Буратино

Оригинал фото:
https://photos.app.goo.gl/YRra8P1rELB7ETSv6

В 1990-х в моду вошли авторские куклы, и владельцы столичных галерей, удачно оседлав волну, принялись продвигать мастеров кукольников. Самые расторопные галерейщики ("крокодильщики ловкий народ!") связали кабальными договорами провинциальных умельцев (умелиц, главным образом): не ограниченная временем "реализация" с запретом на самостоятельные продажи в обход галереи. У одной из крокодильщиц, Карины Шаншиевой, я как-то купил авторскую куклу для подарка. Мрачная репутация: комиссия порядка 500% и бессовестное затягивание выплат авторам, едва сводящим концы с концами - не мешала Карине обаять богатеньких клиентов и проводить пышные декабрьские выставки "В ОЖИДАНИИ ЁЛКИ"...
Однажды, забредши в ЦДХ на Крымском валу, где крокодильствовала Карина, я заглянул в её галерею. Опознав во мне былого клиента, Карина бархатно пропела:
- У меня как раз для Вас кое-что есть... Мой мастер из Геленджика прислал своих Буратино... смотрите, есть даже кот Буратино!
Из угла на меня таращилась дюжина кривых долгоносых уродов, включая четвероногого. Верно, кукольник в прошлой жизни трудился компрачикосом и дело своё любил. Я покинул крокодилье логово с колотой раной в сердце и желанием восполнить страшный эстетический ущерб, нанесённый Вселенной.
Книжные иллюстрации к "Золотому ключику", начиная с самых ранних, предлагали множество образов Буратино - от нервного астеника с комариным жалом и в надутых турецких шальварах до резвого крепыша в детсадовских шортиках. В моём воображении постепенно стал вызревать хитрый любопытный мальчишка, внешне ещё не вполне утративший сходство с поленом... Был нарисован эскиз: Буратино сидит на земле, наблюдая юный побег денежного деревца.
Выбор инструмента, японского ножа Kasumi (должного символизировать глубинную идею кендзё), и материала (друг подарил липовый чурбак, найденный на месте истреблённой липовой аллеи) занял несколько лет. К началу 2000-х Буратино был совершенно готов родиться.
Осенними вечерами, слушая барочную классику в исполнении поборников аутентики, я вырезал из дерева моего мальчика. Мелкие детали (например, ладошки) трудно давались Kasumi и искушали применить надфиль, однако лишь острый нож хранит чистоту кендзё! :)
Провальный урок арифметики, преподанный Мальвиной - "а я не дам Некте яблоко, хоть он деррись!" - подсказал сюжет: Буратино, жующий яблоко, одной рукой задвигает за спину огрызок размером с собственную голову, а другой рукой по-детски показывает Некте "нету". На роль огрызка было прикуплено блескучее рождественское яблочко, откус обнажил ГМО-шное пенопластовое нутро.
Пережив несколько финишных панических приступов (запороть всё разом), я насадил голову и ручки-ножки на латунные гвоздики и решил сфотографировать новорождённого. Крокодильщица Карина для своих выставок заказывала красочные буклеты и каталоги - отправился к ней узнать адрес фотостудии и, разумеется, взял Буратино с собой. Ему же интересно :)
Безобразные извилистоносые уродцы всё так же пялились разъехавшимися зенками из делирия, когда на моей ладони воссел маленький жующий мальчишка. Вкрадчивая Карина взвинтила обаяние до градуса ослепительного (верно, именно так она обольщала наивных провинциальных мастериц, вынужденных затем месяцами вымаливать у неё свои кровные):
- Оооо! Оставите мне его на реализацию?
- Неа, я ребёнков продавать не намерен.
Адрес фотостудии я, понятно, не получил :) Впрочем, довольно было огромного чувства победы над уродством и возвращения Вселенной прежнего баланса.
Теперь Буратино живёт в прозрачной баночке - бдит в ожидании Некты, прижимая к животу надкушенное яблоко :)

Позднее методом тыка я нашёл фотографа, профессионально снявшего Буратино на плёнку - увы, пока так и не удосужился оцифровать те кадры. Размещённое в шапке фото сделано смартфоном под энергосберегающей лампочкой... пардон за качество.


Рецензии