Методы и технологии в образовании

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между преподавателями (учителями) и студентами (учениками) с целью приобщения к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. Для наглядности представим их нижеследующими схемами. Активный метод – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при котором преподаватель и студенты взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники. Если на пассивном занятии основным действующим лицом и ведущим занятие был преподаватель, то здесь преподаватель и студенты находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают более приближенный к  производству  стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод
 
Интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии обучаемого с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта и в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В реальности, когда на занятиях преподаватель один, с группой из 30  студентов, этого реально достичь очень сложно. Но в нынешнее время  на помощь  приходят персональные компьютеры. Вся сложность заключается в том. Какой урок вы проводите. Если это математика, то  пример разбирается и записывается в  первой части урока. Затем дается  задание, которое все выполняют совместно, с подсказками преподавателя. Но если это  современное оборудование связи, то без самого оборудования обойтись невозможно. В своё время, я столкнулся  именно с этой проблемой. АТС одна, точка доступа к  ее  управляющей системе – одна, а  студентов 30.
Первое решение было  создание  компьютерных программ на языке Паскаль, в которых  имитировались процессы диалога человек машина. Естественно с обратной связью, то есть  оценкой – верно или не верно.
В последствии  когда в лаборатории было уже три АТС и через сеть. К ней подключались еще две , в другой лаборатории, понадобилась профессиональная программа  слежения за сетью. С помощью этой  программы  через ХАБ  установленный в лаборатории. Подключались шесть  персональных компьютеров. Это шесть рабочих мест. Если по вине учебной части  происходила накладка. То другой преподаватель, через  внутри техникумовскую сеть подключался в  учебной сети и к управляющей машине центральной станции.
В основной лаборатории у каждого рабочего места, кроме ПК, было два телефона. Включенных в разные АТС. Набором номера устанавливалось соединение, с помощью интерактивной профессиональной программы прослеживалось  это соединение на экране ПК.  Для уточнения номеров комплектов и  канальных интервалов. В ИКМ тракте, запускалась адресная директива, оставалось, расшифровать  и занести в отчет  распечатку, указав все координаты размещения  комплектов и параметров цифрового тракта, с пояснениями в виде ссылок.
На завершающем этапе  обучения по теме, делали неисправность, а  с помощью  программы и  ПК  выясняли причину и место повреждения в цифровом тракте учебной сети.

Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются студентами. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.


Рецензии