Судьба и небо. Как хлопать элеронами
Апрель 1943 г.
Прибывших в штаб воздушной армии летчиков первым делом повели в столовую и от души накормили. Стол был сервирован по-праздничному: сыр, колбаса, отварная с укропом картошка, салаты, помидоры с хрустящими малосольными огурчиками. В довершении всего официантка принесла и поставила на стол большой графин с красным вином. Чудеса, да и только.
- Хванчкара! - авторитетно заявил Глинка, продегустировав вино. – Надеюсь, никто не следит за нами?
- Да вроде нет, - сказал ему Крюков, - раз поставили, пей смело.
- В таком случае, еще по одной, - сказал Глинка, разливая вино по маленьким граненым стаканам. - Кстати, у меня родился тост.
- Давай! - сказали ему хором. Глинка поднялся.
- Выпьем, братья, - произнес Дмитрий, держа в руках рубиновый от вина стакан, - за то, чтобы мы все, и в гораздо большем составе, снова собрались вместе за таким же праздничным столом, но уже после победы.
- Отличный тост, Дима, - похвалил его Покрышкин. - За победу!
Потом они выпили за погибших товарищей, за тех, кто лежит в госпитале, за всю нашу авиацию, за героический военно-морской флот и "царицу полей пехоту". Все расслабились. Было понятно, что никаких полетов в этот день уже не предвидится, и им после встречи с командующим воздушной армией генералом Вершининым предстоит отдых.
- А вот интересно, - сказал Крюков, - для чего нас вызвали. Как думаешь, Саша? - обратился он к Покрышкину.
- Я думаю, Пал Палыч, нам предстоит деловой разговор.
- О чем?
- Да о том, о чем уже давно надо было нас, боевых летчиков, спросить. О нашей тактике и наработках.
- Вот это правильно! - сказал Глинка, - Давно пора. Сколько можно в собственном соку вариться? Допустим, наши полки еще между собой общаются, а с другими вообще связей нет. Они сами по себе, мы сами по себе. Вот взять хотя бы, Саша, твою "этажерку" да метод маятника. Ведь о новых тактических наработках в других полках контрабандой узнают.
- Ну почему контрабандой? - заметил Покрышкин. - Через газеты узнают.
- Да, спасибо военкорам! - сказал Крюков и рассказал забавную историю, как корреспондент после беседы с ним неожиданно попросил показать ему, где у самолета элероны. Пал Палыч, слегка удивившись просьбе, подвел его к своей "кобре" и показал ему рули крена на задних кромках крыла. "Вот они, элероны", - сказал Крюков. Корреспондент с сомнением посмотрел на них и спросил: "А как ими можно хлопать?"
"Хлопать?", - Крюков от нелепого вопроса растерялся, переглянулся со своим техником и принялся терпеливо объяснять военкору, что элеронами называются подвижные управляющие плоскости крыла, которые находятся на противоположных концах крыла и работают в противофазе, что они предназначены для управления машиной при горизонтальном полете и поворотах в воздухе. Корреспондент внимательно слушал, кивал, потом спросил: "Ну, а хлопать то ими как?"
"Да нельзя ими хлопать! Кто вам такую глупость сказал?" - воскликнул в отчаянии техник. Когда выяснилось, в чем дело, посмеялись от души. Оказалось, что военкор случайно услышал разговор Речкалова с молодым летчиком после вылета, в котором Гриша сказал ему, что тому надо было, мол, меньше хлопать элеронами, а быть внимательнее во время выполнения боевого задания. Понятно, что такая замена слова "уши" на слово "элероны" любому авиатору в устах летчика покажется совершенно естественной, но военкор принял его высказывание за чистую монету и стал всерьез размышлять, как и зачем в полете можно хлопать этими самыми загадочными элеронами.
Свидетельство о публикации №223051100947