Фундаментальные проблемы корпоративного управления

Это - когерентность (согласованность) целей и идентификация средств (бизнес-процессов).
КОГЕРЕНТНОСТЬ. Выбор целей происходит на основе свободы волеизъявления. Но вместе с тем в любой социальной группе необходима как минимум координация или, что то же самое, согласование целей в пространстве (иерархия) и времени (последовательность).
ИДЕНТИФИКАЦИЯ. Средства для достижения корпоративных целей принято называть «бизнес-процессами». Существует более пяти различных определений «Б. п.», признаваемых специалистами, а также то, что «средством те или иные предметы и процессы являются не сами по себе, а лишь в результате вовлеченности в систему деятельности» (см. например: studopedia.ru).
Проблемы когерентности и идентификации, накладываясь одна на другую, представляют корпоративное управление как теоретически неразрешимую задачу. Но практика доказывает, что это не так! Причина - существование так называемого «роевого интеллекта», который    определяется как  «коллективное поведение децентрализованной самоорганизующейся системы» (см., например: ru.wikipedia.org).
РОЕВОЙ ИНТЕЛЛЕКТ. Коллективное поведение в условиях корпорации в полной мере обладает элементами самоорганизации. Можно выделить три уровня присутствия таковой: «сильный», (координация), «средний» (руководство) и «слабый» (командование). С точки зрения свободы воли самоорганизация и корпоративное управление представляют собой диаметрально противоположные тренды. Но при этом они взаимозависимы, и ни одна корпорация не может существовать без «роевого интеллекта».
ГРАНИЦА КОНТУРОВ УПРАВЛЕНИЯ. Внешний контур - собственно корпоративное управление и внутренний - самоорганизация пересекаются на линии социальных коммуникаций между индивидами-членами корпорации. Известно, что любое формальное сообщество основано на неформальной социальной сети (личных отношениях) его участников с преобладанием в ней деловой составляющей («положение обязывает»).
Социальные коммуникации в корпорации содержат деловую составляющую, в составе которой предметом специального регулирования являются данные в письменном виде - «документы». Процессы формирования и передачи документов представляют собой информационные технологии - объект постоянно растущей автоматизации («цифровизации»).
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КИС. Корпоративные информационные системы (КИС) в современном векторе автоматизации/ цифровизации, создавая массу преимуществ, тем не менее оставляют нерешенной сверхзадачу содержательной («контентной») эффективности корпоративного управления. Это как бы и не предмет ИТ - информационных технологий (?). Вместе с тем, ИТ дают техническую возможность (поддержку) в практическом (экспериментальном) урегулировании проблем когерентности и идентификации процессов.
ОБРАЗ ДЕЙСТВИЙ («modus operandi»). В поисках решения обратимся к естествознанию с его законами - в нашем случае законами поведения. Итак:
     Аксиома 1. Любой образ действий (линия поведения) представляет собой последовательность элементарных поведенческих актов - «поступков»;
     Аксиома 2. Бизнес-процесс, переведённый на язык поведения индивида, является элементарным актом (не делимым без утраты смысла) или, что то же самое, поступком.Таковой описывается при помощи ответов на вопросы «Кто», «Что»,«Когда», «Где», «Как», «Зачем» и «Почему»;
     Аксиома 3. Смысловое содержание ответов на вопросы, описывающие поступок типа «бизнес-процесс», это (указывается в том же порядке как в Аксиоме 2 выше) - «рабочее место», «задача управления», «фактор времени», «входные данные», «способ обработки», «выходные данные», «управляющее воздействие»;
     Аксиома 4. Информация, описывающая бизнес-процесс в Аксиоме 3 выше, является семантической и напрямую не связана с обработкой данных в русле автоматизации/ цифровизации. Это означает, что она исторически независима и существует в КИС любого типа. Вопрос лишь в том: является ли таковая объектом отображения в документах соответствующей корпорации.
СЦЕНАРНЫЙ МЕТОД. Любая корпорация основана на специализации и кооперации участников. В ней применяются управление по целям, тайм-менеджмент и управленческий / оперативный учёт. Вместе с тем, существенная часть процессов корпоративной деятельности всё ещё остаются латентными - скрытыми от её менеджмента. Соответствующий дефицит информации и является источником (причиной) проблем когерентности и идентификации, обсуждаемых в этом эссе.
Необходим универсальный метод наблюдения, выявляющий все существенные детали социальных коммуникаций внутри корпорации и позволяющий, таким образом, перейти к сценарному управлению.
ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ (Б.П.). Содержание любой КИС - корпоративной информационной системы является отображением некой предметной области. Существует и является общеизвестным ряд фундаментальных особенностей КИС:
а) любая предметная область (ЛПО) является искусственной - имеет антропогенное происхождение;
б) границы ЛПО размыты;
в) содержание ЛПО изменчиво;
г) возможно более чем одно допустимое отображение ЛПО;
д) отображение ЛПО фиксирует её состояние в конкретных обстоятельствах места и времени;
е) ошибки при отображении ЛПО неизбежны.
БАЗОВАЯ СИСТЕМАТИКА Б.П. Общий смысл бизнес-процессов — работа с данными (контентом). Работа с данными в свою очередь состоит из двух смежных областей — «навигация» и «процессинг». По ходу навигации (ввод, вывод, хранение, передача) содержание данных остается постоянным. По ходу процессинга происходит измение контента — одни данные преобразуются в другие. Изменение контента в КИС происходит одним из трёх способов: а) методом «чёрного ящика»; б) путём реализации некоего алгоритма; в) при помощи инструмента/ платформы (программы) обработки. - Всего три вида обработки ("черный ящик», «алгоритм». «инструмент») или, что то же самое, три типа информационных технологий, отличающихся друг от друга степенью технической оснащенности.
СИСТЕМАТИКА ЦЕЛЕЙ КИС. По определению (см. начало статьи) бизнес-процессы являются средствами достижения корпоративных целей. Таким образом, их систематика должна быть привязана к идентификации целей КИС в пространстве (иерархия) и во времени (последовательность). Что в свою очередь диктует необходимость чёткой субординации соответствующих определений.
Субординация должна начинаться с самого нижнего - базового уровня иерархии, в противном случае верхние уровни будут опираться на «фундамент» сомнительного качества. Общеизвестно, что «строительным блоком» базового уровня любой корпорации является объект, называемый рабочее место (должность).
ОБЩАЯ СИСТЕМАТИКА Б.П. Именно от атрибута «рабочее место» нужно выстраивать базовый уровень бизнес-процессов. Известно, что к каждому рабочему месту «привязаны» - поставлены в соответствие атрибуты типа «задача», которые делятся на ограниченные по времени («поручение») и не ограниченные во времени (вплоть до отмены) - «регламент». При этом временную совокупность задач принято называть «проект», а постоянную «функция».
Таким образом, упорядоченная во времени совокупность бизнес-процессов на базовом уровне корпоративной иерархии полностью описывается атрибутами «поручение», «регламент», «функция», «проект».
На более высоких уровнях корпораций упомянутые в предыдущем абзаце атрибуты присутствуют как сумма, соответствующая совокупности рабочих мест. Поскольку навигация и обработка (процессинг) данных в любой корпорации происходят одновременно на всех рабочих местах, каждая КИС представляет собой распределённую динамическую базу данных независимо от уровня её автоматизации/ цифровизации.


Рецензии