Иисусова молитва

       Иисусова молитва. Возвращение ума к своему божественному истоку.
                (Памятка для себя и для тех, кому это интересно) 

                Предисловие

Вникая в  книги об Иисусовой молитве* на протяжении многих лет, я видел наиболее важное для себя то в одном, то в другом, то в третьем. В последнее время сердцевиной этого молитвенного учения для меня стали следующие откровения и советы. (Для лучшего понимания я сопроводил их своими комментариями).

---------------------------------------
* 1. «Умное делание. О молитве Иисусовой (Сборник поучений святых отцов и опытных делателей молитвы Иисусовой, составленный игуменом Харитоном)» .
2. «Что  такое молитва Иисусова  по преданию Православной Церкви (Беседы инока-старца с мирским иереем)».
3. Схиигумен Иоанн (Алексеев) «Загляни в своё сердце (Письма Валаамского старца)».
4. Протоиерей Валентин Свенцицкий «Тайное поучение о нашем спасении (о молитве Иисусовой)».
5. Протоиерей Иоанн Журавский «О внутреннем Христианстве. Тайна Царствия Божия или Забытый Путь опытного Богопознания».
6. «Акафист Иисусу Сладчайшему».


                Глава первая

«Вникни, возлюбленный, в умную сущность души и вникни не слегка» (прп. Макарий Великий).

«Ибо «умная сущность» или Образ Божий в нас есть нечто дивное и божественное, в нем сокрыта Тайна Любви Божией к нам» (прот. Иоанн Журавский).

«Душа человеческая сотворена была созерцать Бога и озаряться Им; Она же вместо Бога взыскала тленного и Бога предала забвению в уме. И как скоро ум человеческий отступил от Бога, люди ниспадая в понятиях и помыслах, остановились мыслью на не-сущем. Утратив мысленное устремление к Единому Богу, влачатся по земле, подобно земляным улиткам» (свт. Афанасий Александрийский). 

«Ум их совлекся созерцания Божественного и обратился мыслью своею к противоположному. Уклонившись от мысленного устремления к Единому и Сущему и от любви к Нему, вдались в различные пожелания тела, допустив в себе вожделение всякой вещи, кроме Бога. И ум их находится   в   к р у ж е н и и:   они как пьяные и неспособные видеть, представляют себе несущее» (св. Афанасий Александрийский).

«...Наша умная сущность души, пребывающая от юности нашей в этом   в и х р е   всевозможных помыслов, мечтаний и вожделений – и похотных, и пустых, и суетных – тем самым пребывает в несвойственном себе: в   в и х р е в о м    демонском состоянии, в состояний всех падших бесплотных умов...» (прот. Иоанн Журавский)

С утра до вечера и с ночи до утра этот вихрь как знойный ветер пустыни иссушает нашу душу, похищая у неё последнюю каплю боговедения, делая невозможным благодатное общение с Богом.

«Когда же <душа, не очистившаяся  молитвой от страстей,> выйдет из тела, она остаётся одна со страстьми своими и потому всегда мучится ими; занятая ими, она опаляется их мятежем и терзается ими, так что она даже   н е    м о ж е т    в с п о м н и т ь    Б о г а;   ибо самое памятование о Боге утешает душу, как и в псалме сказано: „помянух Бога и возвеселихся“ (Пс.76:4), но и сего не позволяют ей страсти» (авва Дорофей).  Не об этом ли свидетельствует и жажда богача в притче о богатом и Лазаре.

Данте, словно провидя это, писал:

     Там «адский ветер, отдыха не зная,
     мчит сонмы душ среди окрестной мглы
     и мучит их, крутя и истязая».
           <...>
     Там нет надежды на смягченье мук
     Или на миг, овеянный покоем.

Когда до человека, в зрелые годы или на склоне лет, наконец, доходит эта страшная правда, он начинает думать, как ему сохранить в себе  эту последнюю каплю от смертоносного адского дыхания. И здесь ему на помощь приходят святые отцы с их опытом, суть которого прот. Иоанн Журавский выразил так:

    «Берегите ваш ум, ваше мысленное
     естество, вашу умную душу,
     Не занимайте его помыслами и
     мечтаниями –
     Пустыми, лживыми, похотными, вещественными.
     А для этого удержите его в словах
     молитвенных. И молитесь НЕПРЕСТАННО*  Господу Иисусу:
     Ибо в этом непрестанном
     призывании Спасителя Сокрыта Тайна Вашего спасения» (прот. Иоанн Журавский).


Другими словами: «Заключайте свой ум в слова Иисусовой молитвы»:

         «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»,

 тем самым  спасая его от злого  вращения в помыслах и страстях.
---------------------
* Непрестанно молиться могут только совершенные, а новоначальные могут начинать с 33-х, максимум со 100-а Иисусовых молитв в день. Прибавлять количество молитв со временем нужно очень осторожно.


      Что нужно знать о словах молитвы, в которые надлежит заключать свой ум?

«Имя Божие есть Сам Бог. Посему призовя только имя Господа ты призовёшь Господа, спасителя верующих, и спасёшься. Молящийся, имя Господа, или Богоматери, или ангела, или святого да будет тебе вместо самого Господа, Богоматери, ангела или святого. Имя Богоматери есть сама Богоматерь, имя ангела — ангел, святого — святой. Когда ты про себя, в сердце говоришь или произносишь имя Божие, Господа или Пресвятой Троицы или Господа Саваофа или Господа Иисуса Христа, то в этом имени ты имеешь всё существо Господа. В нём его благость бесконечная, премудрость беспредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим, с верою и любовью прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержащему, всеуправляющему имени» (прав. Иоанн Кронштадский).

     Как святые  объясняют эту нераздельность имени Божия и Бога в молитве?

«Господь, при бесконечности Своей, есть такое простое Существо, что Он   в е с ь  бывает в одном имени Троица или в имени Господь, в имени Иисус Христос» (прав. Иоанн Кронштадский).
 
       В какие слова молитвы Иисусовой нужно заключать ум?

Первое слово: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий" - это как одно целое сам Бог, второе: "помилуй мя грешного". Между этими словами возможна маленькая пауза. Не нужно заключать ум отдельно в каждое из слов, называющих Бога. Поэтому опытный в этой молитве пишет своей ученице:  «Ты пишешь: "Слова молитвы и Господь соединились, и как бы нераздельно Сам Господь." Тут ошибки нет, так и должно быть» (схиигум. Иоанн Алексеев).

«Помилуй» значит прости мои грехи и спаси от этого беспрестанного насилия надо мною злых помыслов и страстей, похищающих у меня общение с Тобой.

«Ум надо заключать в слова молитвы и внимание держать в верхней части груди, ибо внимание – душа молитвы. На сердце нажимать не надо вниманием, если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. Когда появится умиление и теплота сердечная, думать не надо, что получил что-то великое. Это бывает естественно от сосредоточения, но не прелесть. Все же от благодати Господь дает некоторое утешение молитвеннику» (схиигум. Иоанн Алексеев).

«В духовной жизни главный подвиг - молитва, а молитва требует  в н и м а н и я   и   т р е з в е н и я.   Т р у д и с ь   в молитве. Господь даёт молитву молящемуся. Аминь» (схиархим. Иоанн Алексеев). 

От молитвы нельзя чего-то ожидать, например, мистических восторгов, духовных озарений, слёз. Они зависят не от наших стараний. Всецело в  воле Божией дать их нам или нет.

«Молитвой Иисусовой нужно молиться всем и отгонять помыслы, но не искать ничего, кроме   п о м и л о в а н и я;   а Господь, даяй молитву молящемуся, даст и умную молитву, по слову Петра Дамаскина; а то у врага много подсад и подвижников обольщать под видом истины ложными действиями» ( прп. Макарий Оптинский).

Не нужно смущаться  сухостью, которая бывает вначале молитвы  или приходит потом. Как пришла, так и уйдёт.

Как смиренно в простоте сердечной молиться этой молитвой можно научиться у Фаддея Витовницкого  (см.  на Youtube «Иисусова молитва читается старцем Фаддеем 33 минуты»). Лучше один раз услышать, как эту молитву творит  опытный в ней монах, чем сто раз прочитать об этом или услышать её из уст неопытных: поющих или выразительно декламирующих её.

В духовной жизни один день драгоценен как целая жизнь.  Поэтому, очень важно, чтобы богообщение происходило каждый день утром днём и вечером. Поэтому, в каждом их этих времён суток нужно иметь свою молитвенную  «клеть» из нескольких, например, 33-х Иисусовых молитв. В этих трёх молитвенных клетях как в колодцах и сохраняется драгоценная капля богообщения. Эти молитвенные островки со временем станут «источниками живой воды», текущими в жизнь вечную, ибо «Имя Его есть Жизнь Вечная» (прп. Симеон Солунский).

Со временем ты по достоинству оценишь эти утешительные и живительные колодцы в юдоли плача и тени смертной и вместе с кротким Давидом скажешь: «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже» (Пс. 41:1).



                Глава вторая

Чтобы не сбиться с  правильного пути нужно помнить в чём заключается истинная цель этой молитвы, что помогает её придерживаться,  а что может привести к прелести и погибели.

     Цель молитвы Иисусовой

«Для чего мы читаем молитву Иисусову? Чтобы, постоянно помня Господа и каясь в грехах, прийти в духовное  умиротворение,   в н у т р е н н е е    б е з м о л в и е    и любовь к ближнему и правде — тогда мы живем в Боге, Который есть любовь» (схиигум. Иоанн Алексеев).

Итак «при молитве Иисусовой надо иметь глубокое смирение и отнюдь ничего не мнить» (схиигум. Иоанн Алексеев).


      Ложные цели, приводящие к погибели.

«Но есть люди, которые смотрят на эту молитву, как на некую магию, которая им доставит чтение мыслей, прозрение, дар чудотворений и исцелений и т. п. Такой подход к молитве крайне греховен. Так поступающие обольщаются бесами, которые дают им от себя некую власть, чтобы их совсем погубить, навеки» (схиигум. Иоанн Алексеев).

Желать от молитвы духовных восторгов тоже ложная цель. Если мы будем достойны, Господь Сам пошлёт их.


        Что помогает молящемуся придерживаться правильной цели молитвы Иисусовой?

«Хотя и говорится у апостола Павла, что взывающий ко Господу Иисусу Христу о спасении и исповедующий Его Сыном Божиим, спасен будет (см. Рим. 10, 13), но Сам Спаситель нас поучает, что не всякий взывающий “Господи, Господи”, будет услышан, только тот, кто исполняет волю Отца Небесного (Мф. 7, 21). А эти люди, хотя и взывают, сердце их отстоит далеко от Господа. Нужно к молитве прибавлять еще исполнение заповедей, ибо вера без дел мертва и делами вера достигает совершенства» (схиигум. Иоанн Алексеев).

Исполнение воли Отца Небесного начинается со стяжания трёх навыков смиренномудрия. Ими являются:

   1) Строгое внимание   т о л ь к о    к себе, то есть к тому, как я  ежечасно согрешаю мыслью, чувством, словом или делом.

   2) Самоукорение – то есть укорение во всём  т о л ь к о   себя и никого другого.

   3) Отсечение своей воли (своих хотений) в делах и словах.


Стяжание в свободное время от молитвы трёх навыков смиренномудрия даёт молитве Иисусовой правильное нраправление, предотвращая её от опасных отклонений (возношения и прелести).

Ещё правильное направление молитве Иисусовой даёт чтение Священного Писания с комментариями Святых отцов, участие в таинствах Исповеди и Причащения, память смертная и страх Божий. Об этом подробнее рассказано в других статьях.

«Молитвенное чтение акафиста Сладчайшему Иисусу, кроме собственного своего достоинства, служит превосходным приготовлением к упражнению Молитвой Иисусовой, которая читается так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Эта молитва составляет почти единственно упражнение преуспевших подвижников, достигших (христианской) простоты и чистоты, для которых всякое многомышление и многословие служат обременительным развлечением. Акафист показывает, какими мыслями может быть сопровождаема Молитва Иисусова, представляющаяся для новоначальных крайне сухой. Он (акафист) изображает только прошение грешника о помиловании Господом Иисусом Христом, но этому прошению даны разноообразные формы, сообразно младенчественности ума новоначальных. Так младенцам дают пищу, предварительно размягченную.» *свт. Игнатий Брянчанинов)



                Глава третья
                Оптинские старцы о  молитве Иисусовой

«Во всех твоих искушениях старайся удерживать молитву. Если не можешь произносить полную, то есть всех слов молитвы Иисусовой, то можешь повторять: «Иисусе, Иисусе», — это не возбраняется и святыми отцами не отвержено. «Именем Иисуса бей ратники», — говорит Лествичник. Велика сила этого имени» (преп. Амвросий Оптинский).

«Не забывай самого важного — моего тебе завещания: Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, Богородицею помилуй мя. Знаю,  в  н а ч а л е,   э т о    д е л о   т р у д н о е,   но за то узришь свет и радость. А без сего делания тяжка и безотрадна жизнь иноческая, если продлится. Правда, трудно: но вникнуть, тут особого нет ничего. Не требуется ни книг, ни свечей, ни времени. Сидишь, ходишь, ешь, лежишь, а сама все: Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя!»   (Преп Анатолий Оптинский).

«Если тело не терпит поста и труда, то обрати внимание на душу, то есть на сердце и ум. Упражняй их в Иисусовой молитве. И будет приобретение твое паче труждающихся телесно. Главное — держись Иисусовой молитвы, иногда устами, а иногда умом. Это со временем слюбится, а, в начале, правда, иногда бывает и трудно» ( прп. Макарий Оптинский).


Бог в помощь!


Рецензии