Огненные тараны Героев

     Случаи, когда какой-нибудь пилот направлял свой подбитый самолет на морскую или наземную цель врага, с легкой руки советских пропагандистов стали называться «огненными таранами». 

     По данным некоторых историков, за время Великой Отечественной войны таких случаев произошло более 500. Разумеется, это ещё не окончательная цифра и, по мере изучения различных материалов, количество «огненных таранов» неуклонно увеличивается.

     Однако все ли подобные случаи соответствуют действительности? Может быть многие из этих случаев – просто красивые легенды, сочиненными пропагандистами и не в меру ретивыми литераторами?

     Попробую хоть немного разобраться с этими вопросами. Все эпизоды с таранами морских или наземных целей врага слишком многочисленны, у меня пока нет возможности описать их все. Поэтому я ограничусь лишь случаями «огненных таранов» совершенных Героями Советского Союза. В число этих пилотов я включил, как получивших Золотую Звезду ещё до совершения «огненного тарана», так и тех, кто был удостоен звания Героя посмертно, после героического подвига. В том числе П. С. Игашова, А. С. Маслова и В. П. Носова, которые посмертно были удостоены звания Героев Российской Федерации уже в 1990-е годы.

     Должен уточнить, что рамки моего исследования ограничены исключительно пилотами, которые, собственно, и направляли свои подбитые самолеты на врагов. Обо всех остальных членах экипажей — штурманах, стрелках-радистах и прочих — я упоминать не буду, хотя некоторые из них тоже были удостоены звания Героев Советского Союза или звания Героев Российской Федерации. Повторяю — меня интересуют лишь пилоты, так как от других членов экипажей полёт или падение самолета никак не зависели.

     Как всегда, в своих исследованиях, я буду стараться использовать данные документов, в первую очередь — выписки из наградных документов, которые описывали произведённые «огненные тараны». Думаю, не лишне будет приводить хотя бы краткие резюме о потерях летчиков из Объединенной базы данных «Мемориал» (ОБД «Мемориал»), а также, если необходимо, и некоторую информацию из других источников, например из Международного патриотического интернет-проекта «Герои страны» или из Википедии — общедоступной многоязычной универсальной интернет-энциклопедии.             
               
     Хочу также сказать, что для достижения максимально правдивого описания «огненных таранов» текст документов приводится мною без какой-либо корректировки, со многими орфографическими и лексическими ошибками, а также с принятыми тогда в документах сокращениями.

     Теперь мне осталось лишь огласить список пилотов-Героев, которые, по различным данным (к большому сожалению, не всегда достоверным), совершили знаменитые «огненные тараны». Вот он, этот список: 

     Абдиров Нуркен Абдирович - сержант, пилот 808-го штурмового авиационного полка,  19 декабря 1942 года в Ростовской области (Россия) объятый пламенем штурмовик Ил-2 направил на скопление вражеских танков.
     Выписка из наградного документа: «Тов. АБДИРОВ 19.12.43 г. при бомбардировочно-штурмовом полете, ведомым в составе 4-х самолетов ИЛ-2 в районе БОКОВСКАЯ, ПОНОМАРЕВКА произвел налет на сильно укрепленный рубеж противника и сильное скопление танков. Над целью тов. АБДИРОВ проявил исключительную храбрость и геройство.
     Невзирая на сплошной зенитный огонь, он метко наносил удар за ударом по врагу, сокрушая его укрепления, танки и живую силу. Но вот от одного из вражеских снарядов, от прямого попадания в мотор самолета т. АБДИРОВА самолет загорелся. Тов. АБДИРОВ как коммунист и истинный патриот Социалистической Родины, видя, что не дотянуть до своей территории, последовал героическому примеру капитана Гестелло, направил свой самолет в гущу вражеских танков и погиб смертью героя».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «19.12.42 погиб при выполнении боевого задания в районе Верх-Грачевск».

     Абухов Константин Васильевич - гвардии майор, командир 143-го гвардейского штурмового авиационного полка, 1 марта 1945 года в Восточной Пруссии (Германия) горящий штурмовик Ил-2 направил на скопление вражеских танков.
     Выписка из наградного документа: «1 марта 1945 года противник крупными силами танковой группировки перешел в контратаку. Учитывая важность сложившейся обстановки, гвардии майор АБУХОВ лично повел группу 6 самолетов ИЛ-2 на уничтожение танков противника в районе Пфаффендорф.
     При втором заходе на цель самолет товарища АБУХОВА был подбит огнем ЗА противника и загорелся, гвардии майор АБУХОВ не воспользовался парашютом для спасения своей жизни, а горящий самолет направил в скопление танков.
     От взрыва самолета по подтверждению экипажей прикрытия 152 ГИАОБХП, загорелось три танка».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «1.3.1945 г. сбит огнем ЗА в р-не Лихтенау-Керцдорф».

     Алешин Семен Михеевич - капитан, командир звена 44-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, в ночь с 11 на 12 июля 1942 года в районе станции Лемболово (Всеволожский район, Ленинградская область, Россия) горящий самолет СБ направил на скопление вражеских войск (по другим данным — на артиллерийское орудие).
     Выписка из наградного документа: «12 июля 1942 г., выполняя боевое задание на подавление укрепленного пункта противника в р-не высоты Лемболово, капитан Алешин, ведя группу бомбардировщиков, попадает в сложные метеорологические условия, заставившие его снизиться до 700 м. Враг встретил его сильным огнем зенитных пулеметов и зенитной артиллерии, в результате чего самолет загорелся. Капитан Алешин не дрогнул перед опасностью и перед смертью, которой он пошел смело навстречу. Он резко ввел самолет в пикирование и устремился туда, откуда били шквальным огнем артиллерийские орудия и пулеметы противника по нашей наступающей пехоте.
     Взрыв самолета и пролегающих рядом взрывов серии бомб, заставили замолчать огневые точки противника. Подвиг капитана Алешина подтверждают наземные части, которые вели бои в этом районе».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «11.7.42 г. не вернулся с боевого задания».

     Алексухин Василий Тимофеевич - старший лейтенант, командир звена 617-го штурмового авиационного полка, 15 декабря 1943 года в районе села Яновка (Малинский район, Житомирская область, Украина) направил горящий штурмовик Ил-2 в танковую колонну противника.
     Информация интернет-проекта «Герои страны»: «15 декабря 1943 года восьмерка «илов» под командованием старшего лейтенанта В.Т. Алексухина атаковала танковую колонну гитлеровцев в районе села Яновка (Украина). Несмотря на огонь вражеских зениток, атаки наших штурмовиков следовали одна за другой. Во время третьей атаки зенитный снаряд попал в мотор самолета В.Т. Алексухина и Ил-2 загорелся. Василий Тимофеевич Алексухин выровнял машину, установил ее в положение пикирования и направил на скопление танков врага».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «15.12.43. Погиб при выполнении боевого задания (сгорел)».

     Архангельский Николай Васильевич – старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 57-го бомбардировочного авиационного полка, 14 января 1945 года в районе города Варшава (по другим данным – в районе города Люблин, Польша) направил самолет А-20 «Бостон» на скопление вражеских войск.
     Информация Википедии: «В 11:52 вылетевший на разведку погоды по маршруту и в районе цели самолёт потерпел катастрофу, при ударе о землю взорвался на подвешенном боекомплекте. В условиях плохих метеоусловий (туман с низкой облачностью до 50 метров) самолёт обледенел и стал терять управление. Внизу находилось вражеская территория. Экипаж принял решение направить его в скопление вражеских войск. Обледеневший бомбардировщик столкнулся с землёй, экипаж погиб».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «14.1.45 г. погиб при выполнении боевого задания».

     Асташкин Михаил Егорович — капитан, командир эскадрильи 69-го истребительного авиационного полка, перед вечером 14 сентября 1941 года при штурмовке пехоты врага получил прямое попадание снаряда зенитки противника и направил свой горящий самолёт И-16 на скопление пехоты противника в районе хутора Важный (Беляевский район, Одесская область, Украина). 
     Выписка из наградного документа: «14.9.41 года ведя неравный воздушный бой с истребителями противника погиб смертью героя».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «Пропал б/в в IX.41».

     Баштырков Андрей Андреевич - капитан, командир звена 24-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Северного флота, 14 января 1943 года в Баренцевом море на подбитом самолете-торпедоносце «Хэмпден» таранил корабль врага.
     Выписка из наградного документа: «14.1.43 г. с командиром АЭ с Капитаном КИСЕЛЕВЫМ парой с-тов нанес торпедный удар по кораблям пр-ка, находившимся в ВМ-базе Вардэ. 4 ТР в охранении 6 СКР, 2 миноносцев под прикрытием береговых и зенитных батарей, находились на внешнем рейде порта Вардэ у о-вов Хорней и Рейней. За 3-4 клм. до цели, с-ты подверглись сильному обстрелу артиллерии кораблей и береговых батарей.
     Капитан БАШТЫРКОВ преодолел огневую завесу, проявив при этом отвагу и геройство, сблизился с целью на дистанцию 350-400 мт. сбросил торпеду по наибольшему транспорту. В результате атаки потоплен транспорт пр-ка, водоизмещением 8000 т/н. При развороте на курс отхода, находясь при этом над кораблями и береговыми батареями, с-т был сбит – экипаж геройски погиб». 
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «Погиб при выполнении боевого задания 14.01.43 г. Упал в море», «Сбит зенитным огнем с корабля противника».

     Бибишев Иван Фролович - лейтенант, заместитель командира эскадрильи 59-го гвардейского штурмового авиационного полка, 18 января 1943 года направил подбитый самолет Ил-2 на стоянку немецких самолетов на аэродроме Гумрак (Сталинградская область, Россия).
     Выписка из наградного документа: «18.1.43 г. при выполнении боевого задания тов. Бибишев погиб смертью храбрых, будучи сбит прямым попаданием снаряда ЗА противника».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «В р-не 2 умрак Сталинградской обл. был подбит ЗА противника и погиб 18.1.43 г.».

     Васин Николай Алексеевич - лейтенант, заместитель командира эскадрильи 62-го штурмового авиационного полка, 15 октября 1944 года в Польше подбитый штурмовик Ил-2 направил на скопление врага.
     Выписка из наградного документа: «15.10.1944 года – ведущим 8 самолетов ИЛ-2 летал на уничтожение танков и артиллерии противника в р-н ДЗЕРЖАНОВО-ПОМАСКИ, при подходе к цели зенитная артиллерия противника открыла сильный заградительный огонь по ведущему, несмотря на это лейтенант ВАСИН, горя ненавистью к врагу, ввел в пикирование свой самолет, за ним последовали его ведомые и с высоты 600 мт сбросил бомбовый груз. В это время вражеский снаряд прямым попаданием в левую плоскость сильно повредил управляемость самолета. Самолет неуправляемый упал с большим взрывом в расположении танков и артиллерии противника».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «15.10.44 г. погиб при выполнении боевого задания от прямого попадания ЗА самолет загорел и горящим врезался в р-не дер. Вельки, Дамброве что 6 км. юго зап. гор. Манув».

     Вдовенко Иван Тимофеевич - младший лейтенант, командир экипажа 81-го авиационного полка дальнего действия, 28 августа 1941 года направил горящий самолет ДБ-3 на переправу противника через Днепр в районе города Днепропетровск (Украина) и уничтожил ее.
     Выписка из наградного документа: «28.8.41 г. выполняя боевое задание в р-не Днепропетровск по уничтожению живой силы и переправы через реку Днепр, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии противника, т. ВДОВЕНКО повел свой самолет прямо на цель. Штурман самолета лейтенант тов. ГОМАНЕНКО метким бомбометанием вывел из строя 5 зенитных установок. Враг открыл по самолету т. ВДОВЕНКО сильный артиллерийский огонь. В разгар боя осколок вражеского снаряда попал в самолет и самолет загорелся. В это время отважный экипаж решил направить горящий самолет с оставшимся бомбовым грузом на понтонный мост возведенный фашистами. Когда самолет ударился о переправу, раздался огромной силы взрыв, мост был разбит, а героический экипаж самолета во главе с командиром экипажа т. ВДОВЕНКО нанеся врагу приогромнейший урон погиб смертью храбрых».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «28.8.41 г. весь экипаж геройски погиб направив самолет с бомбами в переправу противника через Днепр в р-не Днепропетровска».

     Гастелло Николай Францевич - капитан, командир эскадрильи 207-го бомбардировочного авиационного полка, после полудня 26 июня 1941 года направил горящий самолет ДБ-3ф на механизированную колонну врага на шоссе Молодечно - Радошковичи (Минская область, Белоруссия).
     Выписка из наградного документа: «26 июня капитан ГАСТЕЛЛО с экипажем: БУРДЕНЮК, СКОРОБОГАТЫЙ и КАЛИНИНЫМ повел звено ДБ-3 бомбить зарвавшихся фашистов. По дороге Молодечно-Радошковичи, у Радошковичи показалась вереница танков противника, звено ГАСТЕЛЛО сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулеметов экипажи фашистских машин, стал уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана ГАСТЕЛЛО, получив прямое попадание, объятый пламенем не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан ГАСТЕЛЛО и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю.
     По наблюдению ст. лейтенанта ВОРОБЬЕВА и лейтенанта РЫБАСА они видели, как капитан ГАСТЕЛЛО развернулся на горящем самолете и повел его в самую гущу танков.
     Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть летчика капитана ГАСТЕЛЛО и смерть героического экипажа».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «26.6.41 сбит ЗА пр-ка, горящий с-т направил в группу танков пр-ка».
     Примечание: Расследованием специальной комиссии установлено, что самолет упал на большую поляну примерно в 2 км от шоссе на краю болота возле деревни Мацки (Минский район, Минская область, Белоруссия).

     Гатауллин Анвар Анварович (Зигангирович) – гвардии старший лейтенант, командир звена 99-го гвардейского отдельного разведывательного авиаполка, 10 октября 1944 года свой самолёт Пе-2, подбитый огнём зенитной артиллерии, направил на позиции артиллерийских батарей противника в районе городов Добеле и Ауце (Латвия).
     Выписка из наградного документа: «10.10.1944 года выполнял особо важное задание командующего 15-й воздушной армии. С высоты 2000 метров, без прикрытия истребителей производил фотографирование переднего края обороны противника в районе Добеле – Ауце при интенсивном обстреле ЗА противника. На 4-м заходе самолет т. ГАТАУЛЛИНА был подбит. С переднего края наши войска видели, как плохо управляемый самолет Пе-2 врезался в расположение артиллерийских и минометных позиций противника. ГАТАУЛЛИН и его экипаж погиб смертью ГЕРОЕВ. Но в последний момент он нанес значительный урон противнику в технике и людях, до конца выполнил свой долг перед Родиной».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «10.10.44 г. погиб при выполнении боевого задания».
     Информация Википедии: «Однако Гатауллин не погиб при падении своего самолёта, так как ещё до удара о землю был выброшен взрывом бензобаков из кабины. Он пришёл в себя висящим на стропах парашюта и смог спуститься вниз, несмотря на ожоги и ранения. Гатауллин попытался уйти через лес подальше от немецких позиций, но был задержан военным патрулём. В плену он отказался от сотрудничества с противником и был отправлен в лагерь для военнопленных».
     Примечание: После побега из лагеря военнопленных в течение восемнадцати суток он пробирался по вражеской территории, пока не вышел к своим. Несмотря на отсутствие документов, он был принят в пехотный полк. Участвовал в освобождении Польши и боях в Германии до окончания войны.

     Герасимов Сергей Дмитриевич - гвардии майор, командир эскадрильи 136-го гвардейского штурмового авиационного полка, 10 августа 1944 года подбитый самолет Ил-2 направил на эшелоны с горючим на станции Альвитас (Вилкавишский район, Литва).
     Информация Википедии: «10 августа 1944 г. вёл группу Ил-2 в «свободный поиск» с задачей найти и уничтожить вражеские эшелоны с бензином, предназначенным для немецких танков. Два состава цистерн были обнаружены на литовской станции Альвитас. При заходе в атаку самолёт С. Герасимова был подбит зенитной артиллерией; на горящем штурмовике С. Герасимов таранил составы цистерн».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «Сбит МЗА пр-ка 10.8.44 г.».

     Гречишкин Василий Николаевич - гвардии майор, командир эскадрильи 34-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка, 30 сентября 1943 года горящий самолет Пе-2 направил на вражескую батарею в Ленинградской области (Россия).
     Выписка из наградного документа: «30.9.43 г. Гвардии майор ГРЕЧИШКИН, выполняя задачу по уничтожению дальнобойной артиллерии противника, обстреливающей г. Ленинград в р-не Павкуля, был встречен сильным огнем ЗА противника. Несмотря на это, он смело вел группу на цель, подав команду летчикам о переходе в пикирование. В этот момент самолет майора ГРЕЧИШКИНА, прямым попаданием в мотор, был подожжен. Воспитанный в духе преданности своей Родине, Гвардии майор ГРЕЧИШКИН, предпочитая геройскую смерть позорному плену, направил горящий самолет на артбатарею противника, доказав этим свою безмерную любовь и преданность нашей Великой Родине».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «30.9.43 г. не вернулся с боевого задания из района Владимирская, Ленинградской обл. Самолет сбит ЗА пр-ка, упал на зенитную батарею, взорвался и сгорел».

     Гречишников Василий Алексеевич - капитан, командир эскадрильи 1-й минно-торпедного авиационного полка ВВС Балтийского флота, 24 октября 1941 года горящим самолетом ДБ-3ф нанес удар по вражеской танковой колонне на шоссе Чудово - Будогощь.
     Информация Википедии: «24 октября 1941 года при бомбёжке механизированных частей врага в районе населённого пункта Грузино Чудовского района Новгородской области бомбардировщик ДБ-3Ф В. А. Гречишникова был подбит зенитным огнём противника и загорелся. Экипаж направил горящий самолёт на вражескую танковую колонну и геройски погиб при взрыве».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «Сбит зен. артиллерией пр-ка 24.10.41 г.».

     Гучек (Гучок) Петр Иосифович - гвардии старший лейтенант, летчик 100-го гвардейского истребительного авиационного полка, около полудня 18 апреля 1945 года горящий истребитель Р-39 «Аэрокобра» направил на вражеские войска в районе города Шпремберг (земля Бранденбург, Германия).
     Выписка из наградного документа: «18.04.1945 года при вылете на прикрытие наземных войск в составе 8 самолетов «Аэрокобра» в районе Шпремберг был подбит ЗА противника, при попытке перетянуть линию фронта на горящем самолете, свалился на крыло и упал на землю. В результате летчик погиб».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «18.4.45 г. сбит ЗА противника».

     Жабинский Дмитрий Иванович - гвардии майор, штурман 75-го гвардейского штурмового авиационного полка, 15 февраля 1945 года, направил горящий штурмовик Ил-2 на позиции врага (по другим данным — на аэродромом Хайлигенбайль (Восточная Пруссия), ныне Мамоново (Калининградская область, Россия).
     Выписка из наградного документа: «15 февраля 1945 г. при налете на вражеский аэродром в очень трудных метеоусловиях, несмотря на сильное противодействие ЗА противника вел группу на штурмовку вражеского аэродрома. Прямым попаданием снаряда ЗА противника был сбит и при падении на землю обрушил огонь своих пушек и пулеметов на вражеские войска».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «15.2.45 г. погиб при вып. б/зад.».

     Захаров Константин Федорович - капитан, командир эскадрильи 233-го истребительного авиационного полка, 13 января 1944 года в районе города Мозырь (Гомельская область, Белоруссия) направил подбитый самолет Як-9 на вражескую колонну.
     Выписка из наградного документа: «13.1.1944 г. Капитан Захаров повел 4-ку Яковлевых на штурмовку отходящего противника западнее г. Мозырь. В сильном огне ЗА, проведя несколько атак автоколонны противника, уничтожил и зажег несколько автомашин. У Капитана Захарова вышел боекомплект у пушки, последний передал об этом по радио ведомым и крикнул: «Бей их братцы», продолжая имитировать атаки, давая возможность бить немцев своим подчиненным. Атаку колонны производил дерзко, пикируя до бреющего полета. При последнем заходе самолет Капитана Захарова был подожжен в воздухе и не имея возможности спасти свою жизнь Капитан Захаров на горящем самолете врезался в колонну противника».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: Данные не найдены.

     Землянский Владимир Васильевич - майор, командир 622-го штурмового авиационного полка, 7 августа 1942 года горящий самолет Ил-2 направил на вражеские войска в районе города Сталинград (Россия).
     Выписка из наградного документа: «7 августа 1942 г. т. ЗЕМЛЯНСКИЙ показал образец мужества и бесстрашия. В этом вылете, после ряда стремительных заходов он метким прицельным огнем лично уничтожил несколько танков и автомашин. Последний заход и в самолет майора ЗЕМЛЯНСКОГО прямое попадание снаряда. Самолет загорается и в массу вражеского скопища падает горящий самолет. Майор ЗЕМЛЯНСКИЙ гибнет, смертью своей нанося урон врагу».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «7.8.42 г. не вернулся с боевого задания разъезд № 74 Сталинградский фронт».

     Золин Иван Леонтьевич - старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 242-го бомбардировочного авиационного полка, 23 сентября 1941 года в районе города Берислав (Херсонская область, Украина) горящий самолет Пе-2 направил на переправу через реку Днепр.
     Выписка из наградного документа: «На третьем боевом вылете 23.9.41 г. по заданию — разрушить переправу Бреслав был сбит ЗА противника. Машина т. ЗОЛИНА в воздухе загорелась. Видя, что спасти машину нет никакой возможности тов. ЗОЛИН не щадя своей жизни направил горящую машину на переправу через р. Днепр».   
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «Сбит ЗА противника в р-не Берислав».

     Зубко Петр Наумович - майор, командир эскадрильи 951-го штурмового авиационного полка, 20 августа 1944 года горящий самолет Ил-2 направил на вражескую батарею в Молдавии.
     Информация Википедии: «20 августа 1944 года самолёт майора Зубко в районе деревни Манзырь (ныне село Лесное, Тарутинский район, Одесская область, Украина) был подбит. Лётчик направил горящую машину на вражескую батарею шестиствольных миномётов, полностью уничтожив её ценой своей жизни».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «20.8.44 г. погиб при выпол. боевого зад. зап. 1 км. Манзырь».

     Игашев (Игашов) Петр Степанович - младший лейтенант, командир экипажа 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Балтийского флота, 30 июня 1941 года в районе города Даугавпилс (Латвия) на самолете ДБ-3ф тараном уничтожил истребитель противника, а затем направил горящий самолет на вражескую мотоколонну.
     Информация Википедии: «30 июня 1941 года младший лейтенант Пётр Игашов вылетел в составе девятки под командованием командира эскадрильи капитана Челнокова с заданием уничтожить понтонный мост через реку Западная Двина в районе города Даугавпилса с целью остановить немецкие танковые колонны. Прикрытия истребителями не было. Советские бомбардировщики зашли на цель с тыла и в 14 часов 25 минут уничтожили мост. При возвращении на базу они были атакованы тремя немецкими истребителями Bf 109F из JG54. Ведущий группы принял решение сомкнуть строй и уходить на бреющем. Один «мессершмитт» попал под перекрёстный огонь носового и верхнего пулемётов самолёта Игашова и был сбит. Но в это время другой зажёг левый мотор. ДБ-3Т стал терять высоту. В это время на него набросилась ещё четвёрка Bf 109F. Тогда Игашов довернул свой самолёт им навстречу и правым крылом снёс хвостовое оперение одного «мессершмитта». После этого обрушил горящий самолёт на мотоколонну противника, пытавшуюся форсировать Западную Двину.
     Согласно картотеке военнопленных офицеров П. С. Игашев был захвачен немцами в плен 30 июня 1941 года в районе Двинска, содержался в лагере военнопленных, 8 октября 1941 года был передан гестапо, а затем расстрелян на полигоне Хебертсхаузен рядом с Дахау (Германия)».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «Погиб в возд. бою р. Двинска 30.6.41 г.».

     Кадомцев Анатолий Иванович - гвардии капитан, командир эскадрильи 59-го гвардейского штурмового авиационного полка, 21 февраля 1944 года в Белоруссии направил горящий самолет Ил-2 на скопление вражеских войск.      
     Информация интернет-проекта «Герои страны»: «21 февраля 1944 года во время выполнения очередного боевого задания в районе Рогачев – Бобруйск (Белоруссия) самолёт гвардии майора Кадомцева был сбит истребительной авиацией противника».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «Не вернулся с боевого задания из районе Рогачев — Бобруйск 21.2.44 г Сбит ИА противника».

     Катунин Илья Борисович - капитан, заместитель командира эскадрильи 46-го штурмового авиационного полка ВВС Северного флота, 23 апреля 1944 года в Баренцевом море горящим самолетом Ил-2 таранил и потопил транспортный корабль противника.
     Выписка из наградного документа: «23.04.44 г. вылетая ведущим восьмерки штурмовиков ИЛ-2, на подходе к цели был подбит зенитной артиллерией, в результате чего загорелся. Тов. КАТУНИН горящий самолет направил на транспорт противника и таранил его. Транспорт водоизмещением 5000 тонн потонул. Сам тов. КАТУНИН погиб смертью храбрых, проявив при этом мужество и героизм».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «23.04.44 г. в р-не Вардэ подбит ЗА с кораблей пр-ка. Горящим самолетом таранил транспорт пр-ка — транспорт затонул», «При нанесении бомбо-штурмового удара по конвою пр-ка в районе Варде, на подбитым самолете ЗА таранил транспорт противника».
     Примечание: По немецким данным, штурмовик Ил-2 был сбит зенитным огнем сторожевого корабля «V 6110» и противолодочного корабля «Uj 1220», в результате чего упал в 150 метрах от плавбазы «Weser».
 
     Каштанкин Виктор Николаевич - гвардии майор, помощник командира полка 7-го гвардейского штурмового авиационного полка ВВС Балтийского флота, 23 марта 1944 года в Балтийском море направил поврежденный самолет Ил-2 на вражеский корабль.
     Выписка из наградного документа: «23.03.1944 г. в группе 7 самолетов ИЛ-2 произвел боевой вылет на штурмовку кораблей противника в 15-20 км. севернее губы Кунда. Во время атаки его самолет был подбит зенитным огнем противника. Пренебрегая жизнью, на подбитом самолете таранил СКР противника, который взорвался и затонул, геройски погиб и сам».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «Погиб при выполнении б/задания р-н Нарв. залива 23.03.44 г.».
     Примечание: в документах противника нет никаких упоминаний о потерях кораблей в Нарвском заливе в тот день.

     Киселев Василий Николаевич - капитан, командир эскадрильи 24-го минно-торпедного авиаполка ВВС Северного флота, 25 апреля 1943 года горящим самолетом-торпедоносцем «Хэмпден» таранил вражеский транспортный корабль.
     Выписка из наградного документа: «25.04.43 г. группа самолетов торпедоносцев возглавляемая капитаном КИСЕЛЕВЫМ нанесла торпедный удар по транспортам противника в районе Конгс-фьорда.
     Самолет тов. КИСЕЛЕВА был подожжен огнем зенитной артиллерии противника, но это не испугало его, он продолжал вести группу торпедоносцев на врага и лично торпедировал и потопил 1 транспорт противника водоизмещением 12 тыс. тонн. После чего горящий самолет упал в воду у транспортов».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «25.04.43 г. Погиб при выполнении боевого задания Упал в море».
     Примечание: По данным противника, в результате попадания торпеды в корму затонул немецкий пароход «Leesее» (2.624 брт). Самолет получил попадания 20-мм и 37-мм зенитных снарядов в левую плоскость, которая загорелась и отломилась в воздухе. Неуправляемый самолет, развернуло влево и он упал в море.

     Ковалев Венедикт Ефимович - лейтенант, командир звена 11-го истребительного авиационного полка 6-го авиакорпуса ПВО Москвы, ранним утром 14 декабря 1941 года горящий самолет Як-1 направил на вражескую автоколонну на Волоколамском шоссе в Истринском районе Московской области, по другим данным — в районе станции Румянцево (Волоколамский район, Московская область, Россия).
     Информация Википедии: «14 декабря 1941 года командир звена 11-го истребительного авиационного полка (6-й авиационный корпус ПВО страны) лейтенант Венедикт Ковалёв у железнодорожной станции Румянцево Волоколамского района Московской области, когда его крылатая машина была подбита и загорелась, повторил подвиг Николая Гастелло — направил свой самолёт в зенитную батарею противника, взорвал её и сам погиб смертью храбрых, открыв тем самым ведомой им группе путь к цели».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «14.12.41 г. При штурмовке войск пр-ка был подбит ЗА, направил свой горящий самолет на батарею пр-ка и погиб геройской смертью».

     Козаченко Петр Константинович - гвардии майор, командир 163-го гвардейского истребительного авиационного полка, 18 марта 1945 года направил подбитый самолет Ла-7 на артбатарею в Восточной Пруссии.
     Информация Википедии: «День 18 марта 1945 года был пасмурным. Где-то за многослойными облаками кипел воздушный бой. В эфире – тысячи звуков, команд, предупреждений, радостных победных поздравлений, криков отчаяния. Лётчики бомбардировщика «Пе-2», пролетавшего мимо Данцига (ныне польский город Гданьск), уловили в этом шуме хрипловатый и, как всегда, спокойный голос П.К.Козаченко: «Внимание, соколы! Всем, всем! Я подбит, иду на таран!». Его самолёт был повреждён зенитным огнём и загорелся. Видя, что пламя сбить не удастся, подполковник П. К. Козаченко направил свою машину на артиллерийскую батарею врага. Это были последние слова отважного лётчика. Они навсегда остались в памяти и сердцах тех, кто их слышал, кто знал П.К.Козаченко».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «18.3.45 г. При выполнении боевого задания на разведку войск противника в районе ДАНЦИГ на с-те ЛА-7 не вернулся с боевого задания на 369 боевом вылете».

     Корязин Дисан Николаевич - сержант, летчик 242-го бомбардировочного авиационного полка, 28 сентября 1941 года в районе города Новомосковск (Днепропетровская область, Украина) горящий самолет Пе-2 направил на немецкую танковую колонну.
     Выписка из наградного документа: «28 сентября выполняя боевое задание экипаж тов. КОРЯЗИНА в 15 час. 45 мин. на высоте 1300 метров в районе Ново-Московск подвергся сильному обстрелу зенитной артиллерии противника и прямым попаданием снаряда был подожжен. Тов. КОРЯЗИН не покинул горящий самолет, а направил его в группу войск противника.
     Фашисты потеряли не один десяток своих солдат погибших от героического экипажа».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: Данные не найдены.

     Кочетков Николай Павлович - старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 686-го штурмового авиационного полка, утром 3 сентября 1942 года горящий самолет Ил-2 направил на вражескую батарею шестиствольных миномётов в районе совхоза «Опытное Поле» (Сталинградская область, Россия).
     Выписка из наградного документа: «3.9.42 г. участвуя в очередном налете на скопление вражеской техники и живой силы как ведущий при штурмовке войск пр-ка ЗА пр-ка самолет КОЧЕТКОВА был подбит в результате чего самолет взорвался в воздухе и упал на скопление войск пр-ка.
     Тов. КОЧЕТКОВ погиб смертью храбрых в борьбе против немецкого фашизма».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «3.9.42 г. сбит ЗА пр-ка в р-не Совхоз Опытное поле. Упал в р-не цели. Сталингр. фронт».
     Информация Википедии: «Утро 3 сентября 1942 года выдалось холодным, и старший лейтенант Н. П. Кочетков перед вылетом на боевое задание надел поверх гимнастёрки кожаный реглан. Ему предстояло вести пятёрку Илов в район разъезда Конный. Целью штурмовиков была батарея шестиствольных миномётов противника, которая сильно досаждала наземным войскам. Неприятности начались ещё до подхода к цели. При пересечении линии фронта группа советских самолётов была обстреляна с земли. Осколок вражеского снаряда пробил бензобак на Ил-2 Кочеткова, и кабина самолёта сразу наполнилась парами бензина. Николай Павлович мог бы передать группу другому лётчику и вернуться на базу, но это было не в его правилах. Цель была совсем рядом — всего в трёх километрах от переднего края.
     Миномётную батарею на территории совхоза «Опытное Поле» лётчики обнаружили быстро: она появилась здесь совсем недавно, и немцы ещё не успели как следует замаскировать позиции. Кочетков первым пошёл в атаку. Резко снизившись, он обстрелял цель РСами, а уже будучи над ней, нажал кнопку сброса бомбовой нагрузки. В этот момент самолёт вспыхнул (от срабатывания пиропатронов произошло воспламенение паров бензина) и через несколько секунд взорвался. Обломки Ил-2 рухнули в расположение противника и погребли под собой батарею шестиствольных миномётов. Впоследствии в некоторых источниках события 3 сентября были интерпретированы как огненный таран. Однако сам Кочетков не считал это событие огненным тараном (такое мнение он высказал в одном из своих интервью)...
     Взрывом его выбросило из самолёта... Николай Павлович успел воспользоваться парашютом... Приземлившись на ноги, Кочетков быстро отстегнул лямки парашюта и, расстёгивая на ходу реглан, бросился бежать... До наступления темноты Кочетков прятался в овраге, затем то ползком, то шагом начал пробираться к линии фронта... Утром его обнаружил немецкий патруль. Лётчика доставили в штаб ближайшего соединения, а оттуда на следующий день отправили в лагерь для военнопленных».
     Примечание: После побега из лагеря военнопленных в октябре 1942 года, вернулся в свою часть в феврале 1944 года и продолжал воевать почти до самого конца войны — до марта 1945 года.

     Кривень Петр Яковлевич - гвардии лейтенант, старший летчик 7-го гвардейского штурмового авиационного полка, 20 января 1945 года в районе города Вилленберг (Восточная Пруссия, Германия) ныне город Вельбарк (Варминско-Мазурское воеводство, Польша) направил горящий самолет Ил-2 на скопление вражеских войск.
     Информация интернет-проекта «Герои страны»: «20 января 1945 года звено штурмовиков бомбило вражескую переправу в Восточной Пруссии. В это время появились истребители противника. Завязалась ожесточенная схватка. Вот уже подбита вражеская машина. Но в следующий момент загорелся и самолет Кривеня. Летчик пытался сбить пламя, бросая машину из стороны в сторону, но сделать этого не удавалось. Тогда Кривень принял дерзкое решение направить свой пылающий Ил-2 на скопление живой силы и боевой техники отступающих гитлеровцев. Воздушный боец повторил подвиг Гастелло».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «20.1.1945 г. при штурмовке артбатарей пр-ка в р-не Сев. Вилленштейн был подбит ЗА пр-ка и упал в р-не Сев. Гросс-Пивнитц. Что 4 клм. Южн. Виленбурга. Экипаж погиб. Летал на с-те ИЛ-2».

     Лобанов Евгений Иванович - старший лейтенант, летчик 18-го штурмового авиационного полка ВВС Черноморского флота, около 15 часов 11 марта 1942 года восточнее поселка Бельбек на подступах к городу Севастополь (Крым) направил горящий самолет Ил-2 на скопление вражеских войск.
     Выписка из наградного документа: «11.3.1942 года при штурмовом ударе в составе двух самолетов по арт.батарее к северу от высоты 48,69 уничтожили четыре миномета и до взвода пехоты. При втором заходе самолет Талалаева был подбит автоматами противника, мотор был выведен из строя. Капитан Талалаев произвел вынужденную посадку на вражеской территории, Лобанов видя это пошел на выручку летчика Талалаева, один произвел еще три захода несмотря на сильное противодействие противника. Этим самым дал возможность летчику Талалаеву переползти в свои окопы. Старший лейтенант Лобанов был подбит огнем автоматов, самолет загорелся в воздухе, видя что недотянет до своей территории направил горящий самолет в зенитную батарею противника и погиб».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «Не вернулся с боевого задания 11.3.42 г.».
     Примечание: Самолет приземлился на фюзеляж за второй полосой окопов противника. Покинув кабину штурмовика, Лобанов укрылся в воронке и стал отстреливаться из пистолета, но был убит вражескими солдатами.

     Ляхов Яков Яковлевич - лейтенант, командир звена (старший летчик) 807-го штурмового авиационного полка, 17 сентября 1944 года направил горящий самолет Ил-2 на вражеские позиции в районе города Тырва (Эстония).
     Выписка из наградного документа: «17.9.44 г. тов. Ляхову было приказано с группой 6 ИЛ-2 нанести штурмовой удар по скоплениям автомашин пр-ка в районе Кирикукюла. После выхода с атаки самолет т. Ляхова был атакован 2-мя «ФВ-190», атака производилась снизу сзади, с резким уходом вверх. Самолет был подожжен, напрягая последние силы тов. Ляхов горящий самолет направил на скопление артиллерии противника, погиб смертью храбрых».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «Погиб — сбит истребительной авиацией противника 17.9.44 г.».   

     Маслов Александр Спиридонович — капитан, командир эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка, в 8 часов 30 минут 26 июня 1941 года вылетел на задание, через некоторое время подбитый зенитным огнем, направил горящий бомбардировщик ДБ-3ф на вражескую колонну на шоссе Молодечно — Радошковичи (Минская область, Белоруссия).
     Информация Википедии: «26 июня 1941 года при нанесении удара по вражеской колонне на шоссе Молодечно — Радошковичи его бомбардировщик ДБ-3Ф был подбит и упал около д. Декшняны. Согласно одной из версий, Маслов направил горящую машину на скопление вражеской техники на шоссе.
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «26.6.41 г. не возвратился с боевого задания».
     Примечание: Расследованием специальной комиссии установлено, что самолет упал в 180 метрах от дороги около деревни Декшняны (Молодечненский район, Минская область, Белоруссия).

     Милошенков Сергей Васильевич - гвардии капитан, командир эскадрильи 109-го гвардейского штурмового авиационного полка, 14 июля 1944 года горящий самолет Ил-2 направил на врага в районе села Микуличи (Владимир-Волынский район, Волынская область, Украина).
     Выписка из наградного документа: «14 июля 1944 года группа 6 самолетов ИЛ-2 ведомая тов. МИЛОШЕНКОВЫМ выполняла задание по уничтожению танков и артиллерии противника в районе пункта МИКУЛИЧИ. Сделав два захода над целью, самолет ведущего был подбит огнем ЗА, загорелись бензобаки, но он как подобает герою гвардейцу направил свой горящий самолет на автоколонну противника идущую по дороге.
     Не дотянув до дороги 200 метров, самолет перестал быть управляемым перешел в резкое пике и врезался в землю».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «14.7.44 г. погиб при выполнении б/задания в р-не с. Микуличи».

     Михайлов Евгений Витальевич - гвардии лейтенант, старший летчик 32-го гвардейского истребительного авиационного полка, 17 марта 1944 года горящий истребитель Ла-5 направил на эшелон с горючим на станции Идрица (Себежский район, Псковская область, Россия).
     Выписка из наградного документа: «Получив задание прикрыть боевые порядки наших наземных войск, 17.3.1944 года в 13.55 с ведомым Гвардии младшим лейтенантом ТИТОВЫМ вылетел в район цели. Погода быстро ухудшалась, облака прижимались друг к другу, образуя непроницаемую для глаза пелену. Время еще не иссякло и смельчаки не покидали район цели. Очутившись над передним краем обороны противника, подверглись интенсивному обстрелу зенитной артиллерии, трассы крупнокалиберных пулеметов и красные вспышки разрывов окружали их. Искусно маневрируя они вышли из зоны зенитного огня, очутившись над городом ИДРИЦА, опознав его т. МИХАЙЛОВ дал команду «с левым разворотом взять курс 120 на свой аэродром». Но пришедшие в себя немцы и здесь встретили их ураганным обстрелом зениток. Небольшая высота облегчала противникам вести прицельный огонь. Машина МИХАЙЛОВА была смертельно ранена. Спасти ее не было возможности, своя территория была далеко. Увидев под собой железнодорожную станцию забитую эшелонами бензоцистерн отважный летчик решил дорого продать свою жизнь. Твердой рукой управляя самолетом, с пикирования врезался в один из составов. Последовал потрясающий взрыв и вся территория железнодорожной станции моментально объялась огромным пожаром.
     Так принеся себя в жертву т. МИХАЙЛОВ нанес колоссальный урон ненавистному врагу».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «17.3.44 г. при выполнении боевого задания сбит ЗА пр-ка над городом Идрица».

     Михайлов Леонид Васильевич - капитан, командир эскадрильи 10-го бомбардировочного авиационного полка, 4 июля 1941 года направил горящий самолет СБ на танковую колонну в районе города Остров (Псковская область, Россия).
     Выписка из наградного документа: «Сбит ЗА при наступлении противника на Остров. Но несмотря на то, что самолет горел — горящий самолет повел на колонну танков и врезался в них. Экипаж погиб полностью».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «4.7.41 г. при бомбометании танковых колонн и мотопехоты пр-ка в районе Ю.З. 15 клм. г. Острова были атакованы истребителями пр-ка и ЗА, в результате чего не вернулись на свою базу».

     Морозов Сергей Ильич - младший лейтенант, летчик 807-го штурмового авиационного полка, 23 октября 1943 года горящий самолет Ил-2 направил на колонну танков в районе города Мелитополь (Запорожская область, Украина).
     Выписка из наградного документа: «23.10.43 г. Выполняя боевой приказ по уничтожению танков и автомашин в овраге идущего вдоль ж.д. от Васильевка на Бурчак тов. МОРОЗОВ при атаке цели был подбит прямым попаданием снаряда в правую плоскость, самолет загорелся. Тов. Морозов железной волей направил свой горящий самолет в гущу вражеских танков, повторив героический поступок Капитана ГОСТЕЛЛО, погиб смертью храбрых воинов нашей Советской Родины».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «23.10.43 г. невернулся с боевого задания. р-он Васильев.».

     Надеждин Петр Филиппович - старший лейтенант, командир звена 807-го штурмового авиационного полка, 26 апреля 1944 года в районе города Севастополь (Крым) направил подбитый самолет Ил-2 на позиции вражеских войск (по другим данным — на вражеский склад с горючим).
     Выписка из наградного документа: «26.4.44 г. будучи заместителем ведущего группы 6 ИЛ-2, при штурмовке арт.позиций в районе города СЕВАСТОПОЛЬ уничтожил одно орудие и подавил две точки ЗА противника. Несмотря на сильное противодействие ЗА пр-ка тов. Надеждин продолжал уничтожать технику врага. При выходе из последней атаки самолет Надеждина был подбит прямым попаданием снаряда ЗА противника, который стал неуправляемый. Не желая попасть в плен к врагу тов. Надеждин направил свой самолет в гущу вражеской техники, повторив героический подвиг капитана ГОСТЕЛЛО».
      Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «26.4.44 г. при выполнении боевого задания сбит за пр-ка в районе г. Севастополь. Экипаж и самолет сгорели»,

     Нестеренко Григорий Карпович - старший лейтенант, старший летчик 291-го истребительного авиационного полка, 21 октября 1943 года горящий самолет Як-9 направил на скопление вражеских войск в районе города Мелитополь (Запорожская область, Украина).
     Выписка из наградного документа: «21 октября 1943 года в 16.00 выполняя боевое задание по прикрытию наземных войск в районе 20 клм. западнее Мелитополя, самолет тов. НЕСТЕРЕНКО был внезапно обстрелян интенсивным огнем вражеской зенитной артиллерии. В результате прямого попадания снаряда самолет был подожжен. Дотянуть машину на свою территорию не представлялось возможным. Оставалось два выхода: первый – это выброситься из горящего самолета на парашюте и попасть в позорный плен к фашистам, второй – погибнуть вместе с самолетом. Тов. НЕСТЕРЕНКО предпочел лучше смерть нежели позорный плен, но смерть геройскую, какой только могут умирать храбрые из храбрейших, имеющих железную силу воли, готовых пожертвовать собой в интересах Родины.
     И когда смерть окончательно нависла над его головой, он и тогда всеми своими мыслями думал, как бы побольше уничтожить фашистских гадов, чтобы смерть свою сделать полезной для Родины. Он пылающий, как факел самолет, с полным чувством сознания переводит в пикирование, выбирает самое большое скопление фашистских зениток, ведет по ним уничтожающий огонь со всех огневых точек самолета и на глазах своих боевых товарищей, выполнив военную присягу, выполнив свой долг перед Родиной, на горящем самолете подобно подвигу легендарного ГАСТЕЛЛО, врезается в самую гущу фашистских головорезов и их техники, отдает сознательно свою жизнь за Родину.
     Так умер герой НЕСТЕРЕНКО.
     Наиболее характерным в этом героическом поступке, не имеющем до сих пор себе подобных в истории нашей Отечественной войны, является то, что тов. НЕСТЕРЕНКО до самой последней секунды своей жизни, на уже объятом пламенем самолете, вел уничтожающий огонь из пушки и пулеметов по врагу и уже после этого довершил удар своим горящим самолетом. Это образец сознательно отданной жизни во имя победы нашей Родины».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «21.10.1943 года сбит в воздушном бою».

     Николаев Николай Иванович - гвардии капитан, командир эскадрильи 8-го гвардейского штурмового авиаполка ВВС Балтийского флота, 18 июня 1944 года в Выборгском заливе протаранил горящим самолётом Ил-2 транспорт противника и, взорвавшись, потопил его.
     Информация Википедии: «В ходе Выборгской наступательной операции 18 июня 1944 года при разгроме финского конвоя в Выборгском заливе гвардии капитан Н. И. Николаев погиб — направил свой горящий подбитый зенитным огнём самолёт на вражеский транспорт, ценой своей жизни уничтожив его».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «Сбит ЗА противника, район о. Саревия, 18.6.44, пропал без вести».
     Примечание: По донесениям летчиков ВВС Балтийского флота в Выборгском заливе в этот день ими было потоплено 6 транспортов, 4 быстроходные десантные баржи, 5 шхун, 3 буксира, 2 сторожевых катера, повреждены 3 транспорта, 6 быстроходных десантных барж. Можно предположить, что в один из этих кораблей врезался штурмовик Николаева.

     Носов Виктор Петрович - лейтенант, командир экипажа 51-го минно-торпедного полка ВВС Балтийского флота, 13 февраля 1945 года в районе мыса Риксгефт (Балтийское море) направил горящий самолёт А-20 «Бостон» на вражеский корабль и врезался в него.
     Выписка из наградного документа: «13.02.1945 года в составе группы самолетов произвел бомбоудар по транспортам противника в точке: Ш=55°26;, Д=19°00;. У цели самолеты были встречены сильным заградительным огнем с транспортов и кораблей охранения. Обеспечивая атаку торпедоносцу лейтенант НОСОВ смело вышел вперед и стал атаковать транспорт водоизмещением 8000 тонн. Все небо было покрыто разрывами зенитных снарядов, перед самолетом бушевало море огня. Но мужественный летчик смело и уверенно вел свой самолет на цель. Почти у самой цели зенитный снаряд ударил в мотор и машина загорелась. Отважный летчик и его мужественный экипаж принимают героическое решение — довернув немного в сторону горящий самолет на полной скорости врезается в транспорт. Взрыв огромной силы потряс воздух и через мгновение транспорт противника водоизмещением 8000 тонн затонул».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «Погиб геройской смертью при таране с-том тр-та пр-ка р. Балтморя 13.2.45 г.».
     Примечание: По данным немецкой стороны был атакован конвой из транспортов «Gumbinnen», «Sanga» и «Michael Ferdinand», направлявшийся из Готенхафена в Либаву. Атака была безрезультатной, караван потерь не понёс. В судовом журнале немецкого охотника за подводными лодками «Uj-1207», находившегося в охранении конвоя, было отмечено:
     «14.30. Воздушная тревога, 4 торпедоносца атакуют нас. Один летчик сбросил торпеду, попадания не было. Одна машина была сбита».

     Окрестин Борис Семенович - гвардии старший лейтенант, командир эскадрильи 74-го гвардейского штурмового авиационного полка, 6 июля 1944 года, направил горящий самолёт Ил-2 на скопление войск противника в 20 километрах юго-восточнее города Минск (Белоруссия).
     Выписка из наградного документа: «Герой Советского Союза тов. ОКРЕСТИН погиб при выполнении ответственного боевого задания по ликвидации окруженной гитлеровской группировки войск восточнее МИНСКА».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «Сбит ЗА пр-ка 6.7.44 в р-не Смолевичи Борисов. р-на Минской обл.».

     Орлов Петр Иванович - лейтенант, командир звена 707-го штурмового авиационного полка, 3 апреля 1945 года, горящий самолёт Ил-2 направил на ж.д. эшелон, стоящий на станции Чаковец (Югославия, ныне Хорватия), и взорвал его ценой собственной жизни.
     Информация Википедии: «3 апреля 1945 года в воздушном бою за железнодорожный узел Чаковец, прикрывая самолёт командира эскадрильи, был дважды подбит, но, несмотря на это и просьбу командира выйти из боя, продолжил бой. Согласно ЖБД 707-го шап за 3 апреля 1945 года над целью сбит огнем ЗА экипаж лейтенант Орлов, воздушный стрелок мл. сержант Андросенко,который в воздухе загорелся, пойдя с резким снижением упал 1 км южнее ст. Чаковец и взорвался».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «3.4.45 г. сбит ЗА противника в р-не ст. Чаковец (Венгрия)».

     Осипов Александр Михайлович - капитан, командир эскадрильи 569-го штурмового авиационного полка, 19 февраля 1945 года, по некоторым данным, совершил огненный таран в районе Грабау (ныне Грабувек) – северо-западная часть порта Готенхафен (ныне Гдыня, Польша) в Данцигском заливе.
     Выписка из наградного документа: «19.2.45 г. капитану ОСИПОВУ была поставлена задача — группой 8 ИЛ-2 под прикрытием 4-х ЯК-9 уничтожать войска и технику протианика в р-не Грабау. При подходе к линии фронта была замечена группа истребителей противника в количестве 18 самолетов, стрелок серией ракет оповестил всю группу о приближении истребителей противника, завязался крупный воздушный бой. 8 истребителей противника атаковали группу капитана Осипова, остальные вели бой с истребителями прикрытия.
     Тов. ОСИПОВ подал команду — встать в круг, в момент замыкания круга один истребитель противника был сбит. Группа штурмовиков держала плотный круг, а истребители противника парами со всех направлений начали атаковывать штурмовиков. Одна из пар пыталась зайти в хвост штурмовику, но капитан ОСИПОВ резким отворотом вправо сбивает ведущего пары. В этом воздушном бою были сбиты 3 истребителя противника штурмовиками.
     В группе штурмовиков был сбит капитан ОСИПОВ».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «19.2.45 г. сбит истреб. пр-ка в возд. бою», «19.2.45 г. Сбит в воздушном бою при выполнении б/задания».

     Попов Александр Васильевич - младший лейтенант, старший летчик 29-го истребительного авиационного полка, 3 сентября 1941 года на Западном фронте в районе города Торопец (Тверская область, Россия), направил свой горящий самолёт И-16 на расположение врага.
     Информация Википедии: «Утром 3 сентября 1941 года в условиях низкой облачности и дождя звено истребителей И-16 в составе командира звена старшего лейтенанта В. П. Хомусько и лётчиков А. В. Попова и Л. З. Муравицкого вылетело на разведку дорог. Обнаружив колонну немецких танков и автомашин, звено повернуло обратно. Восточнее озера Вепукке лётчики отразили атаку немецких истребителей, сбив один Ме-109, но при пересечении линии фронта попали под плотный зенитный огонь. Командир звена проскочил, но два других И-16 получили серьёзные повреждения. Раненый в голову Муравицкий сумел пересечь линию фронта и посадить самолёт на своей территории. Младший лейтенант А. В. Попов направил объятый пламенем самолёт в колонну немецких танков».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «3.9.41 г. не вернулся с боевого задания».
     Примечание: В донесении 243-й стрелковой дивизии записано следующее: «По сообщению Н-ка Артснабжения дивизии в районе с. НИКОНОЛЬ в 10.30 3.9.41 г. двумя истребителями противника сбит наш истребитель № 2415-3239. Летчик — мл. Лейтенант ПОПОВ А.В., 1919 г. рождения, уроженец Калининской области, г. В. Луки — убит. Мотор и пулеметы самолета целы».

     Потапов Пётр Матвеевич - гвардии старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи и одновременно штурман эскадрильи 188-го гвардейского штурмового авиационного полка,  6 января 1945 года направил горящий штурмовик Ил-2 на вражескую зенитную батарею в районе города Будапешт (Венгрия).
     Информация Википедии: «6 января 1945 года в бою за город Будапешт группа Ил-2 под командованием Потапова оказывала воздушную поддержку наземным войскам, штурмовавшим юго-восточную часть города. Штурмовики были обстреляны с земли зенитной батареей, расположенной на берегу Дуная. Выполнив левый разворот, Пётр Матвеевич начал выполнять манёвр для атаки огневой точки противника, но попал под плотный зенитный огонь. Его самолёт был подбит и загорелся, а сам лётчик был ранен. Горящую машину Пётр Матвеевич направил на вражескую зенитную батарею, огненным тараном уничтожив орудия вместе с расчётами».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «6.1.1945 г. не вернулся с боевого задания».

     Рогов Алексей Григорьевич (Георгиевич) - капитан, командир эскадрильи 40-го бомбардировочного авиационного полка, 8 октября 1941 года, горящий самолет Пе-3 направил на переправу (по другим данным — на вражескую танковую колонну у переправы) через реку Угра возле города Юхнов (Юхновский район, Калужская область, Россия).
     Информация Википедии: «8 октября 1941 года при выполнении боевого задания у переправы через реку Угра у города Юхнов Калужской области самолёт Пе-3 капитана Алексея Рогова был подбит зенитными снарядами. Экипаж (штурман — капитан Василий Иванович Фарносов) решил последовать примеру Николая Гастелло, направив горящую машину на переправу».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «8.10.41 г. Пропал б/вести при вып. б/задания в р-не Медынь-Юхнов».
     Примечание: Обломки самолета были подняты со дна реки Угры в 1960-х годах.         

     Свиридов Алексей Андреевич - старший лейтенант, командир эскадрильи 128-го бомбардировочного авиационного полка, 6 октября 1943 года, по некоторым данным, совершил огненный таран в районе станции Комаричи (Брянская область, Россия).
     Выписка из наградного документа: «6.10.43 при бомбардировке с пикирования ж.д. узла ГОМЕЛЬ в составе 9-ки группой уничтожено более 30 вагонов, взорван большой склад горючего, разрушены выходные пути. Не обращая внимания на сплошной огонь ЗА тов. СВИРИДОВ горел только одним желанием – выполнить отлично боевое задание. При выводе из пикирования в кабину Ф-1 попал и разорвался снаряд вражеской зенитки, которым тов. СВИРИДОВ был тяжело ранен. Преодолевая боль, истекая кровью от 4-х ран в груди, он продолжал вести самолет на свою территорию, желая спасти экипаж и машину. Достигнув своей территории, тов. СВИРИДОВ потерял сознание и погиб смертью героя».
    Информация интернет-проекта «Герои страны»: «6 октября 1943 года полк Свиридова получил приказ уничтожить скопление эшелонов на железнодорожном узле Гомель. Самолёты немедленно поднялись в воздух. Противодействуя бомбардировщикам, противник открыл сильный зенитный огонь. Но Свиридов бросил свой самолёт в отвесное пике и сбросил бомбы точно на вражескую зенитную батарею. При выходе из третьего пикирования вражеский снаряд ударил в кабину. Крупные осколки вонзились Свиридову в грудь, плечо и правый бок. Истекая кровью, лётчик всё же сумел вывести машину в горизонтальный полёт и с трудом перетянул через линию фронта. В этот момент самолёт взорвался».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «Погиб при выполнении боевого задания 6.10.43».

     Семейко Николай Илларионович - гвардии капитан, штурман 75-го гвардейского штурмового авиационного полка, 20 апреля 1945 года, по некоторым данным, совершил огненный таран в Восточной Пруссии (Германия).
     Информация Википедии: «20 апреля 1945 года, он погиб в воздушном бою в Восточной Пруссии».
     Информация интернет-проекта «Герои страны»: «20 апреля 1945 года участвовал в штурмовке вражеских войск севернее посёлка Нойхойзер (ныне посёлок Мечниково в черте города Балтийск Калининградской области). При выполнении третьего захода на цель его самолёт был подбит огнём вражеской зенитной артиллерии, при выходе из пикирования перевернулся через крыло и упал в районе деревни Альт Нойхойзер (ныне не существует; севернее посёлка Мечниково)».
    Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «Погиб при выполнении б/з 20.4.45 г.».

     Сыромятников Борис Павлович - гвардии подполковник, командир 9-го гвардейского минно-торпедного полка ВВС Северного флота, в 16 часов 40 минут 16 октября 1944 года, в районе мыса Кибергнес (Норвегия) на пылающем самолете А-20 «Бостон» врезался в транспортный корабль противника.
     Выписка из наградного документа: «16.10.44 г. вылетая ведущим группы низких торпедоносцев экипаж Гвардии подполковника СЫРОМЯТНИКОВА имел 2 торпеды. На подходе к каравану 1 мотор был подбит ЗА и загорелся, не сворачивая с боевого курса, на горящем самолете прорвал внешнюю линию кораблей охранения и с дистанции 1200 метров сбросил первую торпеду по ТР противника в 6-8000 тонн водоизмещением,
     Не смотря на сплошную завесу огня тов. СЫРОМЯТНИКОВ продолжал сближаться с транспортом и с дистанции 800-600 метров сбросил вторую торпеду по этому же транспорту, в результате атаки транспорт затонул. При отходе от цели самолет объятый пламенем упал в воду. Экипаж геройски погиб выполнив свой долг пред Родиной до конца».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «16.10.44 г. при торп. ударе по конвою пр-ка в р-не Кибергнес сбит ЗА кораблей пр-ка», «Сбит огнем зенитной Артил. прот. в р-не Кибергнес 16.10.44. Упал в море».
     Примечание: По данным противника, горящий самолет-торпедоносец упал в 200 метрах от небольшого транспорта «Grete».

     Тарасов Дмитрий Захарович - лейтенант, командир звена 21-го дальне-бомбардировочного авиационного полка, 27 июня 1941 года, горящий самолет ТБ-3 направил на вражескую танковую колонну в районе города Сокаль (Львовская область, Украина).
     Информация Википедии: «27 июня 1941 года полк Тарасова получил задание остановить колонну немецких танков. Бомбардировщики атаковали колонну и заставили её замедлиться. Во время второго захода бомбардировщик был атакован вражескими истребителями. Самолёт загорелся, и все попытки потушить пламя в воздухе оказались безуспешными. Тогда Тарасов принял решение идти на таран немецкой колонны. Взорвавшийся при падении бомбардировщик уничтожил несколько танков и автомашин противника».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «27.6.41 г. с-т сбит истребителем пр-ка в р-не Сокаль, при выполнении боевого задания».

     Челпанов Василий Николаевич - лейтенант, заместитель командира эскадрильи 24-го бомбардировочного авиационного полка, 27 ноября 1941 года в районе города Ливны (Орловская область, Россия) подбитый самолет Пе-2 направил на колонну противника.
     Выписка из наградного документа: «27.11.41 г. Получив боевое задание на бомбометание по скоплениям войск в р-не ЛИВНЫ было уничтожено 1 автомашина, до 10 человек пехоты. Но этим полетом т. ЧЕЛПАНОВ остался недовольным и полетел вторично на уничтожение колонны живой силы пр-ка, идущей по дороге на ЛИВНЫ.
     Смелыми заходами на штурмовые действия т. ЧЕЛПАНОВ горел желанием больше уничтожить фашистских мародеров. Самолет был подбит и как патриот Родины преданный сын партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА принял большевистское решение, чем попасть в руки фашистским палачам лучше погибнуть смертью храбрых – это решение было выполнено с честью.
     Тов. ЧЕЛПАНОВ перевел свой самолет, не щадя своей жизни, в пике прямо в колонну, стреляя до последнего патрона в фашистских людоедов, врезавшись в фашистскую колонну.
     После освобождения от немецких оккупантов героический экипаж был найден с разбитым самолетом на дороге».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «Не вернулся с боевого задания 27 ноября 1941 г.».

     Черезов Аркадий Степанович - гвардии лейтенант, командир звена 78-го гвардейского штурмового авиационного полка, 19 июля 1943 года направил горящий самолет Ил-2 на скопление вражеских танков в районе села Ломовец (Орловская область, Россия).
     Выписка из наградного документа: «19.7.43 г. в районе ЛОМОВЕЦ враг подтянул большую группу танков и мотопехоты для противодействия нашим наступающим частям. Группе штурмовиков в составе 8 ИЛ-2 под командованием ЧЕРЕЗОВА была поставлена задача нанести удар по группировке гитлеровцев.
     Подходя к цели, группа встретила огромной силы огонь зенитной артиллерии, ЧЕРЕЗОВ передал приказ по радио «Спокойно, приготовиться к атаке», в это время от прямого попадания снаряда, его самолет загорелся, смотря смерти в глаза, ЧЕРЕЗОВ качает плоскостями, условный сигнал «за мной» и горящую машину переводит в пикирование на скопление танков, ведет огонь из всех пушек, пулеметов, сбрасывает бомбы и горящий самолет направляет в скопление танков, раздается огромной силы взрыв.
     Его заместитель приняв командование, умелым маневром преодолевая огонь ЗА, наносит удар по цели, при выходе из первой атаки, самолет боевого друга ЧЕРЕЗОВА летчика АГЕЕВА от прямого попадания нескольких снарядов МЗА загорелся, АГЕЕВ следуя примеру своего командира с большим трудом вводит горящий самолет в пикирование и врезается в скопление танков.      
     Подвиги ЧЕРЕЗОВА и АГЕЕВА наблюдали экипажи штурмовиков выполняющие с ними боевой приказ: Заместитель командира АЭ Гвардии лейтенант МОЧАЛОВ, летчик старший Гвардии лейтенант ПОПОВ».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «19.7.43 г. сбит ЗА пр-ка».

     Черных Иван Сергеевич - младший лейтенант, командир экипажа 125-го бомбардировочного авиационного полка, 16 декабря 1941 года горящий самолет Пе-2 направил на скопление мотомехвойск в районе города Чудово (Чудовский район, Новгородская область, Россия).
     Выписка из наградного документа: «16.12., имея задачу бомбардировать скопление автомашин в ЧУДОВО, у цели до сбрасывания бомб самолет был подожжен огнем ЗА. Герой Отечественной войны Мл. Лейтенант ЧЕРНЫХ переводит самолет в пике, сбрасывает бомбы по цели, и горящий самолет направляет в самую гущу автомашин с фашистами. Во имя уничтожения сотни захватчиков, тов. ЧЕРНЫХ, не колеблясь, отдает собственную жизнь».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «16.12.41 г. сбит ЗА пр-ка при бомбометании ст. Чудово».

     Шалимов Владимир Егорович - гвардии майор, командир 15-го гвардейского штурмового авиационного полка, 23 июля 1942 года, по некоторым данным, подбитый при штурмовке самолет Ил-2 направил на вражеские позиции в районе города Урицк (Ленинградская область,Россия), ныне входит в Красносельский район города Санкт-Петербург (Россия). 
     Выписка из наградного документа: «23 Июля с/г. полк по заданию командования Ленфронта выполнял ответственное боевое задание по поддержке наземных войск в разгроме вражеских укрепленных пунктов перед фронтом 42 и 55 Армии.
     При выполнении одной сложной боевой задачи, где требовалось исключительное мужество, высокое умение и мастерство, группу самолетов полка повел в бой сам гвардии-Майор т. ШАЛИМОВ. Это задание было выполнено на отлично. Гвардии-Майор ШАЛИМОВ первый бросался в бой, подавляя живую силу и технику противника, увлекая за собой ведомых летчиков.
     При выполнении этой сложной боевой задачи в бою погиб смертью героя Гвардии-Майор тов. ШАЛИМОВ Владимир Егорович».   
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «23.7.42 г. погиб при выполнении боевого задания в р-не Урицка».   

     Шамшурин Василий Григорьевич - гвардии младший лейтенант, летчик 7-го гвардейского штурмового авиационного полка, 18 ноября 1942 года в районе села Гизель (Пригородный район, Северная Осетия) горящий самолет Ил-2 направил на скопление мотомехчастей противника.   
     Выписка из наградного документа: «18 ноября 1942 года тов. ШАМШУРИНУ была поставлена задача штурмовать скопление мотомехчастей противника в районе Дзуарикау и уничтожить зенитные точеки противника в целях обеспечения выполнения боевой задачи основной группой бомбардировщиков. Противник прикрывал пункт насыщенным огнем ЗА и истребителями. Во время штурмовки огневых точек ЗА противника и его мотомехчастей, самолет тов. ШАМШУРИНА был подожжен снарядом ЗА.
     Тов. ШАМШУРИН воспитанный чувством презрения к смерти и лютой ненависти к врагу, на горящем самолете, не прекращая вести огонь из пушек и пулеметов, и имея возможность выпрыгнуть на парашюте, предпочитая смерть чем фашистский плен, направил горящий самолет в скопление танков и автомашин противника и врезался в них, чем нанес еще один удар ненавистному врагу».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «18.11.42 г. сбит ЗА противника в районе ДЗУАРИКАУ Чечено-Ингушская АССР. На самолете Ил-2. Пилот погиб».

     Шаронов Михаил Федорович - старший лейтенант, командир эскадрильи 191-го истребительного авиационного полка, 17 января 1944 года направил горящий самолет Р-40 «Киттихаук» на вражескую автоколонну в районе поселка Форносово (Тосненский район, Ленинградская область, Россия), по другим данным — в районе Лисино – Аннолово – разъезд Стекольный (Ленинградская область, Россия).
     Информация Википедии: «17 января 1944 года в районе Аннолово — Новолисино — разъезд Стекольный штурмовики под прикрытием эскадрильи Шаронова атаковали наземные войска противника. Так как немецких истребителей в этом районе не оказалось, истребительная эскадрилья Шаронова стала атаковать автоколонну с горючим и боеприпасами, двигавшуюся к фронту. Во время третьего захода истребитель Шаронова был подбит огнём зенитной артиллерии. Тогда лётчик направил свой горящий самолёт в автоколонну».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «17.1.44 при выполнении боевого задания по штурмовке войск пр-ка в р-не Саблино сбит ЗА пр-ка, после чего направил свой с-т в немецкую автоколонну и врезался в нее».

     Ширяев Всеволод Александрович - капитан, командир эскадрильи 806-го штурмового авиационного полка, 4 сентября 1942 года в районе села Хулхута (Яшкульский район, Калмыкия) направил горящий самолет Ил-2 на скопление вражеских танков и автомашин.
     Выписка из наградного документа: «4-го сентября 1942 г. капитан ШИРЯЕВ в составе своей эскадрильи вылетел на уничтожение войск и техники противника в р-не Халхута. На первом заходе от прямого попадания зенитного снаряда самолет тов. ШИРЯЕВА загорелся, но т. ШИРЯЕВ продолжал бомбить и штурмовать цель, используя все свои боеприпасы. Будучи охваченным пламенем и видя что спасение себе и самолету быть не может, тов. ШИРЯЕВ отделяется от ведущей им группы, отыскивает большое скопление автотранспорта противника и направляет туда свой объятый уже полностью пламенем самолет. На глазах у летчиков горящая машина вместе с ее отважным пилотом т. ШИРЯЕВЫМ врезается в гущу автомашин и танков и вызывает столб пламени. Так отдав все силы, умение и жизнь за Социалистическую Родину, погиб капитан тов. ШИРЯЕВ».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «Выполняя боевое задания погиб при выполнении боевого задания 4.9.42 г. Сгорел на месте происшествия (Халхута) Калмыкской АССР».

     Янко Михаил Егорович - младший лейтенант, командир звена 37-го штурмового авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота, на рассвете 10 августа 1945 года направил горящий самолёт Ил-2 на военный объект в порту Расин (Нанчжин, Корея).
     Выписка из наградного документа: «Тов. ЯНКО 10 августа, в группе Капитана ВОРОНИНА выполнял задачу – уничтожение транспортов противника в порту Расин топмачтовым методом. Находясь замыкающим, на него обрушил противник всю мощь огня МЗА.
     Самолет загорелся. Оказавшись перед фактом посадки на площадку или в воду и не видя перед собой достойной цели, тов. ЯНКО направляет свой горящий самолет на здание жандармского управления и предпочитая геройскую смерть – плену, рушит здание, под обломками которого гибнут японские захватчики.
     Тов. ЯНКО повторил подвиг Капитана ГОСТЕЛЛО и Майора КАШТАНКИНА, записав новую страницу беспредельной преданности делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине.
     Факт подтвержден экспертной комиссией после занятия порта Расин».
     Причина гибели по данным ОБД «Мемориал»: «Сбит зен. арт. в порту Расин 10.08.45. В бою с противником вел себя смело и решительно».

     Продолжение следует...


Рецензии
Познавательно. "Тов. ЯНКО повторил подвиг Капитана ГОСТЕЛЛО" Опечатка в фамилии, поправьте пожалуйста.

Чернов Владимир   22.04.2024 09:15     Заявить о нарушении
Спасибо!
В начале статьи я предупредил, что для достижения максимально правдивого описания «огненных таранов» текст документов приводится мною без какой-либо корректировки, со многими орфографическими и лексическими ошибками, а также с принятыми тогда в документах сокращениями. Да, в наградном документе так и написано - ГОСТЕЛЛО...

Олег Каминский   22.04.2024 10:24   Заявить о нарушении
Благодарю за разъяснение.

Чернов Владимир   22.04.2024 12:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.