Штангист Серж Рединг

Три недели назад я наблюдал за соревнованиями атлетов-штангистов на чемпионате Европы, который проходил в армянской столице Ереване. В этой самостоятельной стране сохранились традиции тяжелой атлетике, заложенные Серго Амбарцумяном, Юриком Варданяном и другими  чемпионами Олимпиад, чемпионатов мира и Европы, родившихся в этой закавказской республики. И в этот раз несколько золотых, серебряных и бронзовых медалей завоевали армянские тяжелоатлеты, победившие в неофициальном командном зачете.  В последние дни, когда соревновались атлеты самых тяжелых весовых категории, огромным спортивно-концертный комплекс имени Демирчана был закончен до отказа.

Все это напомнило мне времена, когда и в России была очень популярна тяжелая атлетика, и все россияне гордились своими чемпионами, победителями всевозможных международных соревнований, от которых сейчас они отлучены. Справедливости ради надо сказать, что наши тяжелоатлеты уже давно не входят в число сильнейших в мире и в Европе, а соревнования в России проходят при пустых залах. И мне, человеку, который сам поднимал штангу и даже один раз участвовал в институтских соревнованиях по тяжелой атлетике, это обидно.

В нашей стране всегда в почете были сильные люди. Символично, что первую золотую медаль для страны Советов завоевал штангист Григорий Новак.  Но особой популярностью пользовались атлеты тяжелого века.

Я, как всякий советский мальчишка, рожденный в первые послевоенные годы,  увлекался спортом и много читал газет и журналов на спортивные темы.  Особо меня интересовала штангисты.  Знал со слов корреспондентов, что в  спорте огромную роль играет психология. Некоторая опаска против кажущихся  вечными рекордами мешала спортсменам, даже готовым их побить, сделать это. В тяжелой весовой категории у штангистов такими рубежами, которые никак они не могли преодолеть, были вес в 200 кг в толчке и 500 кг в сумме трех движений.

Но вот в 1955 году на соревнованиях в Москве американский штангист Пауль Андерсон сумел набрать в троеборье 512,5 кг. Чуть позже, на чемпионате мира этого же года, он впервые стал победителем с суммой за 500 кг.  Пауль поражал зрителей не только своими рекордами, но и фигурой. При росте 177 см он весил в тот год 160 кг.

Но на Олимпиаде 1956 года, похудевший по требованию его невесты на большое количество кг, он чуть не проиграл аргентинцу Умберто Сельветти, показав в сумме 500 кг и выиграв лишь по меньшему собственному весу. Пауль жаловался, что вместе с его килограммами уходила и сила. И поэтому все тяжелоатлеты  тяжелого века стали толстеть, у большинства из них появились большие животы.   

После Олимпиады 1956 года Пауль Андерсон ушел в профессионалы, оставив «вечные рекорды» во всех движениями классического троеборья — жиме, рывке и толчке.  Поэтому победитель двух следующих чемпионатов мира в тяжелом веке наш Алексей Медведев показывал результаты ниже 500 кг в сумме. Но потом появился Юрий Власов, атлет без большого живота, но с развитой мускулатурой. Вначале он выиграл чемпионат мира 1959 года с суммой 500 кг, а на Олимпиаде в Риме 1960 года сокрушил рекорды и в толчке, подняв 202,5 кг, и в сумме — 537,5 кг. И как оказалось, «открыл ящик Пандоры». Не только Власов, но и другие атлеты стали набирать в сумме больше 500 кг.  Но Власов и сам не желал уступать, и накануне Олимпиады 1964 года на соревнованиях в Подольске набрал сумму 580 кг.  Но даже имея такой результат, он уступил на Олимпиаде в Токио своему самому грозному сопернику — Леониду Жаботинскому. Который был высок и имел вес под 160 кг.  Нет, сумма олимпийского рекорда была ниже власовских 580 кг, всего 572,5 кг, но больше на 2,5 кг, чем у Власова.

Власов проиграл тактически Жаботинскому. Но была у него и одна «ахиллесова пята». Он должен был поднять вес вначале на тренировке, а потом мог справиться с ним и на соревнованиях. А вот вес, на который его загнал Жаботинский, 217,5 кг, он никогда на тренировках не поднимал и не был готов  поднять чисто по психологическим причинам.  А Жаботинкий не имел такой тонкой психологической настройки, как Власов, поэтому поднял этот вес и стал Олимпийским чемпионом.  А потом с такой же суммой выиграл и следующие Олимпийские игры. Правда, в 1967 году Жаботинский набрал в сумме 590 кг. За 3 года рекорд в сумме подрос на 10 кг.

Но в начале 1970 года мировой рекорд Жаботинского в сумме побил неизвестный никому Василий Алексеев,   лучший результат которого до этого был 540 кг и всего бронзовая медаль на чемпионате СССР. А тут вдруг 595 кг, до рубежа в 600 кг осталось чуть-чуть.  И этот отрезок Алексеев прошел под бдительным оком штангиста и писателя Дмитрия Иванова, который опубликовал свой очерк после установления мирового рекорда Алексеевым в Минске 18 марта 1970 года — 600 кг.  Этот очерк, а потом книгу Д.Иванова «Русский исполин» 1980 года, я прочитал от корки до корки. Она есть у меня в личной библиотеке.

Со слов Иванова, Алексеев больше всего опасался перед Олимпиадой 1972 года бельгийского атлета Сержа Рединга, которым вторым в истории набрал в сумме 600 кг.  По мнению Алексеева, тот обладал поистине огромной силой, больше, чем у Алексеева, но робел перед авторитетами на соревнованиях, особенно перед Василием Ивановичем.

В книге написано, как наш богатырь в разминочном зале проводил психическую атаку на своих соперников. Пройдет мимо тренировочных помостов, посмотрит своим глазами в густых ресницах (что говорить, лицом Алексеев был очень красив), потрогает бицепсы соперников, скажет «окей» или «гут», и все, соперники начинают «плыть» - потеют, появляется неточность в движениях и  срывают свои попытки. Особенно впечатлительным был Серж Рединг. Все свои мировые рекорды он устанавливал только на соревнованиях без участия Алесеева, чаще всего, в Бельгии.

Когда я решил написать о нем заметку, то с трудом нашел материалы об этом атлете, который не только рано завершил спортивную карьеру, но и ушел из жизни. Но все же что мне удалось узнать о нем, что я и предлагаю вашему вниманию, уважаемые читатели.  Вначале высказывания о Серже Рединге знаменитого Юрия Власова.

«Впервые на чемпионате в Стокгольме  1961 года выступил Серж Рединг из Бельгии. При собственном весе 109,35 кг он занял двенадцатое место с суммой троеборья 440 кг.

Через восемь месяцев на чемпионате Европы в Москве он запальчиво убеждал меня, что наберет скоро 580 кг, а потом и 600. Русоволосый, с открытым лицом, он казался мне мальчиком, который не ведает, о чем толкует. Я кивал ему — и не верил. И в самом деле, в Токио он затерялся где-то на десятом месте.

А 17 мая 1970 года он оказывается вторым в мире человеком, преодолевшим рубеж в 600 кг. Правда, для своих 172 см роста он наедает чрезмерный вес (тут уже делали свое препараты: и результат, и собственный вес).

Спустя несколько лет он решает вернуться в человеческие измерения, сбрасывает лишние килограммы. И еще через несколько месяцев газеты оповещают мир о его смерти. Сердце отказалось служить прихотям большой игры.

А великая гонка даже не замедлила свой шаг; все быстрее, злее ее ход. И жажда на новые имена, любы ей только новые имена…»  

А далее уже не Юрий Власов, а другие авторы, га материалы которых я и опирался при написании своей заметки. 

Талантливый бельгийский штангист Серж Рединг / Serge Reding (23 декабря 1941 – 28 июня 1975). Чемпион Европы 1969 с суммой 570 килограммов. Участвовал в Олимпийских играх 1964, 1968 и 1972 годов и выиграл серебряную медаль в 1968 году в Мехико с суммой 555 килограммов (195,0 + 147,5 + 212,5). С 1968 по 1974 год он выиграл четыре серебряные медали на чемпионатах мира и установил шесть мировых рекордов: три в жиме стоя, один в рывке и два в толчке.

Серж Рединг был членом эксклюзивного клуба «600» с общей суммой 620 килограммов в тяжелоатлетическом троеборье: жим стоя, рывок и толчок (220,0 + 175,0 + 225,0), установленном в Лилле, Франция, в апреле 1972 года. В мире было всего 5 спортсменов, которые были их членами. Кроме Сержа Рединга, это были Василий Алексеев (СССР), Рудольф Манг (Германия), Кен Патера (США) и Станислав Батищев (СССР).

Популярнейший атлет тяжелого веса конца 60-х — начала 70-х годов, второй в истории тяжелой атлетики, после Василия Алексеева, атлет, набравший 600 кг в сумме троеборья в 1970 году. Устанавливал мировые рекорды, был призером чемпионатов мира, но выиграть какие-либо значимые соревнования так и не смог, оставшись в тени Василия Алексеева.

Серж Рединг  родился в Одергеме и начал заниматься тяжелой атлетикой в ;;возрасте 18 лет. На тот момент он уже весил 90 кг. В процессе силовых тренировок его вес стал более 140 кг. За время службы в армии он впервые участвовал в чемпионате Бельгии и финишировал последним. Потом он очень быстро прогрессировал.

В 1964 году он поступил на службу в Королевскую библиотеку . В том же году он участвовал в Олимпийских играх в Токио, где занял десятое место. Он добился национальной известности, когда четыре года спустя выиграл серебряную медаль на Олимпийских играх в Мехико.

Серж Рединг  является шестикратным чемпионом Бельгии. Во время Олимпийских игр в 1972 году в Мюнхене стал заложником и был настолько эмоционально потрясен, что не смог поднять начальный заказанный вес.

Во время чемпионата мира 1974 года он встретил филиппинку. В следующем году, в возрасте 33 лет, он умер от острой сердечной недостаточности во время поездки на Филиппины. Более тридцати лет после смерти Серж Рединг удерживал рекорд Бельгии в своей весовой категории.

Рединг был довольно маленького роста для супер тяжеловесов. При росте в 172 см он весил 140-145 кг. Его антропологические параметры были более чем впечатляющими:
Грудь 142 см
Талия: 120 см
Бедра: 122 см
Голень: 79 см
Бицепс: 52 см
Шея: 50 см
Плечи: 165 см
Обувь: 43.

Видимо, Серж Рединг, как и Пауль Андерсон, пошел на поводу своей любимой женщины-филиппинки, которые являются весьма хрупкими, а так как уже закончил соревноваться и такой огромный вес ему был не нужен, решил худеть.   Но если Андерсону это удалось без особых проблем для здоровья, тем более что он стал профессионалом и продолжал поднимать штангу или другие тяжелые предметы (например, приседал с осью от вагонетки весом в полтонны), то Серж перестал активно тренироваться, и у него полез вверх инсулин (так было написано в небольшой заметке в интернете), и это усугубило его проблемы с сердцем, тем более во влажном и жарком климате Филиппин.

И сейчас об этом атлете помнят разве в его родной Бельгии, да такие фанаты тяжелой атлетики, как ваш покорный слуга. Но я намерен рассказал еще об одном атлете из Болгарии, Христо Плачкове, который также был соперником Василия Алексеева и первым в мире поднял в рывке 200 кг.  А до этого дать возможность прочитать очень интересное интервью нашего замечательного богатыря, двукратного олимпийского чемпиона, многократного чемпиона мира, Европы и СССР, обладателя 80 мировых рекордов, Василия Алексеева, и вам многое станет ясно, что творится за кулисами вида спорта, которые международной олимпийских комитет грозится исключить из программы Олимпийских игр из-за допинговых скандалов в этом виде спорта.


Рецензии