
Преданные слуги Бога, садху, великие души, всегда находятся под защитой Верховного Господа:
«Великие души, о сын Притхи, те, кто не покрыты иллюзией, находятся под покровительством Божественной природы. Они целиком отдают себя преданному служению Мне, потому что знают: Я – источник творения, изначальный и неисчерпаемый.» Б.Г.(9.13.)
«Тем, кто постоянно с любовью и преданностью служат Мне, Я даю разум, понимание, с помощью которого они приходят ко Мне. Чтобы оказать им особую милость, Я, пребывающий в их сердцах, сиянием знания рассеиваю тьму, порождённую невежеством.» Б.Г.(10.10-11)
«Введённый в заблуждение тремя гунами материальной природы (добродетелью, страстью и невежеством), весь мир не знает Меня, стоящего над этими гунами и неисчерпаемого. Трудно преодолеть эту Мою Божественную энергию, состоящую из трёх гун материальной природы. Но тот, кто вручил себя Мне может легко выйти из под её влияния.» Б.Г.7.(13-14.)
«Кто всегда помнит обо Мне, не уходя от Меня мыслями, тому, о сын Притхи, легко Меня достигнуть, поскольку он постоянно служит Мне. Вернувшись ко Мне, великие души, махатмы, никогда не отправятся обратно в этот временный, полный страданий мир, потому что достигли высшего совершенства (самсиддхим парамам).» Б.Г.(8.14-15.)
Судьба преданных слуг Господа и судьба демонических натур разная. Преданные Бога, достигшие наивысшего совершенства, отправляются в духовный мир, в царство Бога, где вечное счастье, знание и блаженство. Те, кто не достигли высшего совершенства снова рождаются на Земле людьми в семьях праведных людей и преданных слуг Господа и продолжают своё духовное развитие в следующей жизни, до тех пор, пока не достигнут высшего совершенства. Б.Г.(6.37-45.)
Демоны же, рождаются снова в утробах демонов, и, с рождения, оказываются в неблагоприятных для духовного развития условиях, и продолжают вести греховную жизнь, лишённые возможности соприкоснуться с Богом, с духовным знанием, и, в конце концов, попадают в ад. Отстрадав в аду, становятся существами в низших формах жизни и продолжают эволюционировать в низших формах жизни, пока снова не получат шанс родиться человеком и соприкоснуться с духовным знанием о Боге. Получив человеческое тело, живое существо, душа, становится перед выбором: то ли правильно воспользоваться своей свободной волей и подчиниться Богу и Его законам, то ли злоупотребить своей свободной волей, и снова совершать грехи, и потом страдать за них, так и продолжая скитаться в колесе самсары, колесе рождения и смерти в различных телах, в различных формах жизни и на разных планетах.
Но Кришна, Бог, всегда даёт возможность душе исправиться, Отец всегда готов принять блудного сына.
«И, если ты – даже самый грешный из всех грешников, поднявшись на корабль трансцендентального, духовного знания (джняна плавена – с помощью корабля джняны, гьяны), ты переправишься через океан бедствий.
Как пылающий огонь превращает дрова в пепел, о Арджуна, так огонь знания сжигает дотла все последствия материальной деятельности.
В этом мире нет ничего более возвышенного и чистого, чем трансцендентальное, духовное знание. Это знание – зрелый плод духовного развития (йога самсиддхи — совершенство в йоге, духовной практике, в преданном служении Богу). И тот, кто достиг его, насладится этим знанием в своё время.
Верующий человек, стремящийся к духовному знанию и подчиняющий себе чувства, достоин достигнуть такого знания, и, достигнув его, быстро обретает высший духовный покой.
Но невежественные и неверующие люди, сомневающиеся в шастрах (священных писаниях), не обретают сознания Господа; они падают вниз. Для сомневающейся души нет счастья ни в этом мире, ни в следующем». Б.Г.(4.36-40.)
Любому человеку Бог даёт шанс, и это лишь наш выбор быть демонами (демоническими натурами, грешниками) или быть преданными Богу, послушными Ему. В заключении 4 главы Кришна говорит (Б.Г.4.42.):
«Итак, оружием (мечём, саблей) знания победи (сруби) сомнения, родившиеся в твоём сердце от неведения. Вооружись йогой (действуй в духовном знании), о Бхарата, поднимись и сражайся».
Метод борьбы с этим миром глупцов, подлецов и палачей только один – проповедь духовного знания. Человек должен начать с себя, исправить себя и потом исправлять ближних. Через это постепенно начнёт меняться весь мир, если каждый начнёт так делать. Как говорил Христос: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата своего, а в своём бревна не замечаешь. Лицемер! Вынь сперва бревно из своего глаза и потом увидишь, как вынуть сучок из глаза брата своего».
Да, мир менять нужно, но, чтобы быть способным изменить мир, нужно изменить себя, нужно самому не быть глупцом, подлецом, торгашом, палачом. Это возможно только с помощью духовного знания.
Другого пути, кроме принятия духовного знания и послушания Богу не существует, как не существует другого пути лечения желтухи: нужно принимать сладкие лекарства, которые поначалу кажутся горькими, но, по мере выздоровления, к пациенту, человеку, возвращается истинный вкус, и он начинает ощущать истинную сладость духовной жизни.
Люди, лишённые духовного знания, думают, что необходима революция, что нужно «сменить власть». Но опыт истории показывает, что в результате одни подлецы у власти сменяют других, и проблемы, как были, так и остаются. Если распространится духовное знание, если люди станут разумными, избавятся от невежества, то смена власти произойдёт сама собой. Демоны, которые не успеют исправиться, стать праведными людьми, просто не удержатся у власти, их просто сметут сами прозревшие люди.
Шрила Прабхупада говорил: «Один пинок майи, иллюзорной энергии Бога, и их власти придёт конец». Всё зависит от духовного просвещения людей. Ведь то, что у власти стоят греховные люди – это наша карма, коллективная карма всех людей, в каждой стране, расплата за наши грехи. То, что творится несправедливость, неправедное управление – за этим стоит Высшая воля, это расплата за неправедный образ жизни. Слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога или Любая власть от Бога (переводят и так и так) должны трактоваться так: «Всё, что творится в мире – всё происходит по воле Господа, без Его ведома ни пылинка не упадёт, ни травинка не шелохнётся. И если у власти стоит неправедный правитель – это значит Бог наказывает нас за наши грехи таким образом. Люди должны обратиться к Богу и исправиться, перестать грешить, тогда духовная причина несчастий людей будет устранена. Не устранив духовную причину, невозможно исправить этот мир. Должна улучшиться коллективная карма людей, а для этого хотя бы ощутимый процент людей должен принять духовное знание и начать вести праведную жизнь.
Шримад Бхагаватам говорит, что произведения, подобные Бхагаватам, способны произвести переворот, революцию, в неправедной жизни сбившейся с пути цивилизации.
«Слова, не описывающие величие Господа, который один способен освятить атмосферу целой вселенной, по мнению святых людей, подобны месту паломничества ворон. Совершенные личности не находят в них никакого удовольствия, ибо всегда пребывают в трансцендентном царстве.
Но сочинение, состоящее из описаний трансцендентного величия имени, славы, форм, игр безграничного Верховного Господа, резко отличается от них. Оно составлено из трансцендентных слов, назначение которых — совершить переворот в неправедной жизни сбившейся с пути цивилизации. Такие трансцендентные произведения, даже если они несовершенны по форме, слушают, поют и принимают чистые люди, которые безукоризненно честны». (Шримад Бхагаватам, песнь 1, 5.10-11)
Необходима революция в сознании людей, только тогда этот подлый мир изменится, исправится. А без революции в сознании людей может смениться власть, но мир не изменится, так и останется таким же полным подлецов.
Духовное знание подобно солнцу. Зимой всё занесено снегом, не хватает тепла, не хватает солнечного света. Но как только солнце растапливает все ледники, все снега, наступает весна, и вся природа оживает. Чтобы исправить этот подлый мир необходимо солнце духовного знания, и тогда наступит весна: вместо греховной жизни люди пробудятся к истинно счастливой, духовной жизни.
В этом мире глупцов, подлецов, торгашей
Закрой уши, глаза, рот надёжней зашей.
Потому что среди подлецов, палачей,
Враз ты можешь лишиться языка, глаз, ушей.
Свидетельство о публикации №223051101466