Странник

   Я работаю в большом книжном магазине в центре Москвы. К сожалению, бумажные книги вышли из моды, их считают архаичными.
   Книжная торговля пока держится, переживая не лучшие времена. Её можно сравнить с тлеющими угольками, иногда взметающими языками пламени модной новинки - детища рекламы.
    Наш постоянный контингент: родители, покупающие яркие и развивающие книжки, учащиеся, которым нужны учебники и дополнительная литература и, конечно, пенсионеры. Они приходят ежедневно чуть ли не с открытием, ходят, выбирают, читают, прицениваются, ждут скидок. Наш магазин для них как клуб, они общаются между собой и с нами. Мы в курсе: как их зовут, кто чем интересуется и кто как себя чувствует.
   Покупают мало, книги нынче дороги, проще скачать в интернете бесплатно.Кризис не щадит книготорговцев, первым делом под нож идёт пища духовная.
   Однако у нас есть своя примета- выплывем или пойдём ко дну? Это поэзия. Если спрашивают и покупают стихи, значит дела не так уж плохи и жить будем.
   Слава Богу, народ поэзией интересуется и даже покупает.
   С утра магазин полупустой, только несколько постоянных покупателей роются в новинках.
   Среди них встречаются ходячие энциклопедии, узкие специалисты, увлечённые фанаты, милые чудаки. Встречаются и неадекваты, но сегодня, к счастью, их нет. Самое главное, они честные люди и не тырят книги.
   Увы, встречаются и книжные воры: одни воруют из азарта, другие - в знак протеста,-
   - Нечего цены задирать!
   Как-будто мы делаем это сами! Но выплачивать недостачу приходится из своего кармана, поэтому к незнакомцам самое пристальное внимание.
   В течении полугода к нам приходит странный человек: не молод, но стариком его язык не поворачивается назвать. Окладистая седая борода и седые брови выделяются на загорелом лице. Светло-голубые глаза, словно выцвевшие на солнце, смотрят куда-то вдаль, не видя ничего вокруг. Русые волосы, припорошенные сединой, неряшливо подстрижены. высокий лоб разрезает узкая морщина, скорее мимическая.
   Удивительные у него руки!Белые, ухоженные, с длинными пальцами. Они резко контрастируют с загорелым лицом.
   Одет бедно, но опрятно. При нём всегда потрёпанный портфель.
   Он погружён в себя и книги. Никогда ни к кому не обращается, не поддерживает разговор. Сам находит книгу, усаживается у стены, где столы и стулья. Может не отрываясь читать полдня, делая заметки в блокноте. После всегда возвращает книгу на полку. Он очень аккуратен.
    С моего места хороший обзор, и я часто наблюдаю за ним, когда нет работы.
    Иногда он ходит мимо меня взад-вперёд и что-то тихонько бормочет. Останавливается, замолкает на полуслове, смотрит вдаль. Глаза у него голубеют и словно светятся, лицо становиться открытым и по-детски доверчивым, руки в движении, как-будто он перебирает струны.
   Очень интересный и таинственный субъект!
    Некоторые коллеги называют его,-
   -Старик!-
другие,-
    -Бомж.
   Мне кажется, они не правы. Он умён, самодостаточен, в нём чувствуется вольница, но нет борьбы за выживание. Для меня он Странник, идёт своим путём, не обращая внимания ни на что, не видя преград, не боясь потерь. У него, как у птиц, внутренний ориентир, ведущий к цели. Какой? Никто не знает.
   Однажды, проходя мимо, он обронил смятый листок.
   Я стала его звать, он не оглянулся.
   Пока я выбегала из своего закутка, он ушёл.
   Руководство ругает за мусор и нас, и уборщиц. Наклонилась, подняла. Листок в клетку из блокнота, ровные строки убористым бисерным почерком.
   - Нехорошо читать чужие записки и совать любопытный нос в чужие дела!
     А вы бы устояли?
     Я не устояла, развернула листок,-
     Уходи! Сердце стукнуло гулко в груди.
     Уходи! От себя не уйти.
     Злую память не извести.
     Судьбы наши уже не сплести.
     Я прошу тебя, уходи!
     Унеси боль и ревность мою,
     Унеси униженье и стыд.
     Я с тобою в аду горю
     На костре непрощённых обид.
     Как увидел- покой потерял,
     Как услышал- мог бы убить.
     Никогда бы тебя не встречать.
     Никогда бы тебя не любить.
    Последние четыре строки были зачёркнуты, даже замазаны, не видно и на просвет.
    - Да он Поэт! Но кто же его жестокая Муза? Что за история приключилась с ними?
     Я разгладила листок и убрала.
     Вечером был переполох: нагрянули пожарники, оставили кучу замечаний, потребовали убрать столы и стулья, перекрывающие проход.
     На следующий день Странник пришёл попозже, почти к обеду. Сразу отправился к столикам на своё место, увидел пустоту, застыл в недоумении.
    Я подошла к нему,-
    - Здравствуйте!
    Он обернулся, я поймала удивлённый взгляд,-
    - Вчера пожарники заставили убрать, после Вашего ухода.
     Он смотрел на меня и внимательно слушал, но никакой реакции.
    - Вы вчера обронили!-
 покраснев, протянула ему вчетверо сложенный листок.
     - Не надо!
     Повернулся и ушёл. С тех пор я его больше не видела, не заходит.
     Листок долго лежал у меня на рабочем месте, но после празников пропал. Может кто-то забрал себе, но скорее просто выбросили.


Рецензии
Интересный рассказ... Мне по жизни очень везло на необычных неординарных людей -
для примера: дважды встречался с Гагаринм или сам Владимир Высоцкий занял очередь на регистрацию в аэропорту Пулково зимой 1968 г за курсантом Васей Чечелем, спросив: "Вы крайний?" или http://proza.ru/2011/04/21/1789

Насчёт книг тоже полностью с Вами согласен... Написал 24 книги, но издать в бумажном варианте малым тиражом только 20, но 18 из них пришлось бросить на квартире в Херсоне, при отъезде на Урал в Россию в октябре 2022 г. из-за бомбёжек ВСУ. В России пока удалось переиздать самую первую книгу "Морская авиация как она есть" в количестве 30 экэ. ...

С теплом, полковник Чечель.

Полковник Чечель   23.02.2024 14:33     Заявить о нарушении
Спасибо! Надеюсь, сейчас Ваши книги будут востребованы и привлекут к себе внимание. Желаю Вам удачи и примите поздравления с прошедшим праздником. Всех Вам благ!

Эм Филатова   24.02.2024 00:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.