Дом в книжном шкафу Методика природного воспитания

Проект развития, обучения, образования и воспитания
детей вместе с художественной и научной литературой
«Дом в книжном шкафу»

Литературный проект «Твёрдый знакЪ»

Заметка
«О природных основах в воспитании с литературой
и методических материалах для данных целей»

В этой заметке рассматривается не тематика природы в литературе, а природное начало, положенное в основу воспитания с литературой, в сочетании с методологическим походом и применением методических материалов, разработанных для данных целей. А сами природные основы касаются корней языка и того естественного, что не искажается преломлением через призму субъективного восприятия, а наиболее полно отражает объективное в жизни и мире - через литературу. И, поскольку этот проект объединяет художественную и научную литературу, и отдельные литературоведческие темы фольклора рассматривались в других заметках и освещаются в разрабатываемой методологии, то взглянем на природные основы, заложенные в литературе, и разработку методических материалов для данного воспитания через научное знание.

В России литература – душа, ее выражение. И из всего многообразия литературных и языковых источников по своему богатству, охвату и природной силе безусловно выделяется фольклор. С народными сказками ребенок узнает те нативные, исторические корни языка, которые заложены буквально в генотипе народа, а знания черпались из окружающего мира, из жизни. И исследователи, все как один, отмечают именно природное начало, богатство языка и нравственные основы в фольклоре - самый необходимый базис, от которого строится воспитание и развивается мышление ребенка, его интеллектуальные и духовные качества.

И начинается процесс воспитания также естественно - с чтения и слушания. Из фольклора знания попадают в авторскую сказку. И природное обучение языку с литературой, когда происходит его естественное познание в процессе чтения, в дальнейшем можно сочетать с методологическим и системным подходом к данному процессу. Так, например, эти природные знания переосмысливаются с научным подходом, и начинают разрабатываться методики и методические материалы воспитания и обучения - и необходимость в них и их совершенствовании в контексте хода времени есть всегда.

И в историческом отношении развитие учения о воспитании детей вместе с литературой прошло серьезный путь разработки методологии и методических материалов. Например, это «Планы объяснительного чтения» В. Виноградова (1), которые по сути являлись методическим пособием. Учитель тогда, В. Виноградов указывал на недостаточность в обеспечении материалами, которые определяли бы пределы такого чтения детям возраста начальной школы. В целом, планы напоминают и современный урок по литературе, они включают предварительную беседу по теме, чтение текста, резюмирование и темы сочинений – этот триединый подход – от действительности – к произведению – и рефлексии после прочтения и развития мыслей – предоставляет связь между жизнью, ее запечатлением в литературе, и раскрытием смыслов и дальнейшего творчества. Этот труд в переложении на современность похож на рабочие тетради, и является замечательным примером методического обеспечения в воспитании с литературой.

И далее подход к разработке методических материалов для изучения углубляется и совершается переход к методике изучения корней языка - оба подхода можно и нужно применять параллельно, вместе. В 1894 году П.А. Адамов написал труд «О методе преподавания русской словесности», который он выделил в отдельную публикацию из сделанных им филологических записок. Его метод основан на филологических разборах произведений писателей и литераторов, обучения письму у тех, чьим пером сотворены и свои литературные языки. На примере басен И.А. Крылова, автор предлагает выделять несколько оснований, по которым анализируется текст, и, соответственно, это и составляет его метод обучение слову: излагается содержание и составляется план текста (введение, основная часть, вывод), затем исследуются особенности языка и слога, грамматические, стилистические особенности, благозвучие (2).

И вот в одном из учебно-методических материалов по воспитанию детей с фольклором составитель выделяет такие принципы и достоинства данного вида воспитательной деятельности, как преемственность и воспитательный характер, природосообразность и поликультурность (3). А в самой программе по природосообразному воспитанию с помощью фольклора заложена все та же любимая мной интегративность, широкий охват сфер, разнообразных знаний и связей между ними. С фольклором связаны ключевые вопросы «что, где, когда» - история и география, каким народом создано и как выражено это природное знание. Природосообразность в программе связывается с этносом и народным воспитанием - этнопедагогикой, но смотреть можно и нужно шире и глубже: природосообразность – это соотнесение или даже синхронизация мышления с объективным, естественным, природным знанием, которое уже есть в этом мире, и не искажено субъективным подходом.

Вопрос в том, что мы можем сделать сейчас для приумножения этого природного литературного богатства и методологии воспитания на его основе. В современности это может быть авторство и различные методики, но опять же – с подходом природосообразности, связывающим не только воедино человека с традициями народа, но и человека, общество и мир.

2023, Ксения Мира, исследовательский научно-популярный проект интеграции знаний и универсальной методологии


Литература

(1) Виноградов В. Планы объяснительного чтения. Опыт объяснения образцов русской литературы для начального обучения. Руководство для учителей начальных училищ, примененное для ведения объяснительного чтения по книгам Ушинского, Паульсона, Виноградова, Радонежского, Деркачева, Поливанова, Козьмина, Бунакова, Полевого и друг. / составил В. Винограов. Издание второе, испр. и доп. Москва: Издание книжного магазина Вл. В. Думнова, под фирмой наследников бр. Салаевых, 1887. – 164 с.
(2) П.А. Адамов. О методе преподавания русской словесности. Воронеж: Типография В.И. Исаева, 1894.
(3) Абдрахманова М.В. Природосообразное воспитание детей в системе «дошкольное образовательное учреждение – начальная школа» средствами фольклора: Учебно-методические материалы для студентов 3-5 курсов по специальности «13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования» / Сост. М.В. Абдрахманова. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2005. – 95 с.


Рецензии