Движение мiра к миру

В докторской диссертации Г. Я. Галаган, которая вышла в виде монографии в 1981 году, постоянно повторяется ключевая идея, характеризующая толстовские поиски разных лет, в основном - допереломного периода. Речь идет о стремлении отобразить движение мiра (общества, народа) к миру (добру, гармонии, созиданию). Эту идею (она действительно ключевая для Толстого, хоть и выражалась по-разному, разными способами) Галаган прослеживает во многих художественных произведениях 50-70-х годов. Она тесно связана с социальными поисками писателя, идеей всеобщего блага, нравственного преображения человека и человечества. Вообще любопытно, что в толстовском творчестве встречаются, сосуществуют и "мiр" и "мир". Так, в тексте "Войны и мира" есть, как особенно подчеркивала Зайденшнур в  своей монографии, оба слова. А вот в "Соединении и переводе четырех Евангелий", где упор делается на религиозно-метафизические, а не социальные идеи, встречается "мир", но почти нет "мiра". Абстрагироваться от общественных проблем, мiра социального Толстой не мог. И всегда он стался привнести в этот "мiр" идею "мира". У Толстого эта идея имела совершенно четкий религиозно-нравственный контекст, Галаган это хорошо показала... "Ты хочешь небо низвести на нашу сумрачную землю", как писал поэт Фофанов о Толстом. Писатель понимал, что альтернатива этому - мерзость душевного запустения, бессмысленность существования, деградация, разрушение мiра как такового. Думается, что это вполне понимали и многие толстовские современники, ставившие Льва Николаевича на небывалую нравственную высоту. Но это совершенно разные вещи: понимать - и жить, понимать - и делать, понимать - и идти в нужном направлении. И русский мiр того времени по отношению к Толстому поступил точно так же, как написал в своих стихах Фофанов: "Слежу за гением твоим, Горжусь его полетом смелым, Но в изумленьи оробелом Не смею следовать за ним!" Кажется, лучше и не выразишь позицию русской интеллигенции в отношении Толстого.


Рецензии